Экзаменационный материал по русскому языку 1 курс
учебно-методический материал

Марина Сергеевна Смирнова

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

общеобразовательной учебной дисциплины

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

ОУП.01 Русский язык

 подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 по специальностям

                                                среднего профессионального образования

             Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamenatsionnyy_variant_t1.docx56.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:

на методическом объединении  преподавателей общеобразовательного цикла

Протокол № ___от_________

_____________________

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по учебной работе

___________Г.В.Наквасина

«____»___________20__г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор ГБПОУ СИТ

___________Д.В.Чан

«____»___________20____г.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

общеобразовательной учебной дисциплины

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ОУП.01 Русский язык 

 подготовки квалифицированных рабочих, служащих

 по специальностям

                                                среднего профессионального образования

             Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

   

                                                                             Составитель:

                                                                                   Смирнова М.С.–

                                                                                                преподаватель русского

                                                                 языка

                                                                              и литературы

 

Оха

2022

Пояснительная записка

Цель проведения экзамена: оценка уровня полученных результатов обучения при изучении   учебной дисциплины « Русский язык» .

На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку даётся 2 часа. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 19 заданий.  Экзаменационная работа состоит  из 2-х частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания  минимально обязательного уровня, а дополнительная часть – более сложные задания.

Обязательная часть содержит 12 заданий, из них 8 заданий с выбором ответа и 4 задания, в которых надо в текст вставить попущенные буквы или знаки препинания. В дополнительной части семь  заданий.

В базовый вариант экзаменационной работы включены задания, выполнение которых свидетельствует о наличии у обучающихся навыков владения русским языком, необходимых человеку в современном обществе. Три  варианта заданий равноценны базовому по структуре, объему, представленности заданий разных содержательных линий, по проверяемым умениям и видам деятельности, а также по уровню сложности заданий и критериям оценки. Задания, включенные в разные варианты под одним и тем же номером, проверяют одни и те же элементы содержания одинакового уровня сложности.

Правильное выполнение экзаменационных заданий оценивается баллами, которые указываются в скобках около номера задания.

Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Начинать работу следует с заданий обязательной части и только, набрав необходимое количество баллов для удовлетворительной оценки, переходить к заданиям дополнительной части, чтобы повысить оценку до четырёх или пяти.

                             

                                     Критерии выполнения работы

Число баллов, которое надо набрать для получения оценки

3

(удовлетворительно)

4

(хорошо)

5

(отлично)

18

19

24

25

30

                                                 Вариант 1

                                      Обязательная часть

При выполнении заданий этой части поставьте знак «+» около того номера ответа, который вы считаете верным.

  1. (1 балл)  Подчеркните слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

       1) прИняла                2) проданА            3) кухОнный           4) стрЕльнуть

  1. (1 балл) Определите в каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ нужно употребить  ДИПЛОМАТИЧНЫЙ и отметьте его знаком «+»?
  1. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ корпус приветствовал решение министерства иностранных     дел.
  2. Министерство распорядилось направить в страну ДИПОЛОМАТИЧЕСКОГО          курьера.  
  3. Сотрудники обратились за помощью к депутату, человеку осторожному,       ДИПЛОМАТИЧЕСКОМУ.
  4. К ДИПЛОМАТИЧЕСКОМУ представительству нашей страны дорога вела через самый центр города.

  1. (1 балл) Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком «+».

         Слушая доклад директора,

  1. перед ними возникали яркие картины будущего.
  2. в голове мелькали хорошие мысли.
  3. в актовом зале царила тишина.
  4. начальник цеха потирал руки.

  1. (1 балл) Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и поставьте около него знак «+».
  1. Вопреки предсказания синоптиков циклон прошёл севернее Курганской области.
  2. Заместитель прокурора района подчеркнул, что приговор суда будет опротестован.
  3. Тех, кто сегодня садится за школьные парты, ждут серьёзные перемены.
  4. Цветок, высаженный перед окном и радовавший хозяев всё лето, в засуху пришлось интенсивно поливать.

  1. (1 балл) Найдите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые и поставьте около нег «+». 

 Случившееся с нами (1) кажется (2) неправдоподобным, фантастическим.

           Вы (3) кажется (4) сегодня хотели съездить в библиотеку?

  1.  1,2                       2) 2,4                   3) 1,3                  4) 3,4

  1. (1 балл) В каком ряду во всёх трёх словах пропущена одна и та же буква. Поставьте знак «+» рядом с номером ответа.
  1. пред..дущий, от..щется, с..мпровизировать
  2. пр..образовать, пр..менение, пр..открыть
  3. ра..бежка, ..делать, ра..потрошить
  4. о..ведать, по..брасывать, пре..чувствие
  1. (1 балл) Поставьте знак «+» рядом с номером предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания  не  поставлены).
  1. На участке учёного были высажены лилии и гладиолусы ирисы и георгины.
  2. Прошли благодатные дожди и напоили землю.
  3. Лошади просыпались от каждого шороха от крика перепела от гудка буксирного парохода.
  4. Дома остались только старые да хворые.

  1. (4 балла) Вставьте пропущенные буквы после шипящих

ц…новка, ш…рох, ш…пот;

ц…ганка, трущ…ба, парч…вый,

ж…нглер, сестриц…н платок;

кольц…вая дорога, старич…к, свинц…вый.

  1. (4 балла) Запишите прилагательные в 2-е колонки:

с  н

с нн

Сварен…ый, ветрен...ый, взволнован…ый, балован…ый, нечаян…ый, некрашен…ый, работы проверен…ы, заслужен…ый, дочь избалован…а, желан…ый, ранен…ый в руку боец, рван…ый полушубок.

            Прочитайте текст и выполните задания 10-11

(1) …  (2) Это своеобразный резкий писк, возникающий с краткими промежутками, но сливающийся в то, что раньше называли «полётным пением». (3) Миниатюрная птаха была снята скоростной видеокамерой, прослушана серией микрофонов и записана на магнитофон. (4) В результате анализа и сопоставлений всех полученных данных учёные США пришли к выводу, что колибри при встречном ветре молчит, а звук исходит от рулевых перьев её хвоста, которые вибрируют при быстром полёте. (5)…эту птаху не причислишь к певчему сословию.

10. (1 балл) Определите какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте «+»?

  1. Орнитологи долго изучали повадки колибри с помощью современной видеотехники.
  2. За колибри установили наблюдение, чтобы выяснить, как живёт птичка, её повадки.
  3. Разнообразные приборы и терпение понадобилось орнитологам, чтобы объяснить феномен пронзительных звуков, издаваемых колибри в полёте.
  4. Орнитологи установили за колибри круглосуточное наблюдение, чтобы изучить и оценить её пение.

11. (1 балл) Определите, какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?  

  1. Словом                                        3) Лишь
  2. Впоследствии                             4) Напротив

12. (1 балл) Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Ответ подчеркните.

    Блеснула огненная нить ( ) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая  нужна.

  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

                                            Дополнительная часть.

13. (4 балла). Прочитайте текст.

    Интересное открытие сделали немецкие психологи. Они записали плач шестидесяти новорождённых в возрасте от трёх до пяти дней. Пропустив полученные записи через компьютер, учёные пришли к выводу, что малыши разных стран плачут по-разному. Немецкие младенцы начинают свой писк с высоких и громких нот, а затем постепенно громкость и тон снижаются. Французские новорождённые, наоборот, с низкой частоты и громкости переходят на более высокие. Причины в том, что французы повышают тон речи к концу фразы и ударение у них всегда на последнем слоге слова. Между тем у немцев ударение обычно ставится в первой части слова. Эти наблюдения привели к выводу о том, что ребёнок начинает осваивать особенности родной речи ещё в утробе матери, что и отражается в его первых земных криках.

     В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ подчеркните.

      1. Учёные из Германии установили, что немецкие новорождённые начинают свой плач с высоких и громких нот.

      2. Немецкие учёные сделали интересное открытие: малыши разных стран плачут по-разному, так как в их первых земных криках отражаются особенности родной речи, освоенные ещё в утробе матери.

      3. Учёные из Германии установили, что французские младенцы начинают свой плач с низкой частоты и громкости, а затем переходят на более высокие частоты.

      4. Учёные из Германии установили, что особенности плача детей разных национальностей напрямую связаны с особенностями родного языка.

14. (2 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

     1. оплатить – уплатить;            2. абонент – абонемент.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                               Прочитайте текст и выполните  задания 15-19

(1) … (2) Достижения НТР впечатляющи. (3) Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии – атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п.   (4) … сам термин НТР возник в середине 20 века, когда человек создал атомную бомбу и стало ясно,  что наука может уничтожить нашу планету. (5)  В  авангарде науки идут фундаментальные исследования. (6) Внимание властей к ним резко возросло после того, как А. Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Ф. Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

15. (2 балла) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Ответ подчеркните.

  1. Объём научной деятельности, в том числе мировой научной информации, удваивается каждые 10-15 лет.

  2. НТР (научно-техническая революция) характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая -  через чёрточку), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы.

  3. Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции.

  4. Лишь наука способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, включая бессмертие.

16. (1балл)  Какое из приведённых ниже слов или словосочетаний должно быть на месте пропуска в четвёртом  предложении текста? Ответ подчеркните.

  1. Прежде всего,

  2. Но,

  3. Например,

  4. Следовательно.

17. (1 балл) Какие слова являются грамматической основой третьего предложения? Ответ подчеркните.

  1. Она вывела;

  2. дала источник;

  3. она дала источник;

  4. она вывела, дала.

18. (1 балл) Укажите верную характеристику шестого предложения. Ответ подчеркните.

  1. Сложносочинённое;

  2. сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью;

  3. сложноподчинённое;

  4. сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

19. (1 балл) Укажите значение слова коммуникация в третьем предложении. Ответ подчеркните.

  1. Качество, свойство коммуникабельного человека;

  2. путь сообщения, связь одного места с другим;

  3. общение, сообщение;

  4. линия связи.

                                                      Вариант 2

                                           Обязательная часть

При выполнении заданий этой части поставьте знак «+» около того номера ответа, который вы считаете верным.

1. (1 балл)  Подчеркните слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

      1) кормЯщий                2) кОрысть            3) крЕнится           4) местностЕй

2. (1 балл) Определите в каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно

     употребить  ПРЕДОСТАВИТЬ и отметьте его знаком «+»?

  1. Гость ПРЕДСТАВИЛ свою спутницу.
  2. Его, известного писателя, ПРЕДСТАВИЛИ к награде.
  3. Приехавшие артисты ПРЕДСТАВИЛИ сцену из спектакля по рассказам М. Зощенко.
  4. На съезде писателей первое слово ПРЕДСТАВИЛИ А.А. Фадееву.

3.  (1 балл) Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения.

      Выберите грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком   «+».

         Отмечая юбилей А.П. Чехова

  1. мне нравятся его рассказы.
  2. его рассказы лаконичны и содержательны.
  3. нельзя не сказать об огромной популярности этого писателя во всем мире.
  4. уроки литературы интересны.

  1. (1 балл) Среди приведенных найдите  предложение с грамматической ошибкой (с

        нарушением синтаксической нормы) и поставьте около него знак «+».

  1. Я прочитал рецензию на пьесу А.П. Чехова «Вишнёвый сад».
  2. Мы любим и гордимся творениями А.П. Чехова.
  3. По прибытии в Мелихово писатель активно занялся созданием библиотеки.
  4. Чехов помогал нуждающимся больным и деньгами, и советом.

5. (1 балл) Найдите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении и отметьте его знаком «+».

          В гостиной зажгли свет ( ) и сразу стало по-домашнему уютно.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

6.  (1 балл) В каком ряду во всёх трёх словах пропущена одна и та же буква? Поставьте

      знак «+» рядом с номером ответа.

  1. под..рвать, пр..родители, п..знать
  2. с..митировать, меж..гровой, без..мянный
  3. пр..тензии, пр..образованный, пр..восходный
  4. ни..посланный, сни..хождение, ни..вергнут

7. (1 балл) Поставьте знак «+» рядом с вариантом ответа, в котором правильно указаны

     все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

         Чихнув в театре на лысину впереди сидящего генерала (1) и (2)страшно перепугавшись (3) мелкий чиновник Червяков (4) жалкий человек (5) начал преследовать «его превосходительство» назойливыми извинениями.

  1. 1, 2 , 3, 4, 5                       2) 3, 4, 5               3) 1, 3, 4, 5               4) 4, 5

8. (4 балла) Вставьте пропущенные буквы после шипящих

Трещ…тка, собач..нка, этаж..м, деш…вый порош…к, мощ…ные улицы, дириж…р, ноч…вка, толч…к, горяч…, волч…нок, чащ…ба.

 9. (4 балла) Запишите прилагательные в 2-е колонки:

с  н

с нн

Манеры изыскан…ы, избалован…ый мальчик, стулья завален…ы книгами, неуверен…ый,  вы оправдан…ы, квашен…ая капуста, заброшен..ый, печен…ый в золе картофель, глажен…ое белье, серебрян…ая посуда, ветрен…ый день.

     

   

                     

Прочитайте текст и выполните задания 10-11

 (1) …  (2) Впервые о ней заговорил швейцарский писатель Эрих фон Деникен. (3)Он выдвинул идею о том, что пришельцы с других звёзд посетили плато Наска, однако не настаивает на том, что линии нарисовали сами гости. (4)Его теория гласит, что с помощью рисунков люди призывали инопланетян вернуться после того, как они покинули Землю. (5)треугольники информировали летательные аппараты о возможном боковом ветре, а квадраты – о наилучшем месте приземления. (6)Линии могли быть заполнены неким веществом, способным ярко светиться в темноте и обозначать взлётно-посадочные полосы. (7) Эта теория считается самой невероятной и всерьёз не рассматривается, хотя во многие умы фон Деникен заронил зерно сомнений. (8)… появилась сложная версия энергопотоков, по которым обеспечивалась связь древних племён с космическим  разумом.    

10. (1 балл) Определите какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте «+»?

  1. Пустыня Наска находится на высоте примерно 800 метров над уровнем моря.
  2. Самая волнующая гипотеза о происхождении рисунков на поверхности Наска связана с космическими пришельцами.
  3. Линии и фигуры из-за больших размеров лучше всего видны с борта самолёта или вертолёта.
  4. Поверхность пустыни, сплошь покрытая небольшими бурыми камнями, послужила своего рода «чертёжной доской».

11. (1 балл) Определите, какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом (8) предложении?  

  1. Так                        2) Вообще                  3) Однако                4) Потому что

12. (1 балл). Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

     Недавно шёл первый снег ( ) и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.

       1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

       2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

       3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

       4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Дополнительная часть.

13. (4 балла). Прочитайте текст.

Альтруистическое поведение отнюдь не является привилегией человека, оно присуще по крайней мере одному из его  ближайших родственников – карликовым шимпанзе бононо. Такой вывод сделали американские учёные, проведя серию экспериментов. В  комнату с едой пустили голодную обезьяну, а её сородич в это время находился в соседнем помещении, отделённом от «столовой» дверью с задвижкой. Бононо предоставили выбор: пообедать в одиночку либо, открыв дверь, впустить соседа и поделиться едой. Хотя в испытании участвовали несколько приматов, результат эксперимента неизменно одинаков. Ни одно подопытное животное не пыталось съесть лакомство тайком, не поделившись с «ближним», как это порой себе позволяют некоторые представители человечества.

     В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ подчеркните.

   1. Американские учёные провели эксперименты с карликовыми шимпанзе, чтобы сравнить их поведение с поведением людей.

   2. Американские учёные установили, что шимпанзе бононо всегда делятся пищей со своими голодными собратьями.

   3. После серии экспериментов шимпанзе бононо способны поделиться едой с сородичами и всегда делают это.

   4. Ещё одним доказательством родства человека и животного стали эксперименты американских учёных с обезьянами.

14. (2 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

      1. надеть – одеть;           2. поступок – проступок.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                            Прочитайте текст и выполните  задания 15-19

  (1)… (2) В наушниках стоял невообразимый гвалт, состоявший из самых странных звуков, похожий то на грохот якорных цепей, тона шум генераторов, то на концертную какофонию, то на гомон играющих детей. (3) В 1942 году гидрофоны, установленные у входа в Чесапский залив, уловили таинственные звуки, напоминающие «удары пневматических молотков, вспарывающих бетонный тротуар». (4) Флотские специалисты были поражены: оказалось, громкость подводных звуков так велика, что от них могут сдетонировать акустические мины. (5) После войны начались работы по выявлению источников этих непонятных звуков. (6) … их издавали животные, но какие именно и почему?

15. (2 балла) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Ответ подчеркните.

    1. Во время Второй мировой войны военные моряки с помощью чувствительных приборов следили за вражескими подводными лодками.

    2. Рыба-белка и рыба-попугай скрежещут зубами, расположенными в задней части горла.

    3. Жители островов Тихого океана испокон веков слушают море, прижав ухо к ручке весла.

   4. В результате исследований было установлено, что обитатели тропических и субтропических морей гораздо «разговорчивей», чем жители более прохладных вод.

16. (1 балл) Какое из приведённых ниже слов или словосочетаний  должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? Ответ подчеркните.

    1. Как всегда,

    2. Так как,

    3. Очевидно,

    4. Поэтому

17. (1 балл) Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или из частей сложного предложения текста? Ответ подчеркните.

  1. стоял гвалт (предложение 2),

  2. гидрофоны уловили (предложение 3),

  3. громкость велика (предложение 4),

  4. начались работы по выявлению (предложение 5).

18. (1балл) Укажите верную характеристику второго предложения текста. Ответ подчеркните.

   1. сложноподчинённое;

   2. сложное бессоюзное;

   3. сложносочинённое;

   4. простое, осложнённое.

19. (1балл) Какое слово во втором предложении имеет лексическое значение «громкий шум от множества голосов, звуков»?

   1. гвалт

   2. гомон

   3. какофония

   4. грохот

                                                Вариант 3

                            Обязательная часть

При выполнении заданий этой части поставьте знак «+» около того номера ответа, который вы считаете верным.

1. (1 балл)  Отметьте знаком плюс (+) слово, в котором неверно определено ударение. (выделенная буква обозначает ударный гласный)

       1) сУдно                2) (речные) пОрты            3) (дело) возбужденО           4) квАртал

2. (1 балл) Определите, в каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно

     использовать   НЕОБИДЧИВЫЙ,  и отметьте его знаком «+».

  1. Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно БЕЗОБИДНЫЙ человек.
  2. Шутки брата далеко не всегда были БЕЗОБИДНЫ.
  3. Я люблю общительных, БЕЗОБИДНЫХ людей, которые понимают шутки.  
  4. Мыши – совершенно БЕЗОБИДНЫЕ существа, хотя многие их боятся.

3.  (1 балл) Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения.

      Выберите грамматически правильное продолжение предложения и отметьте его знаком  «+».

       Научившись читать в пятилетнем возрасте,

  1. в школе мне было скучно изучать азбуку.
  2. письмом я не мог овладеть до восьми лет.
  3. любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.
  4. Учение в школе не представляло для меня никакого труда.

4. (1 балл) Среди приведенных найдите  предложение без грамматических ошибок

      и поставьте около него знак «+».

  1. Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи.
  2. Рисунки, которые я воображал, глядя из окна на ржавые листы железа, менялись то ли под влиянием погоды, то ли от моего настроения.
  3. Хозяин принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.
  4. Учёные обратили внимание и стали наблюдать за передвижениями больших масс насекомых.

5. (1 балл) Найдите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении и отметьте его знаком «+».

                    Иногда мяч влетал на трибуну ( ) и тогда все почему-то начинали смеяться.

         

  1. Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
  2. Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
  3. Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.
  4. Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

6.  (1 балл) В каком ряду во всёх трёх словах пропущена одна и та же буква. Поставьте

      знак «+» рядом с номером ответа.

  1. пр…мирительно, пр…дварительный, пр…кратить
  2. беспр…кословно, пр…терпевать, пр…образить
  3. пер...смотреть, пер...улок, пер…фраз
  4. д…спропорция, д…градация, д...стабилизация

7. (1 балл) Поставьте знак «+» рядом с вариантом ответа, в котором правильно указаны

     все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вспыхивая разноцветным оперением (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.

  1. 1, 3                        2) 2, 3               3)  3               4) 3, 4

8. (4 балла) Вставьте пропущенные буквы после шипящих

Медвеж….нок, деш….вый, дириж…р , с ключ….м, ремеш…к, окруж….н, луч….м, танц….вать, ш…рох, бесш…вный, скач…к, над саранч…й

9. (4 балла) Запишите прилагательные в 2-е колонки:

с  н

с нн

За Гостин…ым двором, выкрашен…ы,  бледно-зелён…ый цвет, освещён…ую, посредин…е, плетён…ых, запечатлен…ы,  учён…ые, почтен…ая солидность, всё подчинен…о,  един…ым,  постоян…о

           

 Прочитайте текст и выполните задания 10-11

(1) …  (2) Однако начитанность, эрудиция не гарантия успеха, а иногда даже помеха в исследовательской работе. (3)Пётр Леонидович Капица, возглавлявший Институт физических проблем, советовал своим сотрудникам не лазать по библиотечным полкам в поисках путей для решения новых проблем. (4)… надо самому постараться найти верный путь, а потом уже изучать литературу по истории вопроса. (5)Такие наставления редко слышат ученики от своих учителей. (6)Капица слышал их от Резерфорда, когда работал  под его руководством в Кембридже, Резерфорд – от Томсона.  

10. (1 балл) Определите какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте «+».

  1. Пётр Леонидович Капица, как и его учитель Резерфорд, обладал необузданной энергией и богатым воображением.
  2. В книгах часто люди, обладающие здравым смыслом, умеющие рассчитывать, противопоставляются учёным мечтателям.
  3. Бесспорно, учёный должен быть хорошо осведомлён о том, что сделано в науке, чтобы «не изобретать велосипед».
  4. Дух новаторства витал в лабораториях физиков, исследующих атом.

11. (1 балл) Определите, какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении?  

  1. И всё-таки                                                          3) Поэтому
  2. Он считал, что                                                   4) Существует мнение, что

12. (1 балл). Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Ответ подчеркните.

Он чувствовал какой-то испуг пред новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна;

    2. Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  нужна запятая;

    3. Сложносочинённое предложение, перед союзом  И  запятая не нужна.

    4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  нужна.

Дополнительная часть.

13. (4 балла). Прочитайте текст.

Язык – это  живая система, в которой постоянно появляются новые слова, а устаревающие отходят на периферию, употребляются всё реже, иногда отмирают. Темп перемен в русской лексике неравномерен: во время больших социальных изменений происходит активное обогащение словарного состава языка. Это связано с необходимостью обозначить множество новых понятий самых разных сфер жизни.

   

 В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ подчеркните.

    1. В языке постоянно появляются новые слова, умирают старые, поэтому о нём можно говорить как о живой системе.

    2. Изменения в составе языка происходит неравномерно.

    3. Словарный запас языка особенно активно обогащается во время больших социальных перемен.

    4. Большие социальные  изменения приводят к активному обогащению словарного запаса языка, так как появляется множество  новых понятий в разных сферах жизни.

14. (2 балла)  Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

    1. подпись – роспись                       2. усвоить - освоить

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

   

                               Прочитайте текст и выполните  задания  15-19

(1)… (2) Так родились гипотезы о всемогущих пришельцах, которые в прошлом прилетали к нам из космоса, чтобы что-нибудь построить. (3) И далее с убеждённостью колониальных чиновников 19 века современные апологеты пришельцев отчаянно грабят цивилизации Востока. (4) Страницы книг и кадры кинофильмов изобилуют заявлениями о том, что нашим предкам не под силу было воздвигнуть пирамиды Египта, отлить железную колонну в Дели и даже нарисовать фрески Тассили. (5) Сила убеждения подобных гипотез зиждется на том, что далеко не все знают, как же и когда в действительности был построен тот или иной монумент. (6)… задумайтесь: приверженцам пришельцев не приходит в голову приписать им строительство Эйфелевой башни или Московского Кремля.

15. (2 балла) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? Ответ подчеркните.

   1. За последние пять тысячелетий человечество создавало и строило много произведений искусства.

   2. Суеверия наших дней рядятся в наукообразные одежды.

   3. В 21 веке вырос интерес к строительным технологиям наших предков.

   4. Сегодня любители таинственного могут удовлетвориться джиннами и ведьмами.

16. (1 балл) Какое из приведённых ниже слов или словосочетаний  должно быть на месте пропуска в шестом  предложении текста? Ответ подчеркните.

   1. Несмотря на это,

   2. Хотя,

   3. Потому что,

   4. Ведь.

17.  (1 балл)  Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений  или в одной из частей   сложного  предложения текста?  Ответ подчеркните.

   1. построить (предложение 2),

   2. грабят цивилизации (предложение 3),

   3. знают (предложение 5),

   4. построен храм (или) монумент (предложение 6).

18. (1 балл) Укажите верную характеристику пятого предложения текста.

  1. сложноподчинённое,

  2. сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями,

  3. сложносочинённое,

  4. сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

19. (1балл) Укажите значение слова зиждется в пятом  предложении.

   1. указывает

   2. перестраивается

   3. основывается

   4. использует

                                     

                                                  Эталон ответов

                                     

                                                    Вариант №1

           

                                              Обязательная часть

  1. 2
  2. 3
  3. 3
  4. 1
  5. 3,4
  6. 1
  7. 1
  8. Циновка, шорох, шепот,

Цыганка, трущоба, парчовый,

            Жонглер, сестрицын платок,

            Кольцевая дорога, старичок, свинцовый.

  1. Сваренный, ветреный. взволнованный,

Нечаянный, некрашеный, работы проверены,

Заслуженный, дочь избалованна, желанный,

Раненый в руку боец, рваный полушубок.

  1.  3
  2.  1
  3.  2

                               Дополнительная часть

13.  2

14. паронимы

15.  2

16.  2

17.  4

18.  3

19.  3

                                                      Вариант №2

                                    Обязательная часть

  1. 1,3
  2. 1
  3. 2
  4. 2
  5. 3
  6. 3
  7. 2
  8. Трещотка, собачонка, этажом, дешевый порошок,

Мощные улицы, дирижер, ночевка, толчок, горячо, волчонок, чащоба.

  1. Изысканы, избалованный, завалены, неуверенный, оправданны, квашеная, заброшенный, печеный, глаженное, серебряная посуда, ветреный.
  2. 1
  3. 1
  4. 3

                           

   Дополнительная часть

  1.  4
  2.  паронимы
  3.  1
  4.  3
  5.  4
  6.  4
  7.  2

                                                         Вариант №3

                                                  Обязательная часть

  1. 3
  2. 3
  3. 1
  4. 3
  5. 2
  6. 3
  7. 1
  8. Медвежонок, дешевый, дирижер, с ключом, ремешок, окружен, лучом, танцевать, шорох, бесшовный, скачок, саранчой.
  9. За гостиным двором, выкрашены, бледно-зеленый, освещенную, посредине, плетенный(н), запечатлены, ученые, почтенная, все подчинено, единым, постоянно.
  10. 1
  11. 1
  12. 2                        

                                  Дополнительная часть.

  1. 4
  2. паронимы
  3. 2
  4. 4
  5. 1
  6. 1
  7. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экзаменационный материал для учащихся III курса по математике

экзаменационный материал для учащихся III курса  НПО по математике...

Дидактический материал по русскому языку для 6 класса.

Данная презентация включает в себя занимательный материал по русскому языку, который может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеурочное время....

Экзаменационные материалы по русскому языку в виде набора контрольных заданий СПО

Данные экзаменационные задания могут быть использованы  при подготовке и проведении экзамена по русскому языку в СПО...

Экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО

В статье представлен экзаменационный материал по русскому языку для групп СПО, обучающихся строительной специальности.    Экзаменационная работа включает в себя 4 вар...

Контрольно-измерительный материал по русскому языку

КИМ по русскому языку для обучающихся СПО и НПО....

Учебно-методический материал по русскому языку

Учебный материал, позволяющий учащимся самостоятельно освоить тему "Причастие"...