Методразработка "Методы исследования в акушерстве и гинекологии"
методическая разработка

Куулар Айлана Анатольевна

Методическая разработка практического занятия по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии», создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 « Сестринское дело» на 1 курсе, и предназначена для проведения занятия по МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение». Согласно рабочей программе на изучение данной темы отводится 90 минут.                                                                                                                          Материалы методической разработки комбинированного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.

Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля – решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения.

Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», в нем подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся данной патологии, а также стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры при выполнении санитарно-просветительной работы. Блок включает мотивацию, обзор литературы.

В блок контроля включены терминологические и графические диктанты с эталонами ответа на  задания для определения исходного уровня знаний, проблемно-ситуационные задачи.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая методическая разработка №4

Основы сестринского дела

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

на тему: Методы исследования в акушерстве и гинекологии

Дисциплина: ПМ 01. Профилактическая деятельность                                                                              МДК 01.01«Здоровый человек и его окружение»

Раздел: Здоровье мужчины и женщины

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Разработана: преподавателем общеклинических дисциплин

Куулар Айлана Анатольевна

Кызыл-2022

Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии», создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 34.02.01 « Сестринское дело» на 1 курсе, и предназначена для проведения занятия по МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение». Согласно рабочей программе на изучение данной темы отводится 90 минут.                                                                                                                          Материалы методической разработки комбинированного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.

Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля – решение профессиональных ситуационных задач с применением активных методов обучения.

Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», в нем подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся данной патологии, а также стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры при выполнении санитарно-просветительной работы. Блок включает мотивацию, обзор литературы.

В блок контроля включены терминологические и графические диктанты с эталонами ответа на  задания для определения исходного уровня знаний, проблемно-ситуационные задачи.

Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.

Тема: Методы исследования в акушерстве и гинекологии

Вид: практическое занятие

Тип: практическое занятие с использованием элементов проблемного обучения.

Курс, группа: 1 курс 5 группа по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Количество учащихся: 1 бригада (10 человек)

Цели занятия:

  1. Образовательные:  
  • Изучить методы исследования в акушерстве и гинекологии;
  • Ознакомить студентов со сбором жалоб и анамнеза, особенностями ведения беременности.  
  1. Развивающие:
  • Развивать у студентов клиническое мышление, познавательный интерес к теме занятия.  
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать чуткое и внимательное отношение к беременным женщинам и гинекологическим пациентам, соблюдать правила медицинской этики и деонтологии.

Медицинская сестра/Медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Медицинская сестра/Медицинский брат (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Оснащение занятия: ноутбук, проектор, видеоролики, схемы, рисунки, плакаты, мультимедийная презентация, торс беременной женщины, индивидуальная карта беременной и родильницы, обменно-уведомительная карта, история родов, тазомер, сантиметровая лента, стетоскоп.

Применяемые педагогические технологии: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровая технология.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Время: 90 минут

Методы и приемы: метод проблемного изложения в обучении, частично-поисковый, словесный (коммуникативный)

Ход занятия:

  1. Вводная часть - 5 мин.
  2. Основная часть - 80 мин.
  3. Заключительная часть - 5 мин.

Технологическая карта занятия

Наименование этапов

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Формы организации учебной деятельности

1

Вводная.

Организационный момент

Актуализация знаний по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии» Мотивация учебной деятельности

Блок учебной информации

Переход к цели урока

5 мин

35 мин

Приветствие

Вводное слово преподавателя. Озвучивание целей занятия.

Слово преподавателя. Задает вопросы студентам

Приветствие преподавателя

- Проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы

- догадываются, выдвигают тему занятия

Групповая

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии»

Работа в мини-группах:

  1. Терминологический диктант
  2. Графический диктант

20 мин

- Проводит терминологический диктант – необходимо найти определения;

- Проводит графический диктант – нужно ответить да «+», нет «-»

Отвечают в мини-группах на задания

Индивидуальная, групповая

3

Работа в мини-группах Задание «Определение срока беременности и даты родов»

15 мин

- проводит задание «Определение срока беременности и даты родов»

- выполняют задание по ПДР

Групповая

4

Работа в мини-группах Задание «Решение ситуационных задач»

10 мин

- объясняет решение ситуационных задач в мини-группах

- решают ситуационные задачи в мини-группах

Групповая

5

Рефлексия

3 мин

- обсуждают результаты занятия в игровой форме по изученной теме

- закрепляют изученный материал по теме занятия

Индивидуальная, групповая

6

Подведение итогов и задание на дом

2 мин

- Подводит итоги и поблагодарит студентов за активное участие на занятии

- выставляет оценки

- дает задание на дом

- прощается со студентами

- анализируют достижения

- подводят итог игры

Индивидуальная, групповая

Итого

90 мин

Ход занятия

I этап: Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии».

Вопросы аудитории:

1). Что такое физиологические роды? (роды - это физиологический процесс, во время которого происходит изгнание из полости матки плода, околоплодных вод и плаценты с оболочками)

2). Какие методы исследования в акушерстве и гинекологии вам знакомы? (тест на определение ХГЧ, измерение окружности живота и высоты дна матки, выслушивание сердцебиения плода (аускультация), определение наружных размеров таза, 4 приема Леопольда-Левицкого, определение шевеления плода)

3). Какие изменения происходят в организме женщины в связи с беременностью? (со стороны: ЦНС, ССС, ДС, ЖКТ, МВС, кожа и ее придатки)

Как вы уже поняли, мы сегодня поговорим о методах исследования в акушерстве и гинекологии.

Блок учебной информации

Мотивация темы:

Методика обследования беременной женщины или гинекологической больной состоят из сбора анамнеза, объективного исследования и обследования с помощью дополнительных методов. Диагностика беременности чрезвычайно важна для определения оптимальной тактики ведения пациенток. Чем раньше определена беременность, тем раньше будет начала профилактика различных осложнений или решен вопрос о вынашивании беременности. Своевременное обследование гинекологических больных позволит, как можно раньше, поставить клинический диагноз и начать лечение.

Методы диагностики беременности

Диагностика беременности чрезвычайно важна для определения оптимальной тактики ведения пациенток. Выявление беременности в ранние сроки дает ряд преимуществ, позволяя:

- установить маточную беременность и начать профилактику сосудистых нарушений плацентарного ложа, лежащих в основе развития преэклампсии, плацентарной недостаточности, гипотрофии плода и других осложнений беременности;

- обнаружить эктопическую беременность до ее прерывания и возникновения осложнений и применить органосохраняющие методы лечения и улучшить прогноз фертильности пациенток  в будущем;

- в случае нежелательной беременности прервать ее одним из щадящих методов, позволяющих снизить риск осложнений (медикаментозное прерывание беременности, вакуум-аспирация).

Клинические признаки беременности

По диагностической ценности характерные признаки беременности м.б. разделены на 3 группы:

  • Сомнительные (предположительные). В эту группу относят различного рода субъективные ощущения:
  • Тошнота, рвота, особенно по утрам, изменение аппетита (отвращение к мясу, рыбе и др.);
  • Изменение обонятельных ощущений (отвращение к запаху духов, табачному дыму и др.);
  • Нарушение функции нервной системы (раздражительность, сонливость, изменчивое настроение, головокружение и др.);
  • Пигментация кожи на лице, по белой линии живота, в области сосков, появление полос беременности;
  • Учащение мочеиспускания;
  • Увеличение объема живота;
  • Ощущение нагрубания молочных желез.
  • Вероятные признаки беременности – признаки, определяемые при объективном исследовании половых органов, молочных желез, а также положительные иммунологические тесты на беременность:
  • Прекращение менструаций у здоровой женщины репродуктивного возраста;
  • Увеличение молочных желез, их напряженность, появление молозива при надавливании на ореолу;
  • Синюшность слизистой  оболочки влагалища и шейки матки;
  • Изменение формы, величины и консистенции матки.

- Увеличение матки в переднезаднем размере, позднее в поперечном размере. В 5-6 нед. матка шарообразной формы. В 7-8 недель соответствует размерам гусиного яйца, в 11-12 недель дно матки находится на уровне или несколько выше симфиза.

- Симптом Горвица-Гегара – размягчение матки, особенно в  области перешейка. Пальцы обеих рук при двуручном исследовании соприкасаются в области перешейка почти без сопротивления. Признак четко определяется в 6-8 недель беременности.

- Признак Снегирева – изменение консистенции матки во время двуручного исследования (мягкая беременная матка  под влиянием механического раздражения уплотняется и сокращается,  после прекращения раздражения матка вновь приобретает мягкую консистенцию).

- Признак Пискачека – асимметрия матки, обусловленная куполообразным выпячиванием правого или левого ее угла, что соответствует месту имплантации плодного яйца. С увеличение срока  беременности асимметрия постепенно исчезает.

- Признак Губарева-Гауса – легкая подвижность шейки матки в ранние сроки беременности, что связано с размягчением перешейка.

- Признак Гентера – перегиб матки кпереди и гребневидное утолщение на передней поверхности матки по средней линии вследствие размягчения перешейка (определяют не всегда).

  • Достоверные признаки беременности – группа признаков, появляющихся во второй половине беременности и свидетельствующая о наличии плода в матке:
  • Определение частей плода;
  • Ясно слышимые сердечные тоны плода;
  • Движения плода, ощущаемые исследующим лицом.

Диагноз беременности является точным даже при наличии только одного достоверного признака.

Лабораторно-инструментальные методы диагностики беременности

«Золотой стандарт диагностики» - сочетание двух методов:

- определение в-ХГЧ в крови;

- УЗИ с использованием трансвагинального датчика.

ХГЧ – гликопротеин, который вырабатывается синцитиотрофобластом растущего ворсинчатого хориона. Субъединицу этого гормона обнаруживают в крови уже на 7-9 день после зачатия, что совпадает с имплантацией оплодотворенной яйцеклетки в эндометрий. Концентрация ХГЧ неуклонно растет, достигая максимума на 10-й неделе, затем его уровень снижается в 2-3 раза и остается неизменным до конца беременности. Через 2 недели после родов гормон в крови уже не обнаруживается.

Определение специфической в-ХГЧ позволяет:

  • Установить беременность в наиболее раннем сроке;
  • Отличить нормально протекающую беременность от патологической (внематочной, прерывающейся) при количественном динамическом определении. Однако эта методика дорогостоящая и сложная.

С помощью УЗИ трансабдоминальным сканированием наличие беременности можно установить с 5-6 нед. беременности, а при трансвагинальной эхографии на 1- 1,5 недели раньше. Диагноз маточной беременности устанавливают на основании:

  • Определения в полости матки плодного яйца, желточного мешка, эмбриона и его сердечных сокращений ( в ранние сроки);
  • Визуализации плода/плодов (в более поздние сроки.)

Акушерское исследование

Наружное и внутреннее акушерское исследование включает измерение таза, определение состояния половых органов, а с 20 недель беременности – измерение, пальпацию живота и аускультацию тонов сердца плода.

Акушерские измерения: для суждения о внутренних размерах малого таза проводят тазоизмерение.

  1. Проведение наружного тазоизмерения

Цель: определить наружные размеры большого таза, чтобы иметь представление о величине и форме малого.

Инструменты: тазомер.

Техника измерения: 

А) Пациентку уложить на спину, ноги слегка согнуть в коленях;

Б) Пуговки тазомера удерживать большим и средним пальцами, а указательным прощупывать пункты, расстояние между которыми нужно измерить.

В) Прижимая пуговки раздвинутых ветвей тазомера вплотную к опознавательным пунктам костей со стороны их наружной поверхности, по линейке определить полученные результаты.

- Distantia spinarum – расстояние между наиболее отдаленными точками передневерхних остей подвздошных костей. В норме этот размер равен 25-26 см;

- Distantia cristarum – расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей. После измерения первого размера пуговки тазомера передвигать по наружному краю гребней подвздошных костей до тех пор, пока не определиться наибольшее расстояние. В норме этот размер на 3 см больше первого, т.е. 28-29 см.

- Distantia trochanterica – расстояние между наиболее выдающимися точками больших вертелов. В норме этот размер равен 31-32 см.

Величины поперечных размеров большого таза позволяют опосредованно судить о величине поперечного размера входа в малый таз. Для получения цифрового выражения величины поперечника входа в малый таз необходимо из величины Distantia spinarum вычесть 14-15 см или эту величину разделить пополам.

- Conjugata externa (размер Боделока) одну пуговку тазомера поставить в область надкрестцовой ямки (совпадает с верхним углом ромба Михаэлиса), другую – на середину верхнего края лонного сочленения.

Прямой размер таза измеряют для того, чтобы получить представление о размерах истинной конъюгаты (C.vera), т.е. прямого размера входа в малый таз.

2. Диагональная конъюгата – это расстояние между нижним краем симфиза и мысом крестца, которое в норме равно 13 см.

        Для измерения диагональной конъюгаты двумя пальцами, введенными во влагалище, низко опуская локоть, стараются кончиком среднего пальца достигнуть середины мыса. При соприкосновении с ним, на основании указательного пальца правой руки левой отмечают то место, которое непосредственно соприкасается с нижним краем лонного сочленения. После чего тазомером или сантиметровой лентой измеряют величину расстояния от метки до конца ногтевой фаланги среднего пальца – это и будет размер диагональной конъюгаты.

3. Определение истинной конъюгаты

Величину истинной конъюгаты рассчитывают по наружной и диагональной.

  • - Для того, чтобы рассчитать примерную величину истинной конъюгаты необходимо из величины наружной конъюгаты вычесть коэффициент поправки на толщину костей.

        Как его получить?  Необходимо рассчитать величину индекса Соловьева.

ИС – это 1/100 часть от окружности лучезапястного сустава, измеренная сантиметровой лентой и выраженная в миллиметрах.

Например: окружность лучезапястного сустава = 145 мм, следовательно, ИС= 1,45.

Коэффициент поправки на толщину рассчитывается следующим образом: при ИС меньше либо равном 1,44 коэффициент составляет 8 см, при ИС 1,45-1,54 составляет 9 см,  при ИС  1,55 и более – 10 см.

  • Для оценки таза из величины диагональной конъюгаты необходимо вычесть показатель индекса Соловьева.

Например: D.c. = 11,5  см, ИС= 1,5.

CV= 11, 5 – 1,5 = 10 см.

4. Инструменты, применяемые для осмотра женщин

- зеркало Куско;

- ложкообразное зеркало Симса и подъемник Отта;

- ложечка Фолькмана;

- шпатель для взятия мазка на атипию;

- маточный зонд;

- пулевые щипцы или щипцы Мюзо;

- корнцанг

5. Наружное акушерское исследование

Для наружного акушерского исследования применяют приемы Леопольда-Левицкого:

А) 1-й прием – определение высоты стояния дна матки и части плода, находящейся в дне.

Б) 2–й прием – определение позиции плода, о которой судят по месту расположения спинки и мелких частей плода (ручек, ножек).

В) 3-й прием – определяют характер предлежащей части и ее отношение к малому тазу.

Г) 4-й прием = определение соотношения предлежащей части со входом в малый таз.

Членорасположение плода – отношение конечностей плода к головке и туловищу. При определении положения плода (отношение продольной оси плода к продольной оси матки) различают положения:

  • Продольное;
  • Поперечное;
  • Косое

Позиция плода – отношение спинки плода к правой или левой стенке матки. Различают позицию первую – спинка слева и вторую – спинка  обращена к правой стенке матки.

Вид позиции – отношение спинки плода к передней или задней стенке матки, соответственно передний и задний вид.

Предлежание – отношение крупной части плода ко входу в малый таз (головное, тазовое, отсутствует).

Аускультация - выслушивание сердцебиения плода акушерским стетоскопом, начиная со второй половины беременности. Сердцебиение выслушивается со стороны спинки плода ближе к головке. При поперечном положении с/б выслушивается на уровне пупка. При головном предлежании выслушивается ниже пупка, при тазовом – выше пупка. При многоплодной беременности сердцебиение плодов обычно выслушивается отчетливо в разных отделах матки. В норме 120-160 ударов в минуту.

Помимо акушерского стетоскопа, для аускультации сердечных тонов плода можно применять фетальные мониторы, работающие на основании эффекта Доплера.

  1. Определение срока беременности

О сроке беременности можно судить на основании учета времени, прошедшего с первого дня последней менструации до момента, когда определяется срок при условии регулярного менструального цикла.

При определении срока беременности и родов учитывают время первого шевеления плода, которое ощущается первородящими с 20-й недели беременности, повторнородящими – примерно на 2 недели раньше. Однако это ощущение субъективно и его значение ограничено.

Срок беременности можно определить, исходя из данных объективного обследования.

  • В 4 недель беременности матка достигает примерно размера куриного яйца.
  • В 8 недель величина матки приблизительно соответствует размерам гусиного яйца.
  • В 12 недель асимметрия матки исчезает, дно ее доходит до верхнего края лонной дуги.
  • Начиная с 4 месяца беременности, дно матки пальпируется через переднюю брюшную стенку и о сроке беременности судят по высоте стояния дна матки

Срок беременности, нед.

Высота дна матки

пальпаторно

см

  • 16

Середина м/у лоном и пупком

6

  • 20

На 2 поперечных пальца ниже пупка

11-12

  • 24

На уровне пупка

22-24

  • 28

На 2 поперечных пальца выше пупка

28

  • 32

Середина м/у пупком и мечевидным отростком

32

  • 36

На уровне мечевидного отростка и реберных дуг

36

  • 40

Середина м/у пупком и мечевидным отростком

32

  1. Определение срока родов

- При определении предполагаемой даты родов ориентируются на первый день последней менструации (к нему прибавляют 280 дней или от даты первого дня последней менструации отсчитывают назад 3 календарных месяца и прибавляют 7 дней).

- Заключение УЗИ в первые 6-12 нед.

- время первого шевеления плода (к данному дню прибавляют 20 нед у первобеременных или 22 нед у повторнобеременных).

9. Собирание анамнеза

Основная цель опроса – определение факторов, способствующих негативно повлиять на течение беременности и развитие плода. Сбор анамнеза – первая ступень в осуществлении стратегии снижения риска перинатальной патологии.

При выяснении возраста женщины определяют возрастную группу (для первобеременных):

  • «юная» - до 18 лет;
  • «возрастная» - старше 28 лет.

Необходимо с ранних сроков беременности выявить наличие профессиональных вредностей и решить вопрос о рациональном трудоустройстве.

Семейный анамнез дает представление о наследственности и здоровье членов семьи (туберкулез, алкоголизм, венерические заболевания, злоупотребление курением).

При опросе выявляют следующие сведения:

Паспортные:

  • ФИО;
  • Возраст;
  •  Адрес;
  •  Место работы;
  •  Семейное положение (в браке, не в браке);
  • Место работы мужа, телефон;
  • Производственные вредности.

Анамнез жизни

- Где родилась, каким по счету ребенком;

- В каких материально-бытовых условиях росла и развивалась?

- Какие заболевания перенесла, начиная с детства?

- Болезнь Боткина, туберкулез,  онкологические заболевания?

- Наличие в анамнезе инфекций, передаваемых половым путем (генитального герпеса, сифилиса, гонореи, хламидиоза, уреаплазмоза, микоплазмоза, ВИЧ/СПИД- инфекции, гепатита В и С).

- Травмы и операции?

- Переливание крови (без осложнений, с осложнением).

- Нет ли повышенной кровоточивости?

- Аллергологический анамнез (была ли реакция, и какая на применение лекарственных препаратов, бытовой химии, пищевых продуктов и т.д.).

- Наследственность (здоровье близких родственников: мать, отец, братья, сестры).

- Вредные привычки (наркомания, алкоголизм, токсикомания).

- у беременных выясняется возраст и состояние здоровья мужа, группа его крови, резус-принадлежность, а также наличие профессиональных вредностей и вредных привычек.

Акушерско-гинекологический анамнез

  • Сведения о менструальной функции:

возраст менархе (первой менструации),

когда установились;

по  сколько дней, через сколько дней, умеренные, скудные, обильные;

есть ли боль при менструации;

первый день последней менструации

  • Сведения о сексуальной функции

С какого возраста половая жизнь;

часто ли меняет половых партнеров;

как предохраняется от беременности.

  • Сведения о детородной функции:

Сколько было беременностей всего?

Какие интервалы между беременностями?

Продолжительность течения и исходы.

Из них родов (когда были роды, чем закончились? Были ли осложнения?)

Какова масса родившихся детей, развитие и здоровье имеющихся в семье детей.

    Из них абортов (самопроизвольных, внебольничных, медицинских, криминальных).

Были ли осложнения в послеродовом периоде?

   Какие гинекологические заболевания перенесла?

  • Течение настоящей беременности

Как протекает беременность в первой половине (тошнота, рвота, слюнотечение, угроза прерывания);

Как протекает беременность во второй  половине (отеки, гипертензия, протеинурия, кровянистые выделения, угроза прерывания и др.);

10. Измерение окружности живота.

ОЖ измеряют сантиметровой лентой на уровне пупка. Сантиметровая лента  должна облегать живот, не должна стягивать его, и не должна болтаться.

11. Измерение высоты стояния дна матки

Измеряется стояние дна матки над симфизом сантиметровой лентой.

12. Измерение базальной температуры

Измеряется утром, не вставая с постели. Градусник, смазанный вазелиновым маслом, вводится в прямую кишку, рот или влагалище на 5-10 минут. Данные регистрируются в графике. Место измерения не меняется.

У беременных базальная температура выше 37 о. Снижение базальной температуры на ранних сроках беременности  указывает на угрозу прерывания беременности или гибель плода.

Методика обследования гинекологических больных

Методика исследования гинекологической больной состоит из сбора анамнеза, объективного исследования и обследования больной с помощью дополнительных методов.

Анамнез имеет большое значение и проводится с целью установления возможных причин заболевания и характера развития клинической картины.

Анамнез состоит из:

  • Паспортных данных (по общепринятой методике);
  • Жалоб – это субъективные симптомы заболевания. Наиболее характерными жалобами гинекологических больных являются: боли, бели, кровотечения, НМФ, бесплодие, нарушение функции соседних органов.
  • Наследственность.
  • Бытовые условия.
  • Перенесенные общие заболевания
  • Аллергологический анамнез
  • Вредные привычки
  • Сведения о менструальной, секреторной, сексуальной и детородной функциях.

Принципы гинекологического исследования

  1. Осмотр наружных половых органов;
  2. Осмотр при помощи зеркал;
  3. Влагалищное исследование: одноручное и двуручное (бимануальное).
  4. Для уточнения диагноза применяются дополнительные методы исследования:
  • Кольпоскопия
  • Цитологическое исследование;
  • Бактериоскопическое исследование;
  • Зондирование матки
  • Исследование  при помощи пулевых щипцов;
  • Раздельное диагностическое выскабливание слизистой оболочки шейки матки и слизистой оболочки матки;
  • Биопсия, в том числе аспирационная;
  • Пункция брюшной полости;
  • Рентгенологические методы исследования (гистеросальпингография);
  • Эндоскопические методы (кульдоскопия, лапароскопия, гистероскопия);
  • Исследование функции яичников (тесты функциональной диагностики);
  • Ультразвуковое исследование.

Сегодня на занятии продолжаем изучение данной темы, занятие у нас пройдет в игровой форме. Вам нужно разделиться на 2 мини-группы.

II этап. Контроль и коррекция исходного уровня знаний.

Первый этап нашей игры «Терминологический диктант». Для этого, вам необходимо разделиться на мини-группы. Терминологический диктант состоит из терминов и их определений.

Перед вами перечень терминов по теме, к которым вам необходимо найти определение. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, полученные баллы необходимо внести в рейтинговый лист. Работу студентов оценивает преподаватель.

  1. Терминологический диктант.

1 мини-группа

  1. Аускультация сердечных тонов
  1. Исследование поверхности влагалища, шейки матки наружных половых органов при увеличении от 10-30 раз
  1. Метросальпингография
  1. Исследование полости матки с помощью оптического прибора
  1. Зондирование матки
  1. Рентгенологический метод исследования полости матки и  маточных труб
  1. Гистероскопия
  1. Определение длины полости матки
  1. Лапароскопия
  1. Применяется при необходимости взятия материала из брюшной полости

2 мини-группа:

  1. Бактериологические исследование
  1. Двуручное
  1. Бактериоскопическое исследование
  1. Выслушивание сердечных тонов
  1. Кольпоскопия
  1. Посев отделяемого на питательную среду
  1. Кульдоскопия
  1. Исследование мазков под микроскопом
  1. Бимануальное исследование
  1. Осмотр внутренней поверхности брюшной полости

Критерии  оценки:

1 балл – студент правильно называет понятия, которое соответствует, по желанию может сообщить какие-либо дополнительные сведения, относящиеся к теме.

0 баллов – студент неправильно называет понятие или не называет, относящиеся к указанной теме, сообщает (не сообщает) неверные дополнительные сведения.

Продолжаем работу на 2 этапе нашего занятия. Переходим к графическому диктанту по основным понятиям темы. Вам нужно ответить на вопросы, указывая знак «+» - да, «-» - нет. На экране предложены вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Работу студентов оценивает преподаватель.

2. Графический диктант по основным понятиям темы.

1 мини-группа

  1. К специальному акушерскому исследованию относится осмотр наружных половых органов.
  2. К специальному акушерскому исследованию относится измерение АД и подсчет частоты пульса.
  3. К специальному акушерскому исследованию относится бимануальное влагалищное исследование.
  4. Влагалище осматривается в зеркалах до бимануального влагалищного исследования.
  5. Для расширения цервикального канала применяются расширители Гегара.
  6. Бимануальное влагалищное исследование позволяет определить признаки воспаления влагалища.
  7. Бимануальное влагалищное исследование позволяет определить признаки воспаления яичников.
  8. Мазки на флору, атипию, гормональную кольпоцитологию берутся до бимануального влагалищного исследования.
  9. Кольпоскопия позволяет осмотреть внутреннюю поверхность матки.
  10. Гистероскопия позволяет осмотреть внутреннюю поверхность матки.

Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

2 мини-группа

  1. Внутриматочное вмешательство производят при 1,2 степени чистоты влагалища.
  2. Зондирование матки позволяет определить длину полости матки.
  3. Диагностическое выскабливание полости матки – биопсия.
  4. Биопсию можно взять конхотомом, скальпелем, петлей для диатермоэксцизии.
  5. Пункция брюшной полости через задний свод позволяет взять на исследование содержимое матки.
  6. При определении проходимости маточных труб используют УЗИ.
  7. Гистероскопия – это рентгенологическое исследование органов брюшной полости.
  8. Метросальпингография производится при подозрении на непроходимость маточных труб.
  9. В настоящее время лапароскопия производится чаще, чем 10-20 лет назад.
  10. В настоящее время для определения овуляции применяется измерение базальной температуры.

Эталон ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

Критерии  оценки:

1 балл – студент правильно отвечает на вопросы, излагает свои мнения, которые соответствует по заданному вопросу, по желанию может сообщить какие-либо дополнительные сведения, относящиеся к теме.

0 баллов – студент неправильно отвечает на вопросы, относящиеся к вопросу, сообщает (не сообщает) неверные дополнительные сведения.

III этап. Работа в мини-группах.

Задание «Определение срока беременности и даты родов»

Давайте дадим определение срока беременности и даты родов по данным последней менструации, данным овуляции и шевеления плода, данным УЗИ исследования. Необходимо заполнить по формуле ответы. После того, как заполните таблицу с ответами, проверить их по образцу на слайде. За каждый правильный ответ, выставляется 1 балл. Итоги заносятся в рейтинговый лист.

  1. Определение срока беременности и даты родов по данным последней менструации, данным овуляции и шевеления плода, данным УЗИ исследования

1 мини-группа

Условия задачи

ответ

Формула Негеле

Овуляция

По 1 явке

По УЗИ

По шевелению

1.

П/м 5 .03, цикл 28 дней, повторнородящая, 23.07 отметила шевеление плода,  28.05, по данным узи 10 нед.

12.12

24.12

24.12

24.12

2.

П/м 27.03. Беременность первая, цикл 28 дней. Первый раз обратилась к врачу 5.06, когда матка была увеличена до размеров гусиного яйца. Шевеление отметила 28.08.

3.01

16.01

16.01

16.01

2 мини-группа

Условия задачи

ответ

Формула Негеле

Овуляция

По 1 явке

По УЗИ

По шевелению

1.

П/м 22.08  Беременность первая, цикл 28 дней. Первый раз обратилась к врачу 26.12, когда дно матки определялось посередине м/у симфизом и пупком. Шевеление отметила 24.01.

29.05

13.06

13.06

13.06

2.

П/м 1.11. роды предстоят вторые, цикл 28 дней. Первый раз обратилась к врачу 8.02., когда матка была увеличена до головки новорожденного. По данным УЗИ 18.01.  10 нед.

8.08

23.09

23.09

16.08

IV этап. Работа в мини-группах «Решение ситуационных задач»

Мы с вами провели игровую часть занятия и сейчас приступим к решению ситуационных задач. Необходимо ответить на вопросы ситуационных задач.  

Решение задачи в течение на 3-5 минут. Оценивается по 5 бальной шкале. Работу студентов оценивает преподаватель.

Ситуационные задачи:

1 мини-группа - задача № 1.

Пациентка 23 лет, проживает в г. Кызыл, работает оператором. Находится на обследовании в гинекологическом отделении по поводу бесплодия. Жалобы при поступлении на отсутствие беременностей в течение 2 лет.

Из анамнеза медсестра выяснила, что пациентка родилась в Каа-Хемском районе первым по счету ребенком. В детстве болела корью, ветряной оспой. Два года назад прооперирована по поводу аппендицита. Имеет ребенка в возрасте 5 лет, извлеченного путем операции кесарева сечения. После рождения ребенка сделала  два медицинских аборта. После последнего аборта в течение 2 лет не может забеременеть. Это вызывает у нее беспокойство.

Объективно: температура 36,7 град., пульс 66 в минуту, артериальное давление 160/80 мм рт ст.

Задания:

  1. Соответствуют ли жалобы пациентки диагнозу, с которым она находится на обследовании?
  2. Какие данные из анамнеза жизни выяснила медсестра?
  3. Найдите в задаче то, что относится к анамнезу настоящего заболевания.

Подтверждают ли диагноз полученные данные объективного исследования?

Эталон ответа на задачу № 1.

  1. Да. Жалобы на отсутствие беременностей в течение 2 лет подтверждают диагноз бесплодие.
  2. Родилась в Каа-Хемском районе первым по счету ребенком. В детстве болела корью, ветряной оспой. Два года назад прооперирована по поводу аппендицита. Операция кесарева сечения.
  3. После рождения ребенка сделала  два медицинских аборта. После последнего аборта в течение 2 лет не может забеременеть.
  4. Диагноз не подтверждают, но могут быть такими.

2 мини-группа - задача № 1.

Пациентка И., 40 лет находится на стационарном лечении в         гинекологическом отделении с диагнозом: «Хронический неспецифический сальпингит».

Предъявляет жалобы на зуд в области вульвы и влагалища, обильные бели. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней после проведения курса антибиотикотерапии. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

Объективно: при осмотре половых органов гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, выделения творожистые. В области наружных половых органов следы расчесов.

Пациентке назначено:

  • спринцевания р-ром соды утром и вечером (1 ст. л на литр воды)
  • клотримазол- таблетки вагинальные на ночь
  • н-ка пустырника по 30 кап. 2 раза в день

Задания:

  1. Какие применить методы исследования для определения возбудителя, вызвавшего вышеперечисленные симптомы?
  2. Какие физиологические  потребности нарушены у пациентки?
  3. Какие проблемы возникли у пациентки?
  4. Можно ли было избежать данного осложнения?

Эталон ответа на задачу № 1.

1.        Взятие мазка из С  V  U. Бактериологическое исследование.

2.        Выделять, спать, в безопасности.

3.        Обильные бели из влагалища, нарушение сна из-за зуда во влагалище, беспокойна, нервозна.

4.        Да. В период лечения антибиотиками провести противогрибковое лечение.

Критерии оценки ответов:

«5» баллов – ответ  полный, правильный,  студент демонстрирует желание

оказать консультативную помощь пациентам, понимает суть проблемы, грамотно консультирует.

«4» балла – ответ правильный, студент демонстрирует желание оказать консультативную помощь пациентам, понимает суть проблемы, при консультации допускает неточности.

«3» - балла – ответ правильный, студент демонстрирует желание оказать консультативную помощь пациентам, понимает суть проблемы, во время консультации допускает ошибки.

«2» - балла – ответ неправильный, студент демонстрирует желание оказать

консультативную помощь пациентам, суть проблемы не понимает, консультацию не оказывает или оказывает неграмотно.

V этап. Рефлексия - игра

Преподаватель: Ладошку поближе к себе положи, разумный уроку итог подведи.

Каждый палец – это такая позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец - для меня было важно и интересно…

Указательный палец – мне было трудно…

Средний палец – Я сегодня смог (ла)…

Безымянный палец – Я узнал (а)

Мизинец - Моё предложение…

VI этап. Подведение итогов и задание на дом

Домашнее задание по теме: «Роды. Послеродовый период. Лактация». Подготовиться к тестированию. Будем проводить самоконтроль заполнения тестовых заданий.

Самоанализ практического занятия

Целенаправленность

Проведенное практическое занятие опиралось на ранее проведенную лекцию по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии» тема входит в раздел по общеклиническим дисциплинам «Здоровый человек и его окружение».

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты: студент должен знать обязанности медицинской сестры при выполнении диагностических процедур в акушерско-гинекологических лечебно-профилактических учреждениях, также правила подготовки пациентки к акушерско-гинекологическим исследованиям. Должен уметь осуществлять первый этап сестринского процесса: сбор информации о беременной, роженице, родильнице, гинекологической больной, заполнять медицинскую документацию женской консультации, акушерско-гинекологического стационара в рамках компетенции медицинской сестры, подготовить пациентку к акушерско-гинекологическим исследованиям и обеспечить инфекционную безопасность пациентки и персонала.

Тип - практическое занятие с использованием элементов проблемного обучения. 

Он включал в себя 6 этапов. При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровая технологияи использовала их на этапах урока (контроль исходного уровня знаний).

Чтобы добиться цели урока, я подобрала вопросы по теме, задания и ситуационные задачи, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался сложным и интересным для студентов.

В ходе урока была организована индивидуальная, групповая, работа студентов.

Наиболее эффективной оказался задание на расчет предполагаемой даты родов,  потому что информация  оказалась актуальным для студентов 1 курса.

Соотношение деятельности преподаватель-студент соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, манекены, муляжи, электрифицированные стенды, гинекологические инструменты и др.

Темп урока быстрый, динамичный исходя из возможностей бригады. Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени, было легко вести урок. Студенты включались в работу активно.

Я полагаю, что все научились навыкам исследования в акушерстве и гинекологии, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки студентов. Домашнее задание имеет оптимальный объем и доступность, поэтому не вызовет затруднения у студентов.

В целом цели урока достигнуты полностью.

Литература для преподавателя:

  1. Бодяжина В.И. «Акушерство», М., «Медицина», 2014 г
  2. Бодяжина В.И., Семенченко В.И. «Акушерство», Ростов – на – Дону «Феникс», 2015 г.
  3. Лысак Л.А. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», Ростов – на – Дону «Феникс», 2004.

Литература для студентов: 

1. Бодяжина В.И. «Акушерство», М., «Медицина», 2014 г.

  1. Бодяжина В.И., Семенченко В.И. «Акушерство», Ростов – на – Дону «Феникс», 2015.
  2. Крюкова Д.А., Л.А. Лысак, О.В.Фурса «Здоровый человек и его окружение», Ростов – на – Дону «Феникс», 2011.
  3. Лысак Л.А. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», Ростов – на – Дону «Феникс», 2004.

Интернет-ресурсы:

1. http://rzhevmedkollege.ru/studentam/ginekologia/propedevtika_v_akusherstve_1_tema.pdf 

2. http://library.bashgmu.ru/elibdoc/elib416.pdf 

Рейтинговый лист оценивания для мини-группы

Вид деятельности

Система оценивания

Оценка мини-группы

1 мини-группа

2 мини-группа

II этап. Контроль и коррекция

исходного уровня знаний.

  1. Терминологический диктант по понятиям
  2. Графический диктант по теме в мини-группах

1 балл  за правильный ответ

1 балл  за правильный ответ

III этап. Работа в мини-группах.

Задание № 1 «Определение срока беременности и даты родов»

1 балл за каждый правильный ответ

IV этап. Работа в мини-группах

1. Решение ситуационных задач

5 бальная шкала

             V этап Рефлексия - игра

Закрепление знаний - игровая.

VI этап. Подведение итогов и задание на дом

Домашнее задание на тему «Роды. Послеродовый период. Лактация»

Подготовится к тестированию.

ИТОГО

Выставление итоговой оценки за работу:

18 и более баллов – «5» - отлично

17 - 14 баллов – «4» - хорошо

9 -  13 баллов  – «3» -  удовлетворительно

8 баллов и менее – «2» - неудовлетворительно

Приложение 1

  1. Терминологический диктант.
  1. мини-группа
  1. Аускультация сердечных тонов

1.Исследование поверхности влагалища, шейки матки наружных половых органов при увеличении от 10-30 раз

  1. Метросальпингография

2.Исследование полости матки с помощью оптического прибора

  1. Зондирование матки

3.Рентгенологический метод исследования полости матки и  маточных труб

  1. Гистероскопия

4.Определение длины полости матки

  1. Лапароскопия

5.Применяется при необходимости взятия материала из брюшной полости

1.        Терминологический диктант.

  1. мини-группа:
  1. Бактериологические исследование

1.Двуручное

  1. Бактериоскопическое исследование

2.Выслушивание сердечных тонов

  1. Кольпоскопия

3.Посев отделяемого на питательную среду

4. Кульдоскопия

4.Исследование мазков под микроскопом

5. Бимануальное исследование

5.Осмотр внутренней поверхности брюшной полости

Приложение 2

2. Графический диктант по основным понятиям темы.

1 мини-группа

  1. К специальному акушерскому исследованию относится осмотр наружных половых органов.
  2. К специальному акушерскому исследованию относится измерение АД и подсчет частоты пульса.
  3. К специальному акушерскому исследованию относится бимануальное влагалищное исследование.
  4. Влагалище осматривается в зеркалах до бимануального влагалищного исследования.
  5. Для расширения цервикального канала применяются расширители Гегара.
  6. Бимануальное влагалищное исследование позволяет определить признаки воспаления влагалища.
  7. Бимануальное влагалищное исследование позволяет определить признаки воспаления яичников.
  8. Мазки на флору, атипию, гормональную кольпоцитологию берутся до бимануального влагалищного исследования.
  9. Кольпоскопия позволяет осмотреть внутреннюю поверхность матки.
  10. Гистероскопия позволяет осмотреть внутреннюю поверхность матки.

2. Графический диктант по основным понятиям темы.

2 мини-группа

  1. Внутриматочное вмешательство производят при 1,2 степени чистоты влагалища.
  2. Зондирование матки позволяет определить длину полости матки.
  3. Диагностическое выскабливание полости матки – биопсия.
  4. Биопсию можно взять конхотомом, скальпелем, петлей для диатермоэксцизии.
  5. Пункция брюшной полости через задний свод позволяет взять на исследование содержимое матки.
  6. При определении проходимости маточных труб используют УЗИ.
  7. Гистероскопия – это рентгенологическое исследование органов брюшной полости.
  8. Метросальпингография производится при подозрении на непроходимость маточных труб.
  9. В настоящее время лапароскопия производится чаще, чем 10-20 лет назад.
  10. В настоящее время для определения овуляции применяется измерение базальной температуры.

Приложение 3

Задание «Определение срока беременности и даты родов»

  1. Определение срока беременности и даты родов по данным последней менструации, данным овуляции и шевеления плода, данным УЗИ исследования

1 мини-группа

Условия задачи

ответ

Формула Негеле

Овуляция

По 1 явке

По УЗИ

По шевелению

1.

П/м 5 .03, цикл 28 дней, повторнородящая, 23.07 отметила шевеление плода,  28.05, по данным узи 10 нед.

12.12

24.12

24.12

24.12

2.

П/м 27.03. Беременность первая, цикл 28 дней. Первый раз обратилась к врачу 5.06, когда матка была увеличена до размеров гусиного яйца. Шевеление отметила 28.08.

3.01

16.01

16.01

16.01

Задание «Определение срока беременности и даты родов»

1.        Определение срока беременности и даты родов по данным последней менструации, данным овуляции и шевеления плода, данным УЗИ исследования

2 мини-группа

Условия задачи

ответ

Формула Негеле

Овуляция

По 1 явке

По УЗИ

По шевелению

1.

П/м 22.08  Беременность первая, цикл 28 дней. Первый раз обратилась к врачу 26.12, когда дно матки определялось посередине м/у симфизом и пупком. Шевеление отметила 24.01.

29.05

13.06

13.06

13.06

2.

П/м 1.11. роды предстоят вторые, цикл 28 дней. Первый раз обратилась к врачу 8.02., когда матка была увеличена до головки новорожденного. По данным УЗИ 18.01.  10 нед.

8.08

23.09

23.09

16.08

Приложение 4

Решение задачи в течение на 3-5 минут.

Ситуационные задачи:

1 мини-группа - задача № 1.

Пациентка 23 лет, проживает в г. Кызыл, работает оператором. Находится на обследовании в гинекологическом отделении по поводу бесплодия. Жалобы при поступлении на отсутствие беременностей в течение 2 лет.

Из анамнеза медсестра выяснила, что пациентка родилась в Каа-Хемском районе первым по счету ребенком. В детстве болела корью, ветряной оспой. Два года назад прооперирована по поводу аппендицита. Имеет ребенка в возрасте 5 лет, извлеченного путем операции кесарева сечения. После рождения ребенка сделала  два медицинских аборта. После последнего аборта в течение 2 лет не может забеременеть. Это вызывает у нее беспокойство.

Объективно: температура 36,7 град., пульс 66 в минуту, артериальное давление 160/80 мм рт ст.

Задания:

  1. Соответствуют ли жалобы пациентки диагнозу, с которым она находится на обследовании?
  2. Какие данные из анамнеза жизни выяснила медсестра?
  3. Найдите в задаче то, что относится к анамнезу настоящего заболевания.

Подтверждают ли диагноз полученные данные объективного исследования?

Решение задачи в течение на 3-5 минут.

Ситуационные задачи:

2 мини-группа - задача № 1.

Пациентка И., 40 лет находится на стационарном лечении в         гинекологическом отделении с диагнозом: «Хронический неспецифический сальпингит».

Предъявляет жалобы на зуд в области вульвы и влагалища, обильные бели. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней после проведения курса антибиотикотерапии. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

Объективно: при осмотре половых органов гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, выделения творожистые. В области наружных половых органов следы расчесов.

Пациентке назначено:

  • спринцевания р-ром соды утром и вечером (1 ст. л на литр воды)
  • клотримазол- таблетки вагинальные на ночь
  • н-ка пустырника по 30 кап. 2 раза в день

Задания:

  1. Какие применить методы исследования для определения возбудителя, вызвавшего вышеперечисленные симптомы?
  2. Какие физиологические  потребности нарушены у пациентки?
  3. Какие проблемы возникли у пациентки?
  4. Можно ли было избежать данного осложнения?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межгрупповой конкурс "Пять к одному" по дисциплине "СД в акушерстве и гинекологии"

Материал для проведения межгруппового или межбригадного конкурса среди студентов 3 курса по дисциплине "СД в акушерстве и гинекологии"...

Графологические схемы по дисциплине "СД в акушерстве и гинекологии"

Графологические схемы в помощь преподавателю и студентам...

Современные педагогические технологии на занятиях по акушерству и гинекологии.

Обзор современных педагогических технологий, применяемых на теоретических и практических  занятиях по профессиональным модулям по специальности Акушерское дело....

Курс лекций по реабилитации в акушерстве и гинекологии

Литература для подготовки лекции: 1 Сивочалова О.В. Гинекология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. 2 Славянова И.К. Акушерство и гинекология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 3 . Дуда Вл....

Конспект занятия по акушерству и гинекологии «Основы рационального питания беременной женщины»

Работа представляет собой конспект по акушерству и гинекологии "Основы рационального питания беременной женщины". Может быть использована в качестве учебного материала для проведения занятий...

Методическая разработка "Контрольно-измерительные материалы" ПМ.01 «Диагностическая деятельность. Тема 1.3 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии. Тема 2.3 Диагностика в акушерстве и гинекологии.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для проведения текущей оценки знаний в форме тестовых заданий, ситуационных задач по МДК.01.01. Пропедевтика к...