Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении
статья

Матова Анна Владимировна

Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении

Анна Владимировна Матова – преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5», Невельский район, с. Горнозаводск.

«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».

(Федор Иванович Янкович де Мариево).

Аннотация: в статье рассматриваются особенности преподавания информатики в профессиональном образовательном учреждении, рассматривается опыт применения активных методов обучения на уроках информатики.

Список литературы:

  1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 2022.
  2. Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб., 2021 - 59 с.
  3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие / С. Д. Смирнов. — М., 2021.
  4. Сабойдалова М. А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ» // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. - Москва: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 120–124.

Главная задача преподавателя информатики в профессиональном образовательном учреждении - дать знания о мире компьютеров и алгоритмов. Изучить устройство компьютера, как устроены сети и как работают программы. Изучить алгоритмическое мышление - то есть как последовательно решать проблемы, как работают системы, как найти эффективный способ организовать работу. Сюда входят основы логики, алгоритмики и программирования.

Подготовка квалифицированных специалистов является актуальной проблемой современного профессионального образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности обучающихся (компетентностей). Компьютер стал неотъемлемой частью нашего быта и воспринимается обучающимися как средство развлечения. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создают у многих обучающихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке.

Детям это неинтересно, они в этом разбираются лучше взрослых. В каких-то вещах - да: современные дети лучше понимают видеостриминг, социальные сети и создание контента с помощью смартфонов. Современный подросток и без помощи информатики может сделать себе страницу во «Вконтакте», сбросить пароль от роутера, если родители заблокировали дома интернет. Но информатика намного глубже, чем всё это.

Посади такого подростка перед табличкой в экселе и попроси прикинуть семейный бюджет для поездки на море - и лучшее, что он сможет сделать, это забить в поисковике «Как вести бюджет в экселе». На второй - третьей статье станет понятно, что всё это как-то сложно.

Информатика знакомит с возможностями компьютера и пониманием всего, что можно на нём делать. Важно, чтобы он сам мог дойти до понимания того, как именно можно использовать компьютер в каждой ситуации, когда он нужен.

Знания сами по себе бесполезны, если не уметь ими пользоваться. Поэтому, если не учат сразу пускать их в ход, они так и остаются бесполезным грузом. И тут всё действительно зависит от преподавателя, а не от государственного стандарта.

Хороший урок информатики чаще всего проходит так: половину времени обучающиеся изучают теорию, а затем садятся за компьютеры и пробуют реализовать это на практике.

Информатика - такой же предмет, как биология или математика. Даже гуманитарии должны уметь набирать текст на компьютере и настраивать почтовый ящик. А поиск и обработка информации вообще нужны всем. Поэтому на базовом уровне информатика полезна всем.

Преподаватель должен создать условия для того, чтобы обучающиеся могли взять на себя ответственность за свое обучение, сформировать потребность в самостоятельном личном и профессиональном развитии. Для реализации данных задач необходимо использование различных форм и методов работы, способствующих формированию положительной мотивации изучения информатики. Проблема поиска эффективных технологий обучения всегда была и остается актуальной и в настоящее время. К ним можно отнести активные методы обучения.

Под активными методами обучения имеются в виду совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Отличительными особенностями активных методов обучения являются:

– целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

– достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);

– самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

– интерактивный характер (от англ. interaction — взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

В своей педагогической деятельности использую различные приемы активных и методов обучения. Это такие приемы, как урок - проблемная лекция, урок - практическое занятие, урок - игра, метод проектов и др.

В нашем центре на 1 курсе учатся выпускники 9 классов, отличающиеся разным уровнем подготовки по информатике. Одним из важных факторов, влияющих на эффективность обучения, является учет психофизических особенностей конкретной возрастной группы обучаемых, их возрастных и индивидуальных различий. В этом возрасте для обучающегося важно понимание сущности и смысла производимых действий. Те формы работы на уроке, где эти тенденции присутствуют, оказываются для учащегося этого возраста не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельности механическим повторением и заучиванием не связанных между собой понятий и алгоритмов, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.

Так как в группах собраны обучающиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями, использую задания с нарастающей степенью сложности. Достоинством данного подхода является то, что простейшие задачи доступны для решения всеми обучающимися, что позволяет более слабым из них преодолевать «комплексы неполноценности», а тем, кто быстро решил простые задачи подниматься на более сложный уровень. При этом для решения наиболее сложных задач обучающимся приходится прибегать к системе встроенной подсказки изучаемой программы, самостоятельно добывая недостающие знания.

Применение современных компьютерных технологий повышает интерес обучающихся к предмету. Для проведения такого урока необходимо мультимедийное оборудование и интерактивная доска, компьютеры с выходом в Интернет. Изложение нового материала осуществляется с помощью презентации.

Для закрепления и проверки знаний целесообразно использовать компьютерное тестирование. Тестовый контроль выполняет три основные взаимосвязанные функции:

– диагностическую - выявляет уровень знаний, умений, навыков;

– обучающую - мотивирует обучающихся в активизации по усвоению учебного материала;

– воспитательную - организует и направляет деятельность обучающихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, способствует формированию стремления развить свои способности. Компьютерное тестирование ставит всех обучающихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, при этом практически исключается субъективизм преподавателя. В работе со студентами также применяю метод проблемного обучения, который позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создаёт условия для саморазвития личности, что, в конечном счёте, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников центра, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Организация и проведение различных конкурсов, олимпиад, также является хорошим инструментом для мотивации обучающихся. Обучающиеся нашего центра ежегодно участвуют в олимпиадах (внутри центра и региональной), дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, применение активных методов обучения дает положительный результат при изучении информатики. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества обучающихся. Но независимо от применяемых методов обучения главная задача преподавателя создать на уроке атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Необходимо оценивать и поощрять пусть даже минимальные успехи каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.

В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста  в современных условиях,  раскрыта  сущность понятий  «индивидуализация» студ...

Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений

Методика   проведения установочных занятий  со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений...

Статья на тему «Применение качественных задач в процессе преподавания физики и электротехники в профессиональных образовательных учреждениях»

Одним из основных условий успешной подготовки квалифицированных работников в колледжах является органическое единство общеобразовательной и профессиональной подготовки. В данной работе рассматривается...

Вопросы преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

В данной статье на примерах решения студентами ситуационных задач для дисциплины «Административное право» по курсу 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для образовательных ...

Презентация к теоретическому занятию по Гигиене и экологии человнка на тему "Предмет гигиены и экологии" для преподавания в среднем профессональном образовательном учреждении.

Данная презентация сопровождает проведение теоретического занятия по образовательной дисциплине Гигиена и экология для студентов медицинских колледжей....