Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания
презентация к уроку

Презентационный материал по учебной дисциплине МДК 03.01"Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту"  Раздел 1. Методическое обеспечение и технология физкультурной деятельности. 

Тема №2 Общепедагогические и специфические принципы физического воспитания Принцип сознательности, активности, наглядности, доступности, индивидуализации. Специфические принципы физического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_2_printsipy_fizicheskogo_vospitaniya.pptx839.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕКЦИЯ № 2 Принципы физического воспитания Общие социальные принципы формирования и развития человека в обществе. Общеметодические ( дидактические) принципы физического воспитания и основные требования к их реализации. Принципы, выражающие специфические закономерности построения ФВ.

Слайд 2

Общее определение принципа трактуется в русском словаре как «основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.». В системе образования и воспитания под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.

Слайд 3

К общим социальным принципам формирования и развития человека в обществе относятся: Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Раскрывается в двух основных положениях: 1 ). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. Н еобходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания 2 ). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития жизненно важных физических качеств, наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни

Слайд 4

Принцип связи с жизнедеятельностью человека 1). Отдавать предпочтение формированию жизненно важных двигательных умений и навыков непосредственно прикладного характера. 2).Необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей. 3).Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Слайд 5

Принцип оздоровительной направленности Смысл принципа оздоровительной направленности заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает: определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия; планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся; обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований; широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Слайд 6

Общепедагогические принципы Принципы сознательности и активности Принцип наглядности Принцип доступности и идивидуализации

Слайд 7

Принцип сознательности и активности Сознательность - способность человека разбираться в объективных закономерностях, понинимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность - мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Слайд 9

Принцип наглядности Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др.) содействует главным образом уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности исключительно важна на начальных этапах. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов) имеет преимущественное значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных актов. Она существенно дополняет зрительную наглядность, разделяя с ней ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.

Слайд 10

Человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации (Н.В.Краснов, 1977). Двигательная наглядность - особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных

Слайд 11

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем: обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности; исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий. Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются: 1)объективные показатели: - показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.); - показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика роста физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ — жизненная емкость легких и др.); 2)субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание тренироваться и участвовать в соревнованиях и др.). Принцип доступности и индивидуализации

Слайд 12

Принцип систематичности и последовательности Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последую­щего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всего до­школьного возраста обеспечивают принцип систематичности. Во всех возрастных группах должна соблюдаться четкая последователь­ность физкультурных занятий с обязательным чередованием на­грузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими меро­приятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематичес­ких занятий снижает функциональные возможности его организ­ма и уровень физической подготовленности.

Слайд 13

Принципы, выражающие специфические закономерности построения ФВ Принцип непрерывности процесса физического воспитания Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

Слайд 14

Принцип непрерывности процесса ФВ

Слайд 15

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Методические пути реализации:

Слайд 16

Принцип постепенного наращивания тренирующих воздействие и адаптивного сбалансирования их динамики. Данный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

Слайд 17

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок

Слайд 19

Принцип циклического построения занятий Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. Данный принцип нацеливает специалистов по физическому воспитанию и спорту осуществлять построение системы занятий с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.

Слайд 20

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. В школьный период этот принцип обязывает также учитывать при воспитании физических качеств чувствительные зоны, в которых создаются наиболее благоприятные возможности для развития тех или иных физических качеств человека. Юношество и первый зрелый возраст (примерно до 35 лет) раскрывают благоприятные возможности для полной реализации функциональных возможностей организма. Для юношества характерны активное занятие спортом и достижение на этой основе высоких результатов.

Слайд 21

Во втором зрелом возрасте, в период стабилизации функциональных возможностей, направленность физического воспитания выступает как фактор поддержания достигнутой хорошей общей работоспособности, достигнутого уровня физической подготовленности. В более поздние периоды (женщины — с 55 лет, мужчины — с 60 лет) физическое воспитание помогает противодействовать влиянию различных негативных факторов на здоровье человека. Занятия физическими упражнениями приобретают физкультурно-оздоровительный характер. В целом можно сказать, что принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания (на примере отделения спортивных игр)

1.Методические принципы физического воспитания. 2. Средства и методы физического воспитания. 3. Основы и этапы обучения движения 4.Воспитание физических качеств....

Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

Формирование физической культуры подрастающего поколения в процессе физического воспитания как основа здоровья населения.

В настоящее время здоровье населения России характеризуется низкими показателями. Негативные процессы идут давно, но в последние годы они стали угрожать существованию нации. Сейчас нет практически ни ...

Воспитание ответственности у младших школьников средствами физического воспитания

В статье рассматривается проблема необходимости воспитания ответственности у младших школьников средствами физического воспитания. Анализируется деятельность учителей младших классов и физической куль...