"Жить вместе!" Материалы VI Республиканского методического фестиваля открытых уроков по формированию межэтнической толерантности
методическая разработка

Балданов Сергей Саянович

Итоги VI Республиканского методического фестиваля открытых уроков по формированию межэтнической толерантности

https://www.bsu.ru/news/23803/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhit_vmeste.pptx1.57 МБ
Файл metod_razrabotka_baldanov_s.s.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жить вместе Классный час

Слайд 2

Цель и задачи Цель - воспитание у обучающихся потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от их национальности, религии, мировоззрения, воспитание терпения Задачи: Обучающая Воспитательная Развивающая

Слайд 3

Упражнение “ Мировое приветствие ” Россия Китай Франция Индия Япония Испания Германия Малайзия Лапландия ОАЭ Самоа Тибет

Слайд 4

Упражнение «Пожелания на тренинг» Участники сидят в кругу. Первый участник (любой из круга) встает, подходит к другому, приветствует его, используя любое из "мировых приветствий" и говорит пожелание на предстоящий тренинг. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание.

Слайд 5

Упражнение «Культурный ассимилятор» Цель: повышение этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности (чуткости) – развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры. Задачи: - осознание неадекватности интерпретации поведения людей из других культур через призму своей культуры; - снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия; - формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.

Слайд 6

Упражнение «В плену предрассудков» Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.

Слайд 7

Проявления нетерпимости оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, в признании); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); осквернение религиозных или культурных символов и т.д.

Слайд 8

Вывод Разнообразие людей, культур и народов - это ценность и достоинство мировой цивилизации. Толерантность представляет собой норму общественного компромисса между культурами и готовность к принятию иных взглядов. Толерантность - это условие сохранения разнообразия , исторического права на уникальность этносов.

Слайд 9

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Балданов Сергей Саянович

ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Классный час «Жить вместе (межэтническая толерантность)»

  1. Пояснительная записка

Цель: воспитание у обучающихся потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, воспитание терпения и милосердия.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить обучающихся с понятием «толерантность»;
  • научить оценивать ситуацию с позиции другого человека.

Воспитательная:

  • воспитывать миролюбие, принятие и понимание других людей;
  • воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей.

Развивающая:

  • развивать способность осознавать свои чувства;
  • развивать коммуникативные навыки.

Методы: занятие с элементами тренинга, игровое моделирование.

Возраст участников: 16-18 лет.

Материалы: плакаты с высказываниями великих мыслителей, ученых, философов; плакаты, подготовленные обучающимися или фотографии по теме «Диалог культур».

  1. Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя

– Здравствуйте, ребята. Этническая толерантность понимается, как сложное установочное образование личности. Оно выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, правам, иным чувствам, мнениям и идеям.

Деление людей на толерантных и интолерантных достаточно условно. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.

На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве этих признаков могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представление о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное искусство.

Но знание своей культуры и уважение к другим культурам позволит нам жить вместе без конфликтов и находить согласие. Мир многообразный и разноцветный потому что существует много культур. Познавать этот мир, значит познавать разные культуры!

Сегодняшнюю встречу мы начнем с просмотра презентации «Жить вместе». Он даст нам возможность настроиться, сориентироваться в нашем проводимом занятии.

Далее мы переходим к упражнению «Мировое приветствие».

Суть упражнения заключается в необычных дружественных приветствиях представителей разных народов. Как вы заметили, у разных народов оно выражается по-разному, но каждое несет в себе положительные эмоции. А улыбка при приветствии просто творит чудеса, снимая все барьеры в общении.

Обучающиеся здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Варианты приветствия:

Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.

Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.

Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

Лапландия – потереться друг о друга носами.

Арабы – перекрестить руки на груди.

Самоанцы – обнюхать друг друга.

Тибет – снять головной убор правой рукой, а левую руку заложить за ухо и высунуть язык.

Упражнение «Пожелания на тренинг» для настройки и укрепления коммуникативного взаимодействия

Участники сидят в кругу. Первый участник (любой из круга) встает, подходит к другому, приветствует его, используя любое из "мировых приветствий" и говорит пожелание на предстоящий тренинг. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый не получит пожелание.

Комментарий: необходимо напомнить студентам основные правила работы в коллективе: в группе недопустима физическая или вербальная агрессия; вы можете говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Важным условием создания атмосферы сотрудничества является вопрос формирования учебных групп. Можно предложить студентам объединиться в группы так, как им захочется, можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее. Количество человек в группе должно быть 5-7. Если группа слишком большая, ей трудно работать и в ней сложно всем проявиться; маленькая группа обедняет обсуждение.

Упражнение «Культурный ассимилятор»

Цель: повышение этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности (чуткости) – развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры.

Задачи:

- осознание неадекватности интерпретации поведения людей из других культур через призму своей культуры;

- снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия;

- формирование установок на толерантное поведение в инкультурной среде.

Ведущий делит группу на подгруппы из 5 человек. Обучающиеся получают задание проанализировать ситуации из приведенных примеров. Они должны найти правильные объяснения поведения персонажей, исходя из особенностей «чужой» культуры, выбрав правильный, по их мнению, вариант ответа и дать обоснование. Время на обсуждение 5 минут.

Затем на общегрупповом этапе работы все участники должны прийти к осознанию того, насколько важно толерантное поведение в инокультурной среде, поскольку нет единственно верного объяснения межличностных конфликтов между представителями разных народов.

Ситуация 1.

Семья Асановых переехала из Ингушетии в Санкт-Петербург. Асият продолжила обучение в 9-м классе местной школы. Директор школы, Александр Иванович, всегда внимательный к новичкам, встретив Асият утром первого сентября в вестибюле школы, подошел к ней, обнял за плечи и, заглянув в глаза, поинтересовался, как она привыкает к новым условиям. Но Асият отшатнулась от директора и, потупив глаза, встала несколько поодаль.

Как бы вы объясните такое поведение Асият?

Правильный ответ: Асият вела себя в соответствии с нормами поведения девушек в ингушской культуре, для которых недопустима близкая дистанция, соприкосновение и контакт глаз с лицами противоположного пола. В целом для кавказских культур характерна большая дистанция при общении, чем для русской. Более того, дистанция между людьми во время общения на Кавказе увеличивается не с незнакомыми, а со знакомыми уважаемыми людьми, к числу которых относятся и педагоги. Между русской и кавказской культурами существуют различия и в использовании жестов-прикосновений (поглаживаний, похлопываний, поцелуев, объятий): русские прикасаются друг к другу намного чаще, чем жители Кавказа. Кроме того, в Ингушетии, где воспитывалась Асият, не принято, чтобы мужчины смотрели в глаза женщины, а женщины – мужчинам.

Ситуация 2.

На воскресный обед семья Назаровых пригласила своих новых соседей, приехавших из Ирана. Зная, что мусульмане не едят свинину, Татьяна Сергеевна, свое коронное блюдо – пельмени – приготовила из говядины и телятины. Гости с удовольствием ели рыбные и овощные салаты, но к пельменям отнеслись крайне подозрительно. Они разрезали пельмень, долго их нюхали, рассматривали и расспрашивали, откуда это мясо. Хозяева не могли понять странного поведения гостей.

Как можно объяснить поведение иранцев?

Правильный ответ. Видимо, гости – правоверные мусульмане. А ислам предъявляет довольно строгие требования к мясной пище. Мусульманам разрешается есть пищу, приготовленную христианами и иудеями, но при этом должен быть выполнен ряд ограничений: это не должно быть мясо свиньи, хищного животного, грызуна, животного, умершего естественной смертью, животного, убитого без призывания имени Бога и т.д. При забое скота должны быть соблюдены определенные условия: из туши должна быть выпущена кровь, нельзя убивать электрошоком. Только при этом правоверный мусульманин может употреблять в пищу мясо.

Ситуация 3.

Одна российская фирма намеревалась заключить деловой контракт с китайской фирмой и пригласила их в Россию для установления дружеских отношений. Деловые стороны встретились в китайском ресторане. Встреча была назначена на 4 часа вечера. Гости опоздали на час, что возмутило хозяев, но они не подали вида. Состоялся деловой ужин, на котором все пользовались палочками. Несколько представителей российской стороны не употребляли некоторые блюда, которые показались им чрезмерно острыми и жирными и в досаде воткнули палочки в свои тарелки.  Ужин прошел в натянутой обстановке, что грозило срывом заключения контракта. Что привело к такой ситуации?

Правильный ответ. По китайским традициям, цифра 4 ассоциируется со словом «смерть», т.к. одинаково произносится, поэтому китайцы всячески избегают этой цифры. А палочки, воткнутые   в остатки пищи – это ритуал на похоронах. Незнание этих обычаев вызвало недовольство возможных деловых партнеров. Нужно изучить обычаи и традиции иностранных партнеров и других народов, чтобы добиться их симпатии и успешного взаимодействия.

Следующее упражнение «В плену предрассудков»

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

  1. оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
  2. игнорирование (отказ в беседе, в признании);
  3. расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
  4. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
  5. осквернение религиозных или культурных символов и т.д.

Ход игры. Выбирают 4 человека на роль объектов - представителей определённых народов. Можно представить следующие народы: русские, буряты, японцы, американцы. Участники выходят за дверь, им сообщают о «ролях», которые им предстоит сыграть и кратко объясняют предстоящую процедуру. Содержание упражнения не раскрывается полностью, говорят лишь о том, что группа будет адресовать им распространённые высказывания по поводу разных этнических групп.

Участников просят «вжиться» в образ представителя определённой этнической группы. Необходимо запомнить свои мысли, чувства и переживания во время проведения упражнения.

Группа садится полукругом и ставит напротив этого полукруга стул. Даётся инструкция: «Сейчас в центр полукруга поочерёдно будут садиться «представители» разных культур из числа участников, находящихся за дверью. Задача группы – вспомнить или придумать негативные высказывания в отношении данной этнической группы и адресовать их его «представителю».

После каждого высказывания, сидящего на стуле участника обматывают тканью или бумажными полотенцами. Когда прозвучит команда «Достаточно», участникам следует начать высказывать только позитивные мысли в адрес этого народа. А бумагу при этом начать разматывать.

После распутывания «представителя» народа ведущий просит участников группы хорошо запомнить свои впечатления до последующего обсуждения.

Далее подобная процедура повторяется со всеми «представителями» народов, входящими в комнату по приглашению.

Обсуждение

Важно начать разговор с описания своего состояния всеми «представителями народов» по очереди. Каждый человек, исполнявший роль «объекта», должен очень подробно и искренне рассказать о своих чувствах, эмоциях, возникших во время упражнения: перед началом процедуры, в процессе обматывания бумагой, после окончания негативных высказываний, во время позитивных высказываний, после окончания всей процедуры.

Затем обсуждаются чувства и переживания остальных участников группы. Сравниваются состояния всех участников.

Преподаватель и члены группы обязательно должны поблагодарить главных персонажей игры.

  1. Заключение

Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча помогла нам понять, что мы — это частички культуры и традиций народа, к которому мы принадлежим. И каждые народы по-своему интересны.

Толерантность исходит из гуманистических течений, в которых важна непреходящая ценность различных добродетелей человека, в том числе достоинств, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть.

  1. Рефлексия

В конце классного часа необходимо оставить время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме вопросов по теме занятия можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии: «Что вы сейчас чувствуете?», «Какими мыслями хотелось бы вам поделиться с группой?», «Что вас сегодня удивило?». Работа «здесь и сейчас» с непосредственными чувствами приводит к тому, что постепенно ученики привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слушать и слышать, что развивает эмпатию, основу психологии толерантности.

5. Литература

  1. Маркова Н.Г. Формирование у молодежи толерантности как индикатора культуры межнациональных отношений // Среднее профессиональное образование. - 2018. N 10.
  2. Пономарева Т.О. Молодежь выбирает толерантность // Современная библиотека. 2018. N 3.
  3. Рожкова Л.В. Толерантность в полиэтнической студенческой среде // Социология образования. 2019. N 11.
  4. Севортьян А. Этнические проблемы студенческой среды // Этносфера. 2017. N 11.
  5. Ситнова Л.И. Без этого жить нельзя // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2018. N 6.
  6. Староверова О.П. Формирование толерантного поведения у современной молодежи: метод. пособие. М. 2019.
  7. Столяренко Е.В. Толерантность в общей системе формирования ценностного отношения к человеку у современной молодежи // Педагогическое образование и наука. 2018. N 12.
  8. Студенчество российских мегаполисов // Этносфера. 2019. N 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока "Мама, пожалуйста, не делай аборт, я хочу жить"

Цель данного классного часа: формировать здоровый образ жизни.При проведении классного часа используется метод проектов.Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихс...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...