Программа самообразования
рабочая программа

Пушкина Екатерина Алексеевна

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и саморазвития преподавателя среднего профессионального образования является самообразование, которое представляет собой целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Самообразование – основа роста педагога как профессионала и специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о его самообразовании. Поэтому под самообразованием педагога следует понимать многокомпонентную личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность педагога, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей (удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации) и включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования преподавателя

Пушкиной Екатерины Алексеевны

Пояснительная записка.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и саморазвития преподавателя среднего профессионального образования является самообразование, которое представляет собой целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса.

Самообразование – основа роста педагога как профессионала и специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим педагогом, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о его самообразовании. Поэтому под самообразованием педагога следует понимать многокомпонентную личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность педагога, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей (удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации) и включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Сегодня поток информации в любой профессиональной области не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании, как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства, все время возрастает. Это утверждение касается и педагогической деятельности. Для педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать хорошо свой предмет, чтобы соответствовать современному уровню требований общества, ему необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в условиях реализации ФГОС СПО в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария.

 Приступая к работе по саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.

Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности в системе среднего профессионального образования путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без которой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогическому мастерству.


  1. Паспорт программы

Наименование программы: Самостоятельная работа как фактор  формирования познавательной активности студентов

Разработчик программы: Пушкина Екатерина Алексеевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.

Цель программы:

  • совершенствование профессиональной компетентности
  • систематическая работа по повышению уровня квалификации
  • эффективное  применение  методики организации самостоятельной работы;
  • совершенствование качества и эффективности обучения на учебных занятиях;
  • профессиональный рост.

Задачи программы:

  • Организация работы по самообразованию.
  • Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов.
  • Изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и умений в свете современных требований ФГОС СПО по подготовке будущих квалифицированных специалистов;
  • Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме.
  • Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.
  • Обобщение опыта работы.
  • Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.).
  • Участие в инновационных проектах.

Срок реализации программы: 2020-2023 г.

Разделы программы:

1.Информационная справка об авторе программы самообразования

1. Фамилия, имя, отчество: Пушкина Екатерина Алексеевна

2. Число, месяц, год рождения: 30.03.1987 г.

3. Образование: высшее, В 2011 году окончила Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский новый университет», квалификация: психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология»

           4. Должность: преподаватель

5. Стаж педагогической деятельности: 10 лет 5 мес.

6. Стаж работы в данном образовательном учреждении: 4 года

7. Награды:

- Благодарственное письмо за активное участие в Муниципальном мероприятии «Содружество Первых – СПО» в рамках Дня народного единства, 2023 г.

- Сертификат участника регионального квиза «Мысли по-крупному», День СПО, 2023 г.

- Сертификат участника в работе круглого стола «Особенности профессионального воспитания обучающихся среднего профессионального образования» в рамках деловой программы регионального этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» – 2023 в Смоленской области 17 -21 апреля 2023 года.

- Сертификат участника в межрегиональной научно – практической конференции «Современное воспитание: новые аспекты, актуальные подходы, эффективные практики», ГАУ ДПО СОИРО, 2022 г.

- Сертификат участника круглого стола «Роль научно – исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций обучающихся», 2022 г.

- Благодарность за подготовку участников Vрегиональной научно-практической конференции «Старт в науку».

8. Квалификационная категория: нет

9. Прохождение курсов повышения квалификации:

- Удостоверение о повышении квалификации «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО») по дополнительной профессиональной программе «Проектирование рабочих программ воспитания в профессиональных образовательных организациях» в объеме 36 часов (удостоверение от 22.12.2021, рег. номер КПК/пкП/Со – 08).

- Удостоверение о повышении квалификации «Актуальные вопросы преподавание географии» в объеме 16 часов, ГАУ ДПО СОИРО (удостоверение от 25.03.2022, рег. номер 75800)

- Диплом о профессиональной переподготовке ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний», Учитель географии в объеме 300 часов (удостоверение от 30.07.2021, рег. номер 16314)

- Диплом о профессиональной переподготовке ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний», Учитель экологии и основ безопасности жизнедеятельности в объеме 300 часов (удостоверение от 30.07.2021, рег. номер 16326)

- Диплом о профессиональной переподготовке ООО «Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний», Преподаватель естествознания в объеме 300 часов (удостоверение от 30.07.2021, рег. номер 16324)

2.Обоснование программы

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности учебных занятий, активизации обучающихся является соответствующая организация самостоятельной работы.

Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Николая Григорьевича Чернышевского, Дмитрия Ивановича Писарева.

           Эта проблема актуальна и сейчас. Основа любой профессии – это знание. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности.

Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а его осуществление – решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.

Самостоятельность неразрывно связана с активностью, а она является движущей силой в процессе познания. При этом не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.

Особенно важна самостоятельность для развития различных умений обучающихся. Любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности. Обучающиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности студентов, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у обучающихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.

 Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную преподавателем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить студент, объект его деятельности, а с другой ─ форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентом учебного задания, которое в конечном счёте приводит либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

3.Принципы реализации программы

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами:

-всеобщность;

-непрерывность;

-целенаправленность;

-единство общей и профессиональной культуры;

-взаимосвязь и преемственность;

-доступность;

-вариативность.

4.Направления, содержание и формы реализации программы

Виды деятельности, способствующие профессиональному росту педагога:

  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • публикации собственных методических разработок в педагогических изданиях;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, методик использования современных педагогических технологий;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
  • организация и участие во взаимопосещениях занятий коллег;
  • участие в работе семинаров, тренингов, конференций, дискуссий, совещания по обмену опытом с коллегами;
  • общение с коллегами не только в рамках образовательного учреждения, а также активное участие в работе педагогических интернет-сообществ;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
  • групповая – через участие в деятельности образовательного учреждения и предметной цикловой комиссии.

Основные направления самообразования:

  • профессиональное (предмет преподавания)
  • • психолого-педагогическое
  • • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)
  • • информационно-компьютерные технологии
  • • охрана здоровья

5. Примерный план реализации программы

Направления

Планируемые мероприятия

Сроки

Профессиональное

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

2. Дополнять и совершенствовать рабочие программы по преподаваемым предметам

3. Дополнять и совершенствовать паспорт кабинетов.

4. Посещение предметных выставок и тематических экскурсий по дисциплине, ПМ.

5. Систематически работать с журналом «Специалист», «Наукоград» и др..

6. Участие в работе научно-практических конференций, семинаров, тренингов, конкурсов, дискуссий, совещаний по обмену опытом с коллегами.

7. Взаимопосещение занятий коллег.

8. Общение с коллегами не только в рамках образовательного учреждения, а также активное участие в работе педагогических интернет-сообществ.

9. Организация внеклассной деятельности.

10. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

11. Организация и участие в олимпиадах по профессии.

12. Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по дисциплине, ПМ. Подбор материалов для решения профессиональных задач.

Регулярно

Июнь

Сентябрь

Регулярно

Регулярно

По графику

По графику

Регулярно

Регулярно

По графику

По графику

Регулярно.

Психолого–

педагогическое

1. Изучение современных психологических методик.

2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

Регулярно

Регулярно

Методическое

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

2. Принимать активное участие в работе  предметной цикловой комиссии.

3. Изучать опыт работы преподавателей своего ОУ, города, области через Интернет.

4. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

5. Разработка конспектов занятий.

6. Разработка индивидуальных  заданий для студентов.

7. Принимать участие в открытых днях по специальности.

8. Публикации собственных методических разработок в педагогических изданиях

Регулярно

По графику

Регулярно

Регулярно

.

Регулярно

Регулярно

 По графику

Регулярно

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии; обзор методик использования современных педагогических технологий.

2. Изучение информационно-компьютерных технологий и внедрение их в учебный процесс.

3. Активное участие в работе педагогических интернет-сообществ.

Регулярно

Регулярно

Регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно

Регулярно


6.Сроки реализации программы: 2023-2027учебный год

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы

Ожидаемые результаты:

  • Осознание необходимости в постоянном самообразовании.
  • Формирование определенных навыков и умений для успешной профессиональной деятельности.
  • Разработка методической продукции.
  • Доклады, выступления.
  • Разработка электронного учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности.
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям.
  • Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов.
  • Участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности.
  • Профессиональная компетентность.
  • Высокий общекультурный уровень педагога.
  • Обобщение опыта работы по исследуемой теме.

Критерии оценки эффективности реализации программы:

- знание и понимание основных нормативно-правовых документов федерального уровня и субъекта РФ по организации системы образования;

- знание и активное использование современных педагогических технологий;

- использование в работе компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий;

- активное участие в научно-исследовательской работе;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- готовность к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Методы оценки эффективности реализации программы:

- самоанализ;

- самонаблюдение;

- самодиагностика с использованием следующих методик:

«Лист самооценки педагога» (В.М.Лизинский);

«Карта педагогической готовности» (В.М.Лизинский);

«Карта профессиональной деятельности педагога» (В.М.Лизинский);

«Самоанализ исследовательской новаторской педагогической деятельности» (Н.С.Корнакова);

«Схема анализа лекции».(Дикунов А.М., Костихина Н.М. Педагогическое мастерство);

«Формирование атмосферы сотрудничества на уроке» (Коротаева Е.В.)

- анализ результатов учебно-воспитательной работы.

8.Управление реализацией программы

 Управление программой осуществляет преподаватель, который:

- разрабатывает программу и вносит в нее изменения;

- определяет содержание и формы самообразования;

- обеспечивает выполнение программных мероприятий;

- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

- готовит отчет о реализации программы (по итогам учебного года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования

Программа расчитана на два учебных года. На каждый учебный год составляется план реализации программы....

План реализации программы самообразования на 2016-2017

Представленный план является 1 этапом в реализации программы самообразованию....

План реализации программы самообразования на 2017-2018

Представленный план является 2 этапом реализации программы самообразования...

Программа самообразования

Программа самообразования преподавателя Краевой Л.А....

Программа самообразования преподавателя

Наименование программы: Использование метода проектов при преподавании экономических дисциплинРазработчик программы: Уласик Марина Геннадьевна, преподаватель спец. дисциплин.Цель программы: обеспечени...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельност...

Программа самообразования преподавателя

Наименование программы: Технологии работы с информацией при изучении профессиональных модулей.Разработчик программы: Пушкина Вероника Александровна, преподаватель спец.дисциплин.Цель программы: ...