Здроровьесберегающая технология "Нагладная йога"
методическая разработка

Гюльметова Ирада Рзахановна

Наглядная йога- сочетание физических упражнений на расслабление и дыхателной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающая технология37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Московское Государственное бюджетная общеобразовательное учреждение Школа №1476 ДО №1

                                    Методическая разработка

                            Здоровьесберегающая технология

                                        «Наглядная  йога»

                     в работе с детьми дошкольного возраста.

                                                                      Автор работы:
                                                                     Инструктор по физической культуре

                                                                       Гюльметова Ирада Рзахановна

                   

                                           

                                                          2023г

Введение

Дошкольный возраст – самый важный период совершенствования основных функций организма, двигательных умений, навыков и физических качеств.

В последнее время, всё чаще педагоги и родители сталкиваются с такими проблемами у детей, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение сна, слабые мышцы ног, рук и спины, что оказывает влияние на рост и физическое развитие. Профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей, является одним из приоритетных направлений, который включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, точечного массажа, элементов релаксации) с включением здоровьесберегающей технологии – «Наглядная йога».

Йога доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Йога состоит из поз, или асан. Асаны предназначены для развития силы, гибкости и телесного конртроля. Однако помимо костей, сухожилий и мускулов, одновременно работает и дыхательная система. Дыхание насыщает клетки тела питательными веществами, удаляя вредные. Развивая и усиливая свое дыхание и сознание, можно расширить возможности нашего тела.

В ходе занятий йогой, ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче. Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника

Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужно выполнять осторожно, без напряжения.
К занятиям йогой допускаются дошкольники 4-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые.         

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности. Это залог успешного развития всех сфер личности. В последнее время наблюдается ухудшение здоровья и физического развития детей. По этому основной задачей в образовательной области «Физическое развитие», является поиск и внедрение высокоэффективных здоровьесберегающих технологий и средств в комплексе воздействия на укрепление здоровья, мотивационно – эмоциональную сферу, которая оказывает благоприятное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к двигательной активности. Одна из таких здоровьесберегающих технологий – это   йога.

Йога- это древнее учение о самосовершенствовании. Термин «йога» происходит от санскритского слова «йоджи», что означает гармония, упражнение. Основателем йоги считают индийского мудреца Патанджали. Именно он – врач и проповедник исцеляющих асан для ума и тела – написал знаменитые «Йога-сутры» Это первое пособие по йоге, сохранившееся до наших дней.

Регулярные занятия йогой, улучшают работу внутренних органов и систем организма и развивают координацию движений.

Асана – сочетание определенного положения тела с правильным дыханием и медитацией. Асаны поддерживают здоровье, гибкость тела и жизненную энергию.

Пранаяма- это контроль за дыханием. Существует огромное количество упражнений по Пранаяме, которые способствуют ясности ума, снимает стресс, улучшает эмоциональное состояние и самочувствие, помогает ощущать ритмы организма.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет.

Регулярные занятия йогой с инструктором и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепят здоровье и иммунитет, повысят сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправят осанку, помогут сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги - рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.

Наглядная йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Цель:

Использование здоровьесберегающей технологии – йога для сохранения и укрепления здоровья детей.
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста через гимнастику -Йога.

Задачи:

Оздоровительные:

    - Сохранение и укрепление здоровья детей.

    - Научить детей заботиться о своем здоровье с помощью специальных

      упражнений.

Развивающие:

- Формировать правильную осанку.

- Учить чувствовать свое тело, во время выполнения упражнений.

- Развивать физические качества – координацию, равновесие, гибкость, ловкость, выносливость, силу, пластичность, развивать двигательную память.

     - Развивать внимание.

Образовательные:

- Формировать двигательные навыки при выполнении техники основных асанов (специальные упражнения, позы), доступные детям дошкольного возраста.

    - Совершенствовать правильное дыхание, при выполнении упражнений.

    - Совершенствовать навык выполнения гимнастики для глаз.

Воспитательные:

    - Развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость

      в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной

      активности.

    - Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

    - Воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа

      жизни.

Планируемые результаты

- Повышение уровня физической подготовленности и развития     физических качеств у детей дошкольного возраста, имевших низкий  уровень их развития.

 - Стабилизация эмоционального фона у детей.

 - Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

 - Формирование у родителей представлений о физических возможностях

    детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

. Требование к выполнению статических упражнений.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полулотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.

Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое».

Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль – моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз.

Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Принципы построения программы:

системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;

преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;

возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;

деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;

здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Структура занятия

I. Вводная часть (5-7 минут).

1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

2. Разминка:

  • Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.
  • Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут).

  1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.
  2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:
  • для мышц живота;
  • для мышц спины путем наклона вперед;
  • для укрепления мышц ног;
  • для развития стоп;
  • для развития плечевого пояса;
  • на равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

Особенности выполнения статистических поз:

-   2-3 спокойных вдоха и выдоха для снятия напряжения перед принятием поз.

-  Мысленная настройка на выполнение поз (прорисовать в уме).

-  Вхождение в позу плавно, спокойно.

-  Фиксация позы (удержание, сначала 5 секунд, постепенно увеличивая на 1, 2 секунды, в среднем максимальное удержание позы 10-15 секунд).

-  Выход из позы плавный.

-  Отдых после выхода из позы, расслабление.

Самое главное, не переутомляться!

Позы, которые особенно тяжело выполнять, можно заменить на облегчённый вариант.

Особое внимание нужно уделять упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

Позы, в которых используются повороты туловища, нужно выполнять в обе стороны.

Позы, требующие наклонов, нужно выполнять на выдохе. Это помогает сделать наклон более эффективно и с меньшими усилиями. Конечно, этого трудно требовать у детей дошкольного возраста, но нужно следить, чтобы дыхание было спокойным, без напряжения и задержек.

Все наклонные позы нужно выполнять без резких движений и покачиваний.

Дети не умеют концентрировать внимание, но этого можно добиться соответствующей тренировкой. Можно начинать её с упражнений созерцания. Кроме того, нужно уделить 2-3 минуты самонаблюдению детьми самих себя. Например, проследить, как вы дышите. Вдыхаете ли носом, длительнее ваш выдох, чем вдох и т.д. Все упражнения-сосредоточения нужно выполнять в расслабленном состоянии.

Этапы обучения.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Дети выполняют упражнения йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

Дети выполняют упражнения йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.

к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.

К освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела и  энергетических центрах.  В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеваниях выполняют ту или иную позу.

                                                                                                                         Приложение 1

Противопоказания к занятием -йогой

Занятия йогой имеют противопоказания:

Заболевание кровеносной системы;

Нестабильное внутричерепное давление;

Заболевания психического спектра;

Болезни сердца;

Грыжи.

Кроме этого, занятие следует отменить, если у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

Повышение температуры тела;

Обострение хронических заболеваний;

Сниженная работоспособность, упадок сил;

Расстройство пищевого поведения;

Заболевания суставов.

Занятия для ребенка йогой при отсутствии противопоказаний и плохого самочувствия можно практиковать до 6 раз в неделю — таковы рекомендации специалистов. Если дети занимаются йогой дома с родителям, это способствует установлению между ними хорошего эмоционального контакта.

                                                                                               

                                                                                                                              Приложение 2

 Перечень асан  используемых на занятиях и методика их выполнения.

Йога не ограничивается игрой – у каждой позы есть своя польза и особые энергетические свойства. Чтобы они проявились, позы надо практиковать в определенном порядке. Последовательность поз не случайная, каждая из них имеет своё значение.

1. Поза «Приветствие солнцу» (Сурья намаскар)

Основная стойка- ноги вместе, руки сложены перед грудью в приветственном жесте, при вдохе медленно поднимаем руки вверх, на выдохе наклоняем туловище вниз и стараемся дотянуться руками до пола, ноги прямые, колени не сгибаем. При выполнении этого асана произносим слова:

Вот Я.

Я солнечный луч.

Я кланяюсь, чтобы приветствовать землю.

Я готов.

Я озаряю горы.

Я освещяю животных.

Я заливаю светом природу.

Я дарю земле тепло.

Я прислушиваюсь к себе.

Я уважаю себя.

Я испытываю счастье.

Я чувствую покой.

Позвоночник должен не напрягаться, а только -  растягиваться. Спина остается прямой. Дыхание не задерживать. Чувствовать натяжение  задних мышц ног и спины, растяжение позвоночника.

Поза «Пальма» (Таласана)

              Эта поза поможет сосредоточиться и сохранить равновесие.

  1. Основная стойка прямая, слегка расставив ноги и смотрим в одну точку перед собой.
  2. Вдохнуть и поднять руки вверх- ладони смотрят друг на друга.
  3. Выдохнуть и на цыпочки (носочки). Нужно стараться удерживать равновесие.

Поза «Заряд энергии» (Шакти-дождик)

  1. Основная стойка- ноги на ширину плеч. Руками нежно массируем голову и лицо.
  2. Постучать кончиками пальцев по груди, рукам и спине.
  3. Барабанить по ногам – до самых пяток, как будто по тебе капает дождь.

Поза «Дерево» (Врикшасана 1)

  1. Чтобы выполнить эту позу, нужно выбрать точку перед собой и не сводить с нее взгляда, это поможет удерживать равновесие.
  2. Перевести вес тела на левую ногу, а правую поднять и упереть стопу в бедро.
  3. Сложить руки лодочкой и поднять их над головой, как будто твои руки- ветви дерева, а ноги- его корни.

Поза «Воин 1» (Вирабхадрасана 1) Растягивает позвоночник.

  1. Широко расставить ноги и раскинуть руки, чтобы они были на одной линии с плечами.
  2. Развернуть правую стопу наружу и согнуть ногу в колене, чтобы получился прямой угол.
  3. Соединить ладони, устремив руки и взгляд к небу и развернуться к согнутой ноге.

Поза «Воин 2» (Вирабхадрасана 2)

  1. Широко расставить ноги и раскинуть руки, чтобы они были на одной

линии с плечами.

  1. Развернуть правую стопу наружу и согнуть ногу в колене, чтобы получился прямой угол.
  2. Повернуть голову и посмотреть на ладонь правой руки, обращенную вверх.

Поза «Воин 3» (Вирабхадрасана 3)

  1. Перенести вес на правую ногу и выпрямить колено.
  2. Наклониться, чтобы тело было паралельно полу. Руки вытянуты, голова тянется вперед.
  3. Вытянуть левую ногу так, чтобы тело превратилось в прямую линию.

Поза «Танцующий Шива» (Натараджасана)

  1. Стоя на левой ноге, захватить правую стопу правой рукой и подтянуть к правой ягодице.
  2. Левой рукой сделать жест «чин-мудра», который не даёт нашей энергии утекать. Вытянуть руку вперед, раскрыть пальцы и соединить только большой и указательный.
  3. Слегка наклониться вперед, выгнуть спину и отвести правую ногу назад. В этой позе рука напоминает стрелу, а тело- натянутый лук.

Поза стимулирует мускулатуру боковых поверхностей туловища и позвоночник, придавая телу гибкость.

Поза «Голубь» (Капотасана)

     В этой позе важно удерживать равновесие.

  1. Встать на колени, выставив вперед правую ногу, сделать выпад и  перенести на нее весь свой вес, а левую ногу вытянуть назад.
  2. Поставить правую руку на правое бедро, повернуть голову назад и левой рукой обхватить левую ступню. Подтянуть ее на себя, стараясь удержать равновесие.
  3. Выбрать какую-нибудь точку в пространстве и смотреть на нее. Это придаст устойчивость.

Поза «Алмаз». ( Супта ваджрасана)

      1. Сидя на коленях, развести пятки так, чтобы ягодицы оказались на полу.

      2. Поставить локти на пол, выгнуть спину и наклонить голову, пока не коснется макушкой пола. Туловище, шея и голова находятся на одной линии, вырабатываем навык правильной осанки.

4. Поза «Герой». (Вирасана)- вариация

      1. Сесть на колени и выпрямить спину. Эта поза накапливает энергию.

      2. Поставить правую ступню у левого колена. Облокотиться правой рукой на правое колено и подпереть ею подбородок, расслабить шею, пусть голова покоится на ладони.  

Поза «Петух» (Куккутасана)

      1. Сесть на корточки так, чтобы стопы плотно прилегали к полу, а таз был приподнят.

      2. Растопырить пальцы и упереться ладонями в пол, перенести вес с ног на руки, удерживая равновесие.

      3. Когда колени упрутся в руки, оторвать ноги от пола одну за другой. Развивает подвижность плечевых суставов, улучшает осанку.

Поза «Мудрец Маричи». (Маричиасана)

  1. Сесть вытянув ноги. Поставить правую стопу на пол рядом с левым коленом.
  2. Вдохнуть, раскинут руки и повернуть туловище направо.
  3. Коснуться левым локтем правого колена с внешней стороны о опусти правую руку на пол. Повернуться назад.

Поза «Полулотос с приветственным жестом» (Ардха Падмасана и Намаскара-Мудра)

Это последняя поза – жест приветствия и поклонения Вселенной за новый день.

  1. Сесть прямо, скрестив ноги и выпрямить спину.
  2. Положить более гибкую стопу поверх бедра противоположной ноги, а вторая остается неподвижной.
  3. Сложить руки в приветственном жесте, чтобы поблагодарить Вселенную за новый день.

Поза способствует развитию вестибулярного аппарата, вырабатывают чувство равновесия, тренируют мышцы ног и позвоночника, укрепляют суставы.

Этапы выполнения статических поз (асан).

I этап. Отдых перед вхождением в позу.

Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.

Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.

III этап. Вхождение в позу.

Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы.

Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы.

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.


Список использованной литературы

  1. Научно-популярное издание «Анатомия здоровья» Абигейл Эллсуорт

Наглядная йога 50 базовых асан. Горелкина Ж.Л., перевод на русский язык 2011г.

  1. Волков О.А. Веселая йога: специально для детей. Ростов на Дону, 2008
  2. Запорожцев В.В. Йога и дети, 2004
  3. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. – “Питер-пресс”, 2009
  4. Правдина Н.Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – Издательский дом Наталии Правдиной, 2009 12. Сергеев С. Йога для детей. Методика применения йоги. Донецк. –2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Йога как одна из форм оздоровительной работы на занятиях хореографией

значимость здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Статистика здоровья дошкольников. Понятие и значимость занятий йогой. Упражнения йоги для включения их в деятельность педагога-хор...

Конспект НОД по ЗОЖ в подготовительной группе с использованием упражнений гимнастики йога «Приключения в джунглях».

«Приключения в джунглях».Программное содержание:1.    Дать представление о гимнастике йогов.2.    Закрепить умение выполнять статические упражнения, сосредоточивать внима...