конспект урока по географии 7 класс
план-конспект урока

Джериева Фатима Мухтарбековна

 Урок №21: «Реки и озера Земли».

  Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21urok_7_klass.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения _______

 Урок №21: «Реки и озера Земли».

  Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний.

Цели:

  1. Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между зависимостью рек и озёр от рельефа и климата
  2. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся.

3. Воспитательные: воспитание культуры общения, любви к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: Планируемые результаты обучения:

1.формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о зависимости рек и озёр от рельефа и климата, о распространении рек и озёр на Земле;

2.формирование умений и навыков использования знаний о реках и озёрах в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.

Метапредметные: формирование умений:

1) работать с различными источниками географической информации —текстом, картами, схемами;

2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи;

3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

4) создавать схемы;5) осуществлять комментированное чтение; формирование и развитие экологического мышления

Личностные:

формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде; формирование основ экологической культуры —охрана водоёмов от загрязнения.

Основные понятия. Водность реки. Речной сток. Твёрдый сток. Дельта. Эстуарий. Бассейн океана. Бассейн внутреннего стока.

 Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.
 Практикум.
 Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

1. Организационный момент.  

  Девиз нашего урока:

«Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали успешной работы

2.Проверка домашнего задания: 

Фронтальный опрос- Ответьте на вопросы.

 - Что называют океаническим течением?

-Известный американский океанограф М.Ф. Мори сказал: «В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой… нигде в мире нет более величественного потока воды. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, которые несет он».

- О какой реке идет речь? (об океаническом течении).

       - Объясните основные причины образования течений? (ответ: постоянные ветры, рельеф дна, очертания материков, отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси).

- Какими бывают течения по температуре? (теплые и холодные).

- Каким образом обозначают океанические течения на карте? (линии в виде стрелок красного или синего цвета).

- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара? (от полюсов к экватору движутся холодные течения, а от экватора к полюсам – теплые. Течения в океане образуют круговые движения вод; в северном полушарии – по часовой стрелке, а в южном полушарии - против часовой стрелки. Направление течений зависит от направления ветров.)

- Перуанское течение движется к экватору. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (холодное). 

-Бразильское течение движется в сторону от экватора. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (теплое)

- Известный климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт? (холодные течения охлаждают побережье, устанавливается высокое давление и сухая погода, теплые - несут тепло и влагу).

3. Мотивация учебной деятельности.  

- Я рождаюсь из снегов, ручейков и родников.

То быстра я и игрива, то теку неторопливо.

Мелкою бываю в русле, или же глубокою,

Я вверху бываю узкой, а внизу – широкою.
- Какую же тему мы будем изучать сегодня на уроке?
- Океаническое течение можно сравнить с рекой, но все же настоящие реки находятся на поверхности суши.

4.Актуализация знаний.  

- Есть горные реки, есть реки долин,

Все они разных длин и глубин.

- Что называют рекой?  (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).

- Назовите части реки. «Установи соответствие» (групповая работа по 2 чел.)

- Что такое режим реки? (последовательность изменения уровня воды в реке)

5. Получение новых знаний.  

- Река, словно живое существо... У каждой реки свой характер, целый ряд только ей присущих черт и особенностей.

- Сравните на рисунках горную и равнинную реки. Объясните черты «характера» каждой реки.

- От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).

Вывод: река – продукт рельефа.

Обратите внимание на физическую карту.

- Как изображены реки на карте? (линиями синего цвета).

- Почему одни линии толстые, а другие тонкие? (крупные полноводные реки и мелкие реки).

- От чего зависит водность рек? (от климата) Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 64.

- От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам).  

- Самая многоводная река  мира Амазонка, почему? В России – это Енисей.

Вывод: река – продукт климата и природных условий.

Задание: Используя текст учебника, найдите определение терминам «дельта» и «эстуарии».на стр.64  

 Протекая по территориям, сложенным легко размываемыми породами, в устьях большинства рек образуется дельта – форма устья с протоками на мелководных участка моря (при большом количестве наносов) или эстуарии – воронкообразное устье реки, где море достаточно глубокое (здесь накопление наносов не происходит).

Задание: используя текст учебника §17 стр. 64приведите примеры и покажите на карте реки, имеющие устье в виде дельты или эстуарии.

  Где текут самые крупные реки?

 - Сравните физическую карту мира и климатическую. Сделайте выводы - где текут самые крупные реки?

- Где берут начало большинство рек мира? (с гор).

- Куда несут свои воды?

Задание: « Река – океан».  

- Используя физическую карту, распределите реки по бассейнам стока: Дунай, Днепр, Дон, Печора, Волга, Урал, Амударья, Сырдарья, Обь, Енисей, Лена, Колыма, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Брахмапутра.

- Какой океан выделяется по объему стока? (Атлантический. Потому что в него впадают реки Европы, реки Южной и Северной Америки).

- Самые крупные реки начинаются в районе экватора. Почему? (выпадает много осадков). 

Вывод: Характер рек зависит от рельефа, климата и природных условий.

  Озёра Капля за каплей образуется озеро, а перестанет капать образуется пустыня. (Узбекская пословица)

Посреди поля лежит зеркало                          Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,                Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,                  Свои перед ним поправляя прически.

Как это зеркало называется? (озеро)

- Поговорим о крупнейших озерах Земли.

- От чего зависит распространение озер на Земле?  (от рельефа территории, от климата и от строения земной коры).

 Задание «Озеро – материк».

Найдите на физической карте мира крупные озера и распределите по материкам.

Большое Медвежье  Большое Невольничье  Виннипег  Атабаски  Верхнее Мичиган Гурон

Виктория Чад Танганьика Ньяса Мертвое море Ладожское Онежское Байкал Титикака

Маракайбо Эйр - Норт

- Сделайте вывод, на каком континенте больше озер, на каком меньше.

Вывод: распространение озер на Земле зависит от рельефа и климатических условий, главным образом от количества осадков. Размер озер больше зависит от происхождения котловин

5. Первичное закрепление изученного материала.

- От чего зависит скорость течения реки?  - От чего зависит водность рек?

- От чего зависит режим рек?  - Где протекают самые крупные реки мира?

Как отличить озеро от реки в природе и на карте?

Задание: «Третий лишний». Определите лишний географический объект и объясните, почему он лишний:

а) Онежское, Ладожское, Баренцево.  б) Байкал, Каспийское, Азовское.

в) Обь, Енисей, Амур

6. Домашнее задание: 1. §17  2.Выполнить  задания на стр. 67.  3.Нанесите на контурную карту реки и озера, названные в параграфе

 7. Рефлексия. Улыбнитесь , если понравился  урок, зажмуритесь . если нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе по теме "Зима"

В данном материале представлен подробный конспект урока во 2 классе по теме "Зима". Урок ведется в игровой диалоговой форме с использованием тематической лексики....

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Конспект урока в 8 классе.

Данный материал является разработкой конспекта урока в 8 классе. Урок разработан к УМК "Сферы" издательства "Просвещение"...

План-конспект урока во 2 классе

план-конспект урока английского языка во 2 классе при обучению чтению...

Конспект урока в 10 классе

Конспект урока в 10 классе. УМК Spotlight ...

План-конспект урока во 2 классе

План-конспект урока английского языка во 2 классе. Тема: «Иззи – это животное?»...