Конспект урока "Омонимы" 5 класс
план-конспект урока на тему

Сокольникова Христина Николаевна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc843 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

(5 класс)

Омонимы.

Цель:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с омонимами,
  • научить различать омонимы и многозначные слова

Развивающие:

  • развивать мышление на основе анализа (всестороннего разбора) и синтеза

Воспитательные:

  • способствовать осознанию того, что мир на Земле – главная ценность для человека

Ход урока.

1. Организационный момент.

Встали, подровнялись. Сегодня на уроке вам  понадобиться учебник, тетрадь, ручка и карточки. Все остальное уберите на край стола.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня у нас новая тема. Вы видите, что строчка, где мы обычно записываем тему урока, пустует. Это ненадолго. А пока повторим пройденный материал.

3. Актуализация средств усвоения.

1.Вид работы: мини-опрос

Дидактическая задача: организовать работу по актуализации средств усвоения (многозначные и однозначные слова)

Содержание:

- Какие слова называются многозначными?

- В чём особенность многозначных слов? (сходство в значениях, тесно связаны по смыслу)

- Приведите примеры многозначных слов.

2.Вид работы: игра «третий лишний»

Дидактическая задача: организовать работу по актуализации средств усвоения

Организация:

В ряду слов найдите слово, отличающееся от 2-х других каким-то признаком. Подчеркните его, объяснив свой выбор

Содержание:

Айсберг, маяк, земля                     Флора, игла, планёр

- Какие слова лишние? Почему? («земля», «игла» - многозначные слова)

4. Изучение нового понятия «омоним»

1. Вид работы: работа с иллюстрациями

Дидактическая задача: организовать работу по изучению нового материала

Организация: На доске размещены рисунки и записаны слова.

Содержание:

На доске заранее размещены рисунки.

                            

                                капитан                                кран¹                  кран²

Перед вами 4 рисунка. Предлагаю вам поразмышлять и ответить на вопрос: «Почему слово  капитан расположено между двумя рисунками слева, а рисунки справа имеют каждый свою подпись?»

           Капитан – многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе.

           У предметов, называющихся крАнами, -  никакого сходства в значении нет.

Слова  КРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.

- Давайте, составим с этими словами предложения.

2. Вид работы: работа с текстом учебника

Дидактическая задача: организовать работу по формулированию понятия «омоним»

Организация: Чтобы больше узнать об омонимах, обратимся к учебнику.       

Содержание:

(дети читают материал в учебники)

- Что нового вы узнали?

5. Закрепление нового понятия «омоним»

1.Вид работы: работа со стихотворением

Дидактическая задача: организовать работу по закреплению умения составлять словосочетания с омонимами, развивать мышление детей

Организация: На доске записаны слова в 3 столбика. Составьте СС со словами, которые находятся в центре, и соедините их  

Содержание:

 (На доске записаны слова в 3 столбика)

птичья

клетка

математическая

барабанная

наряд

девичья

праздничный

дробь

грудная

острая

коса

милиции

2.Вид работы: работа с текстом

Дидактическая задача: организовать работу по закреплению умения находить омонимы в тексте.

Организация: У вас на партах розданы тексты, прочитайте его внимательно и потом мы с вами побеседуем по его содержанию

Содержание:

(На партах разложен текст «Главное слово»)

Главное слово

         Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.

Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.

И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.

Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».

Одна девочка сказала:

-  Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!

Но Дверь не открывалась.

Тогда заговорил мальчик:

-  В тех местах, где живу я, - настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли.  Главное слово – огонь!

Но дверь и теперь не открылась.

Одна маленькая девочка прошептала:

- Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.

Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.

И тогда мальчик уверенно проговорил:

- Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце.  Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.

Золотая Дверь торжественно распахнулась.

  1. Кто главные герои сказки?
  2. Откуда они приехали?
  3. Зачем хотели дети открыть Золотую Дверь?
  4. Что нужно было сделать для этого?
  5. Какие слова дети считали главными?
  6. Почему Дверь не открывалась?
  7. Какое слово самое главное для всех детей на планете?
  8. А почему?
  9. Встретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите.

6. Подводятся итоги урока.

- Что называется омонимами?

- Чем различаются омонимы и многозначные слова?

- Где чаще всего используются омонимы?

7. Оценка деятельности учащихся на уроке

8. Домашнее задание: & 67, упр.347

Теоретические сведения на стр.142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».

План-конспект мастер-класса. Тема: « Создай свой образ».Методы проведения занятия: беседа, имитационная игра «Дамский мастер», практическая работа с применением компьютера.Объект труда: выполнение мод...

Конспект Мастер-класс "Минем тылсымлы әкиятем"

Уеннар ярдәмендә рус телле укучыларны татар сөйләменә өйрәтү....

план-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела"

План-конспект мастер-класса на 20 минут по теме "Части тела". Занятие проводилось в группе 5-го класса. Основной задачей занятия является повторение и закрепление лексики по теме "Части тела"....

Конспект мастер класса на районном методическом объединении педагогов дополнительного образования Тема: «Новогодняя игрушка».

Конспект мастер класса на районном методическом объединении педагогов дополнительного образованияТема: «Новогодняя игрушка»....

План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля

Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоени...

Конспект мастер-класса "Осторожно, манипуляция!"

Конспект сосавлен в соавторстве с Е.Н. Мещеряковой для проведения мастер-класса "Осторожно, манипуляция" и посвящен раскрыт...

Конспект мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы "Кувадки"

Данный мастер-класс способствует привитию интереса к русской истории, традициям, обрядам, связанным с изготовлением тряпичных кукол....