План-конспект занятия (класс гитары) "Игра в ансамбле как средство изучения простых музыкальных форм", авторская разработка учебного модуля
методическая разработка на тему

Мурашев Юрий Игоревич

Занятие разработано в рамках авторского учебного модуля "Ансамблевая деятельность как средство изучения простых музыкальных форм". Данный модуль предполагает свою реализацию в рамках освоения основной образовательной программы предпрофессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, в том числе за счет вариативной части, предусмотренной для углубления и расширения подготовки обучающихся, определямой содержанием обязательной части. Урок-введение в тему, знакомство с понятием "музыкальная форма".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

План-конспект  занятия

по специальному инструменту (гитара классическая)

 в условиях предпрофессиональной подготовки учащегося в соответствии с требованиями ФГТ

в МКУДО ДШИ

 ИГРА В АНСАМБЛЕ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ

ПРОСТЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ

                                                Разработал:  Мурашев Юрий Игоревич

Педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория

Проверил:  Голощапова В.В., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

                                                                           

Жигалово, 2017

Тема занятия: Введение. Знакомство с понятием «музыкальная форма» на примере анализа ансамблевых пьес.

Дата проведения: 24.10.17.

Состав учебной группы: 1 ученик – Руслан А., 2-ой класс музыкальной школы (возраст – 11лет).

Цель учебного занятия: познакомить учащегося с понятием «музыкальная форма», заложить теоретические знания основ формообразования в музыке.

Задачи:

Образовательные (обучающие): 1) уточнить понятие – музыкальная форма, период, предложение; 2) формирование умения применения данных знаний при анализе произведений в музыкальной практике.

Развивающие: 1) формирование навыка чтения с нот (умение читать с листа несложные музыкальные произведения); 2) формирование навыка игры в ансамбле.

Воспитательные: 1) формирование у обучающегося в процессе исполнения ценностного отношения к музыке эпохи барокко, классицизма; 2) формирование культуры звука, воспитание слухового контроля.

Форма учебного занятия: (урок-40мин) практическое занятие с элементами лекционной подачи теоретического материала (диалог, беседа).

Форма организации работы: индивидуально-групповая (коллективная, парная, диалоговая).

Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология дифференцированного обучения, технология деятельностного подхода.

Материально-техническое оснащение занятия

 - учебная  аудитория  для индивидуальных занятий;

 - две концертных  гитары  (для педагога и ученика);

- стулья: для  педагога и ученика;

 - пюпитр  для нот;

 - подставка для ног.

- нотный материал (Гуркин, В.В; 1 класс, раздел «Ансамбль»; Зубченко О., 1-3 класс, раздел «Ансамбли»).

План занятия

  • организационный этап (1-2 мин)
  • подготовительный этап 2-3 мин)
  • этап актуализации имеющихся у детей знаний (2-3 мин)
  • этап работы по новому материалу (10 мин)
  • этап обобщения пройденного материала 5 мин)
  • этап закрепления новых знаний, умений и навыков (5мин)
  • итоговый этап (2-3 мин)

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Методы обучения

организационный этап (1-2 мин)

Организация начала занятия, создание психологически благоприятного климата и настроя на учебную деятельность

Подготовка к работе (проверка настройки инструмента, установка нот на пюпитр), активизация внимания

подготовительный этап 2-3 мин)

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей путем создания актуальности данной темы и ее новизны.

Восприятие. Осмысление возможной актуальности темы в плоскости ее практического применения.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

этап работы по новому материалу (15 мин)

этап актуализации имеющихся общеучебных и специальных знаний

Использует задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей, создавая возможность применения имеющихся у учащегося знаний.

Принимает активное участие в беседе, актуализируя имеющиеся знания, применяя метод ассоциативного мышления, метод сравнения, обобщения. Игра на инструменте.

Метод беседы, частично проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

этап обобщения пройденного материала 5 мин)

Педагог совместно с учащимся формирует целостное представление по изученной теме

Совместная деятельность с педагогом

Метод обобщения, метод активного взаимодействия с педагогом

этап закрепления новых знаний, умений и навыков (10 мин)

Дает пробные практические задания (пьесы), которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Самостоятельно определяет форму произведения. Проигрывание на инструменте.

Метод практического применения освоенных (полученных) знаний

Итоговый этап

(5 мин)

Совместная деятельность: анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Совместная деятельность: рефлексия, подводит итог занятия, формулирует теоретические и практические знания, полученные в ходе занятия

Обобщение, систематизация полученных теоретических знаний, практических навыков. Перспективный метод.

  1. организационный этап (1-2 мин)
  2. подготовительный этап (2-3 мин)

Педагог: Здравствуй! Сегодня на занятии мы познакомимся с новым понятием – «музыкальные формы». Эти знания в дальнейшем помогут тебе при разборе музыкального материала и разучивании новых пьес, как в ансамблевой деятельности, так и в сольном исполнении, потому что существуют некоторые секреты, которые открываются именно при изучении формы произведения.

  1. этап работы по новому материалу (15 мин)

этап актуализации имеющихся общеучебных и специальных знаний

Итак, что же такое – форма? К примеру, твоя школьная форма, что ты можешь о ней сказать? Учащийся:  «Она определенного цвета, покроя»… Педагог: «Т.е. это ее внешние признаки. Но, часто бывает, что форма объединяет определенные общности людей (Полиция, МЧС, врачи), школьные классы, наконец, т.е. она является носителем какого-то внутреннего содержания (права, обязанности, предпочтения, интересы). Из этого можно сделать вывод, что форма – это понятие, которое предполагает, как внутреннее, так и внешнее содержание какого-либо объекта.

Объектом нашего сегодняшнего исследования будет являться «форма» музыкального произведения, где мы будем определять – из чего же состоит (в чем ее внешнее проявление) и, что в данном случае является внутренним содержанием и наполнением музыкальной формы. Исследователи (И. Способин) музыкальной формой называют строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием и характеризуется взаимодействием всех отдельных звуковых элементов, распределенных во времени [4, с 9].

Понятие «музыкальная форма» применяется также в смысле общего композиционного плана произведения, т.е. соотношения его частей [5, с 21].

Сущность музыкальной формы – протекая во времени, всегда представляет собой процесс, то есть развитие с той или иной степенью интенсивности, иногда постоянной,  но чаще, меняющейся.

Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время членораздельна, то есть состоит из частей, отграниченных друг от друга по замыслу. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой.

Педагог: «Итак, глядя на эту пьесу («Бурре», Л. Моцарт), что ты видишь? Учащийся: «Ноты, такты, разделы, части». Педагог: «Т.е. это внешние признаки формы, А, что может быть внутренним содержанием произведения»? Учащийся: «Может быть, мелодия»?

Педагог: «Безусловно, это мелодия, т.е. это будет определенная музыкальная мысль, идея, заложенная в ней. Скажи, а как ты выражаешь свои мысли, идеи, когда хочешь ими с кем-то поделиться»?

Учащийся: «Я выражаю их с помощью слов». П.: «А, слова ты во что объединяешь»? Уч.: «Я объединяю их в предложения». П.: «Так вот, в музыке тоже есть такое понятие – предложение, которое используется при изложении музыкальной мысли. Ведь предложения предполагают объединение нескольких слов. В музыке это будут /такты/ (внешнее проявление формы), в которых с помощью нот идет изложение муз. мысли. Т.е. такты – это своеобразный строительный материал, как кирпичики, которые применяются в строительстве при возведении зданий (одно-двух-трехэтажных и т.д.)».

Очень часто в музыке (особенно, начиная с творчества венских классиков – Моцарт, Гайдн, Бетховен) используется понятие – квадратность, т.е. выражение муз. мысли обличается в квадратную структуру (предложения по 4, 8, 16 тактов). Давай рассмотрим это на примере этой пьесы («Лодка» П. Саратэ; Зубченко В.В. 1-3класс, раздел «Ансамбли»): В этом примере четко прослеживается квадратная структура (4+4) в изложении муз. мысли. (Проигрываем мелодию).

Эти четырехтактовые построения и есть предложения, которые в купе (4+4) образуют так называемый «период». Музыка, как нам известно, это искусство временное (разворачивающееся во времени), однако, и «период», к примеру, в хоккее означает определенный временной промежуток времени.

  1. этап обобщения пройденного материала (5 мин)

Так, мы сегодня познакомились с понятием «музыкальная форма», которое имеет как внешнее проявление (структуру), так и внутреннее содержание (музыкальную мысль, идею), узнали наименьшее структурное образование формы – «период». Узнали, что «период» образуют предложения, которые могут состоять из определенного количества тактов (квадратность), являющимися «строительным материалом» для предложений (как слова в разговорной речи, несущие определенный смысл, идею). Давая определение «периоду», его можно озвучить так: «Период» – это наименьшая форма изложения относительно законченной муз. мысли.

  1. этап закрепления новых знаний, умений и навыков (10 мин)

А сейчас, на этих несложных примерах, ты попробуешь сам определить – как идет изложение музыкальной мысли, сколько тактов образуют предложение, сколько предложений, и образуют ли они период. Можно, а на первых порах даже нужно проиграть мелодию. (Игра с педагогом, где учащийся играет I–ю партию, как правило, это мелодия. Произведения – Телеман, «Менуэт», Л. Моцарт, «Бурре» В. Гуркин стр. 45-46, раздел «Ансамбли»)

  1. Итоговый этап (5 мин)

А теперь, давай подведем итоги: «Скажи, что интересного и полезного ты вынес для себя из сегодняшнего занятия»?

Я узнал, что музыка строится по определенным законам, что в ней, как и в разговорной речи, есть предложения, которые образуют наименьшую музыкальную форму – период. Играя новые пьесы, я обратил внимание, что в первом произведении предложения как бы повторяются. П.: «Молодец, правильно! Эти предложения образуют период так называемого повторного строения, потому что предложения (т.е. музыкальная тематика) в нем повторяются. Скажи, а на что ты еще обратил внимание»?

Уч.: Мне показалось, что стало легче играть, потому что как бы предугадываешь, что будет дальше, можно охватить всю пьесу целиком, если она небольшая, конечно. А во втором произведении было как бы две части: в первой части два предложения, которые похожи, а во второй – сначала было что-то новое, а потом, кажется было несколько тактов из первой части, это что – два периода?

П.: Да, правильно, молодец! Ты очень точно все подметил! Это было музыкальное построение из двух периодов, которые вместе образуют простую двухчастную форму (репризную), только это тема уже следующего нашего занятия!

Список литературы

  1. В. Гуркин. Хрестоматия гитариста. Шестиструнная гитара. Подготовительный, 1-5 классы. Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 2000.
  2. В. Гуркин. Шестиструнная гитара. 1 класс, Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 1999 г. – 50 с.
  3. Г. Фетисов. Хрестоматия гитариста. Изд. В. Катанского. Москва, 2002.
  4. И.В. Способин Музыкальная форма: Учебник. – 7-е изд. – М.: Музыка, 1984 г. – 400 с., нот.
  5. Л. Мазель. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие. — 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Музыка, 1979.— 536 с., нот.
  6. М.И. Ройтерштейн. Основы музыкального анализа. M.: Владос, 2001. — 114 с.
  7. О. Зубченко. Хрестоматия гитариста для учащихся ДМШ 1-3 классы. Изд. Феникс. Ростов-на-Дону, 2007.
  8. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. Музыка. Москва, 1986.
  9. С.Н. Матохин Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре, методические рекомендации  Волгоград, 2005г.– 29 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)

План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

"Элементы импровизация и умение строить простейшие музыкальные формы - необходимые навыки концертмейстера хореографии"

Обучение навыкам импровизации обогащает пианиста-исполнителя и концертмейстера, развивает слух, расширяет кругозор, позволяет ему приблизиться к тайнам композиторского ремесла....

План-конспект внеклассного занятия по русскому языку и литературному чтению на тему «Волшебство народного слова», 2 класс

На данном занятии второклассники познакомятся с сатирическими  русскими народными сказками...

план-конспект уч.занятия средства дежурных частей

план-конспект уч.занятия средства дежурных частей...

Методическая разработка «План-конспект практического занятия «Действия водителя на маршруте при возникновении нештатных ситуаций»»

Методическая разработка «План-конспект практического занятия»Мастер производственного обучения Старунь В.С.Учебная практика: «Обучение практическому вождению автомобиля категории &la...

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....