ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия учебного предмета «Композиция» ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»
план-конспект занятия на тему

Хуббатова Рамиля Габдрауфовна

Представленное занятие предмета  «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса художественного отделения (10-11 лет). Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №5 «Этюд натюрморта с цветами», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего занятия «Цветовая гармония. Декоративный натюрморт». Данное открытое занятие является закреплением акварельной практики в технике «по - сырому» в разделе «Акварельная живопись». Занятие рассчитано на два академических часа по тематическому плану. Основными задачами являются отход от традиционного преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.Практическая часть занятия представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. Открытое занятие опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Мотовилихинского района г. Перми

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия

по дополнительной общеобразовательной программе

художественного отделения ДШИ

учебного предмета «Композиция»

 (срок обучения 5 лет),

3год обучения, I полугодие

ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Педагог отделения изобразительного   искусства МАУ ДО «Детская школа искусств»  Мотовилихинского района г. Перми

Хуббатова Рамиля Габдрауфовна












Пермь 2017



Пояснительная записка

Представленное занятие предмета  «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса художественного отделения (10-11 лет). Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №5 «Этюд натюрморта с цветами», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего занятия «Цветовая гармония. Декоративный натюрморт». Данное открытое занятие является закреплением акварельной практики в технике «по - сырому» в разделе «Акварельная живопись». Занятие рассчитано на два академических часа по тематическому плану. Основными задачами являются отход от традиционного преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения занятия – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Для эффективного усвоения теоретической части занятия создана особая тематическая среда в виде выставки букетов цветов, музыкального сопровождения.

Практическая часть занятия представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. Открытое занятие опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия

учебного предмета «Композиция»

ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Педагог Хуббатова Рамиля Габдрауфовна

Дата и время проведения занятия: 25.10.2017. начало 14.50 до 16.30

Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы, совершенствование навыков владения живописной техникой, восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи занятия.

Обучающие:

- дать учащимся теоретические знания о выборе формата, композиционной организации листа, понятие о пропорциях, форме предмета, понятие световых и тоновых отношений.

- дать знания о свойствах и специфике акварельной живописи, её возможностях и эстетических качествах;

- познакомить с основными закономерностями создания цветового строя;

- уметь видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

- развитие навыков композиционного мышления, развитие чувств гармонии и равновесия, чувства пропорций, формы, тона, образного представления, воображения;

- развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к искусству, эстетических представлений и художественного вкуса;

- воспитывать волю к труду, упорство, «творческую смелость» и уверенность в своих силах;

- воспитание потребности в творческом самовыражении, позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Предполагаемый результат: 

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока;

 - поиск решения композиции и анализ объекта;

- развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

- выбор способов цветовых отношений картины;

Используемые технологии:

- личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. с переменой

Оснащение занятия.

Художественные инструменты и материалы для уч-ся: бумага формата А3, карандаш, акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2),;

Материал для педагога: наглядные пособия по основным композиционным приемам (масштаб, равновесие, статика, динамика), пособие по изображению различных цветов; методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов;

-конспект занятия;

- лист формата А2, зажимы, планшеты для оформления картин (паспорту) акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» и синтетика, плоские и круглые (№16, №10, №5, №3, №2);

- Три постановочных стола, искусственные и живые цветы, вазы, фрукты, небольшие предметы по теме натюрморта, драпировки

 - музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Интеграция с предметами живопись и история искусств.

План занятия:

Организационный момент - 1 мин.

Работа с теоретической информацией. Актуализация знаний. - 14 мин.

Постановка цели и задач урока. Практическая часть - 30 мин.

Самостоятельная работа - 35 мин.

Выставка. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие аудитории. Предварительная организация учащихся (проверка отсутствующих, подготовка рабочих мест, организация внимания);

2.  Вступление. Работа с теоретической информацией. Актуализация знаний. Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта.  Что обозначает слово « натюрморт»?

- /«Мертвая природа» в переводе с французского/.

- В англоязычных странах ему дали более звучное название  « still life» тихая жизнь. Скажите, пожалуйста, о чём нам рассказывает этот жанр?

-/Натюрморт  рассказывает о жизни вещей/.

– Что или кого мы могли бы назвать «героями» натюрморта?

- /различные предметы обихода,   музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, кушанья/.

- Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские, так и зарубежные. Мы с вами уже знакомились с репродукциями этих  натюрмортов, давайте вспомним их названия и авторов.  

-/И. Машков, «Снедь московская. Хлебы», И. Хруцкий, «Цветы и плоды»,

 «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» И. Грабарь, «Неприбранный стол». Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой»/.

 – Что художники хотят выразить своими произведениями?

– А как Вы думаете почему?

Дети отвечают.

Да, правильно. Вещи тихонечко себе стоят, и никто на них не обращает внимание. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

При постановке натюрморта художники используют правила (каноны) постановки. С некоторыми уже познакомились на предыдущих занятиях. Давайте их вспомним.

  1. Предметы должны иметь смысловую связь.
  2. Композиционный центр всегда хорошо выражен. Обычно он стоит на втором плане.
  3. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и по диагонали.
  4. При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета.
  5. Учитывать промежутки между предметами.
  6. Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие.
  7. Второй план – крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины.

Сейчас я расскажу вам еще одно правило. Постановка натюрморта организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме. Чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг.

Мысленно выделяем точки (контуры натюрморта) и соединяем их. У нас получается геометрическая форма. Этот способ был известен художниками с древнейших времен, им пользовались многие мастера. Давайте проверим это на репродукциях знаменитых художников.

Показ репродукций: Ф. Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Петров-Водкин “Натюрморт. Свеча и графин”, Ю. Васнецов “Натюрморт с большой рыбой”, Волков “Натюрморт”, И. Хруцкий “Натюрморт с грибами” и др.

Параллелограмм – четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны. Частные виды параллелограммов: прямоугольник, ромб, квадрат.

Проверка понимания учащимися нового материала.

– Сейчас я раздам Вам карточки, на которых изображены натюрморты, у всех они разные. Вы должны определить, в какую геометрическую форму вписывается ваш натюрморт.

Учащиеся отвечают

– Молодцы! Все справились с заданием.

Постановка цели и задач занятия. 

– Теперь поупражняемся в составлении натюрморта. Вы все помните каноны постановки натюрморта. Давайте, каждый, составит свой натюрморт. Работая с предметами и драпировками, вы учитесь композиции. Процесс создания натюрморта начинается задолго до его практического исполнения. Основная работа происходит в период обдумывания содержания будущего произведения. В сознании художника складывается представление о будущей работе — теме, сюжете, основной схеме, предметах, составляющих группу, то есть у автора создается определенный умозрительный образ.

Составляют. Коллективно определяем, какой геометрической фигуре подчиняется каждый натюрморт. Автор, составитель натюрморта, в обсуждении не принимает участие. Только в конце подтверждает, какой геометрической форме подчинен его натюрморт. А почему он Вам больше понравился?

– Одно из условий удачной работы – привлекательность натуры. Скучный натюрморт – быстро утомляет, появляется желание поскорее, и как попало, завершить работу. А, работая над хорошим натюрмортом, Вы получите удовольствие, ощутите эмоциональный подъем. Ваше внимание долгое время будет целиком захвачено изобразительным процессом.

Советы:

  • Ставя натюрморт, мы можем менять и перемещать предметы, драпировки, освещение до тех пор, пока композиция, цветовое, световое и тональное решения не удовлетворят полностью. 
  • Натюрморт смотрится лучше по возрастающей – слева направо, как мы привыкли читать.
  • Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают эти массы.
  • Фон – не должен быть активнее предметов.
  • Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.

Молодцы! Сейчас выбираем лучший натюрморт, чтобы рисовать его, а остальные убираем. Если учащиеся выбрали два или три натюрморта, то пусть рисуют тот, который им больше понравился.

А почему он Вам больше понравился?

Практическая работа

Выбираем место, откуда надлежит писать натюрморт, продумываем композицию изображения в листе, соответствующую точке зрения.

Выбираем формат. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Когда хотят изобразить широкое панорамное пространство, используют вытянутый горизонтальный формат.

Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности.

Ставим мольберты. Приступаем к работе. Наша первая задача – закомпоновать натюрморт.

Этап работы:

  • Изучить натуру.
  • Легкими линиями без детальной прорисовки наметить расположение основных масс предметов, желательно не больше натуральной величины.
  • Если композиция Вас удовлетворяет, прорисуйте их поточнее.
  • Линии должны быть легкими. Не нажимайте на карандаш.
  • При изображении натюрморта правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги. Чтобы изображение было: не слишком велико, мало и сдвинуто вверх, сдвинуто вниз. Для правильного расположения предметов на бумаге можете воспользоваться видоискателем.

Спасибо всем! Все справились. Если будете при этом наблюдательны и внимательны, то сможете многому научиться. На следующем занятии мы продолжим работу, будем работать акварельными красками. Перемена.

Второе занятие. Практическая работа. Проверяю, все ли правильно сидят за мольбертом. Следить за спинами детей, чтобы не сутулились.

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Выразительный видео ряд репродукций картин голландских мастеров; Питера Класса,  Абрахама Миньона, Яна Ван Хевсура, Ян Давидса де Хема и современных живописцев  Александра Шевелева, Лидии Даценко, Рамиля Гаппасова сегодня будут вдохновлять вас к самостоятельному творческому поиску.

Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

Родственные гаммы цветов;

Контрастные гаммы цветов;

Родственно-контрастные;

Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

Через 20 минут после начала работы проводится «цветочная зарядка» для глаз, с использованием искусственных цветов, закрепленных на различных уровнях классной доски:

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал, стебелечки качал.

Влево нагнулись – низко пригнулись,

Вправо нагнулись – низко пригнулись.

Ветерок улетай, ты цветочки не ломай.

Цветы - одно из прекраснейших творений природы. Роза – прекрасный романтичный цветок, восхищающий взгляды как начинающих любителей рисования, так и настоящих мастеров художественного дела.

Делаем подмалевок фона. Его равномерно покрываем краской, хорошо разбавленной водой. Используем технику лессировки, усиливая цвета наложением последующих слоёв на высохшую краску. Никогда не прорабатывайте фон излишне, иначе потом букет будет пропадать, а ведь он главный. Я делаю так: смачиваю кистью фон, обходя при этом букет. Затем вплавьте сюда чуть-чуть сепии, голубоватых и теплых охристых красок. Все расплывется самим собой, здесь главное не переярчить (переборщить). 

Соблюдайте правило светотени в рисунке. Самое темное место в этой работе — зелень, поэтому начинаем писать цветы с нее. Если начать со светлого и перетемнить, будет невозможно соблюсти соотношение по тону. Здесь  работаем не торопясь, по одному листочку. Сначала смачиваем необходимую поверхность водой, ждём, пока исчезнет излишняя сырость бумаги, и вливаем цвет. Тут же прорабатываем прожилки. Старайтесь делать зелень разнообразнее по цвету. На свету необходимо добавить теплых оттенков, в тени -  добавлять голубого цвета. Ведь мы для того и рисуем, чтобы передать живописные переливы цвета, недоступные фотографии.

Если присмотреться внимательно, то все объекты цветочной композиции (цветы, бутоны) имеют ни один цвет, а состоят из разных оттенков. Чтобы передать объём объектов, смешиваем краски до получения нужного результата и прорисовываем их при помощи кисти. Рисовать нужно от светлого и тёплого тона, оставляя нетронутыми светлые блики. Все блики на рисунке, выполненном акварелью, – это нетронутая краской белая бумага.  Не забывайте о воздушной перспективе, лучше дальние цветы рисовать по - сырому, чтобы было меньше деталей. Мелкие цветы и листья можно рисовать силуэтом.

Советы:

  • Накладываю недостающие тени - под цветами и от всего букета.
  • Ну и напоследок несколько хитростей по работе с акварелью:
  • Не смешивать больше 2-3 цветов (будет грязь).
  • Не использовать в больших количествах изумрудного, и другие слишком яркие цвета, иначе будет не естественно.

5.  Этап подведения итогов занятия. Выставка. Рефлексия.

- Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. /Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует./

- Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Теперь давайте обсудим наши впечатления от ваших этюдов. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки? Сформулируйте свои советы.


Спасибо за занятие. Желаю успеха!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
  2. Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
  3. Евдокимов И. И. - «Рисование», «Западно - европейская графика XV - XX веков» М.: Изобразительное искусство. 1993 г.
  4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С.-П. 1999 г.
  5. Сокольникова Н. М.  Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
  6. Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

3. http://parikmaher.parikmag.ru

6. http://books.imhonet.ru

7. http://azialand.ru/iskusstvo-kitaya/

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

9. http://fb.ru/article/129919/kak-narisovat-buket-roz-karandashom-i-akvarelyu#image328086



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Мотовилихинского района г. Перми

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия

по дополнительной общеобразовательной программе

художественного отделения ДШИ

учебного предмета «Композиция»

 (срок обучения 5 лет),

3год обучения, I полугодие

ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Педагог отделения изобразительного   искусства МАУ ДО «Детская школа искусств»  Мотовилихинского района г. Перми

Хуббатова Рамиля Габдрауфовна












Пермь 2017



Пояснительная записка

Представленное занятие предмета  «Композиция» дополнительной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства (срок обучения 5лет), разработан для учащихся 3 класса художественного отделения (10-11 лет). Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №5 «Этюд натюрморта с цветами», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего занятия «Цветовая гармония. Декоративный натюрморт». Данное открытое занятие является закреплением акварельной практики в технике «по - сырому» в разделе «Акварельная живопись». Занятие рассчитано на два академических часа по тематическому плану. Основными задачами являются отход от традиционного преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения занятия – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Для эффективного усвоения теоретической части занятия создана особая тематическая среда в виде выставки букетов цветов, музыкального сопровождения.

Практическая часть занятия представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. Открытое занятие опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО занятия

учебного предмета «Композиция»

ТЕМА: «ЭТЮД НАТЮРМОРТА С ЦВЕТАМИ»

Педагог Хуббатова Рамиля Габдрауфовна

Дата и время проведения занятия: 25.10.2017. начало 14.50 до 16.30

Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы, совершенствование навыков владения живописной техникой, восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи занятия.

Обучающие:

- дать учащимся теоретические знания о выборе формата, композиционной организации листа, понятие о пропорциях, форме предмета, понятие световых и тоновых отношений.

- дать знания о свойствах и специфике акварельной живописи, её возможностях и эстетических качествах;

- познакомить с основными закономерностями создания цветового строя;

- уметь видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

- развитие навыков композиционного мышления, развитие чувств гармонии и равновесия, чувства пропорций, формы, тона, образного представления, воображения;

- развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь к искусству, эстетических представлений и художественного вкуса;

- воспитывать волю к труду, упорство, «творческую смелость» и уверенность в своих силах;

- воспитание потребности в творческом самовыражении, позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Предполагаемый результат: 

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока;

 - поиск решения композиции и анализ объекта;

- развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

- выбор способов цветовых отношений картины;

Используемые технологии:

- личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. с переменой

Оснащение занятия.

Художественные инструменты и материалы для уч-ся: бумага формата А3, карандаш, акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2),;

Материал для педагога: наглядные пособия по основным композиционным приемам (масштаб, равновесие, статика, динамика), пособие по изображению различных цветов; методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов;

-конспект занятия;

- лист формата А2, зажимы, планшеты для оформления картин (паспорту) акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» и синтетика, плоские и круглые (№16, №10, №5, №3, №2);

- Три постановочных стола, искусственные и живые цветы, вазы, фрукты, небольшие предметы по теме натюрморта, драпировки

 - музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Интеграция с предметами живопись и история искусств.

План занятия:

Организационный момент - 1 мин.

Работа с теоретической информацией. Актуализация знаний. - 14 мин.

Постановка цели и задач урока. Практическая часть - 30 мин.

Самостоятельная работа - 35 мин.

Выставка. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие аудитории. Предварительная организация учащихся (проверка отсутствующих, подготовка рабочих мест, организация внимания);

2.  Вступление. Работа с теоретической информацией. Актуализация знаний. Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта.  Что обозначает слово « натюрморт»?

- /«Мертвая природа» в переводе с французского/.

- В англоязычных странах ему дали более звучное название  « still life» тихая жизнь. Скажите, пожалуйста, о чём нам рассказывает этот жанр?

-/Натюрморт  рассказывает о жизни вещей/.

– Что или кого мы могли бы назвать «героями» натюрморта?

- /различные предметы обихода,   музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, кушанья/.

- Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские, так и зарубежные. Мы с вами уже знакомились с репродукциями этих  натюрмортов, давайте вспомним их названия и авторов.  

-/И. Машков, «Снедь московская. Хлебы», И. Хруцкий, «Цветы и плоды»,

 «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» И. Грабарь, «Неприбранный стол». Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой»/.

 – Что художники хотят выразить своими произведениями?

– А как Вы думаете почему?

Дети отвечают.

Да, правильно. Вещи тихонечко себе стоят, и никто на них не обращает внимание. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

При постановке натюрморта художники используют правила (каноны) постановки. С некоторыми уже познакомились на предыдущих занятиях. Давайте их вспомним.

  1. Предметы должны иметь смысловую связь.
  2. Композиционный центр всегда хорошо выражен. Обычно он стоит на втором плане.
  3. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали и по диагонали.
  4. При постановке натюрморта ищите гармонию и уравновешенность масс, внутреннюю связь предметов, драпировок и цвета.
  5. Учитывать промежутки между предметами.
  6. Первый план требует детальной проработки. Ставим сюда предметы яркие, контрастные, мелкие.
  7. Второй план – крупный, главный объект и уравновешивающие его предметы средней величины.

Сейчас я расскажу вам еще одно правило. Постановка натюрморта организуется по принципу подчинения какой-нибудь геометрической форме. Чтобы предметы вписывались в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал, круг.

Мысленно выделяем точки (контуры натюрморта) и соединяем их. У нас получается геометрическая форма. Этот способ был известен художниками с древнейших времен, им пользовались многие мастера. Давайте проверим это на репродукциях знаменитых художников.

Показ репродукций: Ф. Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”, Петров-Водкин “Натюрморт. Свеча и графин”, Ю. Васнецов “Натюрморт с большой рыбой”, Волков “Натюрморт”, И. Хруцкий “Натюрморт с грибами” и др.

Параллелограмм – четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны. Частные виды параллелограммов: прямоугольник, ромб, квадрат.

Проверка понимания учащимися нового материала.

– Сейчас я раздам Вам карточки, на которых изображены натюрморты, у всех они разные. Вы должны определить, в какую геометрическую форму вписывается ваш натюрморт.

Учащиеся отвечают

– Молодцы! Все справились с заданием.

Постановка цели и задач занятия. 

– Теперь поупражняемся в составлении натюрморта. Вы все помните каноны постановки натюрморта. Давайте, каждый, составит свой натюрморт. Работая с предметами и драпировками, вы учитесь композиции. Процесс создания натюрморта начинается задолго до его практического исполнения. Основная работа происходит в период обдумывания содержания будущего произведения. В сознании художника складывается представление о будущей работе — теме, сюжете, основной схеме, предметах, составляющих группу, то есть у автора создается определенный умозрительный образ.

Составляют. Коллективно определяем, какой геометрической фигуре подчиняется каждый натюрморт. Автор, составитель натюрморта, в обсуждении не принимает участие. Только в конце подтверждает, какой геометрической форме подчинен его натюрморт. А почему он Вам больше понравился?

– Одно из условий удачной работы – привлекательность натуры. Скучный натюрморт – быстро утомляет, появляется желание поскорее, и как попало, завершить работу. А, работая над хорошим натюрмортом, Вы получите удовольствие, ощутите эмоциональный подъем. Ваше внимание долгое время будет целиком захвачено изобразительным процессом.

Советы:

  • Ставя натюрморт, мы можем менять и перемещать предметы, драпировки, освещение до тех пор, пока композиция, цветовое, световое и тональное решения не удовлетворят полностью. 
  • Натюрморт смотрится лучше по возрастающей – слева направо, как мы привыкли читать.
  • Рядом с крупными вещами нельзя ставить очень мелкие. Нужны какие-то промежуточные по величине объекты, которые связывают эти массы.
  • Фон – не должен быть активнее предметов.
  • Складки и направление драпировок желательно уложить так, чтобы они замыкали изображенное пространство, направляли взгляд зрителя к центру композиции.

Молодцы! Сейчас выбираем лучший натюрморт, чтобы рисовать его, а остальные убираем. Если учащиеся выбрали два или три натюрморта, то пусть рисуют тот, который им больше понравился.

А почему он Вам больше понравился?

Практическая работа

Выбираем место, откуда надлежит писать натюрморт, продумываем композицию изображения в листе, соответствующую точке зрения.

Выбираем формат. Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Когда хотят изобразить широкое панорамное пространство, используют вытянутый горизонтальный формат.

Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности.

Ставим мольберты. Приступаем к работе. Наша первая задача – закомпоновать натюрморт.

Этап работы:

  • Изучить натуру.
  • Легкими линиями без детальной прорисовки наметить расположение основных масс предметов, желательно не больше натуральной величины.
  • Если композиция Вас удовлетворяет, прорисуйте их поточнее.
  • Линии должны быть легкими. Не нажимайте на карандаш.
  • При изображении натюрморта правильность композиции определяется расположением предметов на листе бумаги. Чтобы изображение было: не слишком велико, мало и сдвинуто вверх, сдвинуто вниз. Для правильного расположения предметов на бумаге можете воспользоваться видоискателем.

Спасибо всем! Все справились. Если будете при этом наблюдательны и внимательны, то сможете многому научиться. На следующем занятии мы продолжим работу, будем работать акварельными красками. Перемена.

Второе занятие. Практическая работа. Проверяю, все ли правильно сидят за мольбертом. Следить за спинами детей, чтобы не сутулились.

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Выразительный видео ряд репродукций картин голландских мастеров; Питера Класса,  Абрахама Миньона, Яна Ван Хевсура, Ян Давидса де Хема и современных живописцев  Александра Шевелева, Лидии Даценко, Рамиля Гаппасова сегодня будут вдохновлять вас к самостоятельному творческому поиску.

Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

Родственные гаммы цветов;

Контрастные гаммы цветов;

Родственно-контрастные;

Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

Через 20 минут после начала работы проводится «цветочная зарядка» для глаз, с использованием искусственных цветов, закрепленных на различных уровнях классной доски:

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло.

Ветерок пролетал, стебелечки качал.

Влево нагнулись – низко пригнулись,

Вправо нагнулись – низко пригнулись.

Ветерок улетай, ты цветочки не ломай.

Цветы - одно из прекраснейших творений природы. Роза – прекрасный романтичный цветок, восхищающий взгляды как начинающих любителей рисования, так и настоящих мастеров художественного дела.

Делаем подмалевок фона. Его равномерно покрываем краской, хорошо разбавленной водой. Используем технику лессировки, усиливая цвета наложением последующих слоёв на высохшую краску. Никогда не прорабатывайте фон излишне, иначе потом букет будет пропадать, а ведь он главный. Я делаю так: смачиваю кистью фон, обходя при этом букет. Затем вплавьте сюда чуть-чуть сепии, голубоватых и теплых охристых красок. Все расплывется самим собой, здесь главное не переярчить (переборщить). 

Соблюдайте правило светотени в рисунке. Самое темное место в этой работе — зелень, поэтому начинаем писать цветы с нее. Если начать со светлого и перетемнить, будет невозможно соблюсти соотношение по тону. Здесь  работаем не торопясь, по одному листочку. Сначала смачиваем необходимую поверхность водой, ждём, пока исчезнет излишняя сырость бумаги, и вливаем цвет. Тут же прорабатываем прожилки. Старайтесь делать зелень разнообразнее по цвету. На свету необходимо добавить теплых оттенков, в тени -  добавлять голубого цвета. Ведь мы для того и рисуем, чтобы передать живописные переливы цвета, недоступные фотографии.

Если присмотреться внимательно, то все объекты цветочной композиции (цветы, бутоны) имеют ни один цвет, а состоят из разных оттенков. Чтобы передать объём объектов, смешиваем краски до получения нужного результата и прорисовываем их при помощи кисти. Рисовать нужно от светлого и тёплого тона, оставляя нетронутыми светлые блики. Все блики на рисунке, выполненном акварелью, – это нетронутая краской белая бумага.  Не забывайте о воздушной перспективе, лучше дальние цветы рисовать по - сырому, чтобы было меньше деталей. Мелкие цветы и листья можно рисовать силуэтом.

Советы:

  • Накладываю недостающие тени - под цветами и от всего букета.
  • Ну и напоследок несколько хитростей по работе с акварелью:
  • Не смешивать больше 2-3 цветов (будет грязь).
  • Не использовать в больших количествах изумрудного, и другие слишком яркие цвета, иначе будет не естественно.

5.  Этап подведения итогов занятия. Выставка. Рефлексия.

- Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. /Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует./

- Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Теперь давайте обсудим наши впечатления от ваших этюдов. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки? Сформулируйте свои советы.


Спасибо за занятие. Желаю успеха!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
  2. Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.
  3. Евдокимов И. И. - «Рисование», «Западно - европейская графика XV - XX веков» М.: Изобразительное искусство. 1993 г.
  4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С.-П. 1999 г.
  5. Сокольникова Н. М.  Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
  6. Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

3. http://parikmaher.parikmag.ru

6. http://books.imhonet.ru

7. http://azialand.ru/iskusstvo-kitaya/

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

9. http://fb.ru/article/129919/kak-narisovat-buket-roz-karandashom-i-akvarelyu#image328086


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс

Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...

Методическая разработка Открытого занятия учебной практики по теме: «Выполнение дуговой наплавки валиков в нижнем положении шва»

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение дуговой наплавкиваликов в нижнем положении шва» разработана в соответствии с программой учебнойпрактики по профессии СПО 15.01....