Методическая разработка учебного занятия учебного предмета обществознание Тема учебного занятия Социальная стратификация Методическая разработка учебного занятия учебного предмета обществознание Тема учебного занятия Социальная стратификация
методическая разработка
Тема урока: Социальная стратификация.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о способах взаимодействия людей и формах их объединения.
Педагогические цели урока:
Образовательные:
- изучить теории стратификации общества, рассмотреть основные типы стратификационых систем.
- способствовать формированию знаний, обучающихся об общественном развитии.
Развивающие:
- создание условий для развития у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
-содействовать развитию навыка исследовательской и познавательной деятельности у обучающихся;
- содействовать развитию умения сравнивать, анализировать и обобщать.
Воспитательные:
- содействовать формированию толерантности и умения работать в группе;
- воспитывать культуру общения через работу в коллективе обучающийся-обучающийся, обучающийся-группа, обучающийся-преподаватель.
Задачи:
1.Разъяснить учащимся сущность социальной стратификации, виды и критерии социальной стратификации; (предметный результат).
2.Продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах;
(метапредметный результат).
3.Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Планируемые результаты
Личностные: Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях.
Предметные: Научиться давать определение основных понятий: социальная роль, социальная мобильность, социальная стратификация, социальный статус, сословия, касты, классы, рабство, социальные слои, социальные группы. Получить представление о социальной стратификации и социальной мобильности, видах и критериях социальной стратификации.
Метапредметные: Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач.
Регулятивные УУД (Р): уметь планировать свою деятельность на уроке, проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи сверстников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа.
Познавательные УУД (П): уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
Коммуникативные УУД (К): уметь слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.
Личностные УУД (Л): уметь оценивать свою познавательную деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
Формы организации обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и методические приемы: проблемный, наглядный, беседа.
Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор мультимедийный, экран, учебная презентация, учебники в электронном виде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»
Методическая разработка учебного занятия учебного предмета обществознание
Тема учебного занятия
Социальная стратификация.
Разработал: преподаватель ГБПОУ ЧКГИПиТ
первой квалификационной категории
Крючков В.В
Челябинск, 2025
Организация учебной деятельности по формированию универсальных учебных действий (УУД)
Выполнил: преподаватель ГБПОУ «ЧГКИПиТ» Крючков В.В.
Тема урока: Социальная стратификация.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: Комбинированный урок
Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о способах взаимодействия людей и формах их объединения.
Педагогические цели урока:
Образовательные:
- изучить теории стратификации общества, рассмотреть основные типы стратификационых систем.
- способствовать формированию знаний, обучающихся об общественном развитии.
Развивающие:
- создание условий для развития у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
-содействовать развитию навыка исследовательской и познавательной деятельности у обучающихся;
- содействовать развитию умения сравнивать, анализировать и обобщать.
Воспитательные:
- содействовать формированию толерантности и умения работать в группе;
- воспитывать культуру общения через работу в коллективе обучающийся-обучающийся, обучающийся-группа, обучающийся-преподаватель.
Задачи:
#1056;азъяснить учащимся сущность социальной стратификации, виды и критерии социальной стратификации; (предметный результат).
#1055;родолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах;
(метапредметный результат).
#1057;формировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Планируемые результаты
Личностные: Готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях.
Предметные: Научиться давать определение основных понятий: социальная роль, социальная мобильность, социальная стратификация, социальный статус, сословия, касты, классы, рабство, социальные слои, социальные группы. Получить представление о социальной стратификации и социальной мобильности, видах и критериях социальной стратификации.
Метапредметные: Овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников для решения познавательных задач.
Регулятивные УУД (Р): уметь планировать свою деятельность на уроке, проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи сверстников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа.
Познавательные УУД (П): уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
Коммуникативные УУД (К): уметь слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.
Личностные УУД (Л): уметь оценивать свою познавательную деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе требованиям и принципам.
Формы организации обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и методические приемы: проблемный, наглядный, беседа.
Оборудование для преподавателя: компьютер, проектор мультимедийный, экран, учебная презентация, учебники в электронном виде.
№ п/п | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся (с указанием УУД, которые формируются на этапе урока) |
1. | Организационный этап 2 минуты. | Приветствие студентов, выяснение причин отсутствующих, готовность к уроку. | Обучающиеся проверяют свои рабочие места. Приветствие. Отчет старосты группы. (К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.) |
2. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Методический комментарий. преподаватель вызывает интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию, создает условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность. 2 минуты. | Сообщение темы, целей, плана урока. | Студенты слушают, записывают в тетрадь. (К: Уметь слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
3. | Этап проверки знаний предыдущего урока и актуализации. Методический комментарий. Для поддержания познавательных интересов и инициативы учащихся учитель сообщает интересные факты. 6 минут. | Организация преподавателем выполнения студентами тестовых заданий, с последующей самопроверкой и обсуждением ответов. | Выполняют тестовое задание, затем сверяют результаты с правильными ответами. Обсуждение ответов. (П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя опорный конспект, свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущем уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. К: Уметь слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).
|
4. | Изложение новой темы. Введение новых знаний. Преподаватель усиливает контроль за усвоением нового материала, тем самым у обучающихся продолжает формироваться познавательная мотивация. 23 минуты. | Рассказ преподавателя. | (П: Уметь добывать новые знания, оформлять их в письменной форме.) |
5. | Закрепление. Преподаватель предоставляет задания для самостоятельной работы обучающихся и создает ситуацию, когда обучающиеся могут проверить и оценить полученные знания и умения, а также осуществить контроль своей деятельности. 3 минуты. | Организация преподавателем устной беседы по пройденному материалу. Предлагает построить простейшую модель общества. | Ищут информацию в конспекте, учебнике, высказывают свои мысли. Коллективно строят слоёную модель общества. (П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя опорный конспект, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. К: Уметь слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
6. | Домашнее задание, инструктаж по выполнению. 1 минута. | Объяснение домашнего задания. | Записывают в домашнее задание К: Уметь слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
7. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Подведение итогов. 3 минуты. | Преподаватель обсуждает достижения результата, комментирует оценки за урок. Побуждает оценить свою деятельность на уроке (Приложение 2). | Студенты занимаются рефлексией. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают преподавателю. (П: Умение анализировать результаты своей деятельности. Р:Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.) |
Приложение 1
Тест самопроверки знаний предыдущего урока
1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется: 1) ценность, 2) адаптация, 3) престиж, 4) санкция
2. Какое суждение является верным: 1) только А, 2) только Б, 3) и А, и Б, 4) ни А, ни Б
А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечет за собой изменения в его социальном статусе.
Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.
3. Степень востребованности профессии определяется:
1) высшими учебными заведениями;
2) администрацией предприятия;
3) обществом;
4) законом.
4. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве: социальной адаптации, 2) социального лифта, 3) социального контроля.
5. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?
Возраст | Быть самым лучшим | Уважение окружающих | Материальная самостоятельность. | Карьера | Семья и дети |
14-18 лет | 24% | 25% | 26% | 18% | 7% |
18-25 лет | 11% | 19% | 45% | 28% | 8% |
25-30 лет | 3% | 10% | 44% | 32% | 11% |
1) Во всех группах выделяли материальную самостоятельность, независимость.
2) До 25 лет важнейшим в жизни является создание крепкой семьи
3) Быть самым лучшим – критерий от 18 до 25 лет.
ОТВЕТЫ:
1-3) престиж; 2-3) и А и Б; 3-3) обществом; 4-2) социального лифта; 5-1) Во всех группах критерием успеха выделяли материальную самостоятельность.
Критерии оценивания
Оценка «5» - все ответы записаны верно
Оценка «4» - допущены одна ошибка
Оценка «3» - допущены 2-3 ошибки
Оценка «2»- допущены 4, 5 ошибки
Таблица оценки урока студентами (рефлексия).
Приложение 2
№ | Вопрос | Ответ |
1 | На уроке я работал активно/пассивно | |
2 | Своей работой на уроке я доволен/не доволен | |
3 | Урок для меня показался коротким/длинным | |
4 | За урок я не устал/устал | |
5 | Мое настроение стало лучше/стало хуже | |
6 | Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/бесполезен интересен/скучен | |
7 | Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным |
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Часть 1. Приветствие студентов, выяснение причин отсутствующих, готовность к уроку. (2 минуты.)
Часть 2. Сообщение темы, целей, плана урока. (2 минуты.)
Тема учебного занятия: социальная стратификация.
Цель: изучить теории стратификации общества, рассмотреть основные типы стратификационных систем.
Вопросы: 1. Что такое стратификация? 2. Критерии социальной стратификации. #1048;сторические типы стратификационных систем. 4. Направления стратификационных теорий.
Часть 3. Организация преподавателем выполнения студентами тестовых заданий, с последующей самопроверкой и обсуждением ответов, с целью проверки знаний предыдущего урока и актуализации новой темы. (Приложение 1). (6 минут.)
Часть 4. Рассказ преподавателя. Изложение новой темы с использованием презентации.
(23 минуты.)
Вопрос 1. Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.
Верхние слои находятся в более привилегированном положении (применительно к обладанию ресурсами или возможностям получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям. Верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.
Социальная стратификация (от латинского stratum-слой, настил и facere - делать) - система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Вопрос 2. Главные критерии социальной стратификации: доход, власть, образование, престиж.
Престиж - это оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидом.
Вопрос 3. Исторические типы стратификационных систем.
Рабство – форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Пример: античное рабство, холопство на Руси.
Кастовая – система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определённой стратой по этническо – религиозному или экономическому признаку.
Сословная – система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой – сословием.
Классовая – система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой.
Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией.
Вопрос 4. Классические типы стратификационных теорий.
Марксизм- От отношнения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале.
Функционализм- социальная стратификация связана с профессиональным разделением труда. Неравномерное вознаграждение – механизм, с помощью которого общество гарантирует, что самые важные места для социума займут наиболее квалифицированые дюди.
Теория основанная на взглядах немецкого социолога, философа, историка, политического экономиста 19-начала 20 века Макса Вебера. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности - социологии. По этой теории в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности.
Часть 5. Закрепление. Организация преподавателем устной беседы по пройденному материалу. Предлагает построить простейшую модель общества. Должно получится 5 социальных слоёв: верхний, средний, базовый и нижний, а также десоциализированного «социального дна». (3 минуты)
Часть 6. Объяснение домашнего задания. (1минута)
Часть 7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Подведение итогов. Преподаватель обсуждает достижения результата, комментирует оценки за урок. Побуждает оценить свою деятельность на уроке (Приложение 2).
(3минуты).
Раздатка:
верхний,
средний,
базовый,
нижний,
десоциализированный «социальное дно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия на Тему: «Натюрморт из предметов простых по форме, различных по материальности. Работа над окружением натюрморта» yf
Представлена методическая разработка учебного занятия на тему "Натюрморт из предметов простых по форме, различных по материальности." Этап - работа над изображением окружен...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Охлаждающие жидкости" по предмету "АЭМ"
Методическая разработка учебного занятия по теме "Охлаждающие жидкости" по предмету "АЭМ" позволяет провести полноценное учебное занятие по теме.В методической разработке рассмотре...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Материальная и дисциплинарная ответственность" по предмету "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Методическая разработка учебного занятия по теме "Материальная и дисциплинарная ответственность" по предмету "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" включает в с...

Методическая разработка учебного занятия по предмету "ПОПД" по теме "Трудовой договор и порядок его заключения" модульная технология
В методической разработке представлен план занятия, подробное описание этапов занятия. Методические и учебные материалы....
Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»
В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...
Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания
Разработка урока по учебному предмету Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...
Методическая разработка учебного занятия учебного предмета история Тема учебного занятия СССР во второй половине 1960-х начале 1980-х годов
Тема урока: СССР во второй половине 1960-х начале 1980-х годов.Тип урока: урок изучения нового материалаФорма урока: Комбинированный урокЦель: систематизировать и обобщить знания обучаю...