Профилактика коррупции среди студентов СПО
методическая разработка

Эрнест Юрьевич Енгоян

Цель данной методической разработки мероприятия заключается в формировании у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли и образа действия, поведения, формировании гражданского, негативного отношения к коррупции. Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов студентов СПО всех специальностей и курсов, а также при проведении учебного занятия по дисциплине «Право».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)

Методическая разработка мероприятия

«Профилактика коррупции среди студентов СПО»

по профессии

среднего профессионального образования

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

 

форма обучения – очная

             г. Зверево, 2023 г.

В «Торгово-промышленном техникуме имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»  в рамках осуществления «Национальной стратегии противодействия коррупции Российской Федерации» продолжается работа в области антикоррупционного образования. Ожидаемым результатом урочной и внеурочной деятельности в этом направлении должна стать антикоррупционная нравственно-правовая культура обучающихся как одна из духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Утверждение такой культуры необходимо связывать с формированием у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, негативного отношения к коррупции и антикоррупционных моделей поведения. Организация антикоррупционного образования на этих принципах позволит обеспечить единство содержательного, и процессуального компонентов образовательного процесса, его методологических, научно-теоретических и дидактических основ и согласованность практических действий на всех этапах социализации обучающихся.

Цель данной методической разработки мероприятия заключается в формировании у обучающихся неприятия коррупции как образа мысли и образа действия, поведения, формировании гражданского, негативного отношения к коррупции.

Задачи:

1) образовательная

- формирование у обучающихся политико-правовых знаний антикоррупционного профиля;

- формирование у обучающихся нравственно-этических ценностных основ антикоррупционного поведения;

- формирование знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся

2) развивающая

- формирование необходимых для правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с явлениями коррупции и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

- формирование психо-эмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;

3) воспитательная

- воспитывать правовое сознание и повышать правовую культуру студентов;

- воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подрастающей молодежи.

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов студентов СПО всех специальностей и курсов, а также при проведении учебного занятия по дисциплине «Право».

Форма проведения: беседа.

Участники: группа 11 по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

Время проведения: 45 мин.

Обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер

Оборудование: презентация преподавателя, видеоролик, чистые листы формата А4, маркеры или фломастеры.

Разработчик: Енгоян Эрнест Юрьевич, преподаватель ГБПОУ РО «ТПТ».

План мероприятия:

1. Вступительное слово преподавателя

2. Просмотр и обсуждение видеороликов

3. Информация к размышлению.

4. Дискуссия «Чем вызвана коррупция»?

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Заключительное слово преподавателя.        

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово преподавателя (слайд 2).

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Коррупция – это серьезное преступление, которое подрывает социально-экономическое развитие во всех обществах. Ни одна из стран, ни один регион, ни одно общество не обладают иммунитетом от коррупции.

Ежегодный объем взяток оценивается в один триллион долларов. Мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП. По данным Программы развития ООН (ПРООН), в развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят объемы официальной помощи на цели развития в 10 раз            (слайд 3).

Сегодня мы рассмотрим, что такое коррупция, каковы ее формы и причины, выясним, каким может быть ущерб, который наносит коррупция и стране и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют в мире и России.

Корень этого зла находится в далекой истории человечества и продолжает преследовать нас и в настоящее время. Свидетельством тому являются изречения великих людей (слайд 4-6).

2. Просмотр видеороликов

3. Информация к размышлению.

Что означает слово коррупция?

Ответы обучающихся: например,

-        Коррупция от латинского corrumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.

-        Коррупция. Исконно русские синонимы этого слова: «мздоимство», «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением». Одно из наиболее кратких, но достаточно ёмких определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

-        Я понимаю коррупцию как злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным положением.

-        «Коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» (толковый словарь  С.И. Ожегова): (слайд 7)

Классный руководитель: Уважаемые студенты, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах.

Коррупция включает в себя две составляющие (слайд 8):

- правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того, чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Разлагаться морально, не быть «чистым» нравственно – достойно ли это уважающей себя личности? Как ответить на этот вопрос – решать вам. Этот ответ и определит вашу жизненную позицию.

Преподаватель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность решить свои проблемы путем дачи взятки высказали 61,3% опрошенных. Около 30% граждан принципиально не дают взяток.

4. Дискуссия «Чем вызвана коррупция»?

Задание: Определите причины коррупции.

Обучающимися могут быть названы следующие причины:

-        Низкая заработная плата государственных служащих

-        Незнание законов

-        Желание легкой наживы

-        Частая сменяемость лиц на различных должностях

-        Нестабильность в стране

-        Коррупция как привычка

-        Низкий уровень жизни населения

-        Слабая развитость государственных институтов

-        Безработица

-        Неразвитость институтов гражданского общества

Преподаватель: Что же является основной причиной коррупции?

1. Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.

2. Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.

3. На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.

Преподаватель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах (слайд 9):

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Основные признаки коррупционного поведения (слайд 10, слайд 11):

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере коррупции: (слайд 11);

-уголовная:  получение взятки (ст.   290   УК РФ)  и дача взятки (ст.   291   УК РФ);

- коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст.304);

- административная (Ст. 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП);

- гражданско-правовая: нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных ГК РФ;

- дисциплинарная: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном – ФЗ РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ                                       «О противодействии коррупции»; увольнение – ФЗ РФ от 27 июля 2004г №79-ФЗ «О государственной гражданской службе».

Практическое задание.

Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ                                  «О противодействии коррупции», в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

7. Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определённый процент за содействие.

8. Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.

9. Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов. (Слайд 13)

Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (ответы учащихся).

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься?

(ответы учащихся).

6. Заключительное слово преподавателя.        

Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь, если взяться всем вместе.

Борьбу с коррупцией нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих (слайд 14).

Вывод: Коррупция – это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном? (слайд 15).

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты РФ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51- ФЗ.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

 

Интернет-ресурсы:

1. https://dzen.ru/video/watch/60c754c716e9d557a820b68e

2. https://yandex.ru/video/preview/17865462223531950681

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика коррупции среди студентов СПО

Слайд 2

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией .

Слайд 3

Ежегодный объем взяток оценивается в один триллион долларов. Мировая экономика теряет ещё 2,6 триллиона долларов в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП.

Слайд 7

«Коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» (толковый словарь С.И. Ожегова)

Слайд 8

Коррупция включает в себя две составляющие : - правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

Слайд 9

Ф ормы коррупции Коррупция в сфере государственного управления Парламентская коррупция Деловая коррупция Коррупция на предприятиях Бытовая коррупция

Слайд 10

Основные признаки коррупционного поведения - Обоюдное согласие участников действия. - Наличие взаимных обязательств. - Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами. - Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам. - Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде. - Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Слайд 11

-уголовная: получение взятки (ст. 290 УК РФ) и дача взятки ( ст. 291 УК РФ); - коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст.304); - административная (Ст. 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП); - гражданско-правовая: нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных ГК РФ; - дисциплинарная: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном – ФЗ РФ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; увольнение – ФЗ РФ от 27 июля 2004г №79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Юридическая ответственность за правонарушения в сфере коррупции:

Слайд 13

Был ли интересен вам этот разговор? Что нового в ы для себя открыли ? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься ?

Слайд 14

Борьбу с коррупцией нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих

Слайд 15

От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ

   Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобил...

Профилактика суицида среди подростков

Презентация предназначена для педагогов в целях предотвращения суицида среди подростков...

План работы по профилактике правонарушений среди студентов ГПОУ «Ухтинский медицинский колледж»

Данный план работы содержит перечень мероприятий по профилактике правонарушений среди студентов. Будет полезен руководителям групп, преподавателям дисциплин при планировании работы по обеспечению прав...

Программа Профилактики СПИД/ВИЧ среди студентов

Результативные программы по противодействию СПИД /ВИЧ должны быть направлены, прежде всего, на формирование у молодого человека правильного отношения к своему здоровью и поведению в социуме, что позво...

Доклад на тему: профилактика аутодеструктивного поведения среди студентов колледжа

Профилактика аутодеструктивного поведения среди студентов колледжа...

Выступление на педагогических чтениях по теме «Роль педагога в профилактике асоциального поведения среди студентов»

В современном обществе видны позитивные перемены, но при этом сохраняются социальные проблемы, влияющие на становление личности подрастающего поколения. Все больше подростков становятся приверженцами ...