Воспитательная функция внеурочной деятельности по физической культуре
статья

Хайдарова Зиля Марсовна

Материал предназначен для лекций, выступлений, рефератов в среднем профессиональном образовании. В данном материале раскрываются воспитательные задачи внеурочной деятельности по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ В ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С введением ФГОС в современном образовании  пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика.

Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями,

навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.

Великая ценность образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог


     
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня  преимущественно  как  деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Задачи, содержание и организация внеурочной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения. Возможность, вовлечь в систематические занятия  физической  культурой и спортом  как можно большего  числа учащихся, является одной из приоритетных задач внеурочной деятельности школы.   Формирование умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства  физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного  физического совершенствования и оздоровления. Задачи направлены на  освоение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, на воспитание  дисциплинированности, взаимопонимания и бесконфликтности в общении,  доброжелательного отношения к окружающим. Одна из задач внеурочной деятельности – это выбор спортивной специализации и достижение в избранном виде спорта  результативности  в соответствии с возрастом.    

Реализация внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению – это обучение учащихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего возраста. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи со снижением процента здоровых детей. Это и неблагоприятная экологическая среда, и снижение уровня жизни, и нервно – психические нагрузки и незнание основ здорового образа жизни. А отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных негативных форм поведения (курения, алкоголизма, наркомании).

Повышенная двигательная активность – это  биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные   возможности сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной, опорно – двигательной  и других систем, приводят к повышению уровня  окислительных  и  восстановительных процессов, способствуют, увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям среды, повышают сопротивляемость организма.  

Особенно большое значение физические упражнения имеют в жизнедеятельности растущего организма. Оптимальная двигательная активность учащихся способствует улучшению их здоровья, бодрому физическому и нравственному самочувствию, повышает жизнестойкость по отношению к разного рода нагрузкам и стрессам, содействует разумному переходу от умственного труда к физическому, положительно влияет на успеваемость, стимулирует творческую активность учащихся.

    Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы. В соответствии с желаниями,  учащимся предоставляется возможность выбора вида занятий. При этом  необходимо учитывать психические особенности детей, занятия с ними должны носить познавательный характер и хорошую эмоциональную окраску, быть разнообразными и интересными. С этой целью нужно шире использовать в занятиях всевозможные формы подвижных и спортивных игр.

1.     Значение спортивно-оздоровительного направления в системе дополнительного образования сегодня возрастает.

Оно выполняет ряд основных задач:

·         Образовательная – т.е. дополнительная подготовка в интересующем школьника виде спорта

·         Коррекционно-развивающая – позволяет развить физические и творческие способности ребенка, а так же исправить некоторые отклонения в его развитии

·         Воспитательная – спортивно-оздоровительная деятельность оказывает большое влияние на формирование навыков жизни в коллективе, одновременно воспитывая лидерские качества

2.     Рассмотрим одну из форм внеурочной спортивной деятельности – спортивную секцию:

·         Всем известно, что занятие в спортивной секции играет большую роль в формировании физического здоровья; повышает выносливость и сопротивление организма внешней среде, укрепляет растущий организм учащегося

·         Но занятия в секции также влияют на формирование духовного здоровья ребенка

 

Остановимся подробнее на примере работы секции  спортивных игр (волейбола, баскетбола):

 В основе секции волейбола и баскетбола лежит коллективная игра, которая является важным средством воздействия на ребенка.

Спортивная деятельность – это не только способ оздоровления ребенка, но и активная форма проявления отношений в коллективе:

·         Важно, чтобы каждый, кто занимается в секции, нашел себя в коллективе, чувствовал себя необходимым для членов команды

·         Занятия дают возможность ребенку испытать «ситуацию успеха»; научиться само утверждаться положительным способом, воспитать в себе лидерские качества (не всегда ребенок может раскрыться на уроке, а занятия в секции дают возможность реализовать свои способности, повысить самооценку через любимый вид деятельности)

·         Любая коллективная игра предусматривает соблюдение определенных правил, умение работать в команде, не теряя при этом свою индивидуальность

·         Систематические занятия в секции способствуют выработки внутренней дисциплины ребят, помогая в организации учебной деятельности, формирует активную жизненную позицию

 Для любого ученика важен предметный результат его деятельности, поэтому большую роль в формировании личности играют спортивные соревнования, которые являются для ребенка ярким событием. Участвуя в них, он совершает для себя поступок, проявляет полученные на занятиях умения и навыки, взрослеет, развивается, приобретает опыт побед и поражений.

 ВЫВОД

Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А. Сухомлинский:

«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….»

    Занятия в секции, общение вне урока помогают наладить взаимоотношение: учитель-ученик (общение становится доверительным, ребенок открыт для диалога и у преподавателя появляется возможность более эффективно помочь в решении его проблем).

    Значение внеурочной спортивной деятельности в формировании физического и духовного (нравственного) здоровья учащегося велико:

·         Уверенность, приобретенная в спорте, - это уверенность в формировании собственной жизни

·         Спорт – это преодоление, когда ребенок одерживает победу над собой, над своими слабостями, это и победа педагога. К этому надо стремиться.

ВЫВОДЫ:

1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС ООО.

2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально

отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

 

По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.

Ты учишься ходить, когда ходишь.

Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.

Ты учишься печатать, когда печатаешь.

Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...

Воспитательная и внеурочная деятельность

Воспитательная и внеурочная деятельность...

Воспитательная и внеурочная деятельность

Воспитательная и внеурочная деятельность...

Воспитательная и внеурочная деятельность

Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся по профессиям 23.01.03 «Автомеханик», 23.01.06. «Машинист дорожных и строительных машин», 35.01.13 «Тракторист-маши...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

     Труд преподавателя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), зн...