Программа по выявлению творческих способностей студентов
статья

Собина Марина Леонидовна

Программа основана на педагогических методиках, автор(ы):методика диагностики уровня творческой активности обучающихся М. И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б. С. Алишева, JI.A. Воловича,опросник креативности Д.Джонсона, тест Дж. Гилфорда и М.Салливена «Истории с завершением», диагностика творческих способностей Э. П. Торренса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

ПРОГРАММА

по выявлению творческих способностей

студентов

Специальности 33.02.01 Фармация

Разработчик: Собина М.Л.,

куратор группы 31 ФМК

Рассмотрена на заседании совета кураторов

Протокол №1 от 10 сентября 2022 г.

Председатель совета кураторов ________Н.В.Некрашевич

Актуальность проблемы

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей обучающихся. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на учителе.

  • большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Основная работа по выявлению способностей лежит на преподавателе-предметнике и классном руководителе.

Цель:

Выявить интеллектуальные и творческие способности у студентов 1 курса техникума, чтобы в дальнейшем развивать и углублять их.

Задачи:

  • качестве задач, решение которых обеспечивает достижение данной цели, реализация программы предусматривает:

- создать условия для выявления интеллектуальных и творческих способностей студентов;

  • сформировать мотивацию для приобретения дополнительных знаний по дисциплине химия;
  • развивать и углублять интеллектуальные и творческие способностей студентов с помощью учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Формы работы по выявлению творческих способностей обучающихся:

  • наблюдения;
  • диагностика;
  • беседы с участниками образовательного процесса;
  • консультации;
  • дифференцированные задания;
  • учебные задания практикоориентированной направленности;

Диагностический инструментарий

Для изучения креативных способностей разработана следующая диагностическая программа:

  • методика диагностики уровня творческой активности обучающихся М. И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б. С. Алишева, JI.A. Воловича;
  • опросник креативности Д.Джонсона: изучение уровня развития творческого мышления, творческое самовыражение;
  • тест Дж. Гилфорда и М. Салливена "Истории с завершением" Оценка социального интеллекта, измерение фактора познания результатов поведения;
  • диагностика творческих способностей Э. П. Торренса.

Принципы тестирования

  • соответствие тестовых методик возрастным нормам;
  • доброжелательная атмосфера во время тестирования;
  • психологическая готовность подростка к процессу тестирования.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся

  • Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
  • Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
  • Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.
  • Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • нахождение студентов с предпосылками высоких интеллектуальных и творческих способностей;
  • развитие творческой активности студентов;
  • повышение уровня индивидуальных достижений студентов в творческой деятельности;
  • создание условий для развития творческого потенциала студентов.

Этапы реализации программы

  1. Исследовательско - диагностический этап На этом этапе планируется:
  • разработка системы выявления интеллектуальных и творческих способностей у студентов техникума;
  • получение первичной информации о способностях студентов;
  • работа с родителями студентов.
  1. Организационно – практический этап На этом этапе планируется:
  • опросы, тестирование, беседы - выявление творческих показателей каждого студента;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ.
  1. Итогово –аналитический этап

На этом этапе планируется:

  • контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов;
  • мониторинг личных достижений студентов;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения.

Заключение

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество, а предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать в воспитании креативность очевидна, ведь ее универсальный потенциал может быть реализован на пути как созидания, так иразрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.

Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа - "гений без таланта".

Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводитисследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим деломиграют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность - это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но приопределённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И вцелом трудно не согласиться с известным советским психологом Д.Б.Богоявленской, которая писала: "Когда мы говорим о великих творцах, мыговорим и о великих личностях". Поэтому не стоит разделять три понятия:личность, креативность, творчество. Напротив, необходимо найти ихвзаимодействие, гармонию как в воспитании молодого поколения, так и ввоспитании самих себя.

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. «Одаренность: понятие и диагностика» // «Наука для образования». Коллективная монография. Составители и науч. Ред. Н.Ю.Синягина, Е.Г.Артамонова.- М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – С.22-29. 0,5 п.л.РИНЦПеч.
  2. Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики. // Философия творчества.- Издательство “Интелл”, Москва.- 2015,- с. 122-137. 1 п.л.РИНЦ - Печ.
  3. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей. Дис. канд. псих.наук. - М., 2020.
  4. Величковский В. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Московского.университета, 2012, 336 с.
  1. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,2020. С. 28.
  2. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.-Минск: Харвест, М.: АСТ, 2020.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург, 2020.
  4. Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. - Киров: КФ МГЭИ, 2013, 68 с.
  5. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2014. - 602 с.
  6. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса.СПб.: Питер Ком. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению творческих способностей студентов колледжа

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта....

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...

Выявление творческих способностей студентов

Выявление творческих способностей студентов...

Выявление творческих способностей студентов

Выявление творческих способностей студентов...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...