Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"
рабочая программа

Петрова Инна Вячеславовна

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для того, чтобы его способности и потребности были реализованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vyyavl1.pdf319.14 КБ
PDF icon vyyavl2.pdf333.7 КБ
PDF icon vyyavl3.pdf336.58 КБ
Microsoft Office document icon programma_vyyavleniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

          «Творчество - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее».

(Поль Торренс, психолог)

       Цели:

           1. Поддержка  способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления;

2. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

    Актуальность.

    В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «творческие способности» - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

    Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

    Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

   Под творческими или креативными способностями обучающихся в современной дидактике понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Эти способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.

На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Творчество присуще всем в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Цель:

развитие творческих способностей через занятие изобразительной деятельностью.

Задачи:

-развивать познавательные, творческие, художественные способности обучающихся;

- развивать стремление к творческой самореализации и творческой активности.

Основные показатели творческих способностей:

Быстрота мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом, репутацией.

Компоненты структуры творческих способностей:

1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.

2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.

3.Способность самостоятельно комбинировать известные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.

  4. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, не являющейся комбинацией известных.

Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой учащийся. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием воспитания.

Условия необходимые для развития творчества.

– высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом.

– создание соответствующего психологического климата.

- включать ребенка в самостоятельный поиск новых способов деятельности, когда необходимо ставить проблемы и находить пути решения

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к подготовке и участию в конкурсах, мероприятиях.

2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- приобщение (в различных формах) к работе педагога;

- повышение степени сложности заданий;

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей.

3. Презентация работ обучающихся на различных площадках (в том числе и в сети Интернет).

 Формы работы для развития творческих способностей.

- Творческие выставки;

- Групповые занятия с сильными учащимися;

- Исследовательские работы;

- Творческие мастерские;

- Конкурсы различного уровня;

- Индивидуальные маршруты.

Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях

- Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

 - Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

 - Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

- Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.

-Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

- Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

     Развитию творческих способностей обучающихся будет способствовать:

- творческий подход  к  подбору тем занятий,

- включение  необычные темы,

- также любую тему можно преподнести в разной форме

- работа над оформлением подачи материала

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на обучающихся, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

  • Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
  • Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
  • Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
  • Укрепление сотрудничества родителей с педагогом.

Формы работы с родителями

- Творческие отчеты;

- Привлечение родителей к подготовке и проведению занятий и мероприятий;

Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;

2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;

4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях;

5. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах различного уровня;

6. Творческая самореализация обучающегося -выпускника;

7. Повышение качества образования;

Рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся.

  • Принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
  • Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений обучающимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
  • Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
  • Непременным условием  является положительная поддержка личности каждого ребенка.
  • Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
  • Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей. Основная задача - помочь раскрыть собственные возможности ученика.
  • Признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей.

Уважение желания ребенка работать самостоятельно.

  • Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
  • Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
  • Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.
  • Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.
  • Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
  • Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
  • Уважение потенциальных возможностей отстающих.
  •  Демонстрация энтузиазма.
  • Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.
  • Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
  • Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
  • Терпимое отношение к возможному беспорядку.
  • Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
  • Способность убедить, что педагог  является их единомышленником, а не противником.

        Литература.

1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После - 2017 г. - №4

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии - 1998г. - №5

4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии - 2016-№4

5. Штерн В. Умственная одаренность – С - П. -1997г.

6. Интернет – ресурсы: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3ad68a5d53a88421306c37_0.html 

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00655814_0.html 

https://infourok.ru/metodi-i-priemi-v-obuchenii-587495.html