Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"
рабочая программа

Петрова Инна Вячеславовна

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для того, чтобы его способности и потребности были реализованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon vyyavl1.pdf319.14 КБ
PDF icon vyyavl2.pdf333.7 КБ
PDF icon vyyavl3.pdf336.58 КБ
Microsoft Office document icon programma_vyyavleniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

          «Творчество - это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

зажигать солнце, строить замок на песке,

приветствовать будущее».

(Поль Торренс, психолог)

       Цели:

           1. Поддержка  способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления;

2. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

    Актуальность.

    В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой «творческие способности» - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творческие способности проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

    Творческие способности, по мнению Л.А.Большаковой, - это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

    Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

   Под творческими или креативными способностями обучающихся в современной дидактике понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Эти способности проявляются в порождении необычных идей, отличаются от традиционных схем мышления, позволяют быстро решать проблемные ситуации.

На самом деле задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Творчество присуще всем в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Цель:

развитие творческих способностей через занятие изобразительной деятельностью.

Задачи:

-развивать познавательные, творческие, художественные способности обучающихся;

- развивать стремление к творческой самореализации и творческой активности.

Основные показатели творческих способностей:

Быстрота мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом, репутацией.

Компоненты структуры творческих способностей:

1. Способность самостоятельно переносить знания, умения в новую ситуацию.

2. Способность видеть новые проблемы в знакомой ситуации.

3.Способность самостоятельно комбинировать известные способы решения проблемы и альтернативные доказательства.

  4. Способность строить принципиально новый способ решения проблемы, не являющейся комбинацией известных.

Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой учащийся. Но возможность творческих проявлений возникает у человека не от рождения, а формируется под воздействием среды, условий общественной жизни, под воздействием воспитания.

Условия необходимые для развития творчества.

– высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом.

– создание соответствующего психологического климата.

- включать ребенка в самостоятельный поиск новых способов деятельности, когда необходимо ставить проблемы и находить пути решения

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик.

2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

5. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к подготовке и участию в конкурсах, мероприятиях.

2. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- приобщение (в различных формах) к работе педагога;

- повышение степени сложности заданий;

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей.

3. Презентация работ обучающихся на различных площадках (в том числе и в сети Интернет).

 Формы работы для развития творческих способностей.

- Творческие выставки;

- Групповые занятия с сильными учащимися;

- Исследовательские работы;

- Творческие мастерские;

- Конкурсы различного уровня;

- Индивидуальные маршруты.

Методы развития творческих способностей обучающихся на занятиях

- Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

 - Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

 - Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

- Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности обучающихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.

-Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

- Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

     Развитию творческих способностей обучающихся будет способствовать:

- творческий подход  к  подбору тем занятий,

- включение  необычные темы,

- также любую тему можно преподнести в разной форме

- работа над оформлением подачи материала

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на обучающихся, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

  • Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
  • Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
  • Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
  • Укрепление сотрудничества родителей с педагогом.

Формы работы с родителями

- Творческие отчеты;

- Привлечение родителей к подготовке и проведению занятий и мероприятий;

Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;

2. Формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;

3. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения и развития способных и одаренных детей школы;

4. Увеличение количества обучающихся, принявших участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях;

5. Повышение показателей успешности участия детей в конкурсах различного уровня;

6. Творческая самореализация обучающегося -выпускника;

7. Повышение качества образования;

Рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся.

  • Принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
  • Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений обучающимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
  • Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
  • Непременным условием  является положительная поддержка личности каждого ребенка.
  • Во время занятия исключается всякая критика личности и деятельности детей.
  • Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей. Основная задача - помочь раскрыть собственные возможности ученика.
  • Признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей.

Уважение желания ребенка работать самостоятельно.

  • Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
  • Предоставление ребенку свободы выбора в области приложения сил и методов достижения цели.
  • Индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы.
  • Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками.
  • Исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки.
  • Одобрение результатов деятельности детей в какой-либо одной области с целью побудить желание испытать себя в других видах деятельности.
  • Уважение потенциальных возможностей отстающих.
  •  Демонстрация энтузиазма.
  • Оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников.
  • Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником. Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
  • Извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей.
  • Терпимое отношение к возможному беспорядку.
  • Поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.
  • Способность убедить, что педагог  является их единомышленником, а не противником.

        Литература.

1. Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников // Начальная школа: плюс До и После - 2017 г. - №4

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.: (Серия "Мастера психологии")

3. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии - 1998г. - №5

4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащегося как условие акмеологически задаваемого развития// Мир психологии - 2016-№4

5. Штерн В. Умственная одаренность – С - П. -1997г.

6. Интернет – ресурсы: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3ad68a5d53a88421306c37_0.html 

https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00655814_0.html 

https://infourok.ru/metodi-i-priemi-v-obuchenii-587495.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях производственного обучения

Развитие творческих способностей на занятиях производственного обучения по профессии Портной....

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»

Программа  «Выявление и развитие  творческих способностей обучающихся и их стремления к обучению»...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

Программа «Одаренные дети» по выявлению интеллектуальных способностей обучающихся на занятиях специальных дисциплин.

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.                            ...

Программа по выявлению креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Программапо выявлению креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности...