Программа по выявлению креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
методическая разработка

Ветрова Елена Васильевна

Программа

по выявлению креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа

по выявлению креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Автор:

преподаватель Ветрова Е.В.

г. Рославль

Выявление креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых креативных способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Программа по выявлению креативных способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста и творчества студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям образовательных учреждений обратить внимание на обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши студенты живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого "озарения" служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы.

Творчество – это процесс, а креативность – это способность, помогающая заниматься творчеством. То есть, если у кого-то развита креативность, ему намного проще творить.

Поскольку это свойство человека зависит от протекания его психических процессов, интересно, как понимают креативность в психологии. В данной науке, креативность – это устойчивая характеристика, определяющая творческую одаренность человека. Принято говорить о внутреннем потенциале личности, который раскрывается в ответ на выполнение возникшего задания.

По Абрахаму Маслоу, креативность – это универсальное свойство людей, склонных к самоактуализации, то есть полному развитию своих личных возможностей. Только в творчестве человек обретает возможность раскрыться полностью, действуя оригинально, а не шаблонно.

Чтобы лучше понять степень развития креативности существуют критерии, помогающие определить ее наличие.

Критерии креативности

К основным критериям, формирующим креативность относятся:

Беглость – умение генерировать как можно большее количество идей за определенное время;

Гибкость – способность действовать не прямолинейно, подстраиваясь под изменяющиеся условия задачи;

Оригинальность – умение выдавать нестандартные решения;

Разработанность – подробная проработка идей;

Метафоричность – образное и ассоциативное мышление;

Восприимчивость – умение замечать необычные элементы и противоречия;

Абстрактность – способность превращать образы в четкие формы.

Наличие перечисленных умений в человеке свидетельствует о его креативности или творческом потенциале. К слову, эта характеристика личности поддается улучшению при помощи игр и заданий.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Реализуемая цель: выявление творческих способностей обучающихся через дисциплину «Иностранный язык».

Цель программы – создание системы деятельности преподавателя иностранного языка по выявлению творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в колледже.

4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по английскому языку.

5. Понимание важности изучения английского языка в современном мире.

Методические принципы:

1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя.

5. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

6. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Педагогические методики:

1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж.Брунера.

Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

2. Краткий тест. Фигурная форма.

Используем сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса, остановившись на задании "Закончи рисунок".

Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности обучающихся колледжа (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

различные варианты метода наблюдения за студентами (на уроке и во внеурочной деятельности), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.

2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

Сложно представить менее оригинальный способ заявить о себе, чем сказать о своей креативности. Этим качеством переполнены вакансии или резюме. Работодатели требуют креативности от своих сотрудников, при этом скептически относясь к упоминанию о ней в послужном списке. Выходит так, что креативность – это камень преткновения, о который сломало ноги уже немало народу. Как же быть в таком случае? Как понять, что такое креативность? Стоит ли ее развивать? Как проходит развитие креативности? Можно ли ее улучшить самостоятельно?

По Абрахаму Маслоу, креативность – это универсальное свойство людей, склонных к самоактуализации, то есть полному развитию своих личных возможностей. Только в творчестве человек обретает возможность раскрыться полностью, действуя оригинально, а не шаблонно.

Чтобы лучше понять степень развития креативности существуют критерии, помогающие определить ее наличие.

Развитие креативности

Как мы уже выяснили, креативность – это весомое конкурентное преимущество, помогающее обойти соперников во всех сферах жизни. Развитие креативности – важное условие на пути к успеху.

Приемов, помогающих достичь этого, придумано немало.

Взаимосвязь случайных слов

Самый простой прием, помогающий развить креативность самостоятельно или с другом, превратив этот способ в веселую игру. Для того, чтобы начать, следует взять любой текст и произвольно выбрать из него несколько слов. Использовать можно разные предложения, абзацы или разделы. Не важно, главное закрыть глаза и ткнуть пальцем наугад, выбрав первое словом. Затем повторить процедуру и таким же способом определить второе.

Можно усложнить задачу, добавляя третье, четвертое, пятое и т.д. После того, как слова определены, наступает самый интересный этап – попытка их связать по смыслу. Например, слова «самолет» и «креветка». Пытаемся найти как можно больше ассоциаций и взаимосвязей. Например, «блюдо из креветок на борту самолета» или «логотип креветки на одном из крыльев».

Теперь, попробуем в обратную сторону: «игрушечная летающая креветка», «креветка за штурвалом самолета», «робот-трансформер», превращающийся из креветки в самолет». Следует помнить, чем сложнее задача, тем активнее развивается креативность.

Метод вымышленных персонажей

Учитывая, что креативность – это нестандартный подход выполнения поставленных заданий, то и развитие креативности желательно проводить нестандартно. Вряд ли кто-нибудь из нас, пытаясь решить какую-либо задачу, ставит себя на место героя кинофильма или компьютерной игры. А почему бы и нет? Ведь одна голова – хорошо, а две – лучше.

Пусть даже вторая голова вымышленная. В этом кроется вся прелесть креативности – полная свобода действий и безграничный полет фантазии. Тем более, что отсутствие суперспособностей у человека обусловлено, прежде всего, нежеланием последнего в них поверить. Пригодиться такая методика может не только для развития креативности и повышения общего творческого потенциала, но и в конкретных жизненных ситуациях.

Например, какой-нибудь парень тщедушного телосложения возвращается ночью домой. В темном переулке к нему подходит несколько человек с явной нуждой в глазах. Предвидя, что решение материальных проблем этих ребят ложится на его плечи, парень начинает во всю глотку кричать якобы идущим за ним друзьям, чтобы они ускорились и вмешались в диалог. И пусть «Череп», «Костыль» и «Лысый» – вымышленные персонажи, не стоит об этом сообщать улепетывающим гопникам.

Пример шуточный, но передает основную суть этого метода. Следует представить, как бы решил какую-нибудь ситуацию любимый киноактер или сказочный герой. А потом просто попробовать интерпретировать это решение под свои реальные возможности.

Метод шести шляп

Техника развития креативности в равной степени применимая, как в коллективе, так и одним человеком. Заключается в разделении ролей, то есть шляп, при выполнении задания. Как логично следует из названия, шляп – шесть. Каждая отличается определенными правилами игры.

Зеленая – шляпа творчества, обладатель которой должен придумать самые оригинальные решения;

Белая – шляпа логики, надевший которую должен опираться на имеющиеся данные;

Желтая – шляпа оптимизма, наделяющая владельца неудержимым энтузиазмом и вдохновением;

Черная – шляпа пессимизма, согласно своему цвету должна принадлежать закоренелому скептику;

Красная – шляпа эмоций, требующая интуитивного подхода к решению задачи;

Синяя – философская шляпа, владелец которой должен собрать воедино и осмыслить все предыдущие подходы.

В случае коллективной работы, каждому участнику «выдается» своя шляпа, согласно цвету которой он должен думать о выполнении задания. Если участников меньше или вообще один, то можно попеременно надевать несколько шляп, главное только до раздвоения личности не доиграться.

Поскольку креативность — это уход от обыденности и стандартных решений, то выработка этого качества также подразумевает полную свободу фантазии. Обсуждая креативность в психологии, ученые пришли к выводу, что это скрытый творческий потенциал, помогающий личности самореализоваться. Соответственно, развитие креативности должно стать приоритетным заданием в процессе воспитания ребенка или саморазвития взрослого человека

Показатели результативности:

способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

6. Развитие элементов критического мышления.

Диагностические этапы:

1. Педагогическая диагностика

2. Психологическая диагностика

3. Специальная углубленная диагностика

4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

  1. Факультативные занятия.
  2. Кружки по интересам.
  3. Конкурсы, соревнования, выставки.
  4. Интеллектуальные марафоны.
  5. Участие в олимпиадах.
  6. Проведение предметных недель.
  7. Работа по индивидуальным планам.
  8. Занятия в профильных группах.
  9. Библиотечный урок.
  10. Практическая работа.
  11. Экскурсия.
  12. Игра.
  13. Конференция.
  14. Проектная деятельность.
  15. Консультация.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Тестовые творческие задачи должны решаться на переделе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

Основные этапы реализации программы

1 этап

Разработка программы работы по выявлению креативных способностей обучающихся.

Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Создание банка данных по способностям студентов.

Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

2 этап

Диагностика склонностей студентов.

Создание банка креативных работ студентов.

3 этап

Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.

Проведение выставок технического творчества.

Поддержка руководителей проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.

Анализ и корректировка программы.

Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.

Ожидаемые результаты программы

создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала студентов;

повышение качества образования и воспитания студентов;

удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких студентов;

повышение уровня индивидуальных достижений студентов в образовательных областях, к которым у них есть способности;

адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем;

формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов;

повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

повышение эффективности самостоятельной работы.

Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

Педагогическое наблюдение

Контрольные испытания (тесты)

Анкетирование, опросник

2

Углубленная проверка выявленных способностей

 Педагогическое наблюдение

 Контрольные испытания (тесты)

Олимпиады, конкурсы

3

Систематическое изучение каждого обучающегося

Педагогическое наблюдение

 Контрольные испытания (тесты)

Анкетирование, опросник

Олимпиады, конкурсы

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, преподаватель путем систематического наблюдения за студентом фиксирует его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

План работы по выявлению креативных способностей у обучающихся.

№ п.п.

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственные.

1.

Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих

способностей обучающихся (тестирование):

-методика Дж.Брунера;

-сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса

Сентябрь, ежегодно

Преподаватель иностранного языка, классные руководители

2.

Классификация способных обучающихся.

сентябрь

Социальный педагог, преподаватель иностранного языка

3.

Составление плана работы со способными обучающимися.

сентябрь

Социальный педагог, преподаватель иностранного языка

4.

Привлечение способных обучающихся к работе в кружке английского языка.

сентябрь

Преподаватель иностранного языка, классные руководители,

руководители кружков.

5.

Привлечение способных обучающихся к подготовке к олимпиадам по английскому языку.

в течение года

Преподаватель иностранного языка

6.

Предметные недели.

Согласно плана работы ПЦК

Председатель ПЦК,

преподаватель иностранного языка

7.

Привлекать к выполнению заданий повышенной сложности на уроках.

в течение года

Преподаватель иностранного языка

8.

Привлечение обучающихся к подготовке рефератов и выступлений по темам на уроках английского языка.

в течение года

Преподаватель иностранного языка.

9.

Привлечение к участию в олимпиадах по английскому языку

в течение года

Преподаватель иностранного языка.

10.

Поощрение победителей олимпиад грамотами.

по итогам

Администрация колледжа

11.

Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавшим отличные знания английского языка.

июнь

Администрация колледжа

Библиографический список

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2020.
  2. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 2017.
  3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2021.
  4. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 200.
  5. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 2017
  6. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 2019.
  7. Одаренные дети. Пол ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс. 2015.
  8. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.2017. № 1, с. 27-32.
  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 2020. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 2019.-528с.
  11. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –2017г.

Ведомость по выявлению творческих способностей на уроках

по дисциплине «Иностранный язык»

у обучающихся по методике Дж.Брунера

Группа ----------------------------------------------------------------------------Дата

Ответы на тесты

№ п/п

Ф.И.О.

Предметное мышлениие

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Итоговый результат по группе

Наименование

Предметное мышление

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативность

Уровень

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное время

Паспорт программы Наименование программыпрограммапо выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках физической культуры и во внеурочное времяОснование для разработки программыФедерального...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 457 «Об утверждении ...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурно...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...