ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал

Юденич Лариса Михайловна

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста и творчества студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям образовательных учреждений обратить внимание на обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: преподаватель Юденич Л.М.

г. Рославль

«Творчество – это значит копать глубже,

смотреть лучше, исправлять ошибки,

беседовать с кошкой, нырять в глубину,

зажигать солнце, строить замок на песке,

 приветствовать будущее».

психолог Поль Торренс

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста и творчества студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателям образовательных учреждений обратить внимание на обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши студенты живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого "озарения" служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Реализуемая цель:выявление творческих способностей обучающихся через дисциплину «Основы электротехники».

Цель программы – создание системы деятельности преподавателя электротехники по выявлению творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в колледже.

4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по электротехнике.

5. Понимание важности изучения электротехники в современном мире.

Методические принципы:

1.         Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

2.        Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

3.        Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

4.        Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя.

5.        Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.

6.        Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.

Педагогические методики:

1. Тест на мышление и креативность.  Диагностика по методике Дж.Брунера.

Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете.  Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

2. Краткий тест. Фигурная форма.

Используем сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса, остановившись на задании "Закончи рисунок".

Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности обучающихся колледжа (17-18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

различные варианты метода наблюдения за студентами (в лабораторных условиях, в колледже, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

1.        Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, взаимооценку сверстниками, а также самооценку.

2.         Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

Показатели результативности:

способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематиза-ция).

6. Развитие элементов критического мышления.

Диагностические этапы:

1.        Педагогическая диагностика

2.        Психологическая диагностика

3.        Специальная углубленная диагностика

4.        Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

  1. Факультативные занятия.
  2. Кружки по интересам.
  3. Конкурсы, соревнования, выставки.
  4. Интеллектуальные марафоны.
  5. Участие в олимпиадах.
  6. Проведение предметных дней или недель.
  7. Работа по индивидуальным планам.
  8. Занятия в профильных группах.
  9. Библиотечный урок.
  10. Практическая работа.        
  11. Экскурсия.
  12. Игра.
  13. Конференция.
  14. Проектная деятельность.
  15. Консультация.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Тестовые творческие задачи должны решаться на переделе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

 Основные этапы реализации программы

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
  • Создание банка данных по способностям студентов.
  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

2 этап

  • Диагностика склонностей студентов.
  • Создание банка творческих работ студентов.

3  этап

  • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
  • Проведение выставок технического творчества.
  • Поддержка руководителей проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
  • Анализ и корректировка программы.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.

Ожидаемые результаты программы

  • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала студентов;
  • повышение качества образования и воспитания студентов;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких студентов;
  • повышение уровня индивидуальных достижений студентов в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения студентами обще предметными и профессиональными
  • формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студентов;
  • повышениеактивностиобучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • повышение  эффективности самостоятельной работы.

Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Анкетирование, опросник

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1.  Педагогическое наблюдение
  2.  Контрольные испытания (тесты)
  3. Олимпиады, конкурсы

3

Систематическое  изучение каждого обучающегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2.  Контрольные испытания (тесты)
  3. Анкетирование, опросник
  4. Олимпиады, конкурсы

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, преподаватель путем систематического наблюдения за студентом фиксирует его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.  

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.

План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся.

№ п.п.

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственные.

1.

Выявление способных обучающихся.Диагностика творческих

способностей обучающихся (тестирование):

-методика Дж.Брунера;

-сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса

Сентябрь, ежегодно

Преподаватель электротехники, классные руководители

2.

Классификация способных обучающихся.

сентябрь

Социальный педагог,преподаватель электротехники

3.

Составление плана работы со способными обучающимися.

сентябрь

Социальный педагог,преподаватель электротехники

4.

Привлечение способных обучающихся к работе в кружке по электротехнике.

сентябрь

Преподаватель электротехники, классные руководители,

руководители кружков.

5.

Привлечение способных обучающихся к подготовке к олимпиадам по электротехнике.

в течение года

Преподаватель электротехники

6.

Предметные недели.

Согласно плана работы ПЦК

Председатель ПЦК,

преподаватель электротехники

7.

Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках.

в течение года

Преподаватель электротехники

8.

Привлечение обучающихся к подготовке рефератов и выступлений по темам на уроках по электротехнике.

в течение года

Преподаватель электротехники

9.

Привлечение к участию в олимпиадах по электротехнике.

в течение года

Преподаватель электротехники

10.

Поощрение победителей олимпиад грамотами.

по итогам

Администрация колледжа

11.

Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавшим отличные знания поэлектротехнике.

июнь

Администрация колледжа

Библиографический список

  1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследова-тельская работа школьников», 2007.
  2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.
  4. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
  5. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
  6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
  7. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
  8. Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
  9. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
  10. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  11. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 1982.
  12. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
  13. Одаренные дети. Пол ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс. 1991.
  14. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
  15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
  16. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
  17. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
  18. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
  19. Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
  20. Амелькин В.И. К вопросу о способности личности к техническому творчеству // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -2009. -№ 2.-С. 145-148.
  21. Григорьев Ю.В., Прохоренко К.В. Выявление и индивидуальное обучение молодежи со склонностью к техническому творчеству // Качество. Инновации. Образование. - 2011. - № 6 (73). - С. 8-13.
  22. Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.
  23. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 6-е изд., - Москва : Академия, 2010. - 206 с.
  24. Захарян, М. А. Комплексная диагностика одаренности учащихся по научно-техническому направлению : методические указания / М. А. Захарьян ; Владикавказ, 2014. - 20 с.
  25. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
  26. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва :Трикста : Акад. Проект, 2011. - 419 с.
  27. Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - № 3 .- 12 с.
  28. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
  29. Матяш, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. - Москва : Педагогическое общество России, печ. 2010. - 253 с.
  30. 23. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364 с.
  31. 24. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. — М.:, 2006. —320 с. 49-52 с.
  32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  33. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. -424 с.
  34. Философский словарь/под. ред. Фролова И.Т. – 5-е изд. – М.; Политиздат, 1986.



Предварительный просмотр:

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Обучающиеся II курса, группа ____

Таблица 1. Результаты тестирования

п/п

Имя

испытуемого

Показатель (балл)

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

Таблица 2. Среднеарифметические показатели по группе

группа

Показатель

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

23Э

Таблица 3. Результаты тестирования по возрастным нормам

 

п/п

Имя

испытуемого

Показатель

беглость

гибкость

оригинальность

разработанность

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

 

  

Таблица 4. Распределение результатов тестирования по группе (%)

 

пп

Результат

Высокий

(выше возрастной нормы)

Возрастная норма

Низкий

(ниже возрастной нормы)

Верхняя граница нормы

Норма

Нижняя граница нормы

1.

Беглость

2.

Гибкость

3.

Оригинальность

4.

Разработанность

 



Предварительный просмотр:

Ведомость по выявлению творческих способностей на уроках

по ОП.04 Основы электротехники

у обучающихся по методике Дж. Брунера

Группа                                                                             Дата

Ответы на тесты

№ п/п

Ф.И.О.

Предметное мышление

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Итоговый результат по группе

Наименование

Предметное мышление

Символическое мышление

Знаковое мышление

Образное мышление

Креативность

Уровень

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Цель программы: создание условий для выявления ,поддержки и развития одарённых обучающихся, обеспечение их личностной и социальной самореализации....

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

программа по выявлению творческих способностей на уроках и внеурочной деятельности...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся на занятия творческого объединения "Батик"

Задача обучения состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформулировать умение управлять процессами творчества, фантазированием, подготовить почву для тог...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на уроках электротехники и во внеурочной деятельности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 457 «Об утверждении ...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯНА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Программа по выявлению творческих способностей обучающихся

Приводится программа по выявлению творческих способностей обучающихся , используемая в ОГБПОУ "Рославльский медицинский техникум"...