Составление тестовых заданий на основе ситуационных задач по Основам микробиологии и иммунологии
тест

Майорова Марина Евгеньевна

В статье представлены рекомендации по составлению тестовых заданий на основе ситуационных задач 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление тестовых заданий на основе ситуационных задач

по Основам микробиологии и иммунологии

Структура тестового задания с одним правильным ответом:

  1. Сценарий (описание ситуации)
  2. Подводящий вопрос (конкретный вопрос относительно представленного пациента)
  3. Варианты ответа
  4. Порядок ответов
  5. Правильный ответ

  1. Структура сценария

Информация о пациенте и ситуации должна быть изложена в последовательности, близкой к таковой, которая встречается при работе медперсонала с пациентом.

Структура элементов сценария может быть следующей:

1. Возраст, пол (особенно важно для тех ситуаций, где пол и возраст имеют смысловую нагрузку).

2. Место, где развивается ситуация (особенно важно для тех ситуаций, которые связаны с инфекционным и эпидемическим процессами).

3. Жалобы пациента и длительность симптомов (соответствуют описанию клинических проявлений в учебнике).

4. Данные объективного обследования.

5. Результаты исследований.

    2. Формулировка подводящего вопроса и вариантов ответа

  • Подводящий вопрос всегда должен быть сформулирован в виде закрытого вопроса и заканчиваться вопросительным знаком.
  • Формулировка  вопроса не должна  подразумевать продолжение фразы.

Недопустимые формулировки подводящего вопроса

Допустимые формулировки подводящего вопроса

Пациенту показано…

Необходимо назначить/выполнить…

Вы назначите…

Назначьте исследования… Сформулируйте диагноз…

Диагноз?

Выберите тактику ведения…

Ваши действия?

Что из перечисленного показано пациенту?

Что необходимо назначить пациенту?

Какое исследование необходимо выполнить пациенту в первую очередь? Какое исследование поможет подтвердить диагноз?

Какое исследование является наиболее информативным в данном случае?

Какой диагноз наиболее вероятен? Какой возбудитель наиболее вероятно вызвал заболевание?

Какое состояние с наибольшей вероятностью имеется у пациента?

3. Формулировка вариантов ответа

  • Один из вариантов ответов правильный, остальные – дистракторы (отвлекающие от правильного)
  • Варианты ответа должны быть представлены в именительном падеже или инфинитиве (если подразумеваются действия).
  • Недопустимы варианты, которые подразумевают согласование вопроса с ответами в роде, числе и падеже.
  • Вся информация, необходимая для выбора правильного ответа, должна быть в сценарии.

     4. Порядок ответов

Может быть:

  • случайный, если в ответах нет чисел
  • последовательный, если варианты ответов представлены числами или диапазонами чисел.

Представление числовых показателей должно быть в порядке возрастания/убывания в одинаковом формате. Недопустимо сочетание в одном наборе ответов конкретных значений и диапазонов. Помимо этого, недопустимо пересечение интервалов.

     1.5. Правильный ответ. Указывается из списка вариантов ответов.

Примеры составления тестовых вопросов с одним наиболее правильным ответом

Используя один и тот же сценарий (или если внести в него небольшие изменения) можно сформулировать несколько вариантов задач.

Вариант 1.

Сценарий: В сельскую поликлинику обратился работник свинофермы с жалобами на высокую температуру в течение нескольких дней, боль в животе, диарею до 20 раз в сутки, испражнения  с гнилостным запахом.

Подводящий вопрос: Какой биологический материал будет исследоваться у пациента в первую очередь?

Варианты ответа:

 А. кал

 Б. кровь

В. моча

Г. слюна

Д. мокрота

Выбор ответов: случайный

Правильный ответ: кал

Оформление тестового задания возможно в таблице  Excel.

Сценарий

В сельскую поликлинику обратился работник свинофермы с жалобами на высокую температуру в течение нескольких дней, боль в животе, диарею до 20 раз в сутки, испражнения  с гнилостным запахом.

Подводящий вопрос

Какой биологический материал будет исследоваться у пациента в первую очередь?

 

 

Варианты ответа

 

А

кал

Б

кровь

В

моча

Г

слюна

Д

мокрота

 

 

Порядок ответов

случайный

 

 

Правильный ответ

кал

 

 

Вариант 2.

Сценарий: В сельскую поликлинику обратился работник свинофермы с жалобами на высокую температуру в течение нескольких дней, боль в животе, диарею до 20 раз в сутки, испражнения  с гнилостным запахом.

Подводящий вопрос: Какой возможен диагноз в данной ситуации?

Варианты ответа:

А. балантидиаз

Б. токсоплазмоз

В. лямблиоз

 Г. трихомоноз

Д. малярия

Выбор ответов: случайный

Правильный ответ: балантидиаз

Оформление тестового задания возможно в таблице  Excel.

Сценарий

В сельскую поликлинику обратился работник свинофермы с жалобами на высокую температуру в течение нескольких дней, боль в животе, диарею до 20 раз в сутки, испражнения  с гнилостным запахом.

Подводящий вопрос

Какой возможен диагноз в данной ситуации?

 

 

Варианты ответа

 

А

балантидиаз

Б

токсоплазмоз

В

лямблиоз

Г

трихомоноз

Д

малярия

 

 

Порядок ответов

случайный

 

 

Правильный ответ

балантидиаз

 

 

Литература

  1. Балкизов З.З., Алексеева А.Ю., Ашхотов Э.Р., Хадзугов А.Б., Ступин В.А. Руководство по составлению тестовых заданий с одним правильным ответом для клинических экзаменов высокой значимости // Медицинское образование и  профессиональное развитие. 2022. Т.  13, № 2. С.  34–47. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-34-47
  2. Создание письменного теста Вопросы по основным и клиническим наукам. NATIONAL BOARD OF MEDICAL EXAMINERS 3750 MARKET STREET PHILADELPHIA, PA 19104  DownloadingtheGoldBook_RU.pdf (nbme.org)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по дисциплине ОП. 04. Основы материаловедения

Тестовые задания предназначены для текущего контроля по темам дисциплины ОП. 04. Основы материаловедения...

Тестовые задания МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Тестовые задания для итогового контроля поМДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования...

Тестовые задания УП.04 ПМ.04 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Тестовые задания УП.04 ПМ.04 Основы предпринимательства и трудоустройства на работу 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...

Тестовые задания текущей аттестации по предмету "Основы слесарных работ"

Текущая аттестация по общеобразовательному предмету "Основы слесарных работ" по теме "Подготовительные операции слесарной обработки" содержит 9 вопросов (многие с иллюстрациями), о...

тестовые задания по учебной дисциплине "Правовые основы профессиональной деятельности"

Тестовые задания предназначены для контроля знаний обучающихся по теме "Гражданско-правовые договоры"...

Контрольно-измерительные материалы (Тестовые задания) по дисциплине ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией / ОП.07 Фармакология по специальности 31.02.02 Акушерское дело

Контрольно-измерительные материалы (Тестовые задания) по дисциплине ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией / ОП.07 Фармакология по специальности 31.02.02 Акушерское дело...