Комплект учебно-методических материалов по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации
методическая разработка

Монид Ксения Николаевна

Период перехода из начальной школы в среднюю является ответственным и важным в жизни каждого школьника.  Пятиклассникам предстоит освоить новые формы обучения, привыкнуть к разным требованиям новых педагогов, обучение в 5 классе становится таким же сложным, как и в первом. Поэтому неﹶкоторыеﹶ обучающиеся, обладая опреﹶдеﹶлеﹶнными личностными  особеﹶнностями, к данному повороту событий просто неﹶ готовы. От этого их эмоциональный фон имеет нестабильный характер, ведь некоторые привыкли к тотальному контролю учителя начальных кдассов и родителей, и просто неﹶ могут беﹶз их указаний и постоянных подсказок. И, вследствие этого, снижается успеﹶваемость, уровень самооценки, увеﹶренность в себе и своих силах, наблюдаются проявления тревожного состояния. А это является первыми причинами, которыеﹶ могут способствовать деﹶзадаптированности пятиклассников и появлению обучающихся, которых можно отнести к так называемой «группе риска». Практика показывает, что всеﹶ жеﹶ можно избежать эти проблеﹶмы учебного характера в данный пеﹶриод.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Комплект учебно-методических материалов по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации

                                                                                  Составитель: 

                                                                      Монид Ксения Николаевна,

                                                                      педагог-психолог,                                                                                                        

                                                                      первая квалификационная категория               

г. Зима, 2020 год

Актуальность

     

     Период перехода из начальной школы в среднюю является ответственным и важным в жизни каждого школьника.  Пятиклассникам предстоит освоить новые формы обучения, привыкнуть к разным требованиям новых педагогов, обучение в 5 классе становится таким же сложным, как и в первом. Поэтому некоторые обучающиеся, обладая определенными личностными  особенностями, к данному повороту событий просто не готовы. От этого их эмоциональный фон имеет нестабильный характер, ведь некоторые привыкли к тотальному контролю учителя начальных кдассов и родителей, и просто не могут без их указаний и постоянных подсказок. И, вследствие этого, снижается успеваемость, уровень самооценки, уверенность в себе и своих силах, наблюдаются проявления тревожного состояния. А это является первыми причинами, которые могут способствовать дезадаптированности пятиклассников и появлению обучающихся, которых можно отнести к так называемой «группе риска». Практика показывает, что все же можно избежать эти проблемы учебного характера в данный период.   

     Пятиклассники в школе одновременно проявляют интерес и тревожность.

     Каждый год в нашу школу приходит 5 класс, который до этого обучался в учреждении – «Начальная школа – Детский сад № 11».  И для них адаптационный период является особенно сложным. Пятиклассники хотят в наибольшей степени занимать важное и нужное место в классном коллективе, в новой школе, где была бы возможность проявить себя с интеллектуальной, активной, независимой точки зрения.    

     Задача психологов в этот сложный период формировать у обучающихся навыки уверенного поведения, адеватное отношение к своей деятельности, к себе, как личности с перспективными возможностями.

     

     Цель: снижение уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации.

     Задачи:

  1. Способствовать установлению доверительных отношений между обучающимися в классном коллективе;
  2. Способствовать обучению снижения эмоционального напряжения;
  3. Способствовать созданию положительного эмоционального фона.

     Ожидаемые результаты:

  1. Сниженный уровень школьной тревожности в период адаптации;
  2. Сплоченность участников коррекционно-развивающего занятия;
  3. Положительная и повышенная мотивации к учебной деятельности;
  4. Повышенная самооценка обучающихся в новых учебных условиях.

     Вид занятий: комплексное, с элементами тренинга.

     Форма занятий: подгрупповая.

     Продолжительность занятий: 30-40 минут.

     Формы, приемы  и методы: Диалог и дискуссия, групповая, обучающая работа, индивидуальная работа и работа в группе, индивидуальная творческая работа, обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия), релаксация для снятия психомышечного напряжения.Данные методы выбраны с учетом возрастных особенностей детей – подростков.

     Коррекционно-развивающее занятие построено в партнерской форме:    

     Взрослый – партнёр, рядом с детьми вместе, разрешается свободное перемещение детей в процессе деятельности.

     Методы наглядные (плакат с правилами группы в виде солнца с лучиками)

     Методы словесные (Игра-знакомство «Красивые слова», мышечная релаксационная гимнастика «Муха»)

     Методы игровыеь                     (Упражнение «Мусорная корзинка», Упражнение «Пирамида любви», Упражнение «Псикреты»)

     Методы практические (Задание «Учебные ситуации», Упражнение «Прививка против страха»).

Методические рекомендации по организации и внедрению комплекта учебно-методических материалов по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации:

  1. Составление программного сопровождения по адаптации пятиклассников (Сентябрь)
  2. Составление программного сопровождения, в которое включено консультирование  (Для всех участников образовательного процесса) – Сентябрь
  3. Психодиагностические мероприятия с пятиклассниками (Сентябрь-Октябрь)
  4. Проведение психолого-педагогических консилиумов, для выявления детей «группы риска» (Октябрь)
  5. Проведение уроков развития с психологической направленностью (Октябрь)
  6. Подготовка аналитических документов по итогам классно-обобщающего контроля, в который входило: посещение уроков пятиклассников, психодиагностические мероприятия, психолого-педагогический консилиум, уроки развития с психологической направленностью, проведение воспитательных мероприятий «Посвящение в пятиклассники». Представление итогов классно-обобщающего контроля на педагогическом совете.  (Ноябрь)
  7. Исходя из итогов входного диагностирования (наблюдение индивидуальное и групповое; посещение уроков, групповые и индивидуальные диагностики), которое проходило на протяжении 2 месяцев (сентябрь-октябрь), были выявлены обучающиеся, которые показали результаты, свидетельствующие о дезадаптации.

      Проанализировав всю ситуацию, был разработан и внедрен комплект учебно-методических материалов по снижению тревожности у пятиклассиков. Он включает в себя проведение 6-ти занятий. (Ноябрь).

  1. По завершению данной работы, включено проведение вторичной диагностики, для определения динамики в адаптационный период (Декабрь).

Входная диагностическая работа включает в себя:

  1. Выявление уровня тревожности пятиклассников (Приложение 1)
  2. Выявление уровня школьной мотивации (Приложение 2)

Результаты входного диагностического обследования:

  1. Выявление уровня тревожности пятиклассников (Приложение 3)
  2. Выявление уровня школьной мотивации (Приложение 4)

Результаты повторного диагностического обследования:

  1. Выявление уровня тревожности пятиклассников (Приложение 5)
  2. Выявление уровня школьной мотивации (Приложение 6)

Занятие №1

Ход занятия

     Приветствие

     Психолог: Доброе утро ребята. Я очень рада видеть вас на нашем занятии!  

     Это замечательно, что мы смогли встретиться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о других ребятах что-то новое. Давайте познакомимся. А поможет нам в этом:

     Игра-знакомство: «Красивые слова»

     Цель: знакомство участников друг с другом, сокращение психологической дистанции, создание доверительной атмосферы.

     Правила проведения:  В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и говорю   о  себе, какая я,  называю свое лучшее качество, характеристику (Меня зовут Ксения Николаевна, я веселая) и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя, озвучивает свою характеристику и передаёт его соседу справа от него, и так по кругу.  

     Клубочек вернулся ко мне. «На что похоже то, что у нас получилось?».    

     Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились. Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.

     На протяжении  нашего занятия мы  будем играть, общаться друг с другом, а самое главное наше занятие поможет вам научиться достойно держаться в трудные минуты.    

     Чтобы вы могли чувствовать себя комфортно и безопасно нам необходимо соблюдать правила (обращение к плакату солнце с правилами группы):    

     Давайте обратимся к плакату, который представлен на доске……

  • «Я-высказывания» - каждый говорит только о себе, от своего имени;
  • правило Поднятой руки - говорить по одному, если хочешь сказать – подними руку;
  • правило «Равных прав» - все участники группы равны и обращаются друг к другу по имени; нельзя перебивать, оскорблять и дразнить; внимательно относится друг к другу;
  • «Никакой критики!» - не оценивать себя и других участников группы;
  • «Здесь и теперь» - обсуждаем здесь и теперь о том, что волнует каждого, то, что происходит с нами.
  •  «Активное участие!» - опыт, который вы приобретете, активно участвуя в предложенных упражнениях, поможет вам в жизни.

     Вы согласны соблюдать эти правила?   А теперь соедините свою ладошку с моей ладошкой (ритуал приветствия). Вот и у нас получилось солнышко, ваши руки его лучики.    

     Хорошо, молодцы! Занимайте  места по желанию.

     Для снятия напряжения и расслабления мышц лица выполним: 

     Мышечная релаксационная гимнастика «Муха»

     Цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей.

     А сейчас прилетает надоедливая муха и садится на Ваш нос. Постарайтесь прогнать ее без рук… Сморщите нос до морщинок, подтяните нос вверх… Сильно подвигайте…. сожмите все морщинки… Расслабьте все лицо…. 2 раза. Вот опять прилетела муха.    

     Прогоните ее…

     Обратите внимание, как напрягается нос… все лицо… щеки, лоб…

     Когда мы еще можем морщить лоб? При каких ситуациях (невкусно, не нравится, не то сказали…)

     

     Ребята, а вспомните, когда мы боимся, что происходит с нашим лицом? (оно напрягается)

     И то, что мы чувствуем в жизни: беспокойство, страх – морщится и напрягается все лицо. И часто мы даже не замечаем этого… Когда мы расслаблены – нос… все лицо…расслаблены и спокойны. Очень часто мы можем слышать выражение, У тебя все на лице написано. Как вы понимаете это выражение? (когда у Вас плохое настроение – ваше лицо Вас выдает, видно как вы расстроены, напряжены все части).

Всем большое спасибо за работу! До встречи, на следующем занятии!

   

Занятие №2

Ход занятия

     Здравствуйте, ребята! Я хочу вам предложить выполнить упражнение, которое поможет определить ваше эмоциональное состояние.

    Упражнение «Мусорная корзинка»

    Цель: избавление от негативных эмоций.

    В школьной жизни бывают такие моменты, которые вызывают напряжение, беспокойство, а чего вы боитесь больше всего, нарисуйте, для этого возьмите в руки планшет с бумагой и карандаши, нарисуйте, кто или что вызывает у вас тревогу.

    Мне не важно, как вы нарисуете, мне важно, чтобы вы показали в этом рисунке свои страхи, тревоги.

   Дети рисуют.

     По завершению работы психолог просит рассказать о том, что они изобразили.

     Задаются вопросы:

     - что ты изобразил?

     - чем оно тебя пугает?

     Не мешает ли это вам жить?

     Психолог ставит на середину комнаты небольшую корзину.

     Как вы думаете, а зачем человеку нужна мусорная корзина? Почему необходимо постоянно освобождать корзину от мусора? Представьте себе жизнь без мусорной корзины, когда мусор постепенно наполняет комнаты, где мы живём, невозможно передвигаться, становиться тяжело дышать, люди начинают болеть. Представили.

     Но ведь также с чувствами, чувства накапливаются, часто ненужные, вредные (обиды, страхи, тревоги).

     Для того, чтобы не копить в себе тревогу, страхи, необходимо от них избавляться.

     Сейчас мы этим и займемся, порвите свои нарисованные листочки со словами: «Эти мысли мне мешают, они мне не нужны». Выкиньте ненужные, вредные чувства в мусорную корзину, представляя как вы, побеждаете свои страхи, тревогу».

     Участники рвут свои объекты страха, тревоги.

     Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Какое сейчас у вас настроение

     (Дети, совместно с психологом анализируют свою деятельность после выполнения данного упражнения).    

Занятие №3

Ход Занятия

     Для выполнения этого задания, я вам предлагаю разделиться на 2 группы.        

     Сейчас мы с вами будем просматривать различные ситуации, в ходе которых мы увидим проявление негативных эмоций и способы их решения.    

     По одному человеку от каждой группы подойдите и возьмите свое задание.

     Упражнение «Псикреты» (Психологические секреты)

     Цель: выявление скрытых переживаний ребенка; уровня эмоционального дискомфорта.

     Да-да, именно "псикреты", мы не ошиблись. Псикеры - это "психологические секреты".    

    Это те особенности нашего поведения, те привычки, интересы и представления, о которых мы часто не задумываемся и не рассказываем другим, но которые влияют на наши отношения с миром, с окружающими. 

     Эта игра - повод поделиться своими "псикретами" друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям.

     В процессе игры участники начинают осознавать свои чувства и бережно к ним относиться, что редко удается в повседневной жизни. В силу возраста ребенку сложно видеть причины и последствия поступков, поэтому играя, он учится осмысливать свое поведение, поведение других людей и сравнивать их с общепринятыми нормами.

     Ребятам предлагаются карточки, с так называемыми «псикретами», содержание которых включает в себя незаконченные мысли; Учащимся нужно вытянуть карточку, и нераздумывая продолжить мысль, которая спрятана в выбранной ребенком карточке. Тем самым, они смогут поделиться «псикретом», связанный с личностными особенностями; (моментами школьной жизни).

     В ходе упражнения, ребята раскрывают свои «псикреты». По завершению задания, учащиеся анализируют свою работу на занятии.

Занятие №4

Ход занятия

     Задание «Учебные ситуации»: Как бы я поступил, если бы…..

     Цель: создание такой среды, которая позволила бы ученикам проанализировать себя, свои действия в создавшейся ситуации, и получить собственную продукцию определенного качества.

     Вам необходимо прочитать ситуацию, внутри группы проанализировать ее, как – бы вы поступили.  А затем нужно будет разыграть и представить всем нам выход из этой ситуации.  т.е. вы будете героями сценки. Подумайте, кто какую роль возмет на себя, что вы будете говорить и как действовать.    

     1) Ты пошел в школу, и на первом уроке учитель дает контрольную работу, но вдруг ты понимаешь, что не подготовился к ней. Какой выход ты найдешь в этой ситуации?

     2) Ты вышел к доске, и не можешь справиться с заданием, и вдруг ты ощутил насмешки своих одноклассников в свой адрес. Какие будут твои действия в данный момент?

     Дети показали игровые ситуации. Давайте поделимся впечатлениями о проделанном задании. Что вы чувствовали в момент, когда нужно было изобразить тревогу, волнение?    

     Бывает ли у вас такое в настоящей жизни? Мешает ли это вам? Как вы от этого избавляетесь? Может быть кто-нибудь поделится своими способами избавления от волнения?

     Подведение итогов работы на занятии.  

     

Занятие №5

Ход занятия

     Упражнение «Прививка против страха».

     Цель: Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, преодоление состояния тревожности у детей. 

     Давайте выберем для себя самые стрессовые или которые причиняют  наибольшее беспокойство в вашей школьной жизни. В школьной жизни, это может быть страх получить плохую отметку, опоздать на урок, не подготовиться к контрольной работе, выйти к доске, и др. Запишите их.    

     Далее, мысленно проиграйте эту ситуацию, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас школьных или личных проблем.        

     Наблюдайте себя в этих условиях. В данной ситуации важно, чтобы вы ощущали страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы снять с себя этот груз, который сопровождается  вашими страхами.

     По завершению данного упражнения, дети делятся своими ощущениями.

     Упражнение «Пирамида любви».  (Ритуал завершения занятия)

     Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

     - Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу.

     - Расскажите и вы, кого и что любите вы! - А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? - Посмотрите, какая высокая получилась пирамида, потому что, мы все любим и уважаем друг друга, и у нас хорошее настроение.

     Анализ своей деятельности. Обмен впечатлениями.

Занятие №6

Ход занятия (Итоговое)

     Предлагаю вам вернуться в тот день, когда мы познакомились и начали нашу совместную работу на занятиях. Для этого, давайте встанем в круг.

     Я попрошу вас взять ниточку от клубка и одеть ее на руку, и мы с вами поделимся впечатлениями о нашей работе. (Что вам понравилось на занятиях? Как вы справлялись со своими переживаниями? Какое упражнение или задание больше всего вам понравилось?).

     Дети обмениваются информацией и делятся впечатлениями по итогам проведенных занятий.

     А теперь давайте с вами скрутим наш клубок. Мы будем по очереди снимать нитку с руки, и закручивать в клубок.  Выполняя, вы проговариваете, что вы оставляете в этом клубке (свои страхи, тревоги, неприятности, плохое настроение).  Я оставляю в этом клубке  свои переживания и тревоги и передаешь……..

     В этом клубке остались все ваши отрицательные эмоции и тревога. И мы убираем этот клубок.

      Я хочу вам предложить свою руку, на которую вы можете опереться, даже если вам очень тяжело.

      И я хочу всем пожелать: уважать своих одноклассников, родителей и учителей. Быть терпимее друг к другу и помогать своим товарищам. На этом, наше занятие подошло к концу. До свидания!

Дополнительные материалы для проведения занятий:

     Для реализации занятия необходимо помещение или класс, в котором у ребят будет возможность свободно передвигаться. В помещении, в котором будет проходить мероприятие должны быть места для сидения по количеству участников занятия, желательно наличие большого стола для выполнения групповых творческих заданий и упражнений или можно приготовить два небольших стола. Также, наличие класной доски.    

     В процессе выполнения обучающимися упражнений и заданий, можно использовать классическую и инструментальную музыку.

     Для занятий потребуются средства творческого самовыражения (карандаши, мелки, бумага разных цветов), плакат правила группы в виде солнца с лучиками, клубок - талисман группы, мусорная корзина, планшет, магнитофон, инструментальная музыка.


Список используемой литературы:

  1. Баранова Н. Н. Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы [Электронный ресурс] // Слово : православный образов. портал. - [б.м], 2010. - URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37952.php (18.03.10).
  2. Гениатулина И. Ю. Помощь психолога в адаптации пятиклассников [Электронный ресурс] // ИД «Первое сентября» : [сайт]. – М., 2003-2010. - URL : http://festival.1september.ru/articles/501832/ (18.03.10).
  3. Дендебер И. А. Теоретические основы интеллектуальной адаптации учащихся // Образование и о-во. - 2008. - № 5. - С. 56-61.
  4. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Нар. образование. – 2002. - № 8. - С. 99-105.
  5. Индивидуализация познавательной деятельности как средство адаптации учащихся 5-х классов к многопредметному обучению. Проблемы. Концепции. Перспективы : материалы регион. межвуз. науч.-метод. конф., нояб. форум, 2008. - М. : Компания Спутник+, 2008. - 175 с.
  6. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
  7. Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. - 2009. - № 1. - С. 51-54.
  8. Кривощекова Л. Н. Изучение индивидуальных особенностей пятиклассников в адаптационный период // Класс. рук. – 2005. - № 5. - С. 40-43.
  9. Кузнецова Ю. М. Сюжетный тренинг для пятиклассников // Образование в современ. шк. - 2008. - № 10. - С. 53-58.
  10. Матвеева О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психологопедагогическое сопровождение V-VI классов // Психолог. наука и образование. – 2001. - № 3. - С. 57-79.
  11. Славутская Е. В. Факторный анализ психологических качеств, определяющих "дезаптационный синдром пятого класса" // Психология обучения. - 2008. - № 12. - С. 103-112.


Приложение 1

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?


Приложение 2

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель ……………..0 1 2 3

2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.............................................................................................................................0 1 2 3

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться……………………………………………………………………..0 1 2 3

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку..............................0 1 2 3

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция........................................0 1 2 3

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.………………...0 1 2 3

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо………………………………...0 1 2 3

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.................................................................0 1 2 3

9. Я испытываю интерес только к конкретным предметам ..................................0 1 2 3

10. Считаю, что успехи в учебе - немаловажная основа для уважения и признаниясреди одноклассников..............................................................................0 1 2 3

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.................................................................................0 1 2 3

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема,когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило .............................................................................................0 1 2 3

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком...................................................................................................................0 1 2 3

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки-моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни…………………..........................................................................0 1 2 3

15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы………………………………………………….………………………....0 1 2 3

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную работу с ребятами(в паре, брагаде, команде и т.д.).................................................................................0 1 2 3

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи……………………………………………………………………………...0 1 2 3

18. Учусь хорошо, так как привык быть в числе лучших...................................0 1 2 3

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)…………………...............................................................................................0 1 2 3

20. Учеба в моем возрасте - самое главное дело.................................................0 1 2 3

     21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе..........................................0 1 2 3


Приложение 3

Результаты входной диагностики по выявлению уровня тревожности

        

     5 «Б» класс - является классом, который полностью перешел в нашу школу из учреждения «Начальная школа-Детский сад № 11»

        

Приложение 4

Результаты входной диагностики по выявлению уровня мотивации


     5 «Б» класс - является классом, который полностью перешел в нашу школу из учреждения «Начальная школа-Детский сад № 11»


Приложение 5

Результаты повторной диагностики по выявлению уровня тревожности

        

5 «Б» класс - является классом, который полностью перешел в нашу школу из учреждения «Начальная школа-Детский сад № 11»


Приложение 6

Результаты повторной диагностики по выявлению уровня мотивации


     5 «Б» класс -  является классом, который полностью перешел в нашу школу из учреждения «Начальная школа-Детский сад № 11»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект учебно -методических материалов по учебной дисциплине "Основы редактирования документов" профессия СПО 46.01.03 Делопроизводитель

Учебная дисциплина "Основы редактирования документов" профессия СПО 46.01.03 Делопроизводитель: рабочая программа, фонд оценочных средств, практические работы, внеаудиторная самостояте...

Комплект учебно-методических материалов для дисциплины Деловая культура профессия СПО 46.01.03. Делопроизводитель

профессия СПО 46.01.03. Делопроизводитель. УМК дисциплины Деловая культура: рабочая программа, практические работы, внеаудиторные самостоятельные работы, фонд оценочных средств...

«Взаимосвязь тревожности преподавателей ДМШ с тревожностью учащихся. Общие психолого-педагогические рекомендации по снижению тревожности»

Анализ деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, в последние десятилетия показал, что школы такого типа востребованы в обществе, потому что обучение в них способствует  развитию...

Комплект учебно-методических материалов по фармакологии (ситуационные задачи)

Комплект учебно-методических материалов к учебно-методическому комплексу...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)

Мчебно-методическое пособие предназначено  для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические з...

Комплект учебно-методического обеспечения занятий по ПМ 02 МДК 02.05 Деятельность медицинской сестры при заболеваниях пациентов детского возраста

Комплект контрольно-оценочных материалов для проведения текущего контроля.Тестовые задания представлены в следующих стандартизированных формах: закрытой (с выбором одного ответа). Тестовые задания нап...

Коррекционно-развивающее занятие по снижению тревожности у пятиклассников в период адаптации

Цель: снижение уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации....