Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)
учебно-методическое пособие

Мчебно-методическое пособие предназначено  для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические праздники.

  Содержание материала соответствует требованиям ФГОС  ДО 2014 года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

                             Учебно-методическое пособие

(материалы по экологическому воспитанию дошкольников)

Составитель: Немилостивых Л.В.

Учебно-методическое пособие предназначено  для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические праздники.

  Содержание материала соответствует требованиям ФГОС  ДО 2014 года.

                          Пояснительная записка

 Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одного из важных принципов: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности.

Важной задачей ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования, воспитания дошкольников. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети постоянно постигают окружающий мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие из заботиться о сохранении и преумножении природных богатств.

В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: сказки, задачи, опытническая деятельность, наблюдения, проекты, экскурсии, игры, НОД

Дошкольники получают определенные знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, а это, в свою очередь, способствует формированию основ экологической культуры.

Содержание

  1. Экологические сказки
  2. Экскурсии
  3. Наблюдения
  4. Проекты
  5. Викторины
  6. Экологические праздники
  7. Опытническая деятельность
  8. НОД по экологическому воспитанию

Экологические сказки

История Капи.(А. Коробова)

      Жила была тучка, и было у нее много деток—капелек. Одну из них звали Капи. Она очень была любознательной и непоседливой.

     Когда Мама тучка плыла по небу, Капи с большим интересом смотрела на землю и хотела узнать, что с ним там внизу происходит. И вот однажды, когда сестры и тучка Мама уснули, Капи решилась на путешествие. Она спрыгнула вниз и полетела прямо на землю.

    Упала Капи на красивую поляну, покрытую разнообразными цветами и травами, над которой летали красивые бабочки, трудолюбивые пчелы и шумные стрекозы. Капи была поражена, она никогда еще не видела такой красоты. Все вокруг было таким необыкновенным, удивительным, невообразимым. Капи выбрала себе самый красивый цветок – незабудку и легла спать на одтин из лепестков.

   Проснувшись, Капи еще раз посмотрела на окружающую ее красоту и подумала: «Неужели ни Мама, ни сестренки никогда не увидят этого? Нет, так не должно быть!»--твердо решила она.

Капи захотела рассказать им обо всем, что видела на поляне, но, посмотрев вверх, расстроилась. Она не знала, как ей попасть домой, ведь она внизу –на земле, а ее родные там—высоко в небе. И тогда Капи попросила солнышко помочь ей.

   Солнышко начала пригревать все сильнее и сильнее, и…Капи начала испаряться. Она превратилась в пар и стала быстро подниматься вверх.

И вот она уже увидела свой дом, свою Маму-тучку и множество сестренок, играющих друг с другом. В этот момент Капи поняла, как же она соскучилась по ним.

В окружении родных Капи превратилась в капельку, в такую же, какой была прежде. Она подбежала к Маме, сестрам, обняла их крепко-крепко и рассказала об удивительном мире, который находится внизу: о цветах, бабочках и шумных стрекозах. Сестры внимательно слушали рассказ Капи и не могли поверить. Капи даже немного обиделась на них, ведь все, что она говорила, --чистая правда. И тогда Мама сказала своим дочкам: «Мы обязательно увидим этот мир, ту красоту, которая под нами. Я вам обещаю».

Капи улыбнулась. Она была счастлива.

Какое бывает солнышко

                 Скажите, ребята,  где солнце живет?

                                         Когда просыпается? Рано ль встает?

                                         В далеких краях за волшебной горой,

                                         Где травы цветут и покой неземной.

                                         Там солнышко теплое утром встает

                                         И всем понемногу свой жар отдает.

                                         Но это ему не мешает ничуть,

                                         И радостно солнце торопится в путь.

                                         Все ярче, румянее щечки его,

                                         Чтоб всех обогрело, чтоб стало тепло.

                                         А день разгорается пахнет травой.

                                         Стрекочут кузнечики этой порой.

                                         И солнце все выше, лучи горячей.

                                         На всех его хватит: на птиц и зверей,

                                         На травку-муравку, на взрослых, детей.

                                         Всем будет светло, станет день веселей.

                                         На небе ни облачка. День золотой!

                                         И ветер шумит молодою листвой.

                                         Цветочки открыты для яркого солнца.

                                         И бабушка ждет малышей у оконца.

                                         Проходит обед, пора спать ребятне.

                                        Так сладко мечтать, улыбаясь во сне.

                                        Стало солнце уставать, стало меньше припекать.

                                         Бархатистое тепло всю округу залило.

                                         Дети бодрые встают, одеваются, поют.

                                         А потом пошли гулять, снова солнышко встречать!

                                         И какое же оно? Что же с ним произошло?

                                         Отвечают малышам: «Стали теплыми лучи.

                                          И не жарко вам гулять. Меньше стало припекать.

                                          Это солнце остывает, вечер ласково встречает».

                                          Вечер близится, шагает и в свои права вступает.

                                          Солнце тихо спать ложится, за горой идет укрыться.

                                          Наберется сил и снова целый день светит готово!

                                          Всех порадовать ребят, кто его улыбке рад!

                                          Какое солнышко бывает? Скажите, милые друзья!

                                          И одинаково ли греет оно в теченье всего дня?

Сказка про то, как Ивану-Царевичу жену выбирали

(А. Гмызина)

В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь с царицей, и было у них три сына. Первые два уже женились на прекрасных девушках и, покинув отчий дом, уехали с ними в другие земли, добро наживать.

Младший же никак не мог найти себе подходящую невесту. Ждали царь с царицей, ждали и решил тогда сам отец-батюшка найти сыну невесту, да не просто девицу-красавицу, а к тому же еще и умную. Дал царь приказ на всю округу, чтобы собирались все невесты в его царстве-государстве для определения самой рассудительной, а сам созвал своих мудрецов, чтобы задания умные выдумывать.

Собрались весной в определенное время все девицы государства. И дал царь им задание вырастить подсолнечник, чтобы в нем были самые вкусные семечки. Выбрал царь участок земли огороженной и впустил туда девушек. Подбежали красавицы самое видное место находить и сажать туда семечки. Только одна девица не торопилась. Долго ходила, выбирала место, наконец выбрала в самом уголке участка и аккуратно посадила семечко. Увидел это царевич и спросил девушку:

--Почему же ты так долго выбирала место? И почему посадила в самом неприметном месте, в уголке?

На что девушка ему ответила:

--Почва бывает разная. Не везде будет расти растение. Этот участок твой отец подобрал неслучайно: он состоит из одной глины и песка. Глина плохо пропускает воду, в засуху будет твердой, а во время дождей пластичной и липкой, из нее даже можно будет лепить разные фигурки. Песок же рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду, но не имеет никаких питательных веществ, необходимых растениям. И только в этом маленьком уголке я нашла кусочек земли, который твой отец, наверное, не заметил при огораживании. В этой земле есть все питательные вещества, необходимые для роста растений.

Тогда царевич спросил:

--А как же ты определила эту землю?

Девушка ответила:

-   --Очень просто: земля темная, рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой.

Понравилась девушка царевичу своим разумом и находчивостью и стал он ждать результатов. Тем временем наступило лето. День стал длиннее ночи, ночь –короче, стало много света и тепла, солнце поднималось высоко, иногда шли теплые дожди с грозами. Создались прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зазеленело, на лугах появилось много цветов, над которыми кружило множество насекомых. И только участок, который царь выделил для девушек, был пустынным. Лишь один подсолнух рос не самом краю и день ото дня становился все красивее и красивее.

Пришла осень. День постепенно становился короче, ночь—длиннее, уменьшалось увядать, деревья и кустарники – сбрасывать листву. Настало время собирать урожай.

Пришел царь к участку и созвал девиц-красавиц. И все  увидели, что вырос только количество света и тепла, усиливались прохлада и холод. Цветы и травы начали подсолнух, который стал похожим на маленькое солнышко. Попробовал царь его семечки и сказал, что никогда в жизни не ел ничего вкуснее. А как увидел девушку, посадившую здесь подсолнух, поклонился ей и назначил день свадьбы.

Веселилось все государство. Царь гордился своей мудростью, а царевич – своей красивой, умной женой.

Приключение одного горного камня

(Н. Серых)

Много лет тому назад высоко-высоко в горах жил большой тяжелый камень. Он считал себя умным среди всех высокогорных жителей.

--Я выше всех лежу, мне сверху все видно: и летящих птиц, и живущих в горах животных, и зеленые долины, и бурные реки, которые текут среди скал, и облака от меня близко, ведь я почти у самой вершины!—так хвастался перед подобными себе камень.

Однажды одним ясным, солнечным днем на склон горы рядом с Камнем присел орел. Камень, увидев орла, обрадовался своему собеседнику и начал похваляться:

--Я – самый мудрый среди жителей гор. Мне сверху все-все видно!

Орел послушал, как камень хвастает, и сказал:

--Самая мудрая – горная река. Откуда только она не берет свои воды: и дожди, и снега, и ручьи спешат к ней, торопятся, чтобы сообщить ей новости со всех уголков земли.

--Не может быть! Почему это горная река мудрее меня? Она течет между скал и никогда не поднимется выше меня! –возмутился Камень.

--А ты у горной реки спроси. Она может тебе столько всего рассказать! – сказал орел и улетел.

Камню стало интересно посмотреть на мудрую горную реку. Он подкатился к самому краю скалы, посмотрел вниз и, не удержавшись, сорвался вниз и упал прямо в бурную горную реку. Брызги разлетелись в разные стороны, а Камень тотчас оказался на дне реки. Тысячи маленьких капелек воды обрадовались неожиданному гостю, начали наперебой рассказывать ему, откуда они родом и как попали в горную реку.

--Сколько же интересных историй знает река! – удивился Камень. – Я и сам не знаю столько.

И тут же спросил у нее:

--Горная река, ты так много знаешь и так торопишься куда-то, что мне , раньше спокойно лежавшему на краю обрыва, становится просто не по себе. Возьми меня с собой, покажи другие уголки земли!

--Я возьму тебя с собой, но не сейчас. Тебе придется подождать, ведь ты очень большой и тяжелый, а мои воды не такие сильные. Вот если бы ты стал меньше! – с шумом ответила ему река.

--Но я не могу стать меньше, -- огорчившись, чуть слышно сказал Камень.

Река ответила:

--Не волнуйся, я тебе помогу, но для этого тебе придется запастись терпением.

--Я согласен, согласен! – воскликнул Камень.

Шли дни, недели, месяцы, годы… Камень все ждал, когда же горная река возьмет его с собой. За это время из большого камня он превратился в крошечную песчинку.

--Вот теперь я могу взять тебя с собой, -- сказала горна река.—Ну что, побежали!?

--Поехали! – радостно ответила маленькая песчинка, и тут же понеслась все дальше и дальше от родных гор, подхваченная бурлящим потоком.

--Сколько всего интересного! Сколько здесь рыб, водорослей! Куда мы попали? – одновременно и восхищалась, и спрашивала у водной струи песчинка.

--Это море. В него спешат многие реки. Оно хранит немало разных тайн и секретов, -- сказала ей горная река. – Тебе еще предстоит с ними познакомиться. Здесь ты найдешь своих братьев, таких же песчинок, как ты. Удачи тебе.

Так и остался Камень, а теперь уже песчинка жить в море.

Кто вырастил ягодку

                                                   (Е, Коротаева)

Жила-была девочка Маша. Однажды пошла Маша погулять в лесок, который находился рядом с ее домом. Девочка гуляла по лесу и вышла на полянку. На ней она увидела много красных ягодок. Маша присела, сорвала одну и сказала:

--Спасибо тебе, что угостила меня.

Вдруг она услышала тонкий голосок:

--Почему ты мне не говоришь спасибо?

--Ой, кто это?—испугалась девочка.

--Я – водичка, я поила твою ягодку, чтобы она росла большая и сочная.

-- И мне забыли сказать спасибо, -- прогудел чей-то густой голос.

--Кто это говорит таким низким голосом? – удивилась девочка.

Оказалось, что это земля, которая кормила ягодку, чтобы она стала сладкой-пресладкой.

--Мне тоже никто не сказал спасибо, -- откуда-то сверху раздался звонкий голосок.

--А ты кто? – спросила девочка.

--Это я – солнышко, я грело твою ягодку, чтобы она была красная-прекрасная.

Услышав так много голосов, Маша подумала: «Как же много усилий нужно для того, чтобы эта маленькая красная ягодка выросла! Нужны и вода, и земля, и солнце. Если бы не было воды, то ягодка бы засохла. Если бы не было земли, то ягодке негде было бы расти. А если бы не было солнца, то ягодка никогда бы не созрела и не стала бы красной и сладкой. Сколько же сил, оказывается, нужно приложить и земле, и воде, и солнышку!»

Подумав об этом, Маша решила, что нужно быть благодарной всем, кто вырастил эту ягодку. Тогда девочка сказала:

--Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солнышко, за то, что вырастили для меня красную, большую, сладкую ягоду.

Сказав это, Маша побежала домой, а водичка, земля и солнышко снова принялись за дело и вырастили много ягодок, яблочек, орешек к новому урожаю.

Про Звездочку и космический мусор

                                             (А. Бачерикова)

У каждого есть свой дом. Как ты думаешь, где живут звездочки? Правильно, они живут на небе. Это значит, что небо – их дом. Я хочу познакомить тебя с одной очень доброй Звездочкой. Ты можешь увидеть ее на ночном небе, если внимательно приглядишься: находится она недалеко от месяца, и в отличие от своих подружек, она обладает десятью лучиками и самой милой улыбкой.

Однажды наша Звездочка загрустила – у нее случилась беда. Дело в том, что дом, в котором она живет, постепенно наполняется мусором. Мусор этот называется космическим. Космический мусор – это обломки ракет и спутников, кусочки краски, фрагменты обшивки космических аппаратов, отслуживших свой срок, и многие другие детали, которые представляют собой серьезную угрозу как в космосе, так и на Земле.

Некоторый космический  мусор может быть ядовитым. Ядовитый (лил токсичный) мусор содержит в себе остатки несгоревшего ракетного топлива и вредные газы.

Звездочка очень расстроилась, потому что, как ей сказала по секрету Луна, в космосе находится более трех тысяч тонн мусора. Это, как ты понимаешь, очень-очень много.

Мусор движется в космическом пространстве с огромной скоростью. Однажды Звездочка видела, как маленький кусочек краски нанес вред космическому кораблю, проделав в нем дырку.

Этот мусор опасен и для землян. Попадая в атмосферу нашей планеты, он сгорает, но самые большие его куски сгореть не успевают и могут нагнести непоправимый         вред всему живому на Земле.

Дорогой, друг! Звездочка очень просит тебя придумать и нарисовать, как можно бороться с космическим мусором. Ведь до сих пор ученые всего мира не могут придумать способ его уничтожения. Твоя идея спасет нашу планету от многочисленных бед.

Звездочка очень надеется, что, когда ты вырастишь, поможешь сделать свой дом чистым и безопасным!

Почему на крыше сосульки?

                                  (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

Наверху одного дома жила-была крыша и было ей очень скучно. Хотела бы она с кем-нибудь подружиться, да кого тут увидишь на такой высоте.

Пришла зима. Выпал снег, и на крыше образовался небольшой сугроб. Крыша спросила незнакомца:

--Ты кто?

--Я сугроб, --ответил ей белый незнакомец.

--А откуда ты взялся?

Сугроб пояснил:

--С неба падали мои подружки—снежинки, их становилось все больше и больше. Вот так я и получился.

Крыша немного подумала и, чуть стесняясь, предложила:

--А давай, сугроб, с тобой дружить.

--Давай, -- сразу согласился сугроб.

И стали они дружить. Дружили всю зиму. Но вот пришла весна. С каждым днем солнышко стало пригревать все сильнее и сильнее. Крыше было хорошо, тепло, а вот ее друг начал таять. Однажды вечером, когда солнышко скрылось за горизонтом, крыша увидела, что сугроб исчез, а вместо него висят сосульки. Крыша удивленно спросила их:

--Вы кто?

--Мы – сосульки! – гордо зазвенели они.

--А откуда вы взялись и где мой сугроб? – спросила у сосулек крыша.

Сосульки ответили:

--А мы и были сугробом. Когда солнышко пригрело, он начал таять и превращаться в воду, которая стала стекать с тебя и падать на землю. К ночи температура понизилась, и та вода, которая не успела стечь вниз, замерзла. Вот так получились мы – сосульки.

Почему у Мухи хвоста нет?

                                           (К. Овчинникова, Н. Пнревалова)

 Жила-была Муха. Однажды она прилетела к человеку с вопросом:

--Почему у всех есть хвосты, а у меня его нет?

Человек ей ответил:

--Эх ты, неразумная! Хочешь хвост? Ну а зачем он нужен?

На что Муха ответила:

--У всех хвост есть, значит, и мне тоже нужен!

Человек предложил Мухе полетать и самой выбрать хвост, какой ей понравится.

Вот полетела Муха по белу свету. Долго ли, коротко ли летела и вдруг увидела озеро, а в нем Карась плавает. Подлетела Муха к Карасю и сказала ему:

--Здравствуй, Карась! Слушай, зачем тебе хвост? Отдай-ка ты его лучше мне!

Карась так сказал Мухе:

--Извини, Муха, не отдам я тебе хвост свой. Он мне рулем служит. Тебе он не нужен, а мне необходим.

Делать нечего. Полетела Муха дальше. Видит, на цветке Слизняк сидит. Попросила Муха Слизняка отдать хвост, а у того его и нет. Посоветовал Слизняк Мухе в лес лететь, тамжителей больше, у кого-нибудь да и найдется лишний хвост.

Полетела Муха в лес. Прилетела, увидела Дятла и сказала ему:

--Здравствуй, Дятел! У тебя такой замечательный хвост! Можно мне его примерить?

Не дал Дятел Мухе примерить хвост.

Хвост для дятла – опора, когда он долбит дупло.

Расстроилась Муха, но, не теряя надежды, полетела дальше. Вот увидела: между деревьями Лиса бежит. Обратилась Муха к ней со словами:

--Лисичка-сестричка! У тебя такой красивый пушистый хвост! Не могла бы ты мне его подарить?

А Лиса ей в ответ:

--Знаешь, Муха, не могу я тебе подарить свой хвост, он мне самой очень нужен. Лети-ка ты в поле, может там найдешь себе хвост!

Делать нечего, полетела Муха в поле. Смотрит, а там коровы пасутся, но спрашивать о хвосте у них побоялась, да так ни с чем и домой вернулась.

Спросил ее человек:

--Ну что, Муха, выбрала себе хвост?

Объяснила человеку Муха, что никто не захотел ей свой хвост отдать, потому что всем он нужен, а ей – нет. Природа сама знает, что кому для жизни необходимо.

        Почему Льдинка исчезла?

Каждый год два друга Зайца, Пушок и Лелик, ходили на опушку леса и на самом видном месте лепили снеговика всем жителям леса на радость. Как всегда, Пушок долго собирался на прогулку не потому, что он был ленив, а потому, что очень уж он любил рассматривать морозные узоры на окошках.

А в это время Лелик возле своего дома, не теряя времени зря, пытался освободить лужу из оков морозной корки, которая на ней образовалась. Березовой палкой он что было силы бил по льду, после одного такого удара один осколок льда откололся и отлетел в сторону. Лелик решил рассмотреть этот осколок поближе, подошел к нему, взял в свои теплые лапки и вдруг услышал:

--Ой, как жарко, ой, ой!

--Кто это? Где ты прячешься? Выходи, сразимся! – сначала испугавшись, но потом, взяв себя в руки, прокричал Лелик.

--Положи меня обратно на снег, а то исчезну вмиг, а ты так и не узнаешь , кто я, -- тихо и жалобно сказала Льдинка, именно та, которую Лелик поднял и держал в своих лапках.

--Это ты со мной разговариваешь? А кто ты? Как тебя зовут? – уже совсем без страха, но с большим удивлением спросил зайчик и услышал в ответ:

--Я – Льдинка, прозрачная, почти хрустальная. Я живу тут, вот над этой лужицей.

--А как ты появилась здесь? Откуда пришла? – спросил Лелик, уже совсем забыв про то, что они с другом хотели лепить снеговика.

--Я всегда прихожу сюда зимой со своей мамой и сестрами. Когда становится холодно, мы приходим и дарим людям радость,-- поведала свою историю Льдинка. А я Лелик – самых храбрый заяц в этом лесу. Еще я очень люблю зиму. Сейчас мы с моим другом зайцем Пушком пойдем на опушку лепить снеговика. Пойдем с нами! –предложил Лелик Льдинке.

--Пойду! – улыбнулась Льдинка и застенчиво попросила своего нового друга: -- Только ты надень рукавички, а то я растаю от теплоты твоих лапок.

Лелик и Льдинка отправились к Пушку, чтобы вместе с ним пойти на опушку. Не успев подойти к его дому, они увидели, что Пушок уже прыгает им навстречу.

--Что же ты так долго? Мы тебя заждались! – сказал Лелик своему другу. Пушок ответил, что он любовался узорами на окошке, поэтому и задержался.

--Это постарались мои младшие сестренки – снежинки, -- прошептала Льдинка и снова спряталась в ладошке Лелика.

--Это ты сказал, Лелик? – удивленно спросил Пушок. Ведь он еще не знал, с кем познакомился Лелик.

--Вот и не угадал! – сказалЛелик и убрал свою лапку за спину.

--А кто же тогда? И что это ты там прячешь? – возмутился Пушок.

Лелик решил все-таки познакомить Льдинку с Пушком и по дороге на опушку рассказал другу о том, как он познакомился со Льдинкой, когда она появилась, с кем живет и что она очень боится тепла.

Наконец-то добравшись до опушки леса, друзья стали весело и дружно лепить снеговика. Льдинка помогала Лелику, который катал снежные комы, выбирать самый лучший для лепки снег. Пушок складывал фигуру снеговика, приделывал ему рот из веточек, глазки из угольков, нос из морковки.

Когда снеговик был полностью готов, друзья решили отправиться домой, потому что на улице уже смеркалось, да и к тому же все так проголодались, что даже любимые горки не могли заставить их остаться и погулять подольше.У своих домов Лелик и Пушок вспомнили о том, что Льдинка живет на улице, и если занести ее в дом, то она просто-напросто растает. Тогда Лелик на ночь решил отнести Льдинку обратно к той луже, у которой он ее нашел.

С того самого дня друзья все время проводили вместе, утром Лелик и Пушок от лужи забирали Льдинку, а вечером приносили обратно.

Так весело и интересно они проводили всю зиму. Но, как и должно быть, вслед за зимой пришла весна. Лелик и Пушок очень ждали ее прихода. Им так хотелось играть у ручья и пускать по нему свои кораблики. Они совсем не думали, что именно наступление весны сможет разлучить их с Льдинкой до следующей зимы.

В одно прекрасное весеннее утро они как обычно собрались идти на опушку, на которой стоял их изрядно подтаявший снеговик. Подойдя к луже Льдинки, друзья не могли понять, что же произошло. Вместо твердого холодного льда в луже они обнаружили обычную воду. А Льдинки там не было. Друзья подумали, что, может быть, Льдинка сама добралась до их любимой опушки и ждет их там. Прибежав туда, они не обнаружили своей подружки и увидели, что их большой крепкий снеговик стал маленьким и стоял в какой-то небольшой луже, которой раньше не было.

И тут Лелик и Пушок поняли, что Льдинка боялась не только тепла ладошек или горячей печки , еще она боялась солнечного тепла. Вспомнили они и о том, как Льдинка предупреждала их: с наступлением весны она уйдет вместе с сестрами в Зимнюю страну, но когда придет зима, она снова вернется и будет, как и раньше, ходить с ними на опушку, лепить снеговика и кататься с горок. Зайчикам стало стыдно, ведь они даже не попрощались с Льдинкой и не попросили ее вернуться к ним следующей зимой.

Тогда друзья решили отыскать ее, но вот куда идти, совершенно не знали. Тогда они решили отправиться в самую чащу леса, где Пушку отыскать Льдинку. Долго друзья добирались до старого дуба, где жила мудрая птица. Внимательно, выслушав зайчат, Сова сказала:

--Мне очень хочется вам помочь, но я не смогу этого сделать. В зимнюю страну могут попасть только зима и ее дети – снежинки и льдинки. Никто оттуда не придет, пока снова не наступит время зимы.

--Но куда же пропала наша Льдинка? – спросил Лелик.

Мудрая Сова ответила.

--Она не пропала, она растаяла от теплых солнечных лучей. Она была твердой т холодной, теперь же солнышко превратило ее в ручеек, лужицу, дождик. Вернется Льдинка только зимой, когда земля станет потихоньку замерзать, и вся вода превратится в лед. Каждый раз происходит смена времен года. Чередуясь друг за другом, приходит на смену весне лето, на смену лету – осень и после приходит зима. Так устроен наш мир. Я уверена: Льдинка на вас не в обиде. Вы еще встретитесь и весной, и летом, когда она станет дождиком. Ведь лед, который растаял от солнечных лучей, становится теплым летним дождиком, а вода, когда замерзает, становится льдом.

Получив такой обстоятельный ответ ,Лелик и Пушок поблагодарили Сову и поняли, что не потеряли свою Льдинку, она просто превратилась в воду, а следующей зимой она снова вернется к своим друзьям.

Сказка о том, как разозлился дождь

                                (М, Пантюхина)

В одной стране, в радужном городе жили люди, и жили они счастливо. Каждое утро их будил веселый добрый дождик. Он звонко стучал своими каплями по крышам и окнам. Люди просыпались под шум дождя и радовались новому дню. Дождь поливал сады и парки, мыл улицы и дома – все были довольны такой жизнью.

Но однажды люди решили построить в своем радужном городе завод с высокими трубами. И задымили трубы… Все радовались работе своего завода и не замечали, что происходит вокруг. Сады не были уже такими благоухающими, птицы не пели веселых песен, и теперь людей по утрам будил не веселый добрый дождик, а долгий, протяжный гул труб.

Дождику сначала стало обидно за людей, ведь даже ему там, на большой высоте, где облака, было трудно дышать от дыма .Он грустил и с каждым днем становился все мрачнее. Перестал он быть добрым, стал злым, желчным, и назвали его кислотным. И прежний веселый добрый дождик стал теперь грозно стучать по крышам и губить радужный город. Его злоба была настолько сильна, что дождевые капли разъедали крыши домов, губили сады и отравляли жизнь всему живому.

Задумались тогда люди. Поняли свою ошибку и решили извиниться перед дождиком и всей природой. Они закрыли на время завод, поставили на трубы защитные фильтры. И когда завод заработал вновь, не было в воздухе ни пыли, ни отравляющих газов. Стало вокруг тихо-тихо, будто и нет вовсе никакого завода.

Дождик вспомнил, как ему было хорошо в радужном городе, вспомнил счастливые лица людей и простил их. Снова каждое утро он будил город и его жителей веселыми, звонкими каплями. И всем стало хорошо жить.

Будет лить веселый дождь,

Если природу сбережешь!

Сад, деревья, поле, луг

Расцветут все разом вдруг!

Капли попадут в ручей –

Зажурчит еще звончей.

Будут счастливы все лица,

Если дождик веселится!

Водяное царство

                                       *(М. Гребенева)

Есть на свете соленые водяные царства – моря и океаны, а есть пресные водяные царства – реки и озера. В соленых водяных царствах живут удивительные обитатели: маленькие, большие и даже огромные рыбы, медлительные медузы, красивые морские звезды, крабы, маленькие креветки. В пресных водяных царствах обитают рыбы, улитки, раки, лягушки, пиявки.

В одной стране было красивое, чистое пресное водяное царство. В нем плавали прекрасные большие и маленькие рыбки, а на дне росли замечательные зеленые водоросли.

Возле этого озера жил один очень жадный человек. Он хотел заработать как можно больше денег. Для этого он построил на берегу царства большой завод по производству чернил. И потекли из труб завода в водяное царство черные отходы и стоки.

 Однажды утром маленькие рыбки увидели, что все водяное царство стало черным, даже зеленые водоросли почернели на дне, -- и им стало страшно. Вода в царстве стала настолько грязной, что они с трудом могли плавать. Вскоре рыбки заболели.

В это время по берегу пресного водяного царства шел добрый человек. Обратил он внимание, какой грязной стала вода, подошел поближе и заметил больных, еле плавающих маленьких рыбок. Добрый человек подумал: «Как же сделать воду чистой, чтобы спасти этих маленьких рыбок?»

Он огляделся вокруг и обнаружил большой завод, из которого прямо в реку текли черные отходы.

Побежал добрый человек к этому заводу и встретил там его хозяина. Жадный человек закричал, даже ничего не выслушав:

--Что тебе нужно? Это мой завод! Уходи отсюда!

А добрый человек ответил ему:

--Посмотри, черные отходы из труб твоего завода стекают прямо в водяное царство!

Жадный человек заворчал:

--Ну и что! Какое мне дело до этой воды! Я занят! Не мешай мне!

--Как тебе не стыдно! – произнес добрый человек. – В этом водяном царстве живут маленькие рыбки, которые заболели и скоро умрут, если ты не прекратишь загрязнять воду!

Стыдно стало жадному человеку. Он остановил работу своего завода, и на все трубы прикрепил очистительные фильтры.

Черные отходы перестали стекать в водяное царство, но оно пока все еще оставалось грязным, и маленьким рыбкам не становилось лучше.

Добрый человек предложил жадному человеку очистить воду и убрать мусор со дна. Хозяин завода согласился – ему вдруг тоже захотелось спасти маленьких рыбок. Три дня и три ночи продолжалась очистка водяного царства от мусора и отходов. И стало водяное царство снова чистым и красивым, как раньше.

Маленькие рыбки выздоровели и поплыли посмотреть на водоросли, которые стали зелеными и красивыми. Очень обрадовались маленькие рыбки тому, что стало им весело плавать в своем чистом водяном царстве.

Жадный человек перестал быть жадным, подружился с добрым человеком, и они стали жить вместе на берегу озера. Теперь они следят за тем, чтобы никто не загрязнял его, и говорят всем прохожим: «Будьте добрыми! Берегите водяное царство!»

Лесной пожар

(А. Смирнова, А. Устинова)

Стоял прекрасный летний день. Чудесно заливались в песне птицы, зайчиха умывала своих маленьких зайчат после прогулки и каждый лесной обитатель был занят важным делом.

Вдруг появился старичок-лесовичок с обеспокоенным видом. Оказалось, что в соседний лес пришли люди, которые решили отдохнуть от городской суеты.

Они развели костер, посидели, отдохнули и ушли домой, а костер затушить забыли.

И тогда произошло непоправимое: огонь костра разгорелся и ярким пламенем охватил рядом растущие деревья, кустарники, траву. Загорелось все вокруг и вскоре не осталось ничего живого. Не удалось пожар потушить, сгорел весь лес. Горько заплакал старичок-лесовичок, ведь все звери и птицы были его друзьями, каждое дерево, каждый листочек, каждая травинка были для него родными. Сколько же пройдет лет, пока на выгоревшем месте вновь вырастет новый лес!

Погоревал, погоревал старичок-лесовичок, да делать нечего, пришлось ему уйти в другой лес, а всех горожан старичок-лесовичок призывает впредь охранять лес от пожара.

                    Экологические игры

Дидактическая игра «Отгадай, где я живу»

Цели: помочь осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в              

            природных  зонах.  Формировать экологические представления.

            Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход игры. На столах перед каждым ребенком разложены карточки с условными обозначениями природных климатических зон. Воспитатель показывает карточки с изображением животных и говорит, что они заблудились. Нужно помочь зверьку добраться домой. Но для этого надо знать, где он живет, описать место его обитания. Животные должны быть представителями разных климатических зон: белка, верблюд, северный олень и т.д. Дети находят карточки и размещают на них изображения животных. Те радуются, что нашли свой дом. Воспитатель может активизировать деятельность детей, поместив животное на «неправильную карточку».

В этой игре экологическая составляющая заключается в соотнесении животного с домом (экосистемой), где оно обитает.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Ход игры. Воспитатель показывает сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; ломают ветки деревьев, рвут цветы; делают скворечники; разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки).

Дошкольники рассказывают, что изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают светлую или темную карточку.

Здесь экологическая составляющая заключается в закреплении знаний об Ё

                                                     Рассказы-малютки

                                            (Н. Красильников)

Волшебный тополь.

У нашего дома рос огромный белоствольный тополь. Шелестящей листвой он высоко поднимался в синее небо. Когда налетал порывистый ветер, тополь поворачивал свои листья серебристой стороной, и они напоминали мне рыбок. А еще белоствольный великан служил нам барометром. Если листья его в зной ный день становились темно-зелеными, бабушка наказывала:

--Смотрите, дети, гроза будет!

И верно. Откуда-то выползали тучи, и далеко за домами начинало грохотать.

Другой раз прямо на глазах листья на тополе никли, словно тряпичные лоскутки.

_Не иначе завтра будет душный день, -- в раздумье говорила бабушка – и не ошибалась.

--Кто посадил этот волшебный тополь? – часто спрашивал я у бабушки.

Она неизменно отвечала:

--Хороший человек!

Кто землю в огороде рыл.

В начале лета в огороде на грядках появились крохотные земляные пирамидки. Первой заметила их наблюдательная бабушка:

--У нас крот объявился.

Я очень хотел увидеть землекопа. Затаился под яблоней и стал ждать, когда невидимка объявится.

Из норки время от времени вылетали комочки сырой земли, но рассматривать крота я так и не смог…

Правда, кое-что все же увидел. Крот наполовину высунулся из норки и стал озираться по сторонам, тараща подслеповатые глазки.

А однажды, вернувшись с речки, УВИДЕЛ ВОЗЛЕ ОДНОЙ ИЗ ПИРАМИДОК НАШЕГО КОТА Тишку. Он явно охотился за кем-то в морковной ботве. Я подошел, смотрю, а в лапках у Тишки крохотный зверек.

__А ну, отпусти! – закричал я на кота.

А он – ноль внимания. Знай катает по земле живую игрушку. Я схватил Тишку за шиворот и отволок в сторону.

Крот был еле жив. Я взял его в руки и отнес на веранду. Там под диваном стояла старая обувная коробка. В нее я и уложил крота, постелив ему свежей травки.

Вскоре все дома знали, что я спас от Тишки крота. Только моя сестра Катя, которая училась в институте на биолога, внимательно разглядев зверька, сказала, что никакой это не крот. И что, мол, вообще кроты у нас не водятся.

--Кто же тогда? – спросил я.

--Слепушка, сказала сестра. – Она тоже живет под землей. Строит сложные ходы-туннели. В отличие от крота слепушка не копает землю лапками, а откусывает ее зубами. На поверхность прогуляться выходит редко. И то ночью.

А еще Катя рассказала мне, что слепушка питается корешками мятлика, клевера, лопуха, одуванчика, полыни…

Ну этих трав у нас полно.

Я стал ими угощать нашу «квартирантку». Вскоре слепушка ожила, пообвыкла. И перестала меня бояться, ползала по моей ладони. Забиралась на большой палец, будто это корешок какой. Щекотала влажным носом.

А в середине лета Катя мне сказала:

--По моему, слепушка поправилась. Пора ее отпустить. Пусть в огороде почву рыхлит. Морковка сочная уродилась.

Отпустил я слепушку.

А кот еще долго не подходил ко мне. Так велика была его обида.

Из жизни Тузика

Тузика укусила змея. Песик сунулся было в малинник, но тут же выскочил оттуда как ошпаренный. Пока мы гадали, что стряслось, бедняга исчез из поля зрения.

Напрасно мы искали собачку на улице, на лугу и даже в овраге. Тузика нигде не было. Как сквозь землю провалился… Мы уже решили, что песику настал конец и его закопали сердобольные сельчане. Погоревали, конечно, хороший был пес, верный и ласковый.

Однако прошло дня три-четыре, и Тузик как ни в чем не бывало появился во дворе. Глаза маслянисто сияют, а прутик хвоста так и пляшет туда-сюда. Жив-здоров, бедолага!

Уже потом, повзрослев, я узнал, что  кошки и собаки, если их укусит змея, убегают от людей и лечатся только им известными травами.

Но с тех пор Тузик, увидев ремешок, веревку или водопроводный шланг, заливался звонким лаем. Наверное, эти предметы напоминали ему змею, и он предупреждал всех об опасности.

Удивительно

--Дедушка, а почему у тебя голова белая-белая? – спросил Ваня.

--Эх! – вздохнул дедушка. – Снегом занесло.

Посмотрел Ваня в окно. И правда, снег кругом валит. Пушистый, легкий. Словно кто сверху перину трясет.

«Может, и от снега… -- думает Ваня. – Ведь дедушка ходил за дровами».

А утром вдруг все изменилось. Из-за за домов показалось не по-зимнему яркое солнце.   Румяное, как только что разрезанный арбуз. Снег сразу обмяк, начал таять.

Побежали по улицам звонкие ручейки.

А к обеду от снега и вовсе ничего не осталось. Одни мутные лужи.

Отыскал Ваня во дворе дедушку. Посмотрел на него любопытными глазами:

-- Сними шапку , дедушка!

Дедушка выполнил просьбу внука. А Ваня смотрит на него и думает:

«Как это получается? Снег кругом растаял, а на голове у дедушке нет. Удивительно.                                                                                                                                                                                                                                        

                                           Почему ель зимы не боится

                                                       (А. Барков)

--Осина, а  осина, отчего ты все трясешься? – удивилась молодая пушистая Елка.

--Стра-ашно. Зимы боюсь…

-- Зимы бояться – в лесу не жить!

-- Ха-ха! – Осина приосанилась, тряхнула ветками. – Ишь, смелая какая! У меня листья вон какие большие, и то я боюсь, а у тебя иголки тонюсенькие. Сразу окоченеешь…

-- Поживем – увидим…-- загадочно ответила Елка.

А вскоре и сама Зима на санях прикатила, белой хрустящей скатертью землю застелила. Прозрачным ледком реки запечатала. В кудрявый голубой наряд лес прибрала.

--З…з…зынь…-- задрожала Осина. –Зябну…

-- Ты крепись, не поддавайся зиме, а то худо придется! – подбадривала ее Елка.

--Брр… лист на лист не попадает…-- заплакала, коченея, Осина. – Ме-ер-зну!

Ель иглы расправила, точно еж ощетинилась.

Ударил Мороз—Красный нос по Осине, сбросил с нее последние листья.

Сковал по ветвям, по стволу.

Застыла Осина – словечка проронить не может.

-- А это кто еще на пути торчит! --  заскрипел Мороз, приметив на опушке леса пушистую зеленую Елочку.—Вот невежа. Даже шапку снять передо мной забыла. Долой с дороги, сейчас заморожу!

Дохнул холодом: «Пуф-пуф…».

А Елка не шолохнется.

-- Ветер, браток, выручай, -- пожаловался Мороз.—Обессилел совсем!

-- Ха! – улыбнулся Ветер. – Да это нам раз дунуть…

Разбежался, разлетелся ветер. Дунул…и укололся. Даже засвистел с досады. Еще разок разбежался. Раз…Раз… и заревел от злости.

 А Елка хоть бы что: ветки расправила, снежной шубой укрывается, еще наряднее стала…

Ветер гудел, свирепел, до самых корней Елку холодом пронизывал, а толку все нет. Так и отошел в сторонку не солоно хлебавши:

--Пурга, сестрица, помоги!

Налетела Пурга на Елку, застонала, завыла:

--У…у…у…снегом замету, холодом заморожу! Век белого света не увидишь!

А Елка знай себе посмеивается да ветвями потряхивает.

--Буран, братец, подсоби! – простонала Пурга и отступилась от Елки. – Мочи моей нет!

Не на шутку разошелся Буран, загрохотал, заревел, заулюлюкал на всю округу, норовит Ель с корнем выдернуть, под самые небеса зашвырнуть. А толку все нет, только охрип до смерти.

А Елка знай себе посмеивается да песенку напевает:

Я закуталась в снегу, от Мороза не бегу.

Перед Ветром не робею, от Пурги не коченею.

А Буран, разбойник главный, мне не страшен и подавно!

Обнялись Мороз с Ветром, а Буран с Пургой и пустились с досады в печных трубах выть, зайцам хвосты морозить, зевак в школу подгонять.

С той поры Ель зимы не боится. На Новый год к ребятам из лесу в гости приходит, весельем да гостинцами радует.

                                          Птичья азбука.

                                           (А. Бурков)

Раннее  утро. На снегу, на заборе, на ветках рябины сидят пузатые, красногрудые птицы в черных беретиках. Их песня похожа на морозный скрип саней.

-- Дедушка! – зовет Люся. – Смотри, какие красивые!

-- По первому снегу пожаловали снегири. А вон, видишь, у калитки сухие репьи будто зацвели. Это на них щеглы сели. Беда птицам зимой. Холодно. Голодно.  Давай-ка с тобой птицам поможем. Смастерим кормушку, насыплем туда подсолнухов, конопли, сухарей толченых. Птицам и радость.

Закачался репейник, вспорхнули птицы, и сад наполнила веселая несмолкающая зимняя песнь щеглов. Посмотрела Люся на снег, а он расписан забавными крестиками, стежками, елочками.

-- Деда, что это?

-- Здесь птицы прыгали… Наследили.

Вырезала Люся лопаткой снежные кубики с птичьими следами. Сложила их на скамейке один к другому. Получилась птичья азбука.

                                               Снег поет

                                               (А. Барков)

Всю ночь падал снег. Белой шубой укрылись кусты сирени и акации. Изба надела на глаза пушистую голубую шапку и словно ушла глубоко в землю. Пышные бороды выросли на проводах.

  Под утро снегопад кончился. Потянул теплый ветер. Начало припекать солнце. На дворе засверкали лужи, а в них купаются голуби-сизари. Важные, нахохленные… Бегают друг за другом, воркуют.

 С северной стороны на сугробах у перекрестка дорог снег стал твердым и, оседая, поскрипывает, как речной песок; с южной – прорезались глубокие, темные ложбинки, а в них что-то ожило, зазвенело, загомонило.

Люся прислушалась и спросила:

-- А снег поет?

-- Да, ответил дедушка. – Мороз обмяк, весна песню затягивает.

                                   Двойники в подводном царстве.

  1. Рыба-попугай.

У них мощная челюсть, клюв как у попугая.

  1. Рыба-луна.

Взрослые луны-рыбы в среднем достигают длины почти два метра.

  1. Морская звезда.

У них сильно развита способность к восстановлению оторванных лучей. Если хищник во время охоты оторвет ей луч, то из него может вырасти новая морская звезда.

  1. Морской конек.

Они знамениты тем, что папы-коньки вынашивают икринки, своих деток, в животе, пока те не подрастут.

  1. Морской еж.

Он похож на ежа. У некоторых видов ежей иглы ядовиты. Живут в основном в теплых морях.

  1. Морская бабочка.

Обитает у поверхности воды. Питается личинками комаров, мальками рыб, собирает упавших на воду насекомых, а также охотится за летающими над морем насекомыми, для чего выпрыгивает из воды. Выпрыгивает также в слечае опасности, спасаясь от хищников.

  1. Летучая рыба.

Она выпрыгивает из воды с помощью грудных плавников.

  1. Рыба – пила.
  2. Рыба-молот.
  3. Рыба-игла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени  испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которое  ...

Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период

  Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени  испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которо...

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лекционный материал по Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников...

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мо...