ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал

Лекционный материал по Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл toevd.docx133.23 КБ

Предварительный просмотр:

                     Преподаватель естественнонаучных дисциплин

                           Немилостивых Л.В.

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ДОШКОЛЬНИКОВ

1.Сущность экологического воспитания

В настоящее время в области экологического воспитания просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Наблюдается бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья учебно-воспитательного процесса, выражающееся во введении экологизированных учебных курсов, создании детских экологических объединений, возрастании числа экологических центров, лицеев, колледжей, увеличении количества создаваемых педагогами-практиками авторских экологических программ.

Любование, наслаждение прекрасным видом родной природы, перерастает в желание жить по законам красоты. Ребенок, не забывая свое детство, когда станет взрослым, сам будет создавать прекрасное, наслаждаться прекрасным, в итоге он сам будет создателем красоты. Поэтому ребёнок должен знать и понимать, что каждое посаженное дерево - не только труд, а труд для людей, для будущего поколения.

По мнению А. Н. Захлебного «экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение». [11, с. 10]

Согласно И. Д. Звереву, «экологическое воспитание – это становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие». [12, c. 68]

Д. Н. Кавтарадзе связывает определение экологического воспитания с проблемой безопасности: «экологическое воспитание – это основа национальной безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания». [15, с. 76]

Н. М. Мамедов и И.Т. Суравегина отмечают, что «экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования ответственного отношения дошкольников к окружающей природе во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой». [17, c. 68]

С. Н. Николаева считает, что «экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает не только формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии. Чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе». [17, с. 217]

Н. Ф. Реймерс полагает, что «экологическое воспитание – это педагогически целенаправленное воздействие на детей, в процессе которого они усваивают научные основы решения проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями, практическими умениями и навыками охраны природы». [34, с. 68]

Интерес представляет точка зрения Н. А. Рыжовой,  которая определяет экологическое воспитание дошкольников как «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды». [19, с. 75]

Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». [15, с. 82]

Экологическое воспитание детей, с точки зрения В. Г. Фокиной  предполагает: «воспитание гуманного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений, развитие эстетических чувств, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными…Экологическое воспитание соединяет в единую, функциональную систему все остальные виды воспитания и связано с формированием всесторонне развитой личности… Особое внимание заслуживает воспитание таких качеств как бережливость, организованность, ответственность за свои действия…Бережное отношение к природе является показателем гражданственности и патриотичности каждого человека». [18, с. 5]

Как подчеркивает Г.А. Ягодин, «экологическое воспитание – это образование человека, гражданина Вселенной, который способен безопасно и счастливо жить в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей». [15, с. 22]

Анализ, проведенный В.А. Ясвиным, дает нам возможность считать, что «экологическое воспитание дошкольников - это специально, организованный, целенаправленный систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств детей, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности». [21, с. 172]

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания., т.е. формирование начал экологической культуры.

Культура по Ефремовой:
Культура – это
совокупность таких достижений в определенную эпоху, у определенного народа.

По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.
 К компонентам экологической культуры относятся:

1) когнитивный

2) аксиологический 

3деятельностный

Когнитивный компонент выполняет объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Функции аксиологического компонента заключаются в разработке представлений об общечеловеческих и экологических ценностях; формировании представлений о социально-экологическом идеале; интерпретации социально-природной действительности и критике ее структур, состояний и тех или иных социальных действий; формировании у людей качеств культурной личности в области взаимоотношений с природой.

Функции деятельностного компонента состоят в интеграции мировоззрения и сознания на практике, то есть в процессе взаимодействия с природой; формировании у личности активной природоохранительной и природосозидательной позиции; практической экологической деятельности людей. 
Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект -  очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствования экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное её совершенствование;
  • выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействие с природой, предметами людьми и оценках себя.

Общее строение системы экологического воспитания дошкольников включает пять взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении. [17, с. 134]

  1. Теоретический блок ( подсистема А – основа экологии) – раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среду, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому данный блок является системообразующим – он функционально объединяет все остальные блоки системы, «пронизывает» и наполняет их необходимым теоретическим содержанием.
  2. На основе теоретического блока строится дидактическая система экологических знаний о природе для детей – подсистемы В. Отобранные и адаптированные к уровню развития дошкольников сведения из области биоэкологии, экологии человека и социальной экологии выстраиваются в программу экологического воспитания. Такая программа, включающая экологические знания о жизни растений и животных, находящихся в пространстве жизнедеятельности дошкольников, построенная по иерархическому принципу на основе ведущих закономерностей природы, является содержательным стержнем всей эколого-педагогической работы в детском саду. Значимыми являются то, что дидактическая система раскрывает различные стороны взаимосвязи живых организмов с внешней средой.
  3. Реализация в дошкольном учреждении программы экологического воспитания детей возможна посредствам соответствующих методов и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми, а также специальных способов управления экологического воспитания дошкольников – методы. (подсистема С)

Функция методов в системе экологического воспитания – это формирование у детей через разные виды деятельности экологических представлений и правильного отношения к природе.

  1. Технологии (подсистема D)

Наряду с методами большое значение в реализации всей системы экологического воспитания имеют технологии. Технология – это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее её главные идеи и положения. (Минбулатов В. М., Неверкович С. Д.)

В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

  1. Организация и управление – являются следующими подсистемами (Е) общей системы экологического воспитания и требуют теоретического обоснования.

Для реализации всей системы экологического воспитания детей в ДОО большее значение имеет 5-й блок – Организация и управление общей системы экологического воспитания.

Организация и управление экологическим воспитанием дошкольников определяются спецификой административных уровней.

Федеральный уровень. Главная задача – создание центра с многофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение. Важным аспектом являются мероприятия по стимулированию создания, а затем лицензированию национально-региональных программ: многообразие форм и технологий экологического воспитания дошкольников в условиях большого географического и социального разнообразия России не только целесообразно, но и необходимо.

Республиканско-областной уровень. На этом уровне в систему повышения квалификации, а также для процедуры лицензирования следует привлечь различных высококвалифицированных специалистов, представителей ведущей предприятий республики (области), имеющих то или иное отношение к проблемам экологии (преподавателей вузов, работников медицинских учреждений, лекторов из общества «Знание») и комитетов по охране природы.

Периодическое проведение научно-практических конференций по вопросам экологического образования поможет выявлению и распространению передового педагогического опыта.

Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает непосредственно жизнедеятельность конкретных учреждений. Своевременная организация и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада. На этом уровне важна координация усилия отдельных учреждений и создания комплексов непрерывного экологического образования. Дошкольное учреждение может успешно сотрудничать со школой, станцией юных натуралистов, домом творчества, лицеем и т.д. Комплексы такого рода взаимообогащают друг друга и реализует на практике непрерывное экологическое образование.

Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управленческая деятельность детского сада, занимающегося экологическим воспитание детей.

Управляя экологическим воспитание, руководители ДОО должны сосредотачивать своё внимание на: поддержание в педагогическом коллективе интереса к этой области; создание хорошей эколого-развивающей среды учреждения; реализации в разных возрастных группах технологий экологического воспитания; организации мероприятий, обеспечивающих развитие экологической культуры у воспитателей и родителей.

Таким образом, вся система экологического воспитания детей ДОО представлена в таблице, в которой отражено значение каждой подсистемы для работника ДОО и для ребенка. (С. Н. Николаева) [17, с. 43]

Система экологического воспитания ДОО

Подсистема системы экологического воспитания

Содержание подсистемы

Значение подсистемы для работников ДОО

Значение подписание для ребенка

Подсистема В - дидактическая

Программа экологического воспитания детей в дошкольных учреждениях

Знание программы, проецирование теоретической экологии на объекты природы ДОО

Конкретные экологические представления о природе

Подсистема С - методическая

Методы экологического воспитания: практические, познавательные, отобрази тельные

Владение методами экологического воспитания, умение организовывать с детьми разные виды деятельности

Эмоциональное отношение к разным видам деятельности

Подсистема D - технологическая

Технология экологического воспитания детей 2 – 4 лет, 5 – 6 – 7 лет

Экологическая культура воспитателя: владение технологиями экологического воспитания детей разных групп и диагностическими методами

Формирование системы экологических представлений, развитие добрых чувств по отношению к природе

Подсистема Е - управленческая

Создание эколого-развивающей среды, повышение квалификации полколлектива, реализация системы экологического воспитания детей, работа с родителями

Экологическая культура руководителя ДОО – владение основами экологии, методикой экологического воспитания, создание условий для экологической работы воспитателя

Экологическая воспитанность старших дошкольников начала экологической культуры ( экологические знания и осознанно-правильное отношение к природе)

Подсистема А

Ведущие идеи и понятия биоэкологи

Экологическое мировоззрение, сознание педагогов

-

Показателем сформированности экологической культуры дошкольников является его экологическая воспитанность, которая выражается:

  • в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их значительной части и привычки;
  • в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое значение;
  • в потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе, бережное отношение ко всем окружающим;
  • в проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Ребенка воспитывают родители, гувернер, педагоги детского сада – все они обязаны обладать экологической культурой.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса том числе и экологического воспитания. Три стороны его личности определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

  • понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
  • профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания;
  • общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживание детей в детском саду.

Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Понимание глобальных, общепланетарных, проблем, экологических проблем России (своей страны) и ориентировка в экологическом неблагополучии своего региона, места проживания создают обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической работы. Это – общечеловеческий, общегражданский фундамент – начал экологической культуры любого человека, который определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания.

Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей. При условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить, и беречь окружающую природу всю жизнь. (С. Н. Николаева) [с. 144]

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Таким образом, проанализировав высказывания данных педагогов, мы пришли к мнению, что будем придерживаться определения педагога Н.А. Рыжовой, которая даёт такое понятие экологического воспитания как: «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды.

2. Программы экологического воспитания дошкольников

В настоящее время дошкольным учреждениям представлена возможность самостоятельно выбирать программы воспитания и обучения. Учитывая актуальность проблемы экологического образования, целесообразно рассмотреть, как этот аспект представлен в различных программах.

Рассмотрим, в какой степени эти документы решают вопросы экологического воспитания дошкольников.

Название программы

Автор

Особенности экологического воспитания в программе

1. Программа воспитания в детском саду

М. А. Васильева

Ознакомление с природой в данной программе не имеет экологической направленности

2. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду

Р. А. Курбатова,

Н. Н. Поддъяков

Приспособление растений и животных к среде обитания. Зависимость от комплекса факторов внешней среды.

  1. «Радуга» раздел «Мир природы» (комплексная)

Т. А. Доронова,

С. Г. Якобсон и др.

Развиваются познавательные интересы, формируется отношение к окружающему миру, условное представление об окружающем мире. Составляются «портреты» каждого месяца, учатся созерцать природу.

  1. «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» (комплексная)

Авторский коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ имени А. И. Аттонова, и др.

4 блока:

  1. Раскрывает связи живых существ со средой обитания;
  2. Механизмы приспособленности;
  3. Последовательность изменения организма, цикличность;
  4. Сообщества. Влияние человека на сообщества.

5. «Истоки» раздел «Природа и ребёнок» (комплексная)

Т. И. Алиева,

Т. В. Антонова, и др.

Направление на формирование универсальных (в том числе творческих) способностей. Особое внимание – на развитие познавательного интереса к явлениям природы.

6. «Развитие» (комплексная)

Коллектив сотрудников института дошкольного обучения и семейного воспитания РАО Л. А. Венгер ( доктор психологических наук)

Направлена на развитие интеллектуальных и художественных способностей. Рассматриваются в экосистемах, между живой и неживой природой. Природные полюса планеты. Эволюция жизни на Земле. Моделирующая деятельность.

7. «Кроха»

(комплексная)

Г. М. Козлова

Приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях.

8. «От рождения до школы»

Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В пособии описано о ознакомление с миром природы и о понимание, что человек – часть природы.

9. «Мы – земляне» (парциальная)

А. Вересов

Цель – развитие в детях элементов экологического сознания. Демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

10. «Открой себя» (парциальная)

Е. Рылеева

Направлена на индивидуализацию личностного развития человека. Развивает у детей естественно-научных представлений и экологические культуры, формирует начальные формы экологического сознания.

11. «Жизнь вокруг нас» (парциальная)

Г. Б. Степанова

В центре – личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

12. «Паутинка» (парциальная)

Ж. Л. Васякина-Новикова

Развивается разумное отношение к миру и к себе, как Жителю Земли. Формируется представление о мире по четырём направлениям: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» ( поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени).

13. «Надежда»

(парциальная)

Т. В. Потапова

Эколог это осознанное проведение в окружающей среде. Формируется потребность уважать свои права, и права других живых существ.

14. «Семицветик» (парциальная)

В. И. Ашиков,

С. Г. Ашикова

Направлена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой, саморазвивающейся личности. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях, в семье.

15. «Природа и художник» (парциальная)

Т. А. Копуева

Формируется представление о природе, как о живот организме; развивает творческую деятельность, средствами изобразительного искусства. Решает задачи экологического и эстетического воспитания, приобщает детей к мировой художественной культуре.

16. «Планета наш дом» «Мир вокруг нас» (парциальная)

Е. Белавина,

Н. Найденская,

Т. И. Попова

Представлен культурологический аспект экологического воспитания.

17. «Чувство природы» (парциальная)

Н. А. Рюкбейль

Цель – развитие у детей через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе, и желание общаться с ней. Творческое самовыражение детей в разных видах художественной деятельности.

18. «Мы» Азбука экологии» (парциальная)

Н.Н. Кондратьева

Направлена на становление начал экологической культуры, через познание экологических закономерностей природы. Наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изо деятельность, конструирование. С различными видами деятельности связываются проявления у детей экологической о общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природная деятельность.

19. «Наш дом – природа» (парциальная)

Н. А. Рыжова

Нацелена на воспитание гуманной, социально-активной, и творческой личности. Приобретают основы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Вырабатывает у детей первые экологически грамотного и безопасного поведения в природных условиях и быту.

20. «Юный эколог» (парциальная)

С. Н. Николаева

В пособиях описано создание развивающей среды в дошкольном учреждении, экологический подход к содержанию растений и животных.

Таким образом, обзор ряда  программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов – понимание ими экологических проблем планеты и необходимости их решения, сознание ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, понимание необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. Для этого необходимо интенсивное экологического образование всех людей одновременно и, что очень важно, начиная с дошкольного детства.

           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бобылева, Л. П. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. П. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2014. – №7. – С.10 – 15.
  2. Васильева, А. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / А.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 59 – 85.
  3. Васильева В. Н. Экологическое образование в России: монография. – Мурманск, 2012.
  4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. – Москва: Просвещение, 2016. – 180 с.
  5. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: учебник / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2012. – 230 с.
  6. Гороховатская Н. В. Экологическое образование: учебник / Н.В. Гороховатская. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена,2013. – 321 с.
  7. Головачева А. В. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: метод. Пособия. – Н. Новгород, 2011.
  8. Дерябо, С.Д. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Интор, 2016. - 208 с.
  9. Егоренко, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебник / Л.И. Егоренко. – Москва: Просвещение, 2016. – 126 с.
  10. Жданова, С. А. Экологическая тропа / С. А. Жданова, Н. А. Зайцева // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С.31 – 34.
  11. Захлебный, А.Н. Научно – технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. – 2015. – № 12. – С.10 – 12.
  12. Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 2015, с. 173-183.
  13. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников: учебник / А. И. Иванова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 158 с.
  14. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. – Санкт - Петербург: Детство-Пресс, 2015. – 382 с.
  15. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: учебник / Н. В. Коломина. – Москва: Творческий Центр «СФЕРА», 2012. – 253 с.
  16. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду: учебник / С. Н. Николаева. – Москва: Просвещение, 2012. – 267 с.
  17. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
  18. Парамонова, Л. А. «Истоки. Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, А.Г. Арушанова, Т. Л. Богина, Н. Е. Васюкова. – 5-е изд. – Москва: «Творческий Центр Сфера», 2014. – 161 с.
  19. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду: учебник / Н. А. Рыжова. – Москва: Просвещение, 2016. – 432 с.
  20. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика: учебник / Н. А.Рыжова. – Москва: Карапуз, 2014. – 227 с.
  21. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т. А. Серебрякова. – Н. Новгород, 2015. – 325с.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.
  23. Фокина, В. Г. Экологичекое воспитание / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 5 – 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени  испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которое  ...

Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период

  Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени  испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которо...

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)

Мчебно-методическое пособие предназначено  для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические з...

Учебно методическое пособие для дошкольников по теоретическим основам экологического образования дошкольников

В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: экологические праздники, экологические проекты....

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...