Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО
учебно-методический материал

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

“Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок”...
                                                                                         В. А.Сухомлинский

Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Что же такое праздник? Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.

Праздник – это важная часть жизни ребенка , это радостное событие , которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!»

Экологические праздники - это расширенный вариант экологического досуга. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников - пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы. Полученные в ходе праздника положительные эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате» [3, с. 134].

Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Совместно с родителями необходимо проводить такие праздники как: «Наш дом -Земля», «Зелёная планета»; развлечения «Берегите лес!», «Наш друг - природа», «Доктор Одуванчик». По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода нужно стараться вызвать у дошкольников переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Эффективной формой работы являются экологические праздники и развлечения, в проведение которых включаются дети подготовительной группы: «Зеленая елочка - живая иголочка» (декабрь - январь), «Украсим Землю цветами» (приурочен ко Дню Земли - 22 апреля), «Международный день птиц» (1 апреля).

Особенно воспитанникам ДОО нравятся праздники, посвященные сезонным изменениям. Цель таких праздников – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На экологических праздниках и развлечениях «Лесная аптека», «Праздник летних дождей», «Природы жалобная книга», «День цветов» с детьми можно отправиться на «прогулку» в лес, где дошкольники будут слушать и петь песни о солнце, о листве, обо всем, что нас окружает.

С большим интересом старшие дошкольники будут выполняют музыкальные этюды, где необходимо войти в образ цветочков, животных, птиц, понимая, что все животные, растения нужны, что они живые. У детей воспитывается желание защищать и помогать всем живым существам, формируется понимание того, что нельзя остаться равнодушным, когда поешь о березке, о красоте времен года, о красоте природы.

В фонотеке музыкального зала должны иметься различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Через слушание произведений величайших композиторов прошлого и современности, с помощью музыкальных средств детям предстают яркие, поэтичные картины природы. Например, музыкальные циклы «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди и А.К. Глазунова пробуждают в воспитанниках ДОО чувство любви к природе, учат их ценить и беречь все живое. Используя различные виды музыкальной деятельности,  мы более чем успешно,  формируем у детей старшего дошкольного возраста экологическое сознание и адекватное отношение к природе, растениям и животным.

Основная задача педагогов ДОО - воспитать отзывчивых, добрых, заботливых детей, экологически грамотных, умеющих бережно относиться к окружающей природе. Проведение музыкальных праздников и развлечений с экологическим уклоном имеет первостепенное значение в развитии способности у дошкольников к эмоциональному восприятию окружающего мира.

Экологическое воспитание посредством музыкальных праздников и развлечений – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души каждого маленького человечка, который однажды вырастет и встанет перед ответственностью за будущее всего человечества.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на природное содержание, воздействуя на личность ребенка в целом.

Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические праздники, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

2.3. Методика организации и проведения экологических праздников в детском саду

Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания дошкольников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.

Этапы подготовки и проведения праздника

Проектирование и подготовка к празднику, праздничное утро и послепраздничные дни – это звенья одной неразрывной цепочки. Однако эту систему праздника можно разделить на несколько содержательных этапов:

I. Организационный этап. Предварительное планирование праздника. Создание «совета праздника».

II. Проектный этап. Общая разработка праздничного проекта.

III. Сценарный этап. Разработка сценария праздника, его детализация.

IV. Подготовительный этап. Многоуровневая подготовка праздника.

V. Этап пропедевтики. Предварительное ознакомление детей с праздником.

VI. Репетиционный этап. Подготовка отдельных номеров, фрагментов праздника.

VII. Этап реализации замысла. Непосредственно праздник.

VIII. Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов. Оценка эффективности действий.

IX. После праздничный этап. Обращение к воспоминаниям, приобретенным умениям и навыкам для реализации новых замыслов и проектов.

I. Организационный этап.

Разнообразные праздники в детских садах предусматривают предварительное планирование. Это дает возможность воспитателю и музыкальному руководителю прогнозировать свою деятельность, организовать работу с детьми, заблаговременно позаботившись о наличии всего необходимого для проведения мероприятия.

В начале учебного года проводятся сборы педагогического коллектива, на которых обсуждается план работы на год или полугодие. Музыкальный руководитель и воспитатели составляют перспективный план, в котором учитывают весь объем педагогической работы в связи с возрастными особенностями детей. В плане указывается ответственный за выполнение определенных разделов праздника и главный режиссер (руководитель) проекта.

Педагоги выбирают праздники из перечня обязательных и потенциально возможных и устанавливают сроки их проведения и подготовки. Когда должна начинаться подготовка? Практикой доказано, что начинать подготовку нужно не позже, чем за месяц до установленного срока.

Для организации праздника создается творческая группа – совет праздника (совет дела) – из представителей администрации, воспитателей и родителей. В состав режиссерско-постановочной творческой группы могут войти и дополнительные специалисты. Но численный состав совета праздника, как правило, должен укладываться в пять-семь человек.

На совете праздника обсуждаются предложения относительно проведения праздника, выясняются общие вопросы, касающиеся координации, распределения полномочий, системы контактов для обмена нужной информацией. Распределяются поручения с учетом индивидуальных интересов, способностей и желаний.

Потенциальным участникам праздника предлагается собирать идеи (оригинальные и репродуктивные), которые могут пригодиться, прямые и сопутствующие материалы, пересматриваются фонды библиотеки с целью отбора подходящих решений.

II. Проектный этап

И вот (не позже чем за месяц) совет праздника собирается с целью составления подробного плана подготовки к приближающемуся событию, формируется перечень текущих параллельных мероприятий. Решаются вопросы о дате, времени, месте проведения, обсуждаются нюансы использования материально-технического обеспечения.

Программу каждого праздника в детском саду предварительно определяют музыкальный руководитель с воспитателем каждой возрастной группы, чтобы включить определенные материалы (например, тексты) в ориентировочный план работы с детьми.

Следующий шаг – выяснение, каким представляется будущий детский праздник в целом. Что должно быть в нем заявлено? Какие фрагменты считаются обязательными или важными? Что должно состояться, каким образом? И т.п. В этом обсуждении вырисовываются более-менее выразительные контуры будущего праздника и оптимизируется нужный для его реализации опыт.

Между членами педагогического коллектива распределяются функции и вспомогательные обязанности, которые возникли в связи с намеченной стратегией праздника (учитывая индивидуальные интересы и способности потенциальных исполнителей).

Ответственной и сложной является роль ведущего праздника. Он не просто должен знать сценарий, все тексты, функции детей на каждом этапе праздника, он в первую очередь организует праздничное пространство и его деятельно-эмоциональную атмосферу так, чтобы каждый присутствующий чувствовал себя уютно, комфортно, получил стимул к творчеству. Между детьми и взрослыми, исполнителями и зрителями, устанавливается взаимосвязь на принципах взаимоуважения и взаимопонимания.

Когда станет понятно, каким в общем виде хотят видеть праздник его организаторы, выясняют главную цель и задачу праздника, определяют его «сверхзадачу» (то, что останется в сознании, душе и сердце человека после праздника), уточняют идею (близкую и «согревающую» для всех детей) и способ ее художественного выражения, устанавливают тему, подбирают центральный образ или систему образов ( если в празднике присутствуют два лагеря).

Такая подготовительная работа поможет сценаристу сосредоточиться на проблеме и вариантах ее художественного воплощения, даст возможность ему как можно лучше подготовиться для написания сценария будущего праздника.

Последний шаг этого этапа – решение таких организационных вопросов, как форма и сроки оформления сценария и нужной документации (запросы, составление соглашений, отсылка приглашений и т.п.).

III. Сценарный этап

Разработка сценария как литературного источника, обращенного к средствам сценической, театральной выразительности – стержневой этап в разработке праздника.

Написание сценария – трудное и ответственное дело. Поскольку сценарий является примером литературного драматургического произведения, трудно представить его продуктом коллективного интеллекта. Практически всегда в детских садах сценарий праздника пишет один человек.

Гораздо реже встречается вариант написания сценария двумя специалистами. В таком случае смыкаются два мышления, два стиля письма, два подхода к делу, два опыта и т.п. (Но когда дело касается литературного творчества, часто надежнее действовать в одиночку, так можно избежать лишних столкновений.)

Лучшим вариантом решения проблемы открытый конкурс сценариев на одну тему.

В этом случае можно получить два и больше взглядов на решение одной художественной проблемы, после чего какой-то сценарий берется за основу, а лучшие идеи из других компилируются (и дополняются идеями из третьих источников).

Еще один плюс такого подхода – при надлежащей добросовестности авторов и открытых коллективных обсуждениях достоинств и недостатков сценариев, их количество со временем непременно переходит в качество, служит стимулом для профессионального роста педагогов.

В сценарии следует отразить основные приметы праздника: это близкая и понятная детям идея, динамический привлекательный сюжет, четко выстроенная композиция; привлечение определенных традиций, ритуалов, обычаев (или их корректных модификаций); яркая наглядность зрелища за счет антуража, реквизита, костюмов; использование интерактивных форм и творческого игрового взаимодействия; скрытая интрига, сюрпризность, непредсказуемость и т.п.

Главный вопрос – обеспечение действия в каждом фрагменте праздника.

В сценарии выстраивается то, что будет происходить: ряд фрагментов, раскрывающих тему, логические переходы от одной части к другой, приемы активизации участников (проблемные ситуации, игры, конкурсы, сюрпризные моменты), в том числе и зрителей, оформление и оборудование праздника.

В составленном сценарии праздника нужно дать ответы на такие вопросы:

  • как удивить;
  • каких героев выбрать и в какие воспитательные ситуации вовлечь;
  • какая сказка (рассказ, басня, стихотворение, легенда, притча,,, анекдот и т.п.) станет прототипом или основой сценария;
  • как усилить кульминацию ( каким сюрпризным моментом?);
  • каким видится финал праздника;
  • какие должны быть подарки?

Итак, созданный сценарий включает в себя отработанный, переделанный и приспособленный к потребностям коллектива литературно-музыкальный материал.

Совет праздника обсуждает и утверждает сценарий как итог данного этапа. Это может быть еще не окончательный вариант, во время репетиционного процесса его можно совершенствовать и корректировать. Однако это «программный документ», в соответствии с которым будет прогнозироваться все последующее дело постановки и воплощения праздника.

IV. Подготовительный этап

Непосредственная подготовка к празднику – кропотливая, серьезная и согласованная работа уже не только педагогического коллектива, но и детей, и родителей.

Всем важно действовать последовательно по общему плану, проходя шаг за шагом все этапы разработанного праздника. От качества совместной работы будет зависеть динамичность и яркость хода праздника, сила его эмоционального влияния.

Четкая организация процесса подготовки означает, что нужно обеспечить эффективную работу по меньшей мере в трех направлениях: работа педагогов и музыкального руководителя, работа родителей, работа детей.

Работа воспитателей и музыкального руководителя на этом этапе включает в себя:

  • поиск нужного материала для праздника ( изучение сценариев, методических рекомендаций, актуальной прямой и косвенной информации);
  • разработка макетов праздничного оформления (декорации, антураж, реквизит);
  • подбор музыкальным руководителем подходящих танцев, музыкальных игр с учетом возможностей каждого конкретного ребёнка( как отдельного использования) и группы детей в целом;
  • разработка концепций и сценографий отдельных концертных номеров как сольных или групповых, так и массовых, модулей интерактивных средств и т.п.;
  • подсчет нужных материально-технических ресурсов: музыкально-акустическая и световая аппаратура, другие принадлежности;
  • определение лидеров среди исполнителей и творческих группах с целью акцентирования внимания на них остальных детей ( в случае неуверенного выполнения действий);
  • предварительное ознакомление детей с праздником.

Как только дети ознакомятся со сценарием, им нужно подключить непосредственно к процессу подготовки к празднику, Само же участие детей в подготовке к празднику мы рассмотрим несколько далее.

Работа родителей происходит закрыто от детей, держать от них в тайне.

Приобщение родителей к подготовке праздника имеет свои достоинства и недостатки. Среди явных преимуществ то , что родители чувствуют свою причастность к воспитательной деятельности в целом и развивают собственного ребенка; ко всем событиям, происходящим в детском саду накануне праздника; у ощущению праздника как культурного явления.

Чем часто могут помочь родители:

  • разработкой и изготовлением костюмов, подбором и закупкой уместных подарков, призов;
  • информационной и профессиональной поддержкой (в случае необходимости);
  • помощью воспитателям в роли ассистентов во время разработки концертных номеров и игр.

Для воспитательного значения праздника важно, чтобы в его постановке принимали участие все дети.

Подготовительная работа к празднику должна повлиять на сознание, ум, эмоции детей, включив их в общеполезную деятельность. В этот период выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, разрабатываются приглашения, изучается концертный материал, изготовляются эскизы эмблем праздника.

Подобная работа нацеливает творческие силы детей на праздник, настраивает их на предчувствие близкой радости, открывает широкие возможности и для коллективной, и для индивидуальной самореализации.

Детский праздник оказывается эффективным средством сплочения и развития коллектива, если коллективная деятельность по его подготовке была радостной, способствовала сглаживанию конфликтных ситуаций между детьми.

В особенном внимании организатора праздника нуждаются дети, которым нужно помочь поверить в собственные силы.

Нужно заинтересовать и тех детей, которым тяжело дается учеба и кто неуверенно чувствует себя в коллективе.

В ходе подготовки праздника творческий потенциал ребенка в связи с исключительностью ситуации может раскрыться самым непредвиденным образом. Ведь саморазвитие эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных, творческих способностей ребенка происходит одновременно в нескольких сферах деятельности (в первую очередь художественных), которые потом будут синтезироваться в праздничном спектакле в целостное зрелище.

На подготовительном этапе особое место составляет разработка оформления, антуража, отбор нужного оборудования.

Речь идет о художественном оформлении (одежда, сцена, декорации, костюмы, реквизиты и т.п.), музыкальном (музыкальные инструменты, фонограммы, технические средства), световом(интенсивность верхнего света, фотовспышка, цветное стекло).

При оформлении праздничного помещения выделяется отдельное место – задняя стена (задник сцены), где впоследствии будет размещено яркое панно (плакат, художественная композиция, которая в словесно-символическом виде будет отражать тему праздника). Когда дети на празднике сидят лицом к центру зала, то панно постоянно «принимает участие в празднике» - помогает детям и зрителям образовывать нужные ассоциативные связи между обозначенной темой и разыгранными ситуациями. Это способствует более яркому восприятию идеи и темы праздника, созданию соответствующего праздничного настроения, в случае необходимости – быстрому возвращению к главным образам праздника рассредоточенного внимания.

Для подготовки к празднику важно выбрать правильный темп и ритм жизни. Этого добиваются четким планированием действий.

Ход подготовки к празднику и временные промежуточные результаты желательно периодически обсуждать в группе и на заседаниях совета праздника.

V. Этап пропедевтики

По сути, малыши начинают готовиться к выступлениям на празднике с момента поступления в детский сад.

Но вот приходит пора подключать их к процессу многоуровневой подготовки к конкретному празднику. Это делается лишь в той части, которую можно осветить, не лишая сюрпризности, таинственности, не открывая детям заблаговременно все волнующие «тайны».

Введение детей в тему и идею праздника важно тщательно продумать.

Прежде чем подключать детей к процессу подготовки к участию в праздничных мероприятиях, желательно создать определенную базу знаний о стержневых моментах проведения праздника. Для этого воспитатели проводят в группах занятия, на которых детям рассказывают о близком празднике, объясняют, что это за праздник, чему он посвящен.

Если этот праздник уже знаком детям (проходил в прошлом году), то все пытаются:

  • вспомнить, что на нем было;
  • как проходило действие (рассматриваем фотографии, картинки);
  • что мы для этого праздника умеем делать(апелляция к опыту детей) и т.п.

В такой беседе воспитатель выясняет, что дети помнят, и в случае необходимости заполняет пробелы в сведениях и умениях.

После того, как дети выяснили, что это за праздник, происходит время уточнить: кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и др.), что будут делать сами дети, появления каких персонажей можно ожидать (при этом осуществляется выбор потенциальных исполнителей главных ролей и ключевых функций).

На этом этапе дети должны понять свое задание, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихотворений, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Воспитатель каждый раз тактично будет напоминать детям поставленную перед ними далекую цель, к которой они с помощью педагогов буду двигаться.

Атмосфера приближения праздника, включение в процесс подготовки к нему, общность переживаний по этому поводу настраивает детей на результат и поощряет их к самореализации.

Ребенок получает удовольствие и от процесса подготовки к празднику, и от личного успеха на каждом этапе этого пути. Успех формирует мотивацию к последующему продвижению.

Только опираясь на успешный результат, можно подниматься вместе с ребенком к новым вершинам.

Можно подсказать детям мысль о том, что такой праздник можно организовать и у себя дома, показать своим любимым родителям. Эта мысль зачастую окрыляет детей.

Родители рассказывают, что когда дети проживают освоенный ими материал дома, они любыми средствами пытаются готовиться к празднику: рисуют, лепят, танцуют, поют, разыгрывают роли, приобщая к творческим процессам бабушек и дедушек.

В домашнем формате подготовки к празднику можно вместе с родителями изготовить приглашения на праздник, рисовать праздничные сюжеты, которые затем использовать в праздничном вернисаже, выпустить плакат с призывом стать организаторами и участниками или яркую афишу о будущем праздничном событии и т.п.

VI. Репетиционный этап

После введения детей в эмоциональную и деятельную атмосферу праздника, приходит черёд этого этапа. Он наиболее длительный по времени, громоздкий по числу заданий, трудоёмкий, а потому особенно ответственный.

Организаторы праздника составляют график выполнения определённых репетиций и действий ( если не составляют, то обязательно в текущем режиме учитывают соответствующую информацию и решают необходимые вопросы), представляют себе их содержание как серию неотложных творческих заданий. Перечислим некоторые из них.

1. Репетиции массовых номеров (группа, сводные коллективы) для постановки массовых сцен, танцев, перестроений (например, для пролога или финала). С этой целью, как правило, дважды в неделю проводят музыкальные задания со всей группой. Содержание занятия состоит из разучивания массовых песен и музыкальных игр, танцев, инсценировок.

2. Репетиции с творческими группами и солистами с целью подготовки нужных концертных номеров и утаивания до соответствующего времени сюрпризных моментов. Подобная работа с небольшими творческими группами (ансамблями) детей или индивидуальными солистами и актерами происходит параллельно с групповыми репетициями. Во время специальных занятий разучиваются так называемые «секреты»- сюрпризные номера, т.е. такие номера, которые будут показаны всем детям лишь на самом празднике. Эти занятия чаще всего проводятся во второй половине дня и длятся 10-15 минут.

Степень готовности избранных участников к концертным выступлениям на празднике проверяется во время музыкальных занятий, где изучается практически весь нужный материал. В случае необходимости вносят конкретные коррективы по ходу развертывания этапа. Практикуется подготовка дублеров концертных номеров (запасные исполнители).

Определенную часть репертуара праздника изучают на плановых музыкальных занятиях, остальные готовят специально. В таком случае учитывают фактор времени и уровень способностей исполнителя – если материал яркий, образный, доступен ребенку, его готовят ближе к празднику и наоборот (чтобы не перегореть заранее).

3. Подготовка декораций, антуража, реквизита, сценических костюмов. Такую работу проводят по большей части взрослые. Но практика показывает, что приобщать детей к такой деятельности можно значительно шире. Воспитатели с детьми в саду, родители с детьми дома могут вместе изготавливать аксессуары к костюмам, украшения для комнат и холлов, готовить праздничные подарки, сделанные собственноручно, тематические рисунки для праздничного вернисажа, праздничные анонсы и плакаты, праздничные газеты или открытки, письма-поздравления родным и т.п.

На этом этапе организаторы праздника заранее прогнозируют проведение одного-двух прогонов (возможно больше).

Ответственные организаторы проводят и генеральную репетицию ради уверенности в психологической готовности исполнителей к сценическому воплощению материала, для работы над отдельными крупными эпизодами (или их цельностью), их стыковкой с другими, отрабатываются технически сложные моменты и т.п.

Подготовка праздника – это не только сотрудничество между взрослым  и ребенком, но и взаимодействие детей между собой.

В таком сотрудничестве взрослый ставит перед детьми задания в зоне их ближайшего развития в разных сферах познания и восприятия мира. В этом процессе формируются важнейшие черты личности: чувство партнера, взаимоуважения, ответственности за себя, желание не подвести других. Уместно сопровождать такую работу многочисленными беседами с детьми на предмет того, что они уже «большие, и все могут», что «праздник у нас обязательно состоится, ведь мы молодцы», «мы все сделали ради этого», «потому что вместе – мы сила!».

На репетиционном этапе также проводится работа над усовершенствованием сценария, исправление недостатков, замеченных во время репетиций. Для этого вносят коррективы, определенные изменения, уточнения. Но конечный вариант сценария праздника следует выкристаллизовать не позже, чем за неделю до него.

В конце этого этапа проверяют готовность всех заявленных материальных ресурсов и качество работы технических средств, задействованных в программе.

После этого оценивают качество подготовки праздничного спектакля.

VII. Реализация замысла

Праздник чувствуется в атмосфере, царящей в этот день.

Им живут уже дома во время сборов в детский сад. ( Родители не раз скажут что-то наподобие: «Сегодня необычный день – сегодня праздник! Ты будешь выступать, а мы – радоваться твоему прекрасному выступлению».) Праздник встретит детей на пороге детского сада особенной чистотой, убранством помещений, нарядностью зала и комнат. Воспитатели и родители радушно приветствуют друг друга и детей, улыбаются. Даже меню в этот день необычно, и кушанья празднично украшены.

Сводная таблица видов работ репетиционного этапа

Виды работ и заданий

Содержание: с кем(чем) нужно работать, что нужно делать

Дата выполнения

Отметка о выполнении

Репетиции массовых сцен, номеров

Пролог

Финал

Репетиции с группами и отдельными исполнителями (подготовка номеров)

Солисты

__________                      __________

Ансамбли

__________                      __________

Творческие группы

__________                      __________

Подготовка декораций, антуража, реквизита, костюмов

Декорации

Антураж

Реквизит

Костюмы

Подготовка технических ресурсов

Магнитофон, компьютер, киноэкран, светоустановки

Подготовка музыкальных ресурсов

Фонограммы

__________                      __________

Ноты

__________                      __________

Другое

Прогон праздника №1

Готовность номеров

Прогон праздника №2

Готовность номеров

Генеральная репетиция

Готовность праздника в целом

Праздник живет и в особенно нарядной одежде людей. Дети ожидают той минуты, когда можно одеться в специально подготовленные для праздника наряды. Ведь в этот день они обязательно должны быть одеты празднично.

Мальчикам часто подходит белая рубашка, белые колготки или носки (вариант для малышей), черные шорты или штанишки, праздничный жилет, а то и галстук-«бабочка» ( для старших).

Девочкам обязательно нужно нарядное платьице, чтобы выглядеть «как принцесса». Покупая платье, следует учесть, что ребенку придется танцевать, быстро двигаться, ему нужны свободные движения для рук и туловища. В длинном платье это, скорее всего, будет не очень удобно делать. Девочкам хорошо бы иметь два платья (чтобы можно было выбрать одно из них в зависимости от праздника и исполняемой роли): одно длинное и пышное, другое- полегче, попроще.

Ну а ребятам, кроме самого праздничного костюма, чаще всего потребуется костюм определенного персонажа.

Если дети должны переодеться во время праздника, нужно обеспечить для этого ассистентов из числа свободных взрослых.

Теперь обратим внимание на выбор персонажей.

Напомним, что детский праздник является воспитательным мероприятием. В нашем времени перечень героев для подражания расширился за счет чародеев, ниндзя, потусторонних сил, бандитов, «звезд» телевидения. Но пусть лучше на праздник придут банальные сказочные герои. Они прошли испытания временем , потому не стоит подвергать сомнению их ценность. Они действенны, их образы выпуклы и понятны, они знают, как жить, как развлечь, как удивить, как рассмешить, как подарить незабываемые мгновения всем участникам большого праздника.

Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой, захватывающей форме, потому праздник для него служит особенно сильным воспитательным средством привлечения к глубинам жизни, духовной сокровищницы народа, к различным видам творчества, к культуре досуга.

И хотя иногда по сценарию праздника зло в какой-то части смешивают с добром, к кульминации все перипетии такого противостояния должны быть выяснены: зло нужно искоренить, исправить. Например, бабе Яге не нужно «извинять» всего, что она натворила на протяжении праздника, она сама должна доказать всем собравшимся на празднике через собственный поступок, что изменилась к лучшему.

В праздничный день всегда много гостей. Каждый ребенок хочет видеть своих родных на празднике; отсутствие родителей сводит на нет любой гармонично созданный праздник. Конечно, им надо быть в этот день с ребенком и получить наслаждение от общения с ним и его ровесниками.

Украшенный зал полон зрителей…

Дети с замиранием сердце ожидают начала действия, ответственные за ход праздника приготовились. Наряженные дети находятся на исходных позициях. Переплелись ожидания, волнения, предчувствия успеха, страхи.

Детский праздник строится по законам драматургии массового театрализованного зрелища. Его обязательными компонентами являются: экспонирующее сообщение (введение в эмоционально-чувственную сферу праздника), экспозиция, развитие действия, кульминация (главное событие праздника) и финал, развязка.

Особенное место на этапе реализации детского праздника занимает сюрпризный момент.

Такая «изюминка» должна быть в каждом празднике. И сценарист обязан найти красивое решение, которое обеспечит добрую половину успеха.

Задание сюрпризного момента таково: подготовить детей к заслуженному получению подарков за достойно пройденные преграды. Подарок – награда за достойные поступки. Детей одаривают на каждом празднике. И здесь важно придерживаться принципа уместности в вопросах вручения подарков.

  • Сколько дарить подарков? Один – самый очаровательный, дорогой, желанный. Ребенок легко удержит его в руках, сможет разглядеть и т.п.
  • Дарить в зале или в группе? Получить подарок в праздничном зале на месте высокого труда души, в волнах высоких красивых эмоций и радости намного лучше, приятнее и почетнее.
  • Подарки должны быть разными или одинаковыми? Скорее – одинаковые для всех, хотя в отдельных случаях оправдано готовить подарки для девочек и мальчиков отдельно. Если же же стремиться к многовариантности подарков, то важно продумать, как избежать конфликтных ситуаций, которые возникнут по поводу ситуативных желаний детей завладеть чужим привлекательным предметом.

Финал праздника (благодаря постановочным действиям) должен утвердить в сознании детей главную идею его, закрепить ее в душе и памяти как моральный урок.

Как правило финал – это массовый номер, сцена или действе связующего характера, которое призвано подчеркнуть общечеловеческую значимость пережитых моментов, впечатлений от них.

Состояние неописуемой радости и эстетического наслаждения утверждает желание участников праздника зафиксировать этот момент в фото и киноматериалах.

Почти каждый праздник заканчивается массовым фотографированием.

Праздник – время для радостного общения и детей между собой, и родителей с ребенком!

VIII. Оценочно-рефлексивный этап

Подведение итогов на этом этапе происходит на трех уровнях: индивидуально-личностном, педагогическом и детском.

1. Сценарист и режиссер детского праздника обязательно найдет возможность оценить собственную работу. В перечне вопросов для самоанализа могут быть такие:

  • Все ли задачи удалось решить?
  • Использованы ли воспитательные возможности праздника?
  • Как принимали участие в подготовке праздника родители (и другие участники)?

2. Совет праздника и воспитатели дают оценку коллективной деятельности, изучая эффективность действий на каждом этапе реализации праздника. В комплекс вопросов для анализа могут входить такие:

  • Что нового узнали дети?
  • Чем обогатились их эмоции?
  • Научились ли дети работать вместе? И др.

3. Воспитатели организуют рефлексивную работу детей. С этой целью после праздника они возвращают детей к воспоминаниям о близких событиях и связанных с ними переживаниях сериями вопросов вроде таких: «Что понравилось? Запомнилось? Благодаря чему?», «Кого из участников и за что вы бы наградили?», «Как вы себе представляли главных героев до того, как их увидели?», «Правильные ли поступки совершали герои праздника?» и т.п.

Потом дети совместно (и с помощью педагога) уточняют самое важное, главное, интересное в празднике, уясняют непонятные для себя моменты.

Закрепить наиболее содержательные, яркие впечатления можно предложить в рисунках, в лепке, в воссоздании фрагментов танцев, песен, игр. Некоторые выступления можно повторять по нескольку раз (можно и в течение нескольких дней), меняя исполнителей.

Для дошкольника оценка результатов его действий, труда, приложенных усилий, инициативы особую ценность приобретает тогда, когда ее публично обнародуют воспитатель или собственные товарищи. Потому хвалят исполнителя за дело, а не просто как симпатичную личность.

IX. Послепраздничный этап

Праздник с чего-то начинается, как-то происходит, но никогда не заканчивается в душах его участников. Ведь его определенные символы, фрагменты отпечатываются в сознании на всю жизнь, становятся строительным материалом для новых творческих достижений людей.

Детская память, как и память взрослого человека, долго удерживает в себе светлые, радостные, яркие впечатления, на которые богат каждый детский праздник. Задание воспитателей на послепраздничном этапе заключается в том, чтобы методом ассоциативной связи «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике или в процессе его подготовки.

Предоставление детям возможности обменяться мнениями, выразить свои идеи, ожидания, не только поможет сохранить красивые и приятные воспоминания о празднике, но со временем даст возможность оценить его как важное социокультурное достояние.

Экологические праздники

Одним из видов культурно-досуговой деятельности в детском саду являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников.

Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении будет создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.

Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.

Экологические праздники в детском саду рекомендуется проводить, начиная с младшей группы. Длительность праздника составляет до 30 минут в младших группах, до 45 минут в подготовительной группе.

Организация экологических праздников в детском саду

Экологические праздники со средней группы проводят с участием, как взрослых, так и детей.

Чем старше дети, тем более активное участие в празднике они принимают. В этих праздниках можно задействовать знакомых детям персонажей, как в исполнении взрослых, так и в исполнении дошкольников. Большая роль принадлежит музыкальному руководителю, так как он отвечает за подбор музыкального репертуара. Тематика праздников во многом зависит от возраста детей.

Экологические праздники, как и любые другие, хорошо бы закончить вручением символических подарков, которым будут очень рады дети. В осенний праздник это могут быть фрукты, работники кухни могут испечь печенье в виде колосков или грибочков. Весной к празднику «Проводы зимы» детей угощают блинами. Можно подарить каждому ребёнку наклейку с изображением животных, птиц, цветов и другое.

Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры.

Участие детей

При подготовке к экологическому празднику важно учесть возможности детей и имеющиеся у них умения и навыки:

  • Так, например, в младших группах детей учат принимать посильное участие в праздниках – одни дети смогут хорошо рассказать стихи, другие станцевать.
  • В средней группе у дошкольников воспитывают желание принимать участие в праздниках.
  • Детей старшей группы привлекают к участию в подготовке праздничного мероприятия, например, оформлению группы или зала.
  • В подготовительной группе дети способны принять активное, разнообразное участие в подготовке и в проведении праздника.

Оформление

В соответствии с темой экологического праздника оформляется и музыкальный зал, либо другое помещение.

Оформление детского сада должно способствовать созданию праздничного настроения и развитию художественно-эстетического вкуса у детей.

К изготовлению оформления и атрибутов можно привлечь детей старшего возраста. В зале можно организовать выставку. Например, выставки

  • рисунков «Наша зелёная планета»,
  • поделок «Мир глазами детей»,
  • кормушек «Птичий городок»,
  • веночков «Красивый веночек для мамы».

Все экспонаты готовятся заранее детьми вместе с родителями.

Сценарий

Экологические праздники предполагают использование в сценарии знакомый детям материал:

  • стихи разных авторов в исполнении детей или взрослых о природе;
  • песни в исполнении детей или взрослых по теме праздника;
  • танцы в исполнении детей, например, «Весёлые бабочки», «Танец с зонтиками» и другие;
  • небольшие по длительности кукольные спектакли и сценки, например, «Как Зайчик ни в кого не превратился» и другие.

В экологическом празднике, как и в любом другом, много времени отводится играм. Это будут экологические игры. В зависимости от возраста детей можно использовать предметные, словесные и подвижные игры соответствующей тематики.

С детьми среднего и старшего возраста  на весеннем празднике можно провести игру «Вода - земля», в которой дети делятся на две команды и называют объекты живой и неживой природы. На празднике, посвящённом приходу весны, интересной будет командная игра «Растопи льдинку». Льдинку передают из рук в руки. Побеждает команда, которая быстрее растопит льдинку.

Очень любимы детьми всех возрастных групп подвижные игры. В раннем возрасте и младших группах это игры с подражательными движениями. Дети очень любят игры «Солнышко и дождик», «Лохматый пёс», «Воробушки и автомобиль».

В старшем возрасте это будут игры с правилами. Детям нравятся: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Гуси-гуси», «Лиса и куры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты  нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....

Доклад Мялиной Ольги Владимировны На тему: Труд в природе как средство нравственного воспитания дошкольников.

Доклад На тему: Труд в природе как средство Нравственного воспитания дошкольников....

Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени  испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которое  ...

Методическое пособие Экологическое воспитание дошкольников в летний период

  Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени  испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которо...

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)

Мчебно-методическое пособие предназначено  для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические з...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лекционный материал по Теоретическим основам экологического воспитания дошкольников...