РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
рабочая программа

Монид Ксения Николаевна

Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному».

Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Однако реализация принципа «равный – равному» в условиях службы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_mediator_-_8_v_klass.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

СОГЛАСОВАНО                              ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                   Зам. директора по ВР        Директор

МБОУ «СОШ № 7»                         ___________ Н.С. Бухарова                МБОУ «СОШ №7»

Протокол от                                        31 октября 2022 г.                            ____Л.А. Васильева

31 октября 2022 г. № 1

                                                                                                                              Приказ от 31 октября

                                                                                                                        2022 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Юный медиатор»

Направление – социальное

Для 8 «В» класса

                                                                                             Составитель: 

                                                                                             Монид Ксения Николаевна,

                                                                                             педагог-психолог,                                                                                                        

                                                                                             первая квалификационная категория              

г. Зима

        2022-2023 учебный год        

Пояснительная записка

     Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному».  

     Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Однако реализация принципа «равный – равному» в условиях службы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков.

     Целью программы является создание условий для подготовки подростков к осуществлению эффективной медиации конфликтов между детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.

     Задачи программы:

     - создание условий для успешного включения подростков в формат группового обучения, являющийся основным для овладения навыками медиации конфликтов;

     - создание условий для овладения подростками-будущими медиаторами знаниями о причинах конфликтов между детьми и подростками, динамике их развития, возможных исходах;

     - создание условий для ознакомления подростков с задачами и основными этапами процедуры медиации детского и подросткового конфликта в условиях образовательного учреждения;

     - создание условий для формирования у подростков навыков медиации конфликтов и эффективной коммуникации в процессе медиации и за ее пределами;

     - создание условий для оценки подростками собственного мотивационного и личностного потенциала, необходимого для успешного выполнения функций медиатора, что является обязательным условием формирования «информированной заинтересованности» подростков-будущих медиаторов в осуществлении медиации детских и подростковых конфликтов;

     - создание условий для осознания подросткам необходимости постоянно совершенствовать коммуникативные навыки и навыки медиации.

Ожидаемые результаты:

     Личностные результаты:

- у подростков развиваются навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, и других видах деятельности;

- у подростков развиваются личная ответственность за свои поступки.

     Метапредметные результаты:

     - у подростков развиваются умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

     - у подростков развиваются навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых задач и средств их достижения.

     Формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в:

     - конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;

     - владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

     - владении навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;

     - заинтересованности в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.

     Форма работы:

     Программа предполагает групповую форму работы в формате семинара-тренинга.

     Организация занятий:

     Программа рассчитана на 34 занятия по 1 академическому часу каждое (1 занятие в неделю) и предназначена для группы подростков в количестве 15 человек.

     Методическое оснащение:

     Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками.

     Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами.  

     Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми. помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних.     

     Программа предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ, заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.

       Содержательная характеристика программы

Учебно-тематический план:

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Наши занятия: что и как?

1

2

Что такое конфликт

1

3

Конфликт: плюсы и минусы

1

4

Последствия конфликта

1

5

Как возникают и развиваются конфликты

1

6

Стили поведения в конфликте

1

7

Управление конфликтом

1

8

Самоконтроль в конфликте

1

9

Учимся разрешать конфликты

1

10

Общение в конфликте

1

11

Качества, важные для бесконфликтного общения

1

12

Что такое медиация?

1

13

Медиация конфликтов: как это делается?

1

14

Что такое эффективная коммуникация?

1

15

Как правильно слушать собеседника?

1

16

Что такое бесконфликтный стиль общения?

1

17

В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»?

1

18

Как организовать подготовительный этап медиации?

1

19

Как провести основной этап медиации?

1

20

Как закончить медиацию?

1

21

Возникли проблемы: что делать?

1

22

Кто может быть медиатором. «Волшебные вопросы» медиатора

1

23

Каким должен быть «настоящий медиатор»?

1

24

Зачем люди становятся медиаторами?

1

25

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

1

26

Принципы грамотного общения

3

27

Проектные работы в группах; разработка логотипа, службы школьной медиации. Кодекса поведения и пр.

2

28

Чему мы научились? Так кто же такие школьные медиаторы?

2

29

Практические занятия

2

     Оценка эффективности программы:

     Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:

  1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;
  2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки подростков-медиаторов;
  3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.

     

Список литературы:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.
  4. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.
  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.
  6. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
  7. Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
  8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
  9. Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.
  10.  Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.
  11. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
  12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
  13. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
  14. Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
  15. Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
  16. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
  17. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
  18. Школьные службы примирения. – М., 2012.
  19. Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.
  20. Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"

В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392»                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».

нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха

Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская  деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...