«Профориентация учащихся на уроках географии».
учебно-методический материал

Губарева Татьяна Андреевна

Профориентация в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профориентация учащихся на уроках географии»

Профориентация в школе.

В современном мире требования к индивидуальным особенностям человек постоянно растут, а труд предъявляет людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии. Школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда.

Профориентация в школе – это выявление у школьников склонностей и талантов к определённым профессиям. Реализуется во время учебно-воспитательного процесса, а также во внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

География — наука про все и про всех. Разные вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. Зачем нужна география современному молодому человеку? Любой человек должен иметь в своей голове правильное представление о том, в какой стране, каком районе, городе, селе он живет. Без этого невозможен и истинный патриотизм — любовь к своему Отечеству.

Ежегодно большое количество выпускников 9-х классов сдают географию. Многие из них выбрали географию для сдачи в форме ОГЭ, так как считают ее интересным и наиболее понятным предметом, но больше половины из них не знают, где в обычных профессиях нужны знания по географии. Мало того, они не могут к выпуску определиться с выбором будущей профессией. Это вызывает большую тревогу.

Учащиеся также затрудняются с определением профессий, связанных с географией. Как правило, они считают, что географ —это путешественник, географ рисует карты, рассказывает про погоду, географ преподает географию в школе. И все!

Но ведь география — основа многих профессий.

География в школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, и т.д.

В этом учебном году я работаю в 5,6,7, и 11-х классах. Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться, это- воспитание у учащихся любви к своему краю к своей стране. Известно немало профессий, связанных с географией и все они очень разнообразны: геодезист, топограф, почвовед, эколог и т.д.

Раздел\ тема урока

Класс.

Профессия.

Развитие географических знаний о Земле.

5

Геодезист.

Земная кора, рельеф Земли.

6

Геолог, вулканолог, сейсмолог, палеонтолог.

Гидросфера.

6

Гидролог, гляциолог.

Почва.

8

Почвовед, мелиоратор.

Инфраструктурный комплекс.

9

Врач, учитель.

Агропромышленный комплекс.

9

Фермер, машинист- комбайнер.

Основные группы «географических» профессий.

 «Старые», возникшие еще в конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности (геоморфология, землеведение, климатология), и «новые», сравнительно недавно появившиеся (биоклиматология, география туризма).

 «Мужские» и «женские» географические специальности. Например, почти абсолютно мужскими являются гляциология и военная география. Повышенный удельный вес мужчин наблюдается в океанологии, геоморфологии, геодезии, топографии. А вот среди выпускников географических факультетов педвузов, в среде метеорологов-синоптиков и картографов преобладают представительницы слабого пола. Несомненно, что, чем более полевой является географическая специальность, тем более она «мужская», и наоборот.

Основные компоненты профессиональной ориентации учащихся

Успех профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения.

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

  • Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду.
  • Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
  • Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
  • Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
  • Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации, связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией.

Изучение курса географии очень важно для профессионального самоопределения учащихся. География способна раскрыть причины и следствия безработицы, обозначить требования к современному работнику в условиях рынка труда, сформировать мнение по поводу самоопределения в будущей профессии и требований, которые предъявляет общество к качеству трудовых ресурсов.

География – это многое, это просторы своего края и своей страны, это наша огромная планета. Когда ты изучаешь географию – ты и метеоролог, и археолог, и геолог, и гидрограф, и топограф, и вообще можешь представить себя на месте любого профессионала. Обязательно ли изучать географию, в принципе нет, но где ты без географии – нигде! Ещё одной важной задачей географии стала задача научить людей любить, понимать и беречь не только целый мир, а мир свой маленький, окружающий его ежеминутно – свою маленькую Родину, свой край, свой город. Ведь именно с этого начинается и Россия, и вся Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.

В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения  происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую оче...

методическая разработка "Дидактические игры на уроках географии"

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотру...

Из опыта работы. Урок или игра. Технология учебно – игровой деятельности учащихся на уроках географии.

Классификация ролевых игр, основные цели и задачи игровых уроков. Виды и типы игровых уроков с примерами из опыта работы....

Сценарий Родительского собрания Тема: Профориентация учащихся

Цель работы: Формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению на основе профессионального интереса.Задачи:1.     Выявление профессиональных интересов и склон...

Урок географии в 11 классе Тема урока: «Путешествие по странам Зарубежной Европы»

ЦЕЛЬ УРОКА: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА В ИСТОРИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ. уЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПОДОБРАН С ОБШИРНЫМИ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ СВЯЗЯМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОБЗОРНО РА...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Разработка концепции современного урока с применением ценностно-ориентированного подхода на уроках географии и истории в рамках казахстанского образования

Введение: Ценностно-ориентированный подход в образовании способствует формированию у обучающихся системы ценностей, основанной на национальной идентичности, культурном наследии и традициях казахстанск...