Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
статья

Киржаева Елена Васильевна

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля. Данный материал будет полезен для учителей начальной и основной школы, поможет методически правильно спланировать и провести урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся  на уроках развивающего контроля.

Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Подготовила Киржаева Е.В.,

                                        учитель начальных классов

         Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если у него не будут сформированы ценности: способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

В качестве научно обоснованного инструмента формирования данных навыков, можно с полным правом выбрать дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000…», автор которой   Л.Г. Петерсон. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

К урокам деятельностной направленности относятся      уроки развивающего контроляотличительной особенностью которых является их соответствие установленной структуре “управленческого”, критериального контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль).

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса. Их цель – не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля.

Виды уроков развивающего контроля.

1. Письменные работы.

2. Устные опросы.

3. Викторины.

4. Смотр знаний.

5. Творческие отчёты.

6. Защита проектов.

7. Защита рефератов.

8. Тестирование.

9. Конкурсы.

Главные особенности уроков развивающего контроля.

1) Уроки такого типа должны охватывать два урока: на первом выполняется контрольная работа, на втором – проводится её анализ. Причём оба урока должны быть разделены во времени, которые необходимы учителю для проверки контрольных работ (не более 1 – 2 дней).

2) В отличие от уроков рефлексии, на уроках развивающего контроля охватывается большой материал, а потому содержание контрольной будет более объёмным и разносторонним.

Формы организации уроков развивающего контроля.

Работа строится по следующей схеме:

- Ученики пишут контрольную работу и сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты.

- Учитель проверяет работы, выставляет первичную оценку и составляет эталон проверки.

- Ученики по эталону проверяют свои работы.

- По заранее установленным критериям ученики оценивают работы, выводится итоговая оценка.

В зависимости от того, у кого будет находиться проверочный эталон работы, различают следующие формы организации урока:

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик (в паре или тройке). При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля.

1. Выбрать форму проведения контрольной работы. Предполагается, что для урока развивающего контроля удобнее выбирать письменные формы контроля: тесты, задания по карточкам, общие контрольные по вариантам. Желательно, чтобы контрольная работа содержала в себе задания разного уровня сложности.

2. Составить перечень необходимого минимума знаний (правил, формул, положений и пр.), то есть определить минимум того, что должен знать каждый ученик после изучения этого блока, раздела.

3. Для каждого вычлененного ЗУН составить задания, используя принцип минимакса (от самых простых до заданий повышенной сложности).

4. Написать задания контрольной работы. Вариантов может быть несколько.

5. К контрольной работе составить эталон проверки, разработать критерии оценивания и проверки.

6. Выбрать формы работы для каждого этапа урока, определить, какие методы будут использованы.

7. После проверки контрольных работ вычленить все затруднения, зафиксировать их, сгруппировать.

8. Подготовить для каждой выделенной группы аналогичные задания и эталоны проверки.

9. Продумать форму проведения этапа рефлексии.

10. Составить задания для этапа повторения.

11. Составить технологическую карту урока (конспект).

12. Провести самоанализ урока по составленному конспекту, при необходимости внести правки и уточнения.

Отметим, что в педагогической практике есть обычные контрольные уроки, во время которых ученики выполняют задания и получают оценку. Но уроки развивающего контроля отличаются от таких главной своей установкой: важно не столько проверить качество знаний учащихся, сколько направить их мышление на развитие навыков самоанализа, самооценки и самокоррекции. 

Структура урока развивающего контроля.

Рассмотрим последовательно каждый этап урока подобного типа.

I урок.

1) Этап мотивации (самоопределения) к контрольно – коррекционным действиям. (3 - 5 мин.)

В начале урока необходимо создать условия для того, чтобы каждый ученик внутренне подготовился к контрольной («хочу»), осознал её необходимость («надо»), почувствовал уверенность в своих силах («могу»). При этом мобилизуются сила и энергия, волевые усилия учащихся, необходимые для преодоления препятствия, создаётся ситуация успеха.

У каждого учителя наверняка есть свои приёмы для введения учеников в урок, для создания хорошего, рабочего настроения. Это могут быть рифмованные строки, цитирование высказывания известного человека об успехе и умении трудиться, о преодолении препятствий и покорении вершин. А может быть и наоборот – успокаивающая музыка, которая снимет напряжение и создаст комфортную рабочую обстановку. Удобнее, конечно, ориентироваться на особенности конкретного класса.

На этом этапе также обсуждаются формы проведения контрольной работы и критерии выставления оценок.

Приёмы для этапа мотивации:

Конкурс шпаргалок.

Учащимся предлагается прочитать текст. Необходимо передать его содержание с помощью рисунков, условных обозначений или схем. Эти шпаргалки (подписанные) отдаются учителю. По желанию ученики подходят к учителю и извлекают шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Отмечаются лучшие шпаргалки и докладчики.

Корзина идей. 

Этот приём позволяет выяснить всё, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

Реставратор

Смысл приёма заключается в том, что учащиеся реставрируют текст, предварительно намеренно искажённый учителем или выданный в неполном объёме, который предстоит восстановить.

Толстые и тонкие вопросы.

Это приём из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый.

Интеллектуальная разминка.

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс.

Образовательная стратегия.

- Что вы делали, чтобы сегодня написать эту работу на «5»?

Оратор

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Фантазёр

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Приёмы желательно подбирать такие, чтобы ученики могли через структурирование знаний вспомнить наиболее сложные вопросы изученной темы.

2) Этап актуализации и первичного пробного действия (30 - 35 мин.)

На данном этапе продолжается подготовка мышления учеников к написанию контрольной работы, анализируются знания по теме.

Приёмы для этапа актуализации:

Таблица "ЗХУ".

Щадящий опрос.

Учитель проводить фронтальный опрос, но сам ответы не выслушивает. Дети отвечают друг другу в паре или группе. Затем учитель сам отвечает на этот вопрос, и дети сравнивают ответы товарищей с ответом учителя и ставят ему “+” или “-“. Целесообразно проводить перед обобщением или контрольной работой. Но можно и на любом уроке.

Диктант в ладоши. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель даёт задание, например, можно предложить детям “прохлопать” задание по списку «Живое и неживое». Хлопнуть в ладоши тогда, когда я назову живые тела. Приготовились, слушаем внимательно!: белка, заяц, облако, карандаш, гранит, берёза, песок, вода, туман, солнце, лягушка!” или «Чётные и нечётные числа» и т.д. Для класса, с которым педагог установил особенно хорошие отношения, можно предложить детям придумать аналогичные задания самим.

Главная идея: подобные разминки  легко вписать в практически любой урок. Занимает 1–2 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. Развлекает детей. Простор для фантазии.

Слепой текст.

1.Заполнить «слепой» текст словами или числами.

Примеры на умножение с окошками, задачи с недостающими данными.

Верно — Неверно.

Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.

Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-". Анализ сразу.

На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.

Свои примеры.

Ученики подготавливают свои примеры к материалу на слайде или доске. Решение другими учащимися.

После этого проводится работа по написанию собственно контрольной работы.

После написания работы ученики сверяют свои контрольные с эталоном, фиксируют результаты в таблице. Важно: без исправления ошибок.

В конце урока каждый ученик выставляет себе оценку.

II урок

Проводится после того, как учитель проверил контрольные работы.

Теперь важно, чтобы ученики сами нашли свои ошибки,

зафиксировали затруднения и определили путь их исправления.

3. Этап актуализации и локализации затруднений (5-7 минут)

Главная цель этого этапа работы в том, чтобы ученик выделил свои ошибки и недочёты, зафиксировал их и определил причину своего затруднения.

Если ученики затрудняются выделить свою ошибку, предложите им перечень вопросов:

- Какое задание я выполнял?

 - С какой темой это было связано?

- Что я сделал сначала, что потом?

- В чём возникло затруднение?

- На каком конкретном этапе работы над этим заданием возникло затруднение?

- Почему так получилось?

- Каких знаний и умений мне не хватило для правильного решения?

Приёмы для этапа локализации:

Таблица "ЗХУ".

Ромашка Блума.

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (около 10 мин)

На данном этапе ученик  должны выбрать индивидуальные цели для коррекции знаний. Если ошибки у некоторых схожи, таких учеников можно определить в группы (пары).

После этого начинается подбор средств и способов разрешения затруднений. То есть выбираются те понятия, правила, формулы, модели, с помощью которых можно скорректировать ошибку. В качестве средств также можно предложить эталон проверки, главу учебника, аналогичные задания, которые выполнялись на предыдущих уроках.

Работать удобнее по следующему плану:

1. Ставим цель. Общая, конечно, будет одна — устранение пробелов и коррекция знаний. Но потом каждый ученик (или группа) ставит для себя более конкретную цель, связанную с допущенными ошибками. Например, повторить правописание безударных гласных в корне, научиться решать задачи на разностное сравнение, запомнить таблицу умножения на 7.

2. Находим средства, которые понадобятся для достижения цели. Это может быть учебник, конспект предыдущего урока, презентация, справочник, памятка и т.д.

3. Находим способ достижения цели: повтор главы учебника, составление таблицы, пересказ темы товарищу, повторение правила, формулы и т.д.

Приёмы для этапа построения проекта:

Составление алгоритма.

Алгоритм — это схема последовательных действий, которые приводят к правильному результату. На начальном этапе использования приема уместнее давать ученикам готовые алгоритмы. Работая с ними, ученики учатся планировать свою деятельность, видят образчики сжатого способа подачи информации, учатся вычленять главное в теме. 

Но в итоге нужно стремиться к тому, чтобы ученики сами научились составлять алгоритмы по теме урока.

Способы обучения составлению алгоритмов.

1. Примеры. Ученикам предлагается готовый алгоритм, к которому нужно подобрать практические примеры и продемонстрировать своё умение пользоваться заданной схемой.

2. Совместное составление. По ходу изучения темы ученики вместе с учителем составляют алгоритм действий на новое правило.

3. Продолжение алгоритма. Учитель предлагает лишь начало, «шапку» алгоритма. Задача учеников: продолжить составление алгоритма, приведя его к логическому завершению.

4. Паззл. Ученикам предлагается разрозненный алгоритм, расчленённый на несколько фрагментов. Задача учеников: собрать алгоритм в правильной последовательности.

5. Восстановление. Можно предложить ученикам алгоритм с пропущенным звеном (несколькими звеньями). Один из вариантов такой работы — исправить ошибку в составленном алгоритме.

Приём "Да-нет".   Толстые и тонкие вопросы.

5. Этап реализации построенного проекта (до 10 минут)

Ученик на данном этапе самостоятельно или в парах (в группах) работают по составленном проекту.

Приёмы для этапа реализации проекта:

Интеллектуальный ринг.

                                   Мудрые совы (консультанты).

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (3-4 минуты)

На данном этапе ученики обсуждают возникшие затруднения, объясняют какие пути и методы были выбраны для их разрешения, обязательно проговаривают свой алгоритм работы над исправлением ошибок и аргументируют, почему именно это правило или этот способ работы был выбран.

Приёмы для этапа обобщения:

Мудрые совы.                 Верные и неверные суждения.  

Толстые и тонкие вопросы.    

       

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (до 10 минут)

Теперь ученики выполняют самостоятельную работу, выбрав только задания, аналогичные тем, в которых были допущены ошибки. После этого они проверяют свои работы по готовому образцу (эталону) и фиксируют преодоление препятствий.

Приёмы для этапа самостоятельной работы:

Приём "Да-нет".

Верные и неверные суждения.

Лови ошибку.    Мини-тестирование.

Реставратор.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (5-7 минут). Решение заданий творческого характера.

Теперь важно ещё раз повторить те знания и умения, которые вызвали затруднения, закрепить их и подготовиться к восприятию следующей темы.

Обычно предлагаются задания, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущем этапе, но уже более творческие и расширенные.

Приёмы для этапа повторения:

Составление алгоритма.

Лови ошибку.  Мини-тестирование.

Толстые и тонкие вопросы.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке (3-5 минут)

Главная цель этого этапа — самооценка учеников, осознание результатов своей работы и анализ своей работы на уроке. На этом же этапе формулируется задание для домашней работы (если в этом есть необходимость).

Приёмы для этапа рефлексии:

 Рюкзак. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил …

Цветные поля.

Одно из важнейших преимуществ приёма "Цветные поля" заключается в том, что он помогает созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень её строгости, и учиться определять и степень своей подготовленности.

Алгоритм работы с приёмом.

1. Ученик пишет письменную работу (сочинение, изложение, диктант, контрольную, работу над ошибками, самостоятельную, лабораторную и т.д.).

2. На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:

  • Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
  • Зелёный — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
  • Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю";

Значения цветов и их количество может варьироваться в зависимости от задания, от сложности темы, от целей урока. 

Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определённый цвет: зелёный — всё сделал правильно, жёлтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Вагончики. Каждый вагончик соответствует определённому заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.


Тема урока:

Тип урока: урок развивающего контроля

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. 
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Технологическая карта урока

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения учащихся в работу

Проявление интереса к материалу.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Внутренняя актуализация, включение в учебный процесс

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Организовывает повторение контролируемых способов действий, сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу

Демонстрируют знания и умения.

Знание алгоритмов, понятий, осознание взаимосвязей

Этап актуализации и  локализации индивидуальных затруднений

Цель; выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Организует мотивирование учащихся к коррекционной деятельности.

Анализирует правильность самопроверки учащимися своих работ.

Уточняет алгоритм и правила устранения ошибок.

Определяют места ошибок.

Указывают способы действий.

Сравнивают с эталоном и выполняют задания творческого уровня

Применение полученных знаний в решении практических заданий.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Организует процесс обсуждения учащимися целей коррекции, а также помогает выбрать необходимые средства и способы их достижения

Формулируют индивидуальные цели и алгоритм коррекционных действий.

Выбирают способ и средство коррекции.

Анализ своих решений и определение мест ошибок. Фиксация способов действий, в которых допущены ошибки.

Этап реализации построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Организует обсуждение типовых ошибок и уделяет время тем учащимся у которых возникли затруднения

Учащиеся проговаривают формулировки способов действий, которые вызывают затруднения

Определение алгоритма коррекционной работы.

Этап обобщения затруднений во внещней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Организует обсуждение типовых затруднений.

Проговаривает формулировки способов действий, которые вызвали затруднение.

Участвуют в выявлении типичных ошибок.

Формулируют способы действий, которые вызвали затруднение

Вербальная фиксация формулировок способов действия

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Осуществляет знаковую фиксацию преодоления затруднений.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку

Индивидуальная рефлексия. Адекватная самооценка.

Ситуация успеха

Этап решения заданий творческого уровня

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Организует выполнение заданий, в которых требуется применить знания при решении творческих задач.

Организует выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем

Выполняют задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач творческого уровня.

Осуществляют задания на подготовку к изучению следующих тем

Применение знаний для решения задач повышенной сложности и творческих заданий.

Этап рефлексии контрольно- коррекционной деятельности

Цель: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности;

осознание метода преодоления затруднений в деятельности;

осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности

Организует проговаривание механизма деятельности по контролю.

Организует оценивание полученных результатов, а также фиксацию цели последующей деятельности.

Проговаривают механизм деятельности по контролю.

Дают оценку полученным результатам.

Фиксируют цель последующей деятельности

Механизм деятельности по контролю.

Самооценка результатов деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СПО

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»              ...

Методические рекомендации "Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях реализации ФГОС" для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Содержание методических рекомендаций направлено на овладение студентами конкретными практическими навыками построения урока, который не только вооружал бы учащихся знаниями и умениями, значимость кото...

«Особенности построения современного урока английского языка в контексте реализации ФГОС 2022»

 Нововведения XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современный челов...

Конспект урока «Развитие навыков полифонического мышления на уроках фортепиано»

Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навык...