Конспект урока «Развитие навыков полифонического мышления на уроках фортепиано»
план-конспект урока

Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» пгт. Благоево

Конспект урока

«Развитие навыков полифонического мышления на уроках фортепиано»

                                                     

                                                                                                                               

                                                                          Преподаватель:

                                                                          Вакуленко Н.А.

пгт. Благоево

2024 год

Пояснительная записка

      Работа над полифоническим произведением является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична. Поэтому развитие полифонического слуха и полифонического мышления является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры учащихся. Уже с первых шагов обучения ученики проходят пьесы старинных, русских и советских композиторов, в которых есть элементы полифонии. Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно.

     Активное и заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как например, имитация. В русских народных песнях, где первоначальный напев повторяется октавой ниже, можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым и интересным явлением, как эхо. Учащийся с интересом ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне? какой голос звучит как эхо? И расставит (сам) динамику (f и р), используя прием «эко». Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») - педагог или наоборот.

    Наилучшим материалом для воспитания звукового мышления пианиста является клавирное наследие И.С.Баха. Общепризнано, что преподавание И.Баха - один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия встают на пути к художественно-выразительному, полноценному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора.

     . К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что ученики относятся к полифоническим произведениям И. С. Баха как к музыке сухой и скучной. Научить ребенка любить музыку И. С. Баха, раскрыв перед ним богатый внутренний мир Баховских мыслей и их эмоциональное содержание – одна из важнейших задач педагога.

Тема урока: «Развитие навыков полифонического мышления на уроках фортепиано

Форма урока: индивидуальная.

Продолжительность урока: 45 мин.

Класс: 2

Цель урока: Воспитание у обучающихся навыков полифонического мышления. Развитие музыкального кругозора, активизация  мышления, слуха, координации.

Задачи урока:

обучающая  - Обучить основным  навыкам поэтапного разбора произведения. Показать

                        способы работы  над  полифонией.

воспитывающая   - воспитать  исполнительскую  культуру  в произведениях

                                 полифонического склада.

образовательная - овладение учащимся теоретическими знаниями и практическими

                                навыками;

развивающая      - развитие  полифонического  мышления.

                            -  развитие координации, развитие ритмических навыков;

                            - метроритмическая организация исполнения;

                            - приобретение навыков слухового контроля.

Методы и технологии обучения:

- наглядные;

- образных сравнений

- практические;

- эмоционально–познавательные;

- методы обобщения;

- игровые технологии;

- здоровье - сберегающие технологии.

Оснащение урока:

- музыкальный инструмент;

- нотный материал;

-учебные пособия;

-дидактический материал.

-стул.

Технологическая карта

Основные этапы урока, продолжительность

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Методы

Результат взаимодействия

Организационный  

1 минута

Приветствие, подготовка

ученика к работе. Настрой

на творческую,

плодотворную работу

Готовность учащегося к занятию, необходимый положительный психоэмоциональный настрой на работу.

Метод эмоционально -

психологический мотивация

к активной работе

учащегося.

Готовность к уроку

Экспозиционный

разминка, подготовительные упражнения, выполнение заданий к уроку

10 минут

Просит сыграть Ганон, гаммы Соль мажор и до мажор.  Проверяет пройденный материал: игра гамм отдельными руками.

Задание:  - делим ее на 2 голоса, которые самостоятельно ведут свои мелодические линии, которые могут не совпадать артикуляционно и мелодически (контрастная полифония): одной рукой форте, другой пиано,

- в одной руке легато, в другой стаккато.

- Работать медленно.

В качестве разыгрывания Ганон, гамма Соль маж.,До мажор.

Играет гаммы, контролирует аппликатуру, сравнивает их звучание, аппликатуру.

Метод образных сравнений

Разыгрывание пианистического аппарата. Закрепление навыка игры гаммы. Мобилизация воли, включение слухового контроля, концентрация  внимания

Развивающий этап.

Открытие темы урока, постановка цели и задач урока.

20 минут

Создание проблемной ситуации.

Что такое Канон?

Прочитаем стихотворение

А Барто каноном.

Для того, что бы ясна была полифоничность, должна быть ясная линия каждого голоса.

Строка – вслух, строка – про себя.

Показывает иллюстрацию «Рыбка». Просит сыграть Л. Келлера «Золотая рыбка»

Что такое полифония?

Иллюстрация

«2 рыбки»

Какон, разновидность полифонии?

Играют каноном произведение.

И. Бах Менуэт Соль маж.

Менуэт во времена Баха был известным, распространенным танцем.

Изначально это был старинный народный французский танец, а в дальнейшем стал модным, аристократическим. У женщин широкие и длинные платья требовали плавных и размеренных движений. У мужчин изящные туфли и красивые банты у колен.

В мелодических оборотах передавались плавность и важность поклонов, приседаний. Все эти черты должны прозвучать в исполнении ученика.

- Сколько частей?

Внимание на отличие верхнего и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их поют два разных певца. Пример: верхний женский голос, нижний мужской

Канон –все голоса исполняют одно и ту же вступая поочередно, с опозданием.

С педагогом читает стихотворение каноном.

Играть в лицах: педагог – ученик. Вопрос ярче, настойчивее. Ответ – тише.

Понимание и принятие цели  учебного  занятия, наличие мотивации.

«Поли» - много, «фон» - звук. Многоголосие.

Ответ

Старинный танец и зрительные образы, связанные с ним (движения, костюмы танцующих, атмосфера)

Ученик исполняет произведение.

Определяется характер менуэта: мягкий,

 спокойный, танцевальный. Мажорный лад придает светлую окраску.

Менуэт состоит из 2 частей. Первый период состоит из 2 предложений повторного строения.

Верхний голос – гибкие, плавные движения. Нижний – выдержка, спокойствие.

 

Наглядный.

Метод «вопросов и ответов».

Метод «мозгового штурма»

Таким образом поднимается активность слухового внимания.

Развивается творческая фантазия.

Заключительный.

(рефлексия,

закрепление

пройденного

материала,

итоги урока)

5 минут

Задание на дом

(5 мин).

Выведение понятия «полифония»

Какая была цель урока? Какие задачи?

Все ли получилось?

Почувствовал ли ты себя исследователем?

Какие задачи еще необходимо решить, чтобы научиться работать с музыкальным текстом?

Учитель обсуждает с учеником план занятий дома. Предлагает варианты работы над музыкальным произведением

Ученик анализирует свою деятельность на уроке, и дает ей оценку, определяет, какие творческие и пианистические задачи предстоит решить для достижения цели

Совместно с учителем планирует домашнюю работу.

Самостоятельно применить приобретенные приемы в гаммах и музыкальных произведениях;

Определить объем домашнего задания, воспитать сознательное и творческое отношение к домашней работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

СВЯЗЬ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ С РАБОТОЙ В КЛАССЕ  ФОРТЕПИАНО....

Развитие творческих способностей учащихся и приобретение навыков импровизации на уроках фортепиано

Цель статьи - показать методы работы на уроках фортепиано, развивающие у ребёнка навыки импровизации и сочинительства на начальном этапе обучения....

Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач детей дошкольного возраста

ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют...

Навыки критического мышления

В материале представлены навыки критического мышления и некоторые условия их развития....

Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...