ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ»
методическая разработка

 

Одной из актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. В современных условиях на первое место выдвигается проблема именно асоциального поведения среди подростков.

В современном колледже обучаются очень разные обучающиеся. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психологопедагогическая поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска", или с так называемыми «трудными» детьми. Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

Цикловая комиссия общепрофессионального и профессионального циклов

ДОКЛАД

«ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ»

                                                        Подготовила:

                                                        преподаватель учебных дисциплин

                                                        общепрофессионального и

                                                        профессионального циклов

                                                        Тодавчич Валентина Николаевна

Луганск

2022

                                                        Кто-то, когда-то, должен ответить,

                                                        Высветив правду, истину вскрыв,

                                                        Что же такое - трудные дети?

                                                        Вечный вопрос и больной как нарыв.

Одной из актуальных и социально-значимых задач, стоящих перед нашим обществом, безусловно, является поиск путей снижения роста преступности среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. В современных условиях на первое место выдвигается проблема именно асоциального поведения среди подростков.

В современном колледже обучаются очень разные обучающиеся. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психологопедагогическая поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Традиционно у классных руководителей и педагогов возникают сложности с детьми "группы риска", или с так называемыми «трудными» детьми. Дети "группы риска" - это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов.

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Факторами риска при этом являются следующие:

Индивидуаль

ные особенности

Семейные

Колледжа

В группе сверстников

В обществе

низкая

самооценка;

застенчивость;

плохая

успеваемость;

нарушение

дисциплины;

положитель

ные

установки по

отношению к

психотропным

веществам

конфликты в семье;

безнадзор

ность;

родители,

употребляю

щие

алкоголь;

физическое и

психологичес

кое насилие в

семье;

отсутствие

дисциплины

плохая

успевае

мость;

низкий

моральный

уровень

учеников;

конфликты с педагогами

нежелание учиться; давление сверстников;

дружба с подростками, употребляющими алкоголь

жизнь в обществе, способствующем употреблению табака, алкоголя; отсутствие поддержки сот стороны общества; нищета и экономическая нестабиль

ность

Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

Алгоритм оказания обучающемуся социально-педагогической поддержки включает в себя два этапа:

  1. этап – выявление обучающихся, нуждающихся в специальной помощи;
  2. этап - координация и осуществление профилактической и реабилитационной деятельности.

Система организации профилактической работы с обучающимися «группы риска» осуществляется следующим образом.

Ежегодно в начале учебного года корректируются списки обучающихся по категориям, формируется банк информации об обучающихся "группы риска".

Информация об обучающихся может поступать и от классного руководителя, тогда социальный педагог в случае необходимости подключает городские структуры; и от городских организаций, например, от специалистов отдела опеки и попечительства, КДН или ПДН ОМВД, тогда уже социальный педагог знакомит с ней классного руководителя.

На каждого обучающегося, состоящего на внутриколледжном учёте, учете в ПДН и КДН, заполняется карта обучающегося, содержащая сведения о родителях, краткую информацию о бытовых условиях, взаимоотношениях между членами семьи, особенностях семейного воспитания. Также отражается работа, проведённая с и семьёй (беседы, рейды и т.д.).

Составляется характеристика обучающегося, отражающая учебную деятельность и характеристику межличностного общения, фиксируется успеваемость обучающегося, посещаемость учебных занятий и сведения о совершённых проступках и правонарушениях, а также проведённой работе с родителями.

В сентябре классные руководители традиционно составляют план воспитательной работы с группой. Обучающиеся "группы риска" требуют к себе особого подхода и контроля, поэтому классный руководитель составляет "план индивидуальной работы" с этими обучающимися с указанием группы, фамилии и имени обучающегося. План и следующие документы находятся у классного руководителя, а также у социального педагога в соответствующих папках.

Часто для определения причин возникновения проблем у обучающегося необходимо посетить его семью. Тогда социальным педагогом совместно с классным руководителем составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, который отражает санитарное состояние квартиры, наличие у обучающегося места для отдыха, места для выполнения домашних заданий, обеспеченность необходимых потребностей обучающегося в пище, одежде и т.д.

Ежегодно классный руководитель составляет социальный паспорт группы, в котором содержатся сведения о жилищных условиях и доходах семьи, социальном статусе родителей, перспективах образования для обучающихся (пожелания родителей), состоянии здоровья обучающихся, их деятельности вне учебного заведения. Затем составляется социальный паспорт колледжа. Данные сведения позволяют сделать прогнозы и заранее, не дожидаясь проблемы, обозначить точки напряжения и привлечь в случае необходимости к семье внимание психологов, медиков, социальных работников.

Такой тщательный сбор информации об обучающимся и его семье часто помогает выявить существующую проблему обучающегося и вовремя ему помочь.

Содержание работы колледжа с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
  3. участие родителей в управлении учебного заведения (совет колледжа, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания, обще групповые и общеколледжные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому и т.д.

Одно из значимых звеньев в работе с «трудными детьми и семьями» является взаимодействие колледжа с субъектами профилактики:

*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на «трудных» обучающихся в комиссию по делам несовершеннолетних (КДН);

*колледж обращается в центры помощи семье, социальные службы города,

*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ПДН ОМВД;

*органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;

*колледж тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости обучающихся во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.

Жизнь обучающегося разнообразна, по крайней мере, должна быть такой, педагогам важно вникать во все стороны жизни подростка, оказывать на него всё возможное влияние. Не просто отвлечь от улицы (хотя и это важно), от сомнительных друзей, а увлечь по-настоящему, поддержать хороший интерес.

Трудно формировать у них правильные взгляды. Правильные отношения. Интересы, привязанности. А уж сломить установившийся стереотип - ещё сложнее.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с обучающимися «группы риска» и их семьями

  1. Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» подростке хорошие стороны.
  2. Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
  3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.)
  4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе вам никогда не стать в глазах ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
  5. Никогда не ставьте окончательный и безнадёжный диагноз: «Такой-то неисправим, он обязательно попадет в тюрьму». Знайте, если это предсказание сбудется, Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
  6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
  7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

                                                        «Вот они, главные истины эти:

                                                        Поздно заметили, поздно учли...

                                                        Нет, не рождаются «трудные» дети,

                                                        Просто им вовремя не помогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Роль студенческих олимпиад, профессиональных конкурсов в подготовке специалиста. Обмен опытом

Важнейшей задачей системы среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышл...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.В настоящее время в образовании проявлен...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: Организация разноуровневой самостоятельной работы обучающихся на уроках профдисциплин в системе СПО

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей обучающихся, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий...

Доклад на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "Оптимизация процесса адаптации обучающихся первого курса в коллективе колледжа"

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающихся к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении....

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ С ЦЕЛЬЮ УГЛУБЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ЗНАНИЙ»

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительн...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов.Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать воз...