ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»
материал

Пушкарёва Елена Владимировна

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.

В настоящее время в образовании проявлено неравномерное отношение к приоритетам информатизации, образовательные организации часто полярно различаются оснащенностью, готовностью педагогов к работе с ИКТ, уровнем целесообразности применения средств информатизации в образовательном процессе, обстоятельствами и приоритетами развития в части информатизации образовательного процесса. При этом необходимо учитывать не только требования государства к формированию ИКТ-компетентности обучающихся и к совокупности условий достижения этого результата, но и приоритетную педагогическую цель – воспитание личности, духовно-нравственное развитие гражданина информационного общества. Это одна из самых сложных целей современного образования, к сожалению, осознаваемая далеко не каждым педагогом. Кроме того, необходимо выполнять нормативные требования к профессиональной ИКТ-компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Луганской  Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

На тему: «Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин»

Преподаватель ЛКТТПКМ:                                        Пушкарева Е.В.

Луганск 2020 г

Формирование ИКТ- компетентности преподавателей профессиональных дисциплин

Проведенный нами анализ сущности тенденций развития современного образования показал, что одной из них на современном этапе по-прежнему является информатизация.

В настоящее время в образовании проявлено неравномерное отношение к приоритетам информатизации, образовательные организации часто полярно различаются оснащенностью, готовностью педагогов к работе с ИКТ, уровнем целесообразности применения средств информатизации в образовательном процессе, обстоятельствами и приоритетами развития в части информатизации образовательного процесса. При этом необходимо учитывать не только требования государства к формированию ИКТ-компетентности обучающихся и к совокупности условий достижения этого результата, но и приоритетную педагогическую цель – воспитание личности, духовно-нравственное развитие гражданина информационного общества. Это одна из самых сложных целей современного образования, к сожалению, осознаваемая далеко не каждым педагогом. Кроме того, необходимо выполнять нормативные требования к профессиональной ИКТ-компетентности.

Характеристики ИКТ-компетентности педагога раскрыты в документах опосредованно. Так, в ЕКС есть требования:

 об обязательном использовании современных образовательных технологий и цифровых ресурсов;

о применении современных средств осуществления контрольно-оценочной деятельности на основе цифровых технологий;

об умении педагога работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, базами данных, электронной почтой и браузерами.

Среди прав педагогов выделено право выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Одновременно законом определено, что педагог осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Кроме того, в законе большое значение уделяется электронному обучению, электронным образовательным ресурсам и базам данных, сайту и другим связанным с информатизацией образования аспектам развития современной образовательной организации. При этом в текстах всех уровней общего образования подчеркивается необходимость непрерывного профессионального развития педагогов, соответствия их уровня квалификации должностным квалификационным характеристикам.

Гораздо подробнее освещаются требования к ИКТ-компетентности обучающихся, которые, начиная с уровня начального общего образования, в преемственности конкретизированы применительно к структуре комплексного результата освоения основных образовательных программ.

 Очевидно, что эти требования являются минимально необходимым уровнем ИКТ-компетентности педагогов и основанием для проектирования образовательного процесса, направленного на выполнение ГОС в этом аспекте. Действительно, подтверждение этого предположения имеется в Профессиональном стандарте педагога, реализация которого в практике образования является ближайшей перспективой развития российской системы общего образования. В этом документе все требования к педагогу представлены через описание основных видов педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие.

Изучив положения Профессионального стандарта об ИКТ-компетентности педагога, педагоги нередко сомневаются в возможности их реализации. В этом случае целесообразно исходить из того, что успешность выполнения государственных требований во многом зависит от оптимальности функционирования системы управления качеством образования в целом и персоналом в частности.

В связи с этим уместным представляется обращение к уже апробированной и признанной эффективной модели практической реализации требований нормативного документа федерального уровня.

Этап массового введения стандарта, в ходе которого особое значение имеет диссеминация передового педагогического опыта, непрерывное профессиональное развитие педагогов и руководителей, системное продолжение начатой работы по созданию и развитию системы условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями нормативного документа. Этап системной реализации стандарта, на котором существенное значение имеет контроль качества реализации требований, внутренний аудит и внешняя экспертная оценка достижения планируемых результатов, анализ и коррекция образовательных программ, совершенствование образовательного процесса.

Используем организационную логику представленной модели для внедрения в практику Профессионального стандарта педагога. Это позволит оптимизировать процесс целенаправленного профессионального развития, осуществлять его поэтапно, конкретизировать процессы управления персоналом и качеством образования, уточнить положения внутренней системы оценки качества образования.

Некоторые особенности практической реализации заявленных возможностей. Первоначально необходим внутренний аудит готовности педагогов к реализации требований Профессионального стандарта. наиболее эффективно эту работу проводить в методических объединениях педагогов. При этом следует начинать с анализа специфики педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса. Независимо от преподаваемого учебного предмета и уровня общего образования, на котором осуществляется профессиональная деятельность профессионального стандарта педагога. Целью анализа является выделение наиболее сложных с точки зрения методического объединения функций по осуществлению обучения, воспитательной и развивающей деятельности. Можно предположить, что к числу затруднений будут отнесены следующие трудовые действия, знания и умения педагогов:

– разработка и применение современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

– владение ИКТ-компетентностями, в том числе и для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

- знание основ психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

– выделение ценностного аспекта учебного знания и информации, обеспечивая его понимание и переживание обучающимися и проч.

Именно эти и, возможно, некоторые другие компетенции предстоит развивать в первую очередь. Частотность их выбора участниками обсуждения позволит сформировать программу развития профессиональных компетенций педагогов образовательной организации, определить последовательность и порядок повышения квалификации, сформулировать запрос специалистам системы дополнительного профессионального образования на разработку и реализацию новых дополнительных профессиональных программ.

Одновременно необходимо изучить текст Профессионального стандарта для выявления потребностей в материально-техническом оборудовании и учебно-методическом обеспечении.

Особое значение имеет отражение в рабочих программах педагогов не только требуемых ГОС видов деятельности обучающихся, но и соответствующих Профессиональному стандарту трудовых действий педагогов.

При этом приоритетным следует считать внутреннее оценивание результатов профессионального развития, взаимодействие педагогов образовательной организации в части освоения новых практик, методик и технологий. В этот период по-прежнему требуется осуществлять управление развитием всей системы условий, необходимых для реализации основных образовательных программ на требуемом государством уровне. Завершающий этап может быть представлен системным выполнением требований Профессионального стандарта всеми педагогами образовательной организации. Однако возможное обновление педагогического коллектива, приток молодых специалистов потребует продолжения внутренней диссеминации педагогического опыта.

 Существенное значение приобретет и получение положительной внешней экспертной оценки профессионального развития коллектива, каждого педагога. В целом можно предположить, что модель реализации ГОС общего образования может служить теоретической основой для моделирования и осуществления внедрения Профессионального стандарта педагога в образовательной организации, в муниципальной или региональной системе образования.

Очевидно, что требования Профессионального стандарта являются в этом случае ресурсом развития системы управления качеством педагогических компетенций педагогов, в том числе и ИКТ-компетентности.

Список литературы:

 1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г. Тенденции развития современного образования – ориентир проектирования образовательной среды школы // Сибирский учитель. 2015. № 1. С. 5–9.

2. Молокова А. В. Проблемы повышения квалификации работников образования в аспекте введения ФГОС НОО в Новосибирской области // Сибирский учитель. 2013. № 4. С. 5–9.

3. Молокова А. В. Информатизация образовательного процесса: потенциал инновационного развития системы общего образования // Сибирский учитель. 2015. №

4. С. 19–25. Молокова А. В., доктор педагогических наук, профессор. Новосибирский ИПКиПРО. Красный пр., 2, Новосибирск, Россия, 630007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В данной статье рассматривается вопрос о повышении компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе совремнных информационных технологий. Процесс подготовки специалистов в средних специаль...

Цикловая методическая комиссия, доклад на тему: «Компоненты педагогического мастерства преподавателя»

Опубликовано 20.02.2019 - 20:11 - Татаринова Светлана АнтанасовнаВыступление с докладом на Цикловой методической комиссии: «Компоненты педагогического мастерства преподавателя&raq...

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у студента - важнейшая социальная...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ»

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетен...