Викторина как форма проведения итогового занятия по учебной дисциплине Конституционное право (из опыта работы)
статья

Верещагина Ирина Васильевна

В научной статье представлен опыт организации и проведения итогового занятия в форме викторины по учебной дисциплине Конституционное право для студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; приведены рекомендации для преподавателя по подготовке и проведению урока-викторины; описаны используемые методы обучения и методические приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научная статья19.39 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377.5

Викторина как форма проведения итогового занятия по учебной дисциплине Конституционное право (из опыта работы)

И. В. Верещагина, преподаватель высшей категории КГБ ПОУ «Торгово-экономический техникум», Хабаровск, Россия

Аннотация: в статье представлен опыт организации и проведения итогового занятия в форме викторины по учебной дисциплине Конституционное право для студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; приведены рекомендации для преподавателя по подготовке и проведению урока-викторины; описаны используемые методы обучения и методические приемы

Ключевые слова: итоговое занятие, викторина, конституционное право

Quiz as a form of a concluding class on academic discipline

Constitutional law (work  based experience)

I.V.Vereshchagina, professor of the highest category RSB PEI «Khabarovsk Trade and Economic College», Khabarovsk, Russia

Keywords: concluding class, quiz, constitutional law

Annotation: this article presents observations of academic discipline concluding class, administered in a form of a quiz. Constitutional law - for students under 40.02.01 specialty Rights and organization of social security; recommendations on preparation and realization of a concluding class in the form of a quiz are offered to a prospective professor; study methods along with methodological approaches are described.

Завершая курс учебной дисциплины, преподаватель задается вопросом о выборе формы проведения итогового занятия, которое позволило бы наиболее эффективно достичь цели, связанной с повторением, обобщением и закреплением учебного материала.

Как показывает опыт, эффективной формой проведения итогового занятия является викторина. Однако, следует отметить, что проведение урока в форме викторины требует тщательной подготовки как преподавателя, так и студентов. Только при должной подготовке к такому уроку как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся можно получить успешный результат.

В своей практике автор статьи неоднократно использовала викторину как форму проведения итогового занятия по конституционному праву для студентов специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Выбранная форма проведения учебного занятия способствует формированию у обучающихся таких общих и профессиональных компетенций, как организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; работать в коллективе и команде; ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы; осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов.

Кроме того, проведение урока в форме викторины способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию памяти, внимания, наблюдательности, приносит ощущение радости победы.

Основной целью итогового урока по конституционному праву является обобщение, систематизация полученных знаний по учебной дисциплине, понимание места и связи конституционного права с другими отраслями российского права.

Проведение итогового занятия в форме викторины позволяет помимо обучающих задач, вытекающих из цели урока, решить ряд развивающих задач, таких как закрепить умения обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, оперировать понятиями и категориями конституционного права, делать необходимые выводы.

Важное значение имеют и воспитательные задачи, которые также могут быть успешно решены в ходе учебного занятия. Среди таких задач стоит отметить воспитание интереса к своей будущей профессии; воспитание патриотизма; развитие необходимых коммуникативных навыков; развитие умения брать ответственность за принятое решение. Такие подходы полностью отвечают принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации», в которой закрепляется гуманистический характер образования в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

При подготовке к уроку-викторине преподавателю стоит учесть следующие рекомендации:

- необходимо четко сформулировать вопросы викторины и задания конкурса, скорректировать их с учетом изменений в законодательстве, исключить необходимость использования студентами дополнительных источников (телефонов, интернета, нормативного материала);

- сформировать команды, состоящие из 5-6 студентов;

- в каждой команде необходимо выбрать координатора, который будет фиксировать ответы, предварительно подсчитывать баллы, следить за дисциплиной;

- целесообразно выбрать внешних независимых экспертов, которые будут фиксировать, какая команда первой готова дать ответ; правильность этого ответа; подсчет баллов.

- до всех участников урока доводится план его проведения, условия принятия ответов и их оценка;

- вся информация дублируется на слайдах презентации.

Также преподавателю необходимо позаботиться о создании благоприятного психологического климата, чтобы не только победители, но и проигравшие смогли разделить радость и удовлетворение от урока.

При проведении занятия должна быть обеспечена наглядность. Целесообразно использовать мультимедийную презентацию, а также обеспечить студентов необходимым для выполнения заданий раздаточным материалом. В презентации следует подготовить слайды с вопросами викторины по изученному материалу и ответами на них, а также слайды с четкой инструкцией о порядке проведения конкурса-викторины и критериями оценки ответов.

Преподавателю также следует ознакомить студентов с рекомендациями по подготовке к итоговому занятию и особенностями его проведения.

ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения предусматривает, что студенты после изучения учебной дисциплины ОП.02. Конституционное право должны знать основные теоретические понятия и положения конституционного права; содержание Конституции Российской Федерации; особенности государственного устройства России и статуса субъектов федерации; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; избирательную систему Российской Федерации; систему органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.

Поэтому обучающимся при подготовке к уроку-викторине необходимо повторить весь пройденный материал по учебной дисциплине ОП.02. Конституционное право.

Целесообразно заранее сформировать команды и определить в них координаторов.

На заключительном этапе урока необходимо подвести итоги, определить команду-победителя, прокомментировать работу других команд, а также оценить работу каждого студента.

Кроме того, необходимо уделить внимание рефлексии, выяснить мнение обучающихся о проведенном занятии и его результатах, используя, например, такие приемы, как: «квадрат впечатлений», «незаконченное предложение», «чемодан» или др.

Чтобы урок прошел максимально интересно, плодотворно, результативно преподаватель должен владеть различными формами активизации учебной деятельности обучающихся. Автором в ходе проведения такого учебного занятия применяются нестандартные методы обучения: интерактивные методы, технология проблемного обучения, частично-поисковая деятельность и др.

Применение таких методических приемов развития критического мышления, как составление синквейна; определение сопоставления (выбор соответствующих друг другу пар утверждений); учебно-мозговой штурм; игровые и групповые технологии, позволяют разнообразить учебное занятие, поддержать интерес обучающихся, усилить их мотивацию к изучению учебного материала.

Учитывая специфику юридических дисциплин автором адаптированы задания и критерии оценки синквейна. В качестве тем для синквейна путем жеребьевки представителями команд могут быть выбраны такие темы, как глава государства, Федеральное Собрание, исполнительная власть, законодательный процесс, публичная власть, государственное устройство России.

Одним из критериев оценки синквейна является условие, что используемые в нем слова должны предусматриваться законодательством и точно отражать суть явления.

Проведение завершающего занятия по учебной дисциплине в форме конкурса-викторины позволяет студентам в активной форме проверить свои знания и оценить их перед сдачей экзамена по конституционному праву. Данный вид учебного занятия направлен на повторение, обобщение и закрепление пройденного материала.

Такие уроки дают положительный заряд обучающимся, повышают интерес к будущей профессии и служат толчком к дальнейшей работе как студентов, так и преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации и проведению семинарских занятий по учебной дисциплине "Детская невропатология"

Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современном среднем образова...

Проведение итоговой аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Данный Проект пакета контрольно-оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан для специальности  030512 Право и организация социального обеспечения, реализуемой по ФГО...

Рабочая программа учебной дисциплины КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Право".

Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего професионального образования социально - экономического профиля. В работе содержатся тем...

Методические рекомендации по проведению итоговой аттестации по учебной дисциплине история в форме экзамена (устная форма)

Комплект экзаменационных материалов по истории для итоговой аттестации в устной форме состоит из 15 билетов, каждый которых содержит по два вопроса. Первый вопрос каждого билета проверяет знание выпус...

Комплект оценочных средств для проведения итоговой аттестации по учебной дисциплине ОП. 03 «Бухгалтерский учёт» для специальности социально- экономического профиля 43.02.01

Контрольно-оценочные средства (КОС)  являются составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных  слу...

Статья "Совершенствование методики проведения практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс»"

Статья "Совершенствование методики проведения  практических занятий по учебной дисциплине «Гражданское право и гражданский процесс»" Опубликована на сайте БПОУ ОО «СПК...