II Городской конкурс "Две звезды"
учебно-методический материал

Юндунова Нина Батуевна

Описание работы наставника с молодым педагогом . Цели, содержание работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_2024g.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа педагога-наставника имолодого педагога

 Уча других, мы учимся сами

 Сенека

   Опыт работы наставника молодого педагога представляет Юндунова Нина Батуевна, Почётный работник просвещения РФ, заслуженный учитель РБ, учитель математики  первой категории МАОУ СОШ №50 города Улан-Удэ.    

    Сегодня в век инноваций в современном образовании особая роль отводится личности педагога и прежде всего молодого учителя, способного осуществить нестандартные, более эффективные подходы к преподаванию и воспитанию. Очень хочется, чтобы наши школы наполнились «энергией молодых», а те учителя, которые сегодня приходят в школы, обладали «современными знаниями, но самое главное, желанием работать с детьми» 

         Цель моя, как наставника: помочь начинающему педагогу стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии.

 Задача наставника –  вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки.

  Каждый молодой специалист – это индивидуальность. Профессиональные качества во многом зависят от его характера, темперамента, поэтому к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.  В нашей школе совместная работа наставника и молодого педагога начинается с анкетирования, целью которого является выявление интересов молодого педагога и степени готовности к реализации программы развития образовательного учреждения, а также выявление возможных трудностей. Помогает в выяснении уровня теоретической подготовки молодого учителя, его намерений и целей, особенностей характера «Час общения». Неформальное общение позволяет наставнику оказывать практическую помощь в профессиональной деятельности, а молодому педагогу дает возможность обсудить возникшие вопросы и скорректировать планы.

 Структурный портрет учителя.

Личность учителя начинаем изучать с составления его портрета.

Феномен учителя →Нравственные ценности и идеалы  →  Амплуа учителя  →   Методическая оснащенность  →     Принципы деятельности →     Стиль управления

  Молодой педагог испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Заметив педагогические успехи новичка, их непременно нужно отметить. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу. Однако важно не перехвалить, поэтому необходимо регулярно анализировать деятельность совместно с молодым педагогом, находя положительные стороны и выявляя недостатки.

Молодого педагога необходимо стимулировать к самостоятельной деятельности, внимательно выслушивать все идеи, поддерживать инициативу, тактично направлять, не навязывать своего мнения и своих идей. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставник должен быть терпеливым и целеустремлённым и помнить, что наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Работа наставника с молодым начинающим педагогом должна, на наш взгляд, основываться на следующих принципах:

  • Молодой педагог уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
  • Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
  • Молодой педагог - это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.
  • Не вынуждай молодого педагога чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».
  • Протяни руку помощи! Не бывает плохих педагогов, бывают молодые специалисты, нуждающиеся в помощи.

С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
  • индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста  (приложение);
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • разработка методических рекомендаций для организации работы;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.

При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.

К таким проблемам относятся:

  • проблемы в отношениях с учащимися;
  • проблемы в учебной работе
  • Проблемы в освоении педагогических технологий

Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:

  • планирование работы; организация деятельности учителя;
  • контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков)
  • рефлексия

Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:

  • недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;
  • сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.

   Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Вероникой Вадимовной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.

Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям. 

   Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
  2. Актуализация учениками своих знаний
  3. Поиск решения проблемы учениками
  4. Применение знаний учениками

Кроме того, нами были рассмотрены

  • современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
  • формы работы с обучающимися на уроке;
  • система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по математике), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.

 В процессе работы Алдарме Сергеевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.

 Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Алдармы Сергеевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы.

 В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута (приложение), куда были включены следующие вопросы:

  • изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
  • изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
  • работа по освоению учебного предмета;
  • самостоятельная работа по теме самообразования;
  • работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
  • общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла.

В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводила обзорный контроль: посещение уроков и внеклассных мероприятий по математике. Затем в течение первого года проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого специалиста.

Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле. Контроль наставника за работой молодого специалиста в корне отличается от контроля администрации. Его задача – не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности. 

     С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.  Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:

  • отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
  • взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;

    Свою работу с молодым специалистом я начинала с вводного анкетирования и собеседования, где молодой педагог  рассказывала мне о своих трудностях, проблемах, неудачах. Проанализировав анкету, побеседовав с молодым педагогом, и, посетив ее уроки, мне удалось выявить следующие проблемы:

• вопросы дисциплины и порядка на уроке;

• организация деятельности учителя;

• недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе;

• оформление документации.

       В связи с этим мы совместно с Алдармой Сергеевной изучили программы по учебным предметам, мною были даны некоторые рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочих программ, в заполнении классного журнала, проведены инструктажи по ведению рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ, по ведению и заполнению ученического дневника. Все это хранится в папке, я уверена, что у Вас есть такие же.

Была и еще одна серьезная проблема: у начинающего педагога много времени уходило на подготовку к уроку, соответствующего принципам ФГОС, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе.

  С целью решения данной проблемы мною были проведены консультации, в ходе которых Алдарма Сергеевна была ознакомлена с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося.

   Как результат кропотливой работы молодого специалиста качество знаний по предмету составляет свыше 50% по всем классам, обученность составляет 100%. Отсюда можно сделать вывод, что период адаптации молодого специалиста прошел успешно.

В этом году наша работа с Алдармой Сергеевной продолжается. В течение этого полугодия молодой педагог посещала уроки как мои, так и других опытных преподавателей с той целью, чтобы научиться важным профессиональным качествам.

Сейчас можно сделать вывод, что учитель уже неплохо владеет методикой ведения урока; материалом урока; следит не только за ходом учебного процесса, но и за порядком в классе, за характером взаимоотношений учащихся в классе. Но еще необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний учащихся.

Чтобы взаимодействие с молодым учителем было конструктивным и приносило желаемый эффект, я стараюсь помнить и соблюдать следующие правила общения:

1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест.

2. Не угрожать. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то...» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, об отсутствии дипломатических навыков общения.

3. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику.

4. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы...» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.

5. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя.

      Я как учитель, стараюсь всегда придерживаться этих правил и призываю к этому моего молодого коллегу, Дармаеву Алдарму Сергеевну.

    Я считаю, что правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, помогает легче преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, помогает остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

Да, стать мастером нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, быть самокритичной.

Учитель – это не просто профессия. Это наш образ жизни. И этот образ жизни не должен быть запрограммирован по какому-то одному образцу. Учительский труд – это постоянный поиск чего-то нового. И это любовь. Любовь к своему делу и своим ученикам. Дети понимают и ощущают больше, чем нам кажется. Они заслуживают уважения, дружеского отношения, перед ними невозможно замаскироваться, только искренность поможет найти путь к их душам. Искренней любовью к ребенку завоевывается его доверие, и это доверие нельзя подрывать ни словом, ни поступком

    В нашем педагогическом коллективе, где опора на положительные качества учителя сочетается с высокой требовательностью к нему, где живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы совместная работа будет постоянно содействовать профессиональному становлению молодого учителя. Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

Список литературы

  1. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — URL https://moluch.ru/archive/110/26995/, с.845
  2. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 15-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.В. Кривых. – Санкт-Петербург: Экспресс, 2014. – 516 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час к 50-летию полета в космос В.В.Терешковой "Звезда космического счастья"

Данное мероприятие было приурочено к 50-летию полета в космос первой женщины космонавта В.В.Терешковой...

Презентация к уроку "Городская среда и городская квартира"

Городская среда обитания человека. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 02 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 02.01 «Строительство городских улиц и дорог»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 02 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 02.01 «Строительство городских улиц и д...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.01 «Работы по изысканию городских путей сообщения»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.01 «Работы по изысканию городск...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.02 «Проектирование городских улиц и дорог»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ обучающимся по выполнению практических занятий профессиональный модуль 01 «Проектирование городских путей сообщения» МДК 01.02 «Проектирование городских улиц и ...