Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах
статья

Хоменко Татьяна Викторовна

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя, на педагогических советах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

ДОКЛАД

Тема: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Преподаватель

Спе. дисциплин Сучкова Т.В.  

2021

Стремительное развитие информационных технологий делает легкодоступными самые последние научные достижения человечества. Знания устаревают очень быстро: полученные в начале обучения при окончании - они становятся уже не актуальными, не отвечающими современным требованиям.

Сегодня специалист, отвечающий реальным потребностям общества и работодателя - это человек, который обладает не только необходимым минимумом профессиональных знаний, умеет решать производственные задачи, но, прежде всего - это профессионал, который берет на себя ответственность за принимаемые решения.

Настоящий «профи» - это органично живущая в постоянно меняющемся мире творческая личность, для которой самореализация, это, прежде всего признание ее профессионализма обществом. Это не «сосуд, наполненный знаниями» - это практик, который умеет максимально использовать знания, они служат для него стартовой площадкой, открывают множество дорог, и он должен суметь выбрать. Научить своих студентов делать осознанный выбор - одна из главных задач преподавателей и мастеров производственного обучения техникума. Профессиональная подготовка должна давать возможность соотнести содержание и методы обучения с реальными производственными ситуациями и конкретными потребностями предприятий.

Я поставила цель проведения производственного обучения – отработка студентами первичных навыков и формирование у них конечных навыков (профессиональной компетентности): закрепление теоретических знаний на практике; ознакомление с организацией рабочего места, санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.

В результате освоения курса по профессии «Повар, кондитер» студент приобретает знания и навыки в вопросах организации технологического процесса приготовления разнообразной кулинарной продукции, из мяса, птицы, рыбы, мучных кондитерских изделий, создания новых рецептур, совершенствования технологических процессов, методов и приемов, направленных на повышение качества профессиональной деятельности своей профессии. Производственное обучение должно быть направлено для развития навыка самообучения с дальнейшим самоанализом и оценки качества проделанной работы,  выполнения заданий для самостоятельной работы, ответов на дополнительные контрольные вопросы. Приобретение студентами умений и навыков ведения технологических процессов должно сопровождаться развитием ручных исполнительных действий. Недооценка формирования двигательных навыков может привести к плохим последствиям – неспособности быстро и правильно выполнять простые операции.

Процесс производственного обучения, где бы он ни проводился, должен быть представлен всеми своими элементами. В нем в необходимой мере должно иметь место живое созерцание в различных формах его проявления и абстрактное мышление, направленное на осмысление трудовых приемов выполнения функции контроля и регулирования трудовых процессов. Мастер должен стремиться в процессе обучения к организации труда студентов, который был бы подчинен тесной связи теории с практикой. Очень важной является задача организация самостоятельной деятельности студентов в процессе производственного обучения. Современные условия диктуют перекроить производственное обучение на более практикоориентированнный характер, что позволяет нам делать, применяя модульное обучение.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно (с направляющей помощью мастера производственного обучения) достигает определенной профессиональной компетентности в процессе работы с каждым модулем (подготовка бара, буфета посуды, скатертей к обслуживанию т.д.). Модульное обучение, и в этом одна из его особенностей, ориентировано на студентов с разной мотивацией выбора профессии и разным уровнем допрофессионального обучения. Другой важной особенностью является построение модуля по принципу структурирования деятельности в виде достижения результатов деятельности и формирования профессиональной компетентности.

В первую очередь определяются обязанности (основные профессиональные компетенции) - большие сферы деятельности, например, в профессии «Повар, кондитер» это:

- Приготовление блюд из овощей и грибов

- Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога,  теста

- Приготовление супов и соусов

- Приготовление блюд из рыбы

- Приготовление блюд из мяса домашней птицы

- Приготовление и оформление холодных закусок

- Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий

В профессии «Повар, кондитер» определилось восемь основных профессиональных компетентностей (обязанностей), которые включают в себя все профессиональные действия, выполняемые «Повар, кондитер» на рабочем месте. Каждая обязанность состоит из нескольких задач.

Задачи (частные профессиональные компетентности), действия, которые имеют определенный результат, их выполнение не зависят друг от друга, в обозначении задачи используется профессиональная терминология. Задачи состоят из шагов, мелких конкретных профессиональных манипуляций (единиц работы), которым и обучают будущего специалиста. Для решения производственной задачи необходимо совершить ряд конкретных шагов. Вся профессия представляется в виде большой сложной схемы, где подробно описан каждый шаг, выполняемый студентом той или иной профессии, шаги группируются в конкретные профессиональные задачи, которые обязан уметь решать каждый студент. Из задач складываются обязанности, из обязанностей - профессия.

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Предварительный просмотр:

ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

ДОКЛАД

Тема: Роль куратора в формировании  социально – активной личности студента

Преподаватель   Т.В.Сучкова

2021

Управлять можно подавляя,

а нужно вдохновляя

Валерий Посоховсокий 

     Куратор - посредник между студентами и жизнью техникума. На первом курсе он особенно необходим, но и на старших курсах потребность в кураторе велика. Решение спорных вопросов по поводу их учебных проблем успешнее решает куратор. Каждый куратор, получив группу, оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с группой, как сложатся с ней отношения.

На первых порах мне необходимо было увидеть специфические черты группы, определить уровень развития каждого студента и определиться с формами работы с ними. Проведение анкетирования, наблюдение, беседы со студентами группы, встречи с преподавателями и родителями показали, что наиболее распространенными отклонениями в поведении студентов были грубость по отношению друг к другу, игнорирование замечаний преподавателей, недисциплинированность, пропуски занятий без уважительной причины и неуспеваемость по предметам. Слабая и низкая вовлеченность студентов в общую жизнь группы, техникума – одна из проблем для организаторов внеучебной работы с ними. Основные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации строй отряды, секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.

 В формировании социально –активной  личности студентов в группе я применила распределительный метод, он заключается в том что группа делится на микрогруппы,  ( бригады) и каждая бригада ведет свою учебную жизнь в каждой группе есть свой бригадир. Результат развития деятельности   бригад,   получится  только в том случае, если грамотно организована работа. А главное – сделать так, чтобы студенты не только выполняли функции работы в бригаде,  подгруппы (бригада) но и  анализировали результаты как учебной так и вне учебной деятельности.

  В каждой группе  есть задачи: следить за успеваемостью и помогать отстающим студентам от графика учебного процесса, работают со студентами пропускающие занятия посещать на дому, отвечать за проведение внеклассных мероприятий, тему и форму которых готовят тоже сами, за порядком и чистотой аудитории,  в конце месяца  бригадиры групп помогают  куратору  в подведении итогов за месяц.    

В конце каждого месяца подводятся итоги. При подведении итогов учитывается качество выполнения задания, активность членов группы и дисциплина. Группа, которая по итогам месяца вышла, на первое место поощряются фондом группы.  Такая форма работы активизирует студентов, вносит в работу элемент соревнования.

На сегодняшний день в группе повар кондитер 23 человека из них 12 сирот, каждый знает, как трудно работать с такими студентами,  в нашей  группе есть проблемные студенты,  такие как Суханов  Денис и Фадеева Люда они являются  сиротами,  при работе с которыми мы использовали разные методы воспитания для адаптации в коллективе группы,     заинтересовывали  кружками,  студенческим строительным  отрядом,      но не к чему интереса данные студенты не проявляют уклоняются от обучения постоянно находятся в розыске.

На графике уровня воспитанности видно  динамику увеличения роста кривой второго семестра по сравнению с первым, считаю что это положительный опыт выбранной методики «распределительный метод по бригадам».



Предварительный просмотр:

  ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

ДОКЛАД

ТЕМА:  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Викторовна Сучкова,

преподаватель специальных дисциплин,

2022

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее

 живут люди, которые многое умеют делать,

 у которых все удается и спорится,

которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

 И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди,

которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

 А.С. Макаренко.

Одним из направлений современного профессионального образования является комплексный подход к изучению различных дисциплин и развития профессиональных компетенций. Успешной реализации этого направления способствует использование технологий обучения, представляющих собой некую модель профессиональной деятельности. Сущность таких технологий заключается в воспроизведении профессиональной деятельности в процессе обучения в специально созданных условиях.

В системе подготовки студентов по профессии «Повар, кондитер», важное место занимает теоретическое обучение и лабораторно-практические занятия. На уроках специальных дисциплин студент овладевают системой профессиональных знаний, умений, овладением практического опыта. Особо эффективна продуманная система упражнений, учитываются индивидуальные возможности студента и уровень самостоятельности, необходимые для их выполнения. Конечной целью обучения является обеспечение качественного образования студентов, а именно освоение определенных профессиональных компетенций.

В процессе лабораторно-практического занятия на вводном инструктаже должны применяться различные формы актуализации знаний, умений. В любой группе есть студенты способные, которые легче и быстрее осваивают материал урока и лучше выполняют любое задание. Для решения проблемы создания единого, дружного и творческого коллектива, способного оперативно решать задачи, поставленные перед ними и формирование у них интереса к профессии, к истории народного творчества, инновационным формам и методам работы, креативного мышления, учебную группу разделяют на несколько микрогрупп. Эти коллективы являются маленькими, творческими коллективами, выполняющие определенные задачи. После изучение учебной темы «Блюда из тущеных овощей» студентам дается задание разработать блюдо по заданной теме из определенного набора продуктов.

Каждая микрогруппа составляет свою рецептуру с подробным описанием технологического процесса и последовательности, учитывая назначение блюда, способы подачи, пищевую ценность вкусовые качества. При работе над этим заданием все студенты развивают свою творческую и трудовую активность и стремятся к самостоятельной деятельности. Работа в этой творческой микрогруппе имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, любви к избранной профессии и интересе к искусству приготовления пищи. После того, как все студенты справляются с заданием, бригадир, микрогруппы  делает представление своего блюда. Для успешного выполнения этих задач, помимо навыков работы, необходимы определенные знания, пространственные введения, представление об овощах и их свойствах, объеме, форме, чувстве вкусовых соотношений, владение средствами декоративного языка, способности образно мыслить и владеть профессиональными терминами. Все эти качества студент  должен получить не только на уроках теоретического и производственного обучения, но и при выполнении домашнего задания, выполнения самостоятельных работ, запланированных в профессиональных модулях. Ведь творчество студентов вносит значительный вклад в улучшение учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность развивает и профессиональную самостоятельность будущих поваров-кондитеров, знакомит их с первоначальными понятиями о способах и действиях при приготовлении блюд, повышает уровень компетентности в избранной профессии. Все элементы этой творческой работы с определённым  заданием требуют от учащегося определенной мыслительной деятельности, элементов творчества, образного мышления, художественного вкуса, умения анализировать, строить последовательную цепочку действий. Основной методикой организации творческой рабаты студентов является творческое задание, т.к. любое творчество может развиваться в процессе выполнения заданий творческого характера и урок теоретического  обучения или лабораторной работы должен содержать в себе элементы творческой деятельности.

Творческий поиск наиболее интересного решения художественного оформления, усовершенствование первоначального варианта, желание изменить его, сделать лучше, интереснее, вкуснее, выразительнее,  внести что то свое, отличают настоящего повара или кондитера от исполнителя. Поэтому, постоянно развивая интерес студентов к творческим занятиям, мастер или преподаватель  стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного, творческого подхода к заданию. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения творческого образа, проявление фантазии и изобразительности.

Представляя своим студентам самостоятельность в работе, преподаватель  вместе с этим направляет творческую деятельность студента, тактично помогая им в выполнении поставленной задачи, развивая у них способность выбора блюд, подбора их по определённому принципу, помогает с художественным созданием образа блюд, их названиями. Вся эта работа базируется на уже имеющемся опыте студентов, их знаниях ассортимента блюд, поиске информации в периодических печатных изданиях, сети Интернет, что оказывает неоценимую помощь в творческой работе. Поэтому во вводный период овладения профессией необходимо включать экскурсии на предприятия общественного питания (кафе, столовых, ресторанов). Если это невозможно сделать по каким-либо причинам, следует использовать виртуальные экскурсии на сайтах популярных ресторанов и кафе. На экскурсиях студенты более глубоко знакомится со своей будущей профессией, раскрывая её романтику,  а мы - мастера производственного обучении и преподаватели никогда не скрываем от них трудности, связанных с овладением профессии. Стараясь объяснить что труд - это не только интересно, труд - это еще и трудно. Аккумулируя успехи в обучении и воспитании, я пришла к выводу, что по-настоящему крепко объединить может только коллективный труд, особенно труд производительный.

Найти творческий «колокольчик» и сделать так, чтоб он зазвенел - одна из важнейших задач воспитания и развития будущих специалистов, профессионалов своего дела. Опираясь на принципы педагогики, используя наиболее целесообразные формы и методы обучения, я стараюсь обеспечивать успех и активность в развитии творческих способностей учащихся и формировать профессиональную компетентность.

Именно творческий подход к обучению  развивает способности моих обучающихся успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении производственных заданий.



Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Сучкова Татьяна Викторовна,

преподаватель ГАПОУ  РБ

 «Политехнический техникум»,

 

Профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.

Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом. В то же время, новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.

Основное содержание профессионального образования заявлено в самом названии: это, прежде всего, профессиональные компетенции в сфере выбранной профессии, которые потребуются выпускнику учебного заведения при дальнейшем трудоустройстве и формирование определенных качеств, мировоззренческих ориентиров у будущего специалиста

Однако, современное профессиональное образование имеет ряд актуальных проблем, которые охватывают все учебно-воспитательные процессы в новых социально-экономических условиях. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

Актуальной проблемой профессионального образования сегодня становится недостаточный интерес студентов к профессиональному образованию, в современном обществе потерян престиж рабочей профессии.

Наиболее конкурентоспособными и мобильными в условиях рыночной экономики становятся высококвалифицированные работники, у которых сформирована устойчивая мотивация на развитие личностного потенциала и высокопроизводительный труд. Такого работника надо еще воспитать и обучить. С точки зрения педагогов у них должен быть свой собственный взгляд и готовности творить и быть способным перейти к активному восприятию нового. Это и станет их самосовершенствованием.

Следующей проблемой является слабое финансирование материально-технической базы учреждений СПО, оборудование мастерских не соответствует новейшим технологиям, используемых на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся.

В настоящее время отсутствует оперативная и унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая планировать объём и профиль подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования.

Основными требованиями и направлениями развития социального партнерства в сотрудничестве с организациями являются такие, как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых колледжем, и определение их востребованности на рынке труда.

Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при определении требований к квалификации и качеству подготовки специалистов необходимо участие работодателя, в перспективе ориентируясь не на узкопрофильные требования, а с учетом новейших технологий и отрасли.

В нашем колледже эти проблемы мы стараемся решать: в производственных мастерских установлено современное оборудование, внедрение ФГОС позволило использовать вариативную часть основной профессиональной образовательной программы на производственное обучение с учетом изменений на региональном рынке труда, заключение договоров о социальном партнёрстве с работодателями позволяет повысить качество профессиональных компетенции при прохождении практики и дальнейшем трудоустройстве выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа– это планируемая учебная, учебно-исследовательская, творческая деятельность обучающихся, которая протекает без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляет...

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советов, выступления на педагогических советах

В данном разделе показаны методические разработки докладов, сообщений, методических публикаций, отражающие элементы методической системы преподавателя....

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации. Результатом данной работы являются выступления с докладами, сообщениями, презентациями н...

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Итоги работы куратора группы"

Работая и ведя группу с первого курса – постепенно узнаешь  способности и таланты, каждый студент по-своему интересен, талантлив. Хочу поделиться своим опытом работы  студентами ...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Участие студентов колледжа в движении World Skills"

В данной презентации представлен опыт организации внутренних чемпионатов "Молодые профессионалы" в формате World Skills....

Выступление на педагогическом совете ОГБПОУ "Рязанский педагогический колледж"

Выступление может быть интересно преподавателям, методистам образовательных организаций...