Опыт наставничества по модели «студент-студент»
статья

Наставничество - «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. АСИ, Всероссийский форум «Наставник» Выступление на ИМС 12.03.2022г. И.И.Геласимов, Мастер производственного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт наставничества по модели «студент-студент»

Наставничество - «персональная огранка» талантов человека,

придание имеющимся навыкам правильной формы,

создание новых плоскостей и граней его профессионализма.

АСИ, Всероссийский форум «Наставник»

Выступление на ИМС 12.03.2022г.

И.И.Геласимов, Мастер производственного обучения

Достижение показателей Федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» предполагает возрождение и расширение института наставничества.

Целевая модель наставничества обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования в Борзинском филиале ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж», включает следующие формы: студент – студент; педагог – студент; работодатель – студент.

«Форма наставничества «студент – студент» предполагает взаимодействие обучающихся колледжа, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказывать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации».

Согласно п.2.8 «Положения о наставничестве в ГПОУ «КПТК»:        «Наставниками могут быть…:

-        студенты, мотивированные помочь обучающимся младших курсов в развитии их образовательных, профориентационных, спортивных, творческих результатов деятельности, в вопросах адаптации…»

«Студент-студент» - это особый вид партнерского наставничества, направленный на поддержку деятельности студенческого самоуправления, и служит траекторией профессионально-личностного саморазвития студента-наставника и его подопечного. Данная модель наставничества позволяет транслировать лучшие достижения, способствует коррекции и снятию эмоционального напряжения, эффективности профессионального развития студентов, формирует личностные качества, способствующие успешному профессиональному становлению студентов - наставников и их подопечных.

Наставляемыми являются студенты 1 или 2 курсов. Многим студентам первого курса сложно привыкнуть к новой системе обучения, они оказываются в стрессовой ситуации. Им нужно привыкнуть к тому, что наряду с общеобразовательными предметами появляются профессиональные дисциплины, а занятия имеют несколько форматов: лекции, практические занятия, учебные и производственные практики и другие. На протяжении первого курса каждый студент пытается понять, правильно ли он сделал выбор профессии и есть ли тяга к изучению преподаваемых дисциплин, оправдаются ли ожидания от обучения. Справиться с таким количеством трудностей сложно. В связи с этим у студентов первого курса возникает потребность в наставнике.

В свою очередь, среди студентов старших курсов есть студенты, которые достигли определенных результатов в процессе обучения и могут выступать в роли наставников. Как правило, наставником назначается студент, активно участвующий в деятельности органов самоуправления колледжа; являющийся победителем региональных и всероссийских конкурсов, чемпионатов WS, профессионального мастерства, имеющий хорошую успеваемость.

Такими наставниками являются; студент 3 курса Алексеев Артем Иванович, обучающийся по специальности «Тракторист – машинист с/х производства», Писарев Алексей Евгеньевич обучающийся по профессии «Тракторист – машинист с/х производства».

Ребята всегда ответственно относятся к учебе и порученному делу, участвуют во внеурочных мероприятиях колледжа, практически все свое свободное время проводят в учебно-производственных мастерских. Их неиссякаемые активность и целеустремленность в освоении профессиональных компетенций принесли результаты. В V Региональном чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - Забайкальский край – 2020 по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» Алексеев Артем занял II место.

Артем как самый опытный в своей компетенции студент, освоивший современное диагностическое и лабораторное оборудование, помогал своему наставнику Геласимову И. И. вести лабораторно-практические занятия в учебно - производственных мастерских в своей группе.

Он, уже как студент-наставник, помогал готовиться к VI Региональному чемпионату по компетенциям «Эксплуатация сельскохозяйственных машин»  студентов 1 и 2 курса. Студент, опираясь на собственный опыт, вместе с преподавателями и мастерами объясняли кандидатам, на отборочные соревнования в колледже,  как правильно готовиться к соревнованиям,  как правильно работать с инструментами и оборудованием, как пользоваться технической документацией, как побороть свой страх перед таким важным событием в своей жизни и на что нужно обращать внимание при прохождении модулей. Использование данной модели наставничества ни в коем случае не исключает работу преподавателя и мастера. Но является неоспоримой помощью при подготовке к соревнованиям.

В развитии студента колледжа талантливый наставник играет ключевую роль. В рамках реализации целевой модели наставничества «студент-студент» в ГПОУ «КПТК» мы планируем не только расширение числа студентов-наставников, но и направлений, в которых они будут взаимодействовать. Деятельность студента-наставляемого под руководством студента-лидера-наставника – это всегда профессиональный рост и высокий результат. Потенциал такого наставничества огромен, так как, помимо влияния на формирование общепрофессиональных компетенций, оно играет немаловажную роль в формировании профессиональных компетенций выпускников колледжа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентов студентами, осваивающими программу подготовки специалистов среднего звена

Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ студентами укрупненной группы специальностей "Образование, педагогические и гуманитарные науки"...

МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЬЮ РЫНКА ТРУДА

Повышение качества профессионального образования – одна из важнейших задач сегодняшнего дня, а укрепление связи учреждений СПО с реальным производством – залог успешной подготовки кадров....

Развитие жестких и мягких навыков через применение гибких проектных технологий в модели наставничества в цепочке «работодатель - студент», «студент - педагог»

Данный доклад был представлен в рамках круглого стола во время проведения Чемпионата "Молодые профессионалы"...

Опыт наставничества по модели «студент-студент»

Целевая модель наставничества обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования в Борзинском филиале ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж», вкл...

Опыт наставничества как фактор эффективной работы

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное   взаимно обогащающее   общение,...

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников" для Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт реализации целевой модели наставничества в системе СПО"

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества подготовки выпускников", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Вектор роста: опыт ...