Работа библиотеки в организации духовно-нравственного воспитания в рамках ГБОУ "Гимназия"Диалог"
методическая разработка

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь через общение, трудовую деятельность, повседневные дела - делая человека завтра лучше, чем сегодня.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Духовно - нравственное воспитание младших школьников разработано в соответствии с требованиями:•        Конвенции ООН о правах ребенка;

•        Декларации прав ребенка;

•        Конституции РФ;

•        закона РФ «Об образовании»,

•        на основании рекомендаций «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);

•        Устава ГБОУ «Гимназия «Диалог»;

•        локальных правовых актов;

•        опыта воспитательной работы ГБОУ «Гимназия «Диалог» по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня не только в формировании человека с широким кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа библиотеки в организации духовно-нравственного воспитания в рамках ГБОУ «Гимназия «Диалог»

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь через общение, трудовую деятельность, повседневные дела - делая человека завтра лучше, чем сегодня.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Духовно - нравственное воспитание младших школьников разработано в соответствии с требованиями:

• Конвенции ООН о правах ребенка;

• Декларации прав ребенка;

• Конституции РФ;

• закона РФ «Об образовании»,

• на основании рекомендаций «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от #1075;. № 30- 51 -131/ 16);

• Устава ГБОУ «Гимназия «Диалог»;

• локальных правовых актов;

• опыта воспитательной работы ГБОУ «Гимназия «Диалог» по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня не только в формировании человека с широким кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Человек - это субъект нравственный, добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.

Он бережно и заботливо относится к природе. Понимает необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий.

Человек приобщен к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения, он тактичен, воспитан, деликатен.

Формирование личности учеников в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования. Изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и религиозных организаций.

Школа сегодня остается одним из главных центров, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье. Именно поэтому перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Оно является основой всех основ, и от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Слово учителя - инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Через беседы с педагогом, самообразование, благородный труд, радость достижения целей в жизни открывается взгляд ребенка на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, открыть себя и выбрать правильный достойный путь в жизни - вот цель духовно - нравственного воспитания подрастающей молодежи.

Основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Среди молодежи успешно внедрилась «новая форма» общения - переписка через Интернет.

Преподавание духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

И здесь образование призвано обеспечить понятие:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре всех народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

Помимо изучения истории России, ее культуры необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям. Учителя должны стремиться к формированию следующих качеств:

- нравственных понятий (долг, вера, совесть, ответственность, патриотизм, гражданственность);

- нравственного облика (милосердия, толерантности);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

Приобщение молодого поколения к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

Цели и задачи, основные направления работы школьной библиотеки.

Библиотека школы - структурное подразделение общеобразовательной организации, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование учащимся, учителям школы.

Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.

Задачи деятельности библиотеки.

•Содержание деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формировать и развивать его личность в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

•Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания, доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной организации на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

•Обеспечение защиты ребенка: от информации пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной, нетерпимости и иных проявлений экстремизма, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

•В целях противодействия экстремисткой деятельности в пределах своей компетентности осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Основные направления и противодействия включают принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

•Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при наличии технических возможностей), формирование комфортной среды.

•Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.

Основные функции библиотеки:

•Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная.

•Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами школы и только из тех учебных пособий, материалов и учебников, которые не включены в Федеральный список экстремистских материалов и соответствуют требованиям к обороту информационной продукции среди детей.

•Не допускается оборот информационной продукции, которая запрещена для распространения среди детей. Запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство и хранение в целях распространения.

•Осуществление сверки поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в полгода. Проделанная работа фиксируется в акте.

•Исключение из библиотечного фонда непрофильной и устаревшей литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

•Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.

•Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

•Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей на абонементе и в читальном зале в соответствии с установленным порядком.

•Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей. Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

•Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).

•Повышение квалификации, создание условий для самообразования и профессионального образования.

•Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим в соответствии с положениями СанПиН и благоприятные условия для обслуживания читателей.

Адрес публикации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя со студентами группы

Отчет классного руководителя о воспитательной работе в группе...

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения  "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...

Статья по теме: "Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе"

Статья посвящена теме организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

1.1. Мониторинг организации деятельности обучающихся (воспитанников) в целях гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания:

Реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников группы интерната с использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства...