Профориентационная работа в начальной школе.
статья

Надежда Владимировна Кузьмина

В данной статье рассмотрены цели и задачачи профориентационной работы в начальной школе, этапы формирования и инновационные формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_v_nachalnoy_shkole.docx636.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь

Для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

             Все значат что-то в жизни этой.

            И инженеры, и поэты,

            Кассиры, дворники, певцы

            И музыканты, продавцы.

            Профессий много на планете,

            И все нужны, поверьте нам!

            И лучше все профессии

            Конечно, надо знать.

  Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека, особенно для тех, кто выбирает профессию. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация. Само слово «профориентация» отдает чрезмерным официозом и наводит скуку-кажется, что оно не может иметь отношения к детям. Однако за ним и скрывается очень серьезный жизненный выбор, который рано или поздно предстоит сделать любому человеку. Вспомните строки из стихотворения Алексея Карамышева: «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел. Чем бы в жизни заниматься, чтобы делать Ты хотел?» Профессия имеет большое значение: она изменяет или дополняет характер или привычки, формирует образ жизни, значительную часть круга общения, влияет на многие важные решения… Иными словами, профориентация – это практически выбор жизненного пути. Поэтому, работа по профориентации с детьми – это, прежде всего, забота об их дальнейшем благополучии. Этот вопрос особенно остро становится для школьников, которые переходят в старшие классы. Но ни государство, ни система образования в частности, ни даже семья сегодня, как правило, не создают всех условий для осуществления правильного выбора. Поэтому очень часто ученики рискуют совершить ошибку в выборе профессий. Чтобы избежать этого, профориентацию нужно проводить деликатно и постепенно. Конечно же, мы не можем говорить о том, что перед учащимися начальной школы стоит задача сразу выбрать себе профессию, больше акцент делается на ознакомление с различными областями человеческой деятельности.

Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса и добросовестного отношения к трудовой деятельности, заинтересованности к профессиям родителей, понимание их ролей и общественной полезности.

К задачам профориентационной работы в начальной школе  относятся:

-разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

-знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктурой города;

-привитие основных навыков труда;

-формирование положительной направленности трудовой деятельности.

Этапы и содержание профориентационной работы в начальной школе:

- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и обществе;

- Развитие интереса к учебно- познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;

- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда.

      Профориентационная работа в начальной школе ведется через урочную и внеурочную деятельность. На уроках русского языка и литературного чтения дети узнают название профессии и ее значение, используют пословицы о профессиях. Речь идет о знакомстве со словарными словами: жонглер, доктор, космонавт, солдат, директор, шофер, почтальон, инженер, агроном и т.д.

На уроках математики проводятся беседы о профессиях в рамках ознакомления со смыслом задачи, а также демонстрации роли и важности этой профессии в жизни и деятельности людей. Например,

Фермер вырастил 30 уток,

20 гусей и 40 кроликов. Сколько всего птицы вырастил фермер?

         

           Продавец продал трём покупателям по 4 кг моркови, после чего в мешке осталось 38 кг. Сколько килограммов моркови было в мешке сначала?

        

Для приготовления завтрака повар израсходовал 25 кг картофеля, 5 кг лука, а моркови – в 5 раз меньше, чем картофеля и лука вместе. Сколько килограммов моркови израсходовал повар?

       

      Плотники распилили бревно длиной 12 м на 6 одинаковых частей. Какова длина каждой части?

     

     Экскурсовод начал экскурсию в 15 часов 10 минут. Сколько длилась экскурсия, если она закончилась в 16 часов 55 минут?

         Уроки окружающего мира вносят огромный вклад в решение задач профориентации: учащиеся «примеряют» на себя профессии биологов, зоологов, экологов, пожарных, инспекторов ПДД и т.д.

Конечно же, профориентационная работа проводится и во внеурочной деятельности. Тематика классных часов направлена на знакомство с разными профессиями. Здесь учащиеся готовят проекты о профессии своих родителей, делают выставки рисунков, пишут мини – сочинения на тему «Профессии моих родителей», «Кем я бы хотел быть», знакомятся с профессиями жителей города и региона.  С большим удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий, которые позволяют помогают узнать профессию не только на словах, но и на практике. Игры, мастер – классы, встречи с людьми разных профессий, квесты – все это помогает младшему школьнику не только приобщиться к прекрасному, а получить возможность узнать о мире профессий, а дальнейшем совершить меньше ошибок в процессе формирования профессионального выбора.

Одной из инновационных форм профориентационной работы в начальной школе является муниципальный проект «Чемпионат профессий», Целью которого является формирование представления о профессиях, создание возможности показать уровень освоения рабочей профессии с учетом их возрастных особенностей. Уникальность состоит в предоставлении возможности детям младшего школьного возраста соревноваться в освоении профессиональных навыков, воспитывает трудолюбие, аккуратность и умение общаться с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."

Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...

Статья "Кураторская работа в начальной школе" в соавторстве с Агуриной Т.В.

Эта статья была опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" в 2007-2008 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов.Ребенок в школе - это не то...

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"

Презентация "Интерактивные методы и формы работы учителя начальной школы"...

Профориентационная работа в сельской школе

Эта статья о профориентационной работе в школе...

Групповые формы работы в начальной школе

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников....