Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.
статья на тему

Михайлова Людмила Викторовна

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда с обучающимися была проведена работа по профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsionnaya_rabota.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы

в коррекционной школе-интернате.

«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное – будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно».

Роберт Де Ниро (1943) американский актёр, режиссёр и продюсер

Система профориентации представляет собой совокупность всех мероприятий, непосредственно направленных на решение задач по оказанию помощи учащимся и выпускникам школы в выборе профессии, получении послешкольного образования и трудоустройства.

Основными задачами профориентационной работы являются:

  • Знакомство учащихся с миром профессий и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку, создать мотивацию к осознанному выбору профессии.
  • Помощь учащимся в анализе своих индивидуально-психологических особенностей, влияющих на профессиональное самоопределение, в выработке навыков самоанализа деятельности.
  • Учить анализировать перспективы, моделировать план профессионального развития (ближайшего и перспективного).
  • Знакомство учащихся с экономическими отношениями в области производства, потребления и предъявленных услуг.

Наиболее важными направлениями в профориентационной работе являются:

  1.  Ознакомление учащихся школы в процессе изучения общеобразовательных,  технологических дисциплин с характером и особенностями наиболее распространённых видов труда.
  2.  Привлечение учащихся к изучению профессий в различного рода кружках и во внеурочной деятельность.
  3.  Ознакомление учащихся с характером и особенностями конкретных видов труда через печать и средства наглядной информации (стенды, специальные справочники, объявления, проспекты и т.п.).
  4.  Расширение кругозора учащихся путем организации экскурсий на специализированные выставки, в средние специальные учебные заведения, на промышленные предприятия.
  5.  Работа педагога - психолога, позволяющая выявить индивидуальную пригодность учащихся школы к различным видам труда, профессиональные интересы и предпочтения учащихся (диагностика, профориентационные беседы с учащимися).
  6.  Работа педагогического коллектива с родителями учащихся по вопросу профессиональной ориентации и социальной адаптации воспитанников школы - интерната (родительские собрания, индивидуальные беседы, справочно - информационные стенды).

Работа по поиску новых технологий профессиональной подготовки детей-инвалидов осуществляется в специальной школе-интернате на принципах гуманизации специального образования. Результаты данной формы обучения способствуют решению проблем трудовой и социальной адаптации выпускников специальных учебных заведений для детей с недостатками слуха.

Профориентация помогает человеку определиться с выбором или сменой профессии. Зачастую хорошим инструментом для расширения кругозора человека о мире профессий и своём возможном месте в нём являются профориентационные тесты и анкеты. По этой причине социальным педагогом и педагогом-психологом были составлены анкеты на начало и на середину учебного года, а также проводилось традиционное интервью с выпускниками.  Первичное анкетирование было направлено на выявление знаний о профессиях у выпускниках нашей школы, для корректировки программы по профориентации.

Анкета №1

Знания о профессиях.

ФИ ученика_____________________________________ Класс______

1. Какие профессии вы знаете? Перечислите:_________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Какие профессиональные учебные заведения вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выбрали ли Вы себе профессию? Если да, то какую? ________________________________

________________________________________________________________________________

4. Почему вы выбрали эту профессию?______________________________________________

________________________________________________________________________________

5. О каких профессиях Вы бы хотели узнать в школе? __________________________________

________________________________________________________________________________

По результатам анкетирования социальным педагогом и педагогом - психологом были сделаны следующие выводы: в анкетировании приняло участие 13 человек из 19. Из них с выбором профессии определилось 7 человек, это 53% учащихся и 6 человек это 47% не знают какую профессию выбрать. Также в ходе анкетирования выяснилось, что обучающиеся путают названия профессий, учебных заведений и т.д.

В феврале  было проведено второе анкетирование обучающихся, где нужно было указать какое учебное заведение они выбрали, а также указать специальность.

Анкета №2

Твой выбор.

ФИ Учащегося___________________________________________________________________

Класс___________________________________________________________________________

Вопросы:

1. Выбрали ли Вы учебное заведение для поступления? ________________________________

2. Какое: ________________________________________________________________________

3. Специальность: ________________________________________________________________

4. Какую помощь Вы бы хотели получить от школы? (лекция об специальность, экскурсия в образовательное учреждение, встреча с представителями образовательного учреждения, какие документы нужны для поступления) ___________________________________________

По результатам второго анкетирования, были сделаны следующие выводы: в анкетировании приняло участие 14 человек из 19. Из них 57% определились с выбором профессий, при этом обучающиеся четко прописывают название профессии (из тех, кто определился), а также выбрали учебное заведение для поступления.

В рамках профориентационной работы в ноябре 2014 года  проведено общешкольное родительское собрание, по теме: «Роль родителей в осознании обучающихся нравственного значения будущего профессионального выбора». На данном родительском собрании  освещены следующие вопросы по профориентации: «Особенности организации образовательного процесса предметной области «технология» в МБСКОУ школе-интернате II вида №12» зам. директора по УВР А.Е. Орел;  «Выбор профессии — дело серьёзное!» социальный педагог Л.В. Михайлова; «Влияние семьи на профессиональное самоопределение» педагог — психолог М.Н. Забродина. Также на родительское собрание были приглашены представители ГБОУДО ДУМ «Смена» «Школы ювелирного мастерства» с презентацией о своем учебном заведении, с демонстрацией работы своего заведения: студии лего-конструирования «Мир LEGO», Центра народных ремесел Южного Урала (креативное вязание спицами, художественная обработка керамики,  художественная обработка стекла,  художественная обработка металла). После этого один из будущих выпускников нашей школы стал посещать «Школу ювелирного мастерства» и получает профессию «Ювелир».

Для обучающихся, родителей и педагогов оформлен информационный стенд по профориентации с буклетами, брошюрами и листовками из учебных заведений, а также с материалами по профориентационной работе, которые подготовили социальный педагог, педагог — психолог и другие специалисты.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда были организованы экскурсии в следующие учебные заведения:

1.ФГБОУ инклюзивного высшего образования «МГГЭУ» «Челябинский филиал МГГЭУ», где в день открытых дверей выпускникам были представлены следующие специальности:

- Профессиональное обучение (по отраслям)  (44.02.06) 051001

- Экономика и  бухгалтерский учет (по отраслям) (38.02.01) 080114

- Гостиничный сервис 101101 (43.02.01)

- Информационные системы (по отраслям)  (09.02.04) 230401

2. ГБО УСПОП (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», где нам были представлены следующие специальности:

- Технология текстильных изделий (по видам) 29.02.05

- Конструирование, моделирование и технология швейных изделий 29.02.04ъ

- Коммерция (по отраслям) 38.02.04

- Вязальщица трикотажных изделий, полотна 11602

Связываясь с учебными заведениями, в которые желают поступить выпускники,   уточнялись возможности поступления к ним подростков с ограниченным слухом,  список необходимых документов, сроки прибытия, вступительные экзамены, требования к выпускникам и др.

В январе-марте 2015 года социальным педагогом и педагогом - психологом была реализована программа профессиональной ориентации слабослышащих учащихся, где через лекции и беседы по профориентации обучающихся ознакомили с понятиями профессия и специальность, были изучены типы профессий, также были разобраны компоненты профпригодности и так далее.

В результате, после проделанной работы проведено интервью по профориентации с выпускниками. Было опрошено 16 обучающихся, по результатам интервью 13 человек, а это 81 % определились с выбором профессии и всего лишь 3 человека (19%) не знают, какую именно профессию выбрать.

На данном графике видно как происходило самоопределение обучающихся в процессе работы с ними.

Только учитывая особенности интересов и увлечений каждого воспитанника, уделяя большое внимание индивидуальной работе, не забывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом всегда имея в виду трудности, с которыми встречаются наши выпускники при вхождении во взрослую жизнь можно получить эффективные результаты при проведении  работы по профессиональному самоопределению, социально-психологической адаптации в условиях модернизации   образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.

Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....

Программа социально-психологического сопровождения обучающихся

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей  и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет...

Открытый урок истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида по теме " Укрепление Власти Князя"

Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремлюсь точно сформировать задачи, логически связать их между собой с темой и содержанием урока....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат за 2011-2012 учебный год.

1.Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всемерного развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.2.Поддержка и укрепл...

ПРОГРАММА факультативных занятий «Мир эмоций» специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской

Актуальность проблемы В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том чис...

Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"

Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....