ПРОГРАММА факультативных занятий «Мир эмоций» специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской
рабочая программа

Пелипенко Елена Николаевна

Актуальность проблемы

В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями.

В этих целях необходимо формирование личности с развитыми адаптивными возможностями, социально-эмоциональной сферой, позволяющими успешно осуществлять процесс интеграции в окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_emotsiy.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской

ПРОГРАММА

факультативных занятий

«Мир эмоций»

специальной (коррекционной) школы-интерната

ст-цы Шкуринской

Возраст детей, на которых рассчитана программа:                 5 класс        (10-12 лет)

Автор программы:                                         учитель Пелипенко Е.Н.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Паспорт программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержание программы.
  4. Содержание материала программы.
  5. Таблица тематического распределения количества часов.
  6. Эффективность программы.
  7. Предполагаемый результат  реализации программы.
  8. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

1.Паспорт программы

Наименование программы

Программа факультативных занятий «Мир эмоций», специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской

Разработчик программы

 (Ф.И.О., должность)

Пелипенко Елена Николаевна, учитель

Учреждение, район

ГКОУ КК школа-интернат, станица Шкуринская Кущевского района Краснодарского края

Цель программы

развитие адаптивных навыков поведения,  формирование у учащихся навыков  саморегуляции, самоконтроля,развитие познавательных интересов учащихся,  эмпатии, сопереживания  другим людям, умения правильно выражать  свои эмоции и чувства  с ориентацией на  конструктивные модели поведения.

Задачи программы

-совершенствовать умения распознавать эмоции и чувства других людей;

-знакомить со способами регулирования своего эмоционального состояния;

-развивать коммуникативные способности;

-воспитывать интерес к самому себе, формировать навыки рефлексии;

-развивать толерантность, эмпатию.

Адресная группа

Учащиеся 5  класса

Срок реализации

В течение учебного года

Исполнители

учитель

Ожидаемые результаты

- снижение негативных эмоций у учащихся;

-уменьшение числа стрессовых и конфликтных ситуаций, тормозящих процесс адаптации;

- пополнение запаса положительных эмоций, формирование объективной самооценки;

-овладение способами регуляции эмоциональных состояний;

-повышения навыков личностного общения с окружающими людьми, способов взаимопонимания.

Сведения о практической

апробации программы

программа апробирована на базе ГКОУ  КК школы-интернатаст-цы Шкуринской

Срок апробации

1 год

2.Пояснительная записка

Актуальность проблемы

В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с интеллектуальными нарушениями.

В этих целях необходимо формирование личности с развитыми адаптивными возможностями, социально-эмоциональной сферой, позволяющими успешно осуществлять процесс интеграции в окружающий мир.

Для детей с интеллектуальными нарушениями это сложный и длительный процесс, требующий специального коррекционного воздействия, так как развитие эмоционально-волевой сферы имеет ряд особенностей:

-эмоции незрелые, недостаточно дифференцированные;

-нет оттенков переживаний, они примитивны, полюсные;

-эмоции часто неадекватны, не пропорциональны воздействиям внешнего мира;

-болезненные проявления эмоции (дисфории);

-неустойчивость аффективного фона, изменчивость настроения;

-с трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические;

-характерны недостатки инициативы, неумение руководить своими действиями;

-несамостоятельность, безудержность, непреодолимость отдельных желаний;

-внушаемость, ведомость, слабая критичность;

-немотивированное упрямство, слабость социальных мотивов.

               Данные проявления эмоционально-волевой сферы значительно затрудняют социализацию детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому коррекционное воздействие должно быть направлено на гармонизацию внутреннего мира ребенка, развития аффективной сферы, что предполагает:

-развитие коммуникативно-адаптивных способностей;

-развитие эмпатийных качеств, способности к рефлексии;

-развитие толерантных, креативных способностей.

3.Содержание программы.

Программа предназначена для проведения развивающих занятий для учащихся 5 класса  в системе работы по социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено школы.

Цель программы:развитие адаптивных навыков поведения,  формирование у учащихся навыков  саморегуляции, самоконтроля,развитие познавательных интересов учащихся , чувство понимание, сопереживания  другим людям, умения правильно выражать  свои эмоции и чувства  с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Задачи:

-совершенствовать умения распознавать эмоции и чувства;

-знакомить со способами регулирования своего эмоционального состояния;

-развивать коммуникативные способности;

-воспитывать интерес к самому себе, формировать навыки рефлексии;

-развивать толерантность, эмпатию.

Программа курса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю. Программа не предусматривает деление на разделы. Оценивание учащихся не осуществляется. Продолжительность занятий 40 минут.

Основные методы, используемые педагогом во время занятий:

- словесные: объяснения, рассказ, беседа;

-наглядные: наблюдения, иллюстрация, демонстрация (использование ИКТ);

-практические: упражнения, игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, артерапии.

Методические приёмы :

-  игры (сюжетно – ролевые, деловые, развивающие);

-  обращение к личному опыту учащихся, обсуждение ситуаций;

- рефлексия результатов занятия;

- чтение художественных произведений, сочинение историй:

- свободное, тематическое рисование;

- импровизация;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- упражнения подражательно-исполнительного характера.

 На занятиях учащимся важно ощущать полную безопасность и доверие к педагогу, поэтому необходимо организовать доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. Педагог является образцом поведения, который он демонстрирует ученикам.

Структура занятия традиционная, предоставленна следующим образом:

  1. Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой
  2. Основная часть. Сообщение темы, информации, анализ информации. Использование различных методов и приёмов в соответствии с темой.
  3. Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.

4.Содержание материала программы:

Вводное занятие. Мир эмоций. Эмоции и чувства. Чувства бывают разные.

Моё настроение. Настроение и активность. Как поднять настроение. Радуга настроения. Как мы получаем информацию о человеке. Язык жестов и движений. Понимание причин поведения других людей. Чувства «полезные» и «вредные». Радость и удовольствие. Поделись своей радостью. Грусть, печаль, страдание. Одолеем все печали . Презрение и отвращение.  Гнев, злость, агрессия. Как справиться со злостью. Способы выражения  гнева. Вина, стыд. Стыд - хорошо или плохо? Добро и зло (совесть) . Тревога. Побеждаем все тревоги . Удивление. Раздражение.  Скука. Зависть.  Интерес. Сосредоточение. Внимание. Страх.  Стыдно ли бояться? Как справиться со страхами?  

Застенчивость . Ложь. Обман. Ложь не красит человека. Признаки обмана .

Капризы . Доброта. Терпение . Любовь. Уважение . Дружба. Поддержка.

Сочувствие. Эмпатия. Жалость.  Обида. Как простить обиду? Как реагировать на прозвища и дразнилки? Ссоры и конфликты. Как научиться жить без драки.

Мои мысли и желания. Мои фантазии. Управляем своими эмоциями .

Учимся договариваться. Итоговое занятие. «Счастливый человек-…».

5.Таблица тематического распределения количества часов

Тема

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Мир эмоций

1

2.

Эмоции и чувства. Чувства бывают разные

1

3.

Моё настроение. Настроение и активность. Как поднять настроение. Радуга настроения.

1

4.

Как мы получаем информацию о человеке. Язык жестов и движений.

2

5.

Понимание причин поведения других людей.

1

6.

Чувства «полезные» и «вредные»

1

7.

Радость и удовольствие. Поделись своей радостью.

1

8.

Грусть, печаль, страдание. Одолеем все печали

1

9.

Презрение и отвращение

1

10.

Гнев, злость, агрессия.

Как справиться со злостью. Способы выражения гнева.

1

11.

Вина, стыд. Стыд - хорошо или плохо?

1

12.

Добро и зло (совесть)

1

13.

Тревога. Побеждаем все тревоги.

1

14.

Удивление. Раздражение.

1

15.

Скука. Зависть.

1

16.

Интерес. Сосредоточение. Внимание.

1

17.

Страх.  Стыдно ли бояться? Как справиться со страхами?

1

18.

Застенчивость.

1

19.

Ложь. Обман. Ложь не красит человека. Признаки обмана.

2

20.

Капризы.

1

21.

Доброта. Терпение

1

22.

Любовь. Уважение.

1

23.

Дружба. Поддержка

1

24.

Сочувствие. Эмпатия. Жалость.

1

25.

Обида. Как простить обиду? Как реагировать на прозвища и дразнилки?

1

26.

Ссоры и конфликты. Как научиться жить без драки.

2

27.

Мои мысли и желания. Мои фантазии.

2

28.

Управляем своими эмоциями

1

29.

Учимся договариваться

1

30.

Итоговое занятие. «Счастливый человек-…»

1

6.Эффективность программы:

-снижение негативных эмоций у учащихся;

-уменьшение числа стрессовых и конфликтных ситуаций, тормозящих процесс адаптации;

- пополнение запаса положительных эмоций, формирование объективной самооценки;

-овладение способами регуляции эмоциональных состояний;

-повышения навыков личностного общения с окружающими людьми, способов взаимопонимания.

7.Предполагаемый результат  реализации программы

Учащиеся должны уметь:

- правильно выражать свои эмоции и чувства;

- владеть навыками личностного общения с окружающими людьми, способами взаимопонимания;

- владеть способами регуляций эмоциональных состояний;

- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.

8.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. В школу с радостью. Г.В. Гатальская, А.В. Крыленко. Минск. Изд. «Амалфея» 1998 г.
  2. Практическая психология для учителя. Москва. Изд. «Просвещение» 2004 г.
  3. Методическое пособие для учителя коррекционной школы «Мир эмоций». Москва. Изд. «Просвещение» 2007 г.
  4. Практическая психология.Москва. Изд. «Дрофа» 2003 г
  5. Тропинка к своему Я.  О.В. Хухлаева. Москва. Генезис.2008г
  6. Классный час с психологом. Н.Н.Амбросьева. Москва. Глобус. 2008г
  7. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.  Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Санкт-Петербург, 2008г
  8. Методический журнал «Школьный психолог»(2014г, 2015г, 2016г)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

Факультативное занятие «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»

Девизом этого занятия будет пословица «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»...

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование факультативного курса по "Электроделу" для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

Проект занятия учебной практики (производственного обучения) для обучающихся на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Тема: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков»

Данная методическая разработка урока производственного обучения по теме: «Окрашивание поверхностей водными составами вручную при помощи кистей и валиков» разработана для обучающихся образовательных уч...

внеклассное занятие по географии для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида "Вокруг света за 45 минут"

внеклассное занятие по географии материков и океанов для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...

Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...