Факультативное занятие «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»
план-конспект урока по теме

Девизом этого занятия будет пословица «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Факультативное занятие

в  9  классе

«Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает»

(ткачество)

Мишенкова Любовь Алексеевна,

 учитель трудового обучения

Цели:

  • Образовательная - знакомство с историей «Ткачества », материалами и приспособлениями для создания ткани.
  • Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям.
  • Развивающая – ознакомить учащихся с  приемами работы на ткацком станке.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
  • научить приёмам работы на ткацком  станке;
  • развивать индивидуальные способности обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);
  • формировать чувство самоконтроля.

Познавательные:

  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Развивающие:

  • развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
  • формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;
  • создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Эстетические:

  • воспитывать аккуратность, культуру поведения;
  • формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

  Оборудование: словарные слова, карточки с заданиями, ткацкий станок простейшего типа, готовое изделие, презентация «Ткачество», коллекция волокон.

Словарные слова: ткацкий станок, основа, уток, прядение, челнок.

На Кубани так идет, что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт

                           Утварь всю по дому справит,
                            Чашей полной дом тот станет
.

                                                    Ход занятия

Организационный момент (проверка рабочего места)

Учитель:

Девизом нашего занятия будет пословица «Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).

Чтобы определить,  о чем мы с вами будем сегодня говорить на занятии, я предлагаю выполнить следующее задание. У вас на столе лежат «входные билеты», которые помогут нам войти в новую тему. Вы должны зачеркнуть все одинаковые буквы. Когда вы это сделаете, вы сможете прочесть ключевое слово темы нашего занятия.

 

               Входной билет

т

о

ч

у

е

г

п

л

г

к

ж

т

н

с

о

а

н

ж

л

г

о

у

п

в

           

        Ученик. Это слово: «Ткачество».

Сегодня на уроке  мы с вами познакомимся с таким промыслом на Кубани, как «ткачеством».  Узнаем, что являлось сырьем для производства тканей.

Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками. Однако прежде, чем наши предки научились ткать, они должны были в совершенстве освоить технику плетения. Только выучившись плести циновки из веток и камыша, люди могли приступить к «переплетению» нитей.

Процесс производства ткани распадается на две основные операции - получение пряжи (прядение) и получение холста (собственно ткачество). Наблюдая за свойствами растений, люди заметили, что многие из них имеют

в своем составе упругие и гибкие волокна. К числу таких волокнистых растений, использовавшихся человеком уже в глубокой древности, относятся лен, конопля, крапива.

http://www.narodko.ru/file/0001/250/1306.jpg  Конопля   http://www.1000listnik.ru/uploads/posts/2010-06/1275671805_krapiva.jpgКрапива

                                  На фото – растение – лен обыкновенный (лен прядильный) Лен          

Почти повсеместное распространение на Кубани имело ручное ткачество, сохранявшееся вплоть до 30-х годов прошлого века, не только как промысел, но и как домашнее производство. Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех работ, падавших на плечи казачки. Основным материалом при тканье полотна на Кубани, были обработанные волокна конопли, реже – льна. Семена конопли сеяли весной – в марте, а  убирали в сентябре. Посевом занимались в основном мужчины. Сеяли в ручную и густо: в этом случае стебли конопли вырастали тонкими и легче подвергались обработке. Уборка конопли производилась вручную. Снопы расстилали во дворе под открытым небом, чтобы роса и дождь размочили мякоть стебля, в которой располагаются тонкие нити – волокна. После уборки и обмолота семян снопы возили на реку, укладывали в несколько рядов и придавливали сверху камнями или бревнами, для того чтобы полностью погрузить снопы в воду. Вымоченные снопы высушивали на солнце, а потом с помощью специальной мялки мяли, отделяя, таким образом, волокна от отходов. Чтобы очистить коноплю о одеревеневшей костры, снопы били о столбы, теребили ногами, мяли в ступках; затем трепали - трепалами. После такой обработки волокна становились мягкими и шелковистыми. Получившееся волокно мыли, сушили и удаляли из него остатки костры с помощью вычесывания. Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех работ, падавших на плечи казачки. Почти 5 месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Каждая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 метров пряжи. А чтобы получить хоть 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20000 метров пряжи. Поэтому прясть, вышивать и готовить себе приданное девушка начинала уже с 6-8лет.     Казаки были искусстными мастерами. Пряли на веретене и на прялках (самопряхах).

Обратите внимание на прялку. Прялка была верной спутницей казачки на протяжение всей её жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком жениха. Жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж - жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Здесь творческая фантазия не знала границ. Прялка передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла её на вечеринку, держа за ножку, так чтобы все видели резной, или расписной наряд прялки.

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcS_d5OlypYspqlcvIZGfVxuXLrzefb5KY3pgQ28VdXaZm_cWuqYaQ                           

C:\Users\Люба\Pictures\imagesCA5Q88FZ.jpg                             

Обычно на Кубани девушки и женщины занимались прядением в зимние месяцы на « посиделках» и « вечерках» в хате у какой-нибудь одинокой женщины или бездетной семьи, пользовавшейся среди станичников

уважением. Во время прядения женщины пели песни: (звучит песня в исполнении девочек)

Прялица

У меня в светелке прялка у оконца.

Буду прясть я утром лучики для солнца.

Пусть согреют землю золотые нити

Вы меня, подружки, только попросите.

Вы меня, подружки, только попросите.

Днем дожди косые буду прясть из тучи .

Травы под дождями зеленеют лучше.

По лугам ручьями разбегутся нити.

Вы меня подружки только попросите.

Вы меня подружки только попросите.

К вечеру туманы соберу у дома

Буду прясть я струйки молока парного

Теплые по кружкам разолью я нити.

Вы меня подружки только попросите.

Вы меня подружки только попросите.

Учитель:

Слово «ткать»  произошло от слова «тыкать». Нитку проталкивали палкой и называли это тыкать. Затем убрали букву «ы» и получилось «ткать». А от этого слова произошли слова: ткачество, ткачиха, ткач, ткань, ткацкий станок, ткацкая фабрика.

Первый ткацкий станок был вертикальным.

Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.
В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошёл до наших дней и сохранился ещё в некоторых домах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка).
Его основная часть - большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки "гребёнки" бердо, челнок с нормальной нитью.
Потом люди изобрели механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и

разнообразными. Но ручное ткачество ещё живо и является традиционным видом народного ремесла. Для ткачества необходимо два направления нитей

– основные и уточные, вдоль и поперек станка. Основные нити тонкие, прочные  и длинные, а уточные толстые  и менее прочные. Сотканное полотно необходимо отбелить. Чаще всего его отбеливали золой из подсолнечника. Затем красили растительными красителями.
 
         

C:\Users\Люба\Pictures\018.jpg      C:\Users\Люба\Pictures\m_476c5da6.jpg

В какое же время года женщины брались за ткачество? По-настоящему за ткачество брались с Евдокии (14 марта) и занимались им до посевных работ.
И ещё бабы верили, что на Евдокию "все подземные ключи" закипают,

поэтому начинали белить холсты.  
Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма (демонстрируются вещи из бабушкиного сундука).
Вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимым и богатым орнаментом, разнообразием переплетений.
 

Практическая работа

А сейчас мы с вами окунемся в прошлое и представим себя  ткачами.

На макете ткацкого станка  необходимо соткать закладку для книг.

Закрепление

Карточка

Задание: найти лишнее!

Растительные виды сырья:

лён

хлопок

шерсть

конопля

лавсан

крапива

Итог урока:

Старые казаки носят сегодня современную одежду, но многие из них до сих пор хранят в старых комодах домотканые рубахи, подаренные им невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на груди красным орнаментом, уже потерлась с внутренней стороны на воротнике; её уже не носят, но берегут, как память, как воспоминание. И ведь есть что беречь: она выткана в полном смысле слова по ниточке на домашнем ткацком станке руками любимого человека! Воздействие народного костюма так велико, что человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не может оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому

и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология языка нуждается в защите

Тезис о том, что мир стоит на краю глобальной экологической катастрофы, стал общеизвестным. Но мало кто осознает, что экологическое равновесие невозможно без сохранения этнического, культурного, языко...

Урок-семинар на тему "Всё, что вы знаете и не знаете о чае"

Тема урока: «Всё, что вы знаете и не знаете о чае»Тип урока: урок повторения и обобщения знаний и умений.Вид урока: урок-семинар.Количество академических часов: два часа.Ключевые понятия:1....

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.

Социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья на факультативных занятиях по «Электроделу» в специальной коррекционной школе VIII вида.(из опыта работы)...

КУРСОВАЯ Народные ремесла и промыслы России на примере Владимирской вышивки.

Люблю русскую вышивку и на курсах повышения квалификации представляла свои работы "Русская вышивка"...

ПРОГРАММА факультативных занятий «Мир эмоций» специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской

Актуальность проблемы В настоящее время в системе образования одной из центральных проблем является проблема социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том чис...

Практическая работа №18 Схемы электроснабжения собственных нужд подстанций. Выбор числа и мощности трансформаторов на подстанции.

Практическая работа №18 Схемы электроснабжения собственных нужд подстанций. Выбор числа и мощности трансформаторов на подстанции....

Методическая разработка мероприятия Факультативное занятие по русскому языку (раздел «Историческая грамматика») с презентацией по теме «Употребление старославянизмов в современном русском языке»

Данное факультативное занятие познакомит ребят с истоками и возникновением русского языка. Занятие позволит расширить знания учащихся о древнерусском языке, реформах азбуки, позволит понятт, как старо...