Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда
статья на тему

Липнякова Ольга Алексеевна

    Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда.

“Когда человек не знает,

 к какой пристани он держит путь,

 для него ни один ветер не будет попутным”

Сенека

                   

Гудкова Нина Федоровна учитель экономики лицея № 590

Липнякова Ольга Алексеевна педагог-психолог лицея № 590

Безногова Тамара Васильевна социальный педагог лицея № 590

         

    Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее.

 Вопрос «Кем я буду? Чем я буду заниматься?» задает себе каждый подросток. И от того как правильно будет найден ответ на этот вопрос зависит его будущее. И здесь самое главное - правильно сориентироваться, сделать тот выбор, который соответствовал интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - начало всего: пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Весь комплекс включает 2 групповых занятия: проведение социально - психологической игры « Я - выбираю, мы - выбираем» и проектную деятельность на тему рынка труда.

Главная цель всех занятий:

Расширение у участников  знаний о мире профессионального труда, актуализация имеющихся знаний о профессии, формирование установки на преемственность в работе; развитие системности мышления.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о типах темперамента;
  • Учиться соотносить личностные особенности с профессиональной деятельностью;
  • Учиться соотносить социальные потребности учащихся и возможности современного рынка труда;
  • Расширять знании учащихся о мире профессий о их особенностях о качествах личности необходимых  определенному типу профессий;
  • Формировать умение работать в группе, делать аргументированный  выбор обобщать результаты и делать выводы осуществлять самоанализ;
  • Развивать творчество коммуникативные способности умение слышать и слушать.

Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает конкуренцию на рынке труда. Выигрывает самый знающий, способный, умеющий, одним словом лучший. Чем быстрее ребята определяться с выбором профессии, тем больше у них будет времени и возможности для целенаправленного саморазвития и подготовки. Выбор профессии зависит от очень многих факторов: от возможности каждого (у каждого из нас разный характер, темперамент и т.п.), от предпочтений, интересов (мне это нравится, интересно), от возможностей родителей, от востребованости на рынке труда, от требований профессии к личности соискателя. Ребятам предлагается, работая в группах определить какие же требования профессии того или иного типа предъявляют к личности.

Такая системная работа требует совместных усилий учителя экономики Гудковой Н.Ф, психолога лицея  Липняковой О.А. и социального педагога Безноговой Т.В.

Для проведения занятий мы использовали уже имеющийся  в психологии опыт по данным вопросам.

 На первом занятии  учащиеся определяли с помощью диагностического материала особенности своей личности.

С помощью методики Г.Ю. Айзенга определялся тип темперамента участника. Дети познакомились с теоретическими положениями о таких понятиях как характер, темперамент. Каждый смог определить, к какому типу темперамента он относится. Учащиеся получили знания о том, как темперамент влияет на тот или иной выбор профессии. Учащиеся, у которых возникли какие-либо проблемы, получили индивидуальные консультации у  психолога лицея.

На втором занятии учащиеся, выполняя тест «Карты интересов» выбирали для себя в какой из сфер деятельности им интересно заниматься. На этом занятии они получили теоретические знания о сферах деятельности, определили для себя, в каких областях знаний они проявляют наибольший интерес. Также полученные результаты были важны и с точки зрения комплектования будущих десятых классов лицея.

После этих занятий учащиеся имели представление о своих личностных особенностях, о своих профессиональных интересах и склонностях. Большинство ребят прошли индивидуальные консультации со школьным психологом.  Кому было трудно определиться, обращался за помощью к социальному педагогу Безноговой Т.В., которая также провела работу по профессиональной ориентации с наиболее сложными учащимися.

Социально - психологическая игра “Я выбираю, ты выбираешь”

 Все учащиеся собираются в актовом зале, в котором подготовлены рабочие места для работы  шести групп.

На столах ручки, бумага, листы ватмана, таблички с названием типов профессий.

 Учащиеся входят в зал под музыку. Ребятам предлагается перед началом работы немного поиграть.

Учащиеся встают в два круга, внешний и внутренний, игра “пожелание доброго дня”. Двигается внешний круг, внутренний стоит на месте, по сигналу дети внешнего круга делают шаг влево и меняются партнерами, приветствуя друг друга.

После приветствия участникам предлагается разделиться на шесть команд: ребята делятся по результатам предварительного тестирования, сообразно типам профессий (человек - человек (делится на типы: человек, который руководит людьми; человек, который работает с людьми); человек - техника; человек - знаковая система; человек - природа; человек - художественный образ).  

Работа в группах

(ведущий в каждой группе взрослый или учащийся старших классов).

Задача ведущего помочь учащимся организовать работу. Работа начинается со знакомства группы, представления ведущего, проводится инструктаж.

1 этап

Ребята определяют, какие профессии относятся к данному типу (например: человек-человек). Работа групповая, ведущий записывает профессии предложенные учащимися на ватмане.

2 этап

Требования, предъявляемые данной профессией к соискателю. Сначала организуется, индивидуальная работа учащихся (прим. 3мин.) Они записывают своё мнение, затем высказывают его. Ведущий ведет запись на ватмане, (требования, которые высказываются 2 или 3 раза отмечаются специальным знаком и повторно не записываются). Затем все вместе выбирают наиболее значимые требования,  ранжируя их.

3 этап

 Организация работы в малых группах (2 чел.).

 Задание: записать  качества личности, которыми должны обладать люди данных профессий (прим. 5мин.). Выступление от групп. Выработка обобщенного мнения, оформление.

4 этап

Индивидуальная работа с карточками (см. приложение 1).

Ребятам предлагается ответить на вопрос, какие качества личности, перечисленные на карточке, есть у них, проранжировать. Очень важно подчеркнуть учащимся, что совсем не обязательно использовать все предложенные варианты. При ранжировке посоветуйте учащимся использовать систему точек: одну, две или три.

Далее ребятам предлагается в следующей графе, отметить над какими качествами личности им необходимо поработать. Чтобы легче было достичь желаемой цели.

Мы переходим к завершающему этапу нашего 4 задания. У ребят осталась последняя незаполненная графа. Необходимо посмотреть еще раз на те качества личности, над которыми, по их мнению, им необходимо поработать. Подумайте, как это можно сделать и запишите. Через некоторое время ведущий объявляет, что карточки, с которыми учащиеся только что работали сдавать не надо. У них будет возможность дома, в удобное для них время, подумать над этим вопросом, может еще не один раз.

Чтобы мечта стала реальностью необходимо обязательно делать шаги к ее осуществлению.

5 этап

Работа в группах: обсуждение плана выступления.

Учащимся предлагается в конце работы подготовить краткое выступление по плану: какие профессии относятся к данному типу, требования профессии к соискателю, какими качествами личности должны обладать люди данных профессий.

6 этап

Выступления групп. При выступлениях используем подготовленные во время работы плакаты.

7 этап

Ведущие групп подводят итоги работы всех участников своей группы. Ребятам предлагается оценить работу каждого участника команды от 1 до 10 баллов.

8 этап

Затем всем группам предлагается принять участие в творческом конкурсе:

1 вариант: придумать костюм для  данного типа профессий,

 2 вариант: создать дружеский шарж или коллаж на представителя данной профессии.

Выступление групп.

Отмечается артистизм, творчество, юмор.

Рефлексия занятий

“Человек, не желающий остаться без работы, должен твердо усвоить, что не следует в юности терять время на безделье. Именно в познании и самосовершенствовании смысл всей жизни!!!”.

В представленных занятиях мы не претендовали на полноту раскрытия рассматриваемой темы. Нас больше интересовала практическая сторона данной проблемы. Очень хотелось подкрепить её наглядными примерами и дать толчок импульс, побуждающий ребенка к размышлению.

Мы хотели показать, что речь идет о неизмеримо широкой области, в которую можно окунуться, но невозможно объять полностью - настолько неисчерпаема она в своем многообразии. Помочь учащимся разобраться в этом многообразии, а тем самым и раскрыть личные возможности - вот главная цель педагогов, которые подготовили и провели данные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психологического сопровождения обучающихся

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей  и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет...

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования профессиональной адаптации учащихся медицинского колледжа

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования.   Сегодня, когда интерес и желание у большинств...

Статья "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса"

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса  направлено на создание условий для гармоничного развития личности студентов, укрепление их психического и психологического здоро...

Доклад "Социально психологическое сопровождение процесса адаптации студентов первого курса"

Краткий обзор процесса адаптации и социализации студентов первого курса....

Рабочая программа дисциплины "Адаптация на рынке труда"

Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптация на рынке труда» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального о...