Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования профессиональной адаптации учащихся медицинского колледжа
статья на тему

Смирнова Татьяна Алексеевна

 

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования.   Сегодня, когда интерес и желание у большинства выпускников школ к получению достойного образования практически отсутствуют или слабо выражены, остро встает проблема социально-психологического сопровождения профессиональной адаптации первокурсников к учебе в колледже, для пополнения в дальнейшем рядов среднего медицинского персонала компетентными сотрудниками.

         Двенадцатилетняя работа в колледже,  в должности социального педагога, следование вместе с учащимися по пути их профессионального и личностного становления, позволяют охарактеризовать эту деятельность как «сопровождающую», но часто приходится сталкиваться с трудностями  в учебно-воспитательной практике работы с учащимися:

- трудности, возникающие в процессе адаптации учащихся к новым условиям учебной деятельности (недостаточность  освещения и  нехватка  программно-методического обеспечения  методической литературой);

-отсутствием достаточных социально-психологических условий (в том числе и в семье), обеспечивающих успешную адаптацию к профессиональной учебной деятельности;

- внедрение новых требований в период реформирования  федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обучения.

Все это снижает качество учебной и воспитательной работы в  колледже в целом.

Однако важным компонентом подготовки квалифицированного выпускника среднего звена является работа по обеспечению социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения своей специальности, особенно в первый год обучения.

Ученые и практики рассматривают «адаптацию как основную задачу и метатехнологию социальной работы»,  роль которой сводится к главной задаче - социальной адаптации.

Учитывая сферу деятельности в будущем, медицинская сестра должна быть готовой не только на реализацию лечебной функции, но и на помощь больному в оздоровлении его среды обитания, а значит быть всесторонне развитой личностью. Всё это требует от учащихся высокой учебной и профессиональной мотивации в период адаптации к будущей профессии.

К объективным показателям профессиональной адаптации, прежде всего, можно отнести успешность учащихся  в учебной деятельности. Однако, как показывает статистика, из общего количества первокурсников  успевают только 52%, при этом «отличников» - 0%, «хорошистов» - 16%, а на «удовлетворительно» учатся 36%, а такая оценка для будущей медицинской сестры, в чьих руках здоровье человека, совершенно недопустима.

Осенняя предварительная аттестация (обычно проводится   в   ноябре), показала, что из двух групп первокурсников после 11 класса успевают только 20%.

                В своем  интервью «Медицинской газете» заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В. Скворцова сказала: «Проблемой остается отток молодых специалистов из здравоохранения. Цифры говорят сами за себя: от 40 до 80% выпускников средних медицинских образовательных учреждений по стране не приступают к работе по полученной профессии» [3].

Таким образом, социальное сопровождение в первый год обучения направлено на создание необходимых условий оказания адресной социальной помощи учащимся в следующем: «составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер» [4].

         Ведущим направлением социального сопровождения в процессе образовательной деятельности будущих специалистов - обеспечить взаимосвязь знаний и практики:

- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и  экстремальных состояниях,

- проведение профилактических мероприятий,

- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. 

Социокультурная среда учебного заведения является необходимым условием и фактором успешной адаптации человека к определенной культурной среде, а через нее – к обществу в целом. 

Профессиональная  адаптация учащихся, создание определенной воспитательной среды имеет «технологические особенности и сложности», особенно  на первых курсах, так как первокурсники уже имеют определенный опыт отношений, сформированный в системе школьного образования. Поэтому  профессиональная  адаптация учащихся является объектом психолого-социальной службы учебного заведения для «коррекции складывающихся взаимоотношений студентов и преподавателей» [1].  

    Исследования показывают, что до трети учащихся в конце первого года обучения еще не могут включиться в полной мере в учебный процесс.

Объективным показателем адаптации учащихся является его успешность в учебе и в отношениях с сокурсниками. На этом основании можно сделать вывод. Трудности профессиональной адаптации – это трудности, прежде всего, социально-психологические, т.е. приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе.

  Трудности сопровождения заключаются в том, что социальному  педагогу приходиться сталкиваться со сложившимся человеческим материалом. По своему возрастному статусу - период ранней юности – учащиеся, личность которых уже в значительной степени сформирована предшествующим воспитанием. Накопленный собственный поведенческий и нравственный опыт позволяет им пользовать автономной системой моральных принципов, взглядов и оценок. Он уже имеет сформировавшиеся материальные и духовные потребности. В предыдущих коллективах он имел определенную внутриколлективную позицию, которую в силу стабильности социальных ожиданий изменить крайне сложно.

   Несмотря на то, что учащиеся выбрали и пришли именно в данное учебное заведение, их профессиональные намерения еще неустойчивы, профессиональные ожидания неопределенны. Поэтому необходимо социально-психологическое сопровождение в течение всего периода обучения, что бы сформировалась  профессиональная направленность как важное психологическое состояние, определяющее прилежание, инициативность, результативность учебы и труда.

 Задача психолого-социальной службы сопровождения  колледжа не только сплотить новичков в коллектив, но и создать такие условия, при которых группа не только сможет решать общие задачи, но и служить средством для всестороннего развития каждого из его членов.

     Поэтому очень важно на адаптационном этапе проявить оперативность по изучению личностей учащихся. Чем быстрее окажется социально - психологическая помощь в условиях первых лет обучения службой сопровождения, тем эффективнее пойдет процесс обучения.

В масштабах колледжа такая деятельность службы сопровождения определяет и сохранность контингента.  

         Кроме того, профессиональная адаптация  связана с внутренними мотивационно-потребностными сферами личности. Поэтому  социальное сопровождение должно опираться на исходную и текущую диагностику мотивов учебно-профессиональной деятельности, характера профессиональных интересов и склонностей учащихся.

Службой сопровождения для неуспевающих учащихся разработана и внедрена  «Карта сопровождения»,  с целью организации учащегося на ликвидацию задолженностей, анализа и контроля  успеваемости учащегося. «Карта сопровождения» наглядно  демонстрирует им успешность ликвидации своих «неаттестаций». После завершения «маршрута» карта подшивается в личное дело.

Искренний интерес со стороны социального педагога к проблемам учащихся, создает доверительные взаимоотношения, что способствует своевременному оказанию помощи и позволяет в дальнейшем учащимся активнее и самостоятельно преодолевать социально-психологические проблемы в процессе адаптации к учебе и коллективу группы.

Для учащихся колледжа социально-психологической службой  разработан «Кодекс студенческой интеллигентности и культуры поведения».

Об успешной адаптации учащихся можно судить по их участию в общественной жизни колледжа и города. В течение первых двух месяцев пребывания нового набора в стенах колледжа первокурсники активно привлекаются к внеаудиторной работе колледжа.

Привлечение учащихся к внеаудиторной работе способствует раскрытию личности, созданию уверенности в своих силах, развитию коммуникативных навыков общения не только со сверстниками, но и с преподавателями колледжа.

Целью социального сопровождения в профессиональном  обучении учащихся медицинского колледжа является  оптимизация процесса профессиональной подготовки учащихся для их качественного профессионального становления и личностного развития и создании определенных условий в образовательной деятельности.

Социально - психологическая помощь учащимся в условиях первого года обучения способна благоприятно повлиять на процесс становления будущих специалистов, выстраивая образовательное  и воспитательное пространство для профессиональной самореализации учащихся.

 

Список литературы:

1.     Мардахаев Л.В, Социальная педагогика. М. Издательство Юрайт, 2011.-376 с.

2.     Скворцова В. интервью в «Медицинской газете» // http://www.minzdravsoc.ru

3.     Холостова Е.И..Социальная энциклопедия - М.,  2000. С.172-173

4.     Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова.-М.: Издательство Юрайт,

2011.-905

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова  Т.А,  социальный педагог медицинского колледжа

Соколова Г.И.  доцент кафедры педагогической антропологии, гендерологии и фамилистики

Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования  профессиональной  адаптации учащихся медицинского колледжа

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования.   Сегодня, когда интерес и желание у большинства выпускников школ к получению достойного образования практически отсутствуют или слабо выражены, остро встает проблема социально-психологического сопровождения профессиональной адаптации первокурсников к учебе в колледже, для пополнения в дальнейшем рядов среднего медицинского персонала компетентными сотрудниками.

        Двенадцатилетняя работа в колледже,  в должности социального педагога, следование вместе с учащимися по пути их профессионального и личностного становления, позволяют охарактеризовать эту деятельность как «сопровождающую», но часто приходится сталкиваться с трудностями  в учебно-воспитательной практике работы с учащимися:

- трудности, возникающие в процессе адаптации учащихся к новым условиям учебной деятельности (недостаточность  освещения и  нехватка  программно-методического обеспечения  методической литературой);

-отсутствием достаточных социально-психологических условий (в том числе и в семье), обеспечивающих успешную адаптацию к профессиональной учебной деятельности;

- внедрение новых требований в период реформирования  федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обучения.

Все это снижает качество учебной и воспитательной работы в  колледже в целом.

Однако важным компонентом подготовки квалифицированного выпускника среднего звена является работа по обеспечению социально-психологической адаптации учащихся к условиям обучения своей специальности, особенно в первый год обучения.

Ученые и практики рассматривают «адаптацию как основную задачу и метатехнологию социальной работы»,  роль которой сводится к главной задаче - социальной адаптации.

Учитывая сферу деятельности в будущем, медицинская сестра должна быть готовой не только на реализацию лечебной функции, но и на помощь больному в оздоровлении его среды обитания, а значит быть всесторонне развитой личностью. Всё это требует от учащихся высокой учебной и профессиональной мотивации в период адаптации к будущей профессии.

К объективным показателям профессиональной адаптации, прежде всего, можно отнести успешность учащихся  в учебной деятельности. Однако, как показывает статистика, из общего количества первокурсников  успевают только 52%, при этом «отличников» - 0%, «хорошистов» - 16%, а на «удовлетворительно» учатся 36%, а такая оценка для будущей медицинской сестры, в чьих руках здоровье человека, совершенно недопустима.

Осенняя предварительная аттестация (обычно проводится   в   ноябре), показала, что из двух групп первокурсников после 11 класса успевают только 20%.

        В своем  интервью «Медицинской газете» заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В. Скворцова сказала: «Проблемой остается отток молодых специалистов из здравоохранения. Цифры говорят сами за себя: от 40 до 80% выпускников средних медицинских образовательных учреждений по стране не приступают к работе по полученной профессии» [3].

Таким образом, социальное сопровождение в первый год обучения направлено на создание необходимых условий оказания адресной социальной помощи учащимся в следующем: «составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер» [4].

        Ведущим направлением социального сопровождения в процессе образовательной деятельности будущих специалистов - обеспечить взаимосвязь знаний и практики:

- оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и  экстремальных состояниях, 

- проведение профилактических мероприятий,

- участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.  

Социокультурная среда учебного заведения является необходимым условием и фактором успешной адаптации человека к определенной культурной среде, а через нее – к обществу в целом.  

Профессиональная  адаптация учащихся, создание определенной воспитательной среды имеет «технологические особенности и сложности», особенно  на первых курсах, так как первокурсники уже имеют определенный опыт отношений, сформированный в системе школьного образования. Поэтому  профессиональная  адаптация учащихся является объектом психолого-социальной службы учебного заведения для «коррекции складывающихся взаимоотношений студентов и преподавателей» [1].  

    Исследования показывают, что до трети учащихся в конце первого года обучения еще не могут включиться в полной мере в учебный процесс.

Объективным показателем адаптации учащихся является его успешность в учебе и в отношениях с сокурсниками. На этом основании можно сделать вывод. Трудности профессиональной адаптации – это трудности, прежде всего, социально-психологические, т.е. приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе.

  Трудности сопровождения заключаются в том, что социальному  педагогу приходиться сталкиваться со сложившимся человеческим материалом. По своему возрастному статусу - период ранней юности – учащиеся, личность которых уже в значительной степени сформирована предшествующим воспитанием. Накопленный собственный поведенческий и нравственный опыт позволяет им пользовать автономной системой моральных принципов, взглядов и оценок. Он уже имеет сформировавшиеся материальные и духовные потребности. В предыдущих коллективах он имел определенную внутриколлективную позицию, которую в силу стабильности социальных ожиданий изменить крайне сложно.

   Несмотря на то, что учащиеся выбрали и пришли именно в данное учебное заведение, их профессиональные намерения еще неустойчивы, профессиональные ожидания неопределенны. Поэтому необходимо социально-психологическое сопровождение в течение всего периода обучения, что бы сформировалась  профессиональная направленность как важное психологическое состояние, определяющее прилежание, инициативность, результативность учебы и труда.

 Задача психолого-социальной службы сопровождения  колледжа не только сплотить новичков в коллектив, но и создать такие условия, при которых группа не только сможет решать общие задачи, но и служить средством для всестороннего развития каждого из его членов.

     Поэтому очень важно на адаптационном этапе проявить оперативность по изучению личностей учащихся. Чем быстрее окажется социально - психологическая помощь в условиях первых лет обучения службой сопровождения, тем эффективнее пойдет процесс обучения.

В масштабах колледжа такая деятельность службы сопровождения определяет и сохранность контингента.  

        Кроме того, профессиональная адаптация  связана с внутренними мотивационно-потребностными сферами личности. Поэтому  социальное сопровождение должно опираться на исходную и текущую диагностику мотивов учебно-профессиональной деятельности, характера профессиональных интересов и склонностей учащихся.

Службой сопровождения для неуспевающих учащихся разработана и внедрена  «Карта сопровождения»,  с целью организации учащегося на ликвидацию задолженностей, анализа и контроля  успеваемости учащегося. «Карта сопровождения» наглядно  демонстрирует им успешность ликвидации своих «неаттестаций». После завершения «маршрута» карта подшивается в личное дело.

Искренний интерес со стороны социального педагога к проблемам учащихся, создает доверительные взаимоотношения, что способствует своевременному оказанию помощи и позволяет в дальнейшем учащимся активнее и самостоятельно преодолевать социально-психологические проблемы в процессе адаптации к учебе и коллективу группы.

Для учащихся колледжа социально-психологической службой  разработан «Кодекс студенческой интеллигентности и культуры поведения».

Об успешной адаптации учащихся можно судить по их участию в общественной жизни колледжа и города. В течение первых двух месяцев пребывания нового набора в стенах колледжа первокурсники активно привлекаются к внеаудиторной работе колледжа.

Привлечение учащихся к внеаудиторной работе способствует раскрытию личности, созданию уверенности в своих силах, развитию коммуникативных навыков общения не только со сверстниками, но и с преподавателями колледжа.

Целью социального сопровождения в профессиональном  обучении учащихся медицинского колледжа является  оптимизация процесса профессиональной подготовки учащихся для их качественного профессионального становления и личностного развития и создании определенных условий в образовательной деятельности.

Социально - психологическая помощь учащимся в условиях первого года обучения способна благоприятно повлиять на процесс становления будущих специалистов, выстраивая образовательное  и воспитательное пространство для профессиональной самореализации учащихся.

Список литературы:

  1. Мардахаев Л.В, Социальная педагогика. М. Издательство Юрайт, 2011.-376 с.
  2. Скворцова В. интервью в «Медицинской газете» // http://www.minzdravsoc.ru
  3. Холостова Е.И..Социальная энциклопедия - М.,  2000. С.172-173
  4. Холостова, Е.И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров/ Е.И.Холостова.-М.: Издательство Юрайт,

2011.-905


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....

Тесты по химии на казахском языке для учащихся медицинских колледжей.

Джангалиева К.К. предлагает Вашему вниманию тесты по химии - № 5 и №6. Тесты предназначены для учащихся медицинских колледжей 1 курса....

Программа социально-психологического сопровождения обучающихся

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей  и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

Социально – психологические особенности взаимодействия с родителями пациентов среднего медицинского персонала детской поликлиники

В педиатрии, пожалуй, как ни в какой другой медицинской клинической специальности, особое значение приобретают вопросы взаимоотношений медицинского персонала с родителями (главным образом, матеря...

Статья на тему: "Профессиональная мотивация и академическая успеваемость учащихся медицинских колледжей"

Данная статья содержит материал исследовательской работы, в ходе которой были использованы специально разработанные психологические методики для исследования уровня учебной мотивации у учащихся....

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании клинического мышления учащихся медицинского колледжа.

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании  клинического мышления учащихся медицинского колледжа.Преподаватели  общепрофессиональных дисциплин в среднем проф...