Статья на тему: "Профессиональная мотивация и академическая успеваемость учащихся медицинских колледжей"
статья

Страту Ирина Евгеньевна

Данная статья содержит материал исследовательской работы, в ходе которой были использованы специально разработанные психологические методики для исследования уровня учебной мотивации у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессиональная мотивация и академическая успеваемость учащихся медицинских колледжей»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в теории и практике среднего образования формированию и развитию мотивации уделяется достаточно большое внимание. Именно в профессиональной мотивации специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов медицинских колледжей, знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной подготовки среднего специального персонала: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Цель исследования - исследование соотношения академической успеваемости и мотивации к обучению у студентов медицинского колледжа специальности «Лечебное дело» и  «Сестринское дело».

Объектом исследования учебно-воспитательный процесс в среднем профессиональном учебном заведении.

Предметом исследования является мотивация к получению профессионального образования у учащихся с разным уровнем подготовленности.

Гипотеза: уровень подготовленности связан со степенью выраженности познавательной мотивации. Хорошо успевающие учащиеся  мотивированы на профессиональное развитие и имеют большую мотивацию к трудовой деятельности.

Методы исследования представлены на слайде.

База исследования: Муромский медицинский колледж. Объем выборки 150 человек.

Нами было проведено исследование по опроснику А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач»  среди студентов 1 и 4 курсов специальности «Лечебное дело»  и «Сестринское дело».

Среди студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» большинство ориентированы на достижение успеха, что составляет 80% учащихся. У студентов 1 курса специальности «Сестринское дело» ориентация на достижение успеха немного ниже, чем ориентация на избежание неудач. Студенты 4 курса ЛД  СД в большей степени ориентированы на достижение успеха. Можно сделать вывод, что у студентов специальности «ЛД» мотивация на достижение успеха выше, чем у групп специальности «СД». Мотивация на успех характеризуется конструктивной направленностью. Нацеленные на достижение успеха люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны. Их отличает настойчивость в достижении цели.

 Проведя анализ успеваемости исследуемых групп мы получили следующие результаты: успеваемость студентов 1 курса «ЛД» преимущественно на «отлично» и «хорошо»; большая часть студентов 1 курса «СД» учатся на 4 и 3; большинство студентов 4 курса «ЛД» - хорошисты, а студенты 4 курса «СД» в основном учатся на 4 и 3.

Сравнительный анализ успеваемости групп позволяет сделать вывод о том, что количество учащихся на «отлично» и «хорошо» значительно больше в группе «ЛД», а количество учащихся на «удовлетворительно» в группе «СД».

Полученные в ходе исследования результаты, подтверждают нашу гипотезу, что уровень подготовленности связан со степенью выраженности познавательной мотивации.

Ценностные ориентации учащихся медицинского колледжа и их влияние на поведение.

Ценностные ориентации являются основой становления профессионального мышления. Носителями профессионально значимых ценностей являются, в первую очередь, преподаватели колледжа. Нами было проведено тестирование  Милтона Рокича для диагностики ценностных ориентаций .

В тестировании приняли участие группы 1 и 4 курса специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело» в количестве 120 человек и педагогический состав Муромского медицинского колледжа в составе 30 человек.

Для преподавателей колледжа наиболее значимы такие терминальные ценности, как здоровье, любовь, продуктивная жизнь, материальная обеспеченность.

Сред инструментальных ценностей для преподавателей наиболее значимы ответственность, чуткость, воспитанность, образованность. Инструментальные ценности особенно важны в процессе обучения профессиональным умениям, поскольку именно они определяют способы деятельности и контролируются педагогом у учащихся в процессе лабораторных и практических занятий.

По данным исследования можно сделать вывод о том, что у студентов и преподавателей колледжа значимые терминальные ценности совпадают по таким позициям, как здоровье, интересная работа, любовь, познание, свобода, уверенность в себе.

Среди значимых инструментальных ценностей педагогов и учащихся Муромского медицинского колледжа ведущие позиции заняли воспитанность, исполнительность, независимость, образованность, ответственность и честность. Это говорит о том, что преподаватели в рамках учебно – воспитательного процесса оказывают влияние на студентов в плане выбора приоритетов, жизненной позиции, ссылаясь на свои убеждения, воспитание, собственный пример. В нашем колледже в рамках учебно – воспитательного процесса используются разнообразные способы организации учебных занятий: это групповой метод обучения, деловые игры, ролевые игры; студенты активно участвуют в проведении дней открытых дверей, что позволяет повысить интерес к выбранной профессии.

На слайде представлена таблица, в которой отражена зависимость ценностных ориентаций от успеваемости учащихся. По данным исследования можно сказать, что учащиеся на «отлично и хорошо» характеризуются доминированием познавательной мотивации. Это выражено в том, что им интересно учиться, познавать новое, для них более интересен сам процесс решения задач, чем результат.

Учащиеся на «удовлетворительно» характеризуются самостоятельностью и независимостью от других.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня профессиональной мотивации по методике Замфир. При обработке полученных результатов были подсчитаны показатели внутренней мотивации, внешней положительной и внешней отрицательной мотивации в соответствии с ключами к методике. Мотивы оценивались по весовым категориям от 1 до 5, где 5 – сильная мотивация, 3 – средняя мотивация, 1 – слабая мотивация.

Результаты исследования показывают, что среди студентов специальности «СД» преобладает внешняя положительная мотивации. Она зависит от отношения человека со средой и регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Внутренняя мотивация в данной группе менее выражена. Это говорит о том, что они стремятся избежать критики со стороны руководителя или коллег и уклониться от возможных наказаний и неприятностей.

В группе специальности «ЛД» у большинства учащихся преобладает внутренняя мотивация профессиональной деятельности. Она не нуждается в поощрениях, люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения наград. Высокий уровень внутренней мотивации говорит о том, что студенты осознанно сделали свой профессиональный  выбор, основываясь на внутренних приоритетах.

По данным исследования мы видим, что у студентов специальности «Лечебное дело» и «Сестринское дело» имеется выраженная взаимосвязь профессиональных критериев мотивации и успеваемости. Это дает основание предполагать, что студенты с хорошей и отличной успеваемостью мотивированны на профессиональную деятельность не с целью  получения материальной выгоды, а для собственного развития, развития профессиональных качеств и профессионализма. Учащиеся на «удовлетворительно» к ведущим критериям профессиональной мотивации относят денежный заработок, стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей. Это говорит о том, что их совсем не интересует выбранная профессия, они не стремятся реализовать себя в ней и не видят в будущем перспективы развития в данном направлении.

Подводя итоги нашей исследовательской работы, хотелось бы выделить несколько рекомендаций по совершенствованию учебно – воспитательной работы колледжа с целью повышения профессиональной мотивации:

1. Во-первых, повышение интереса к изучаемой тематике: способность преподавателя вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету повышает их мотивацию.

2. Формирование положительного отношение к будущей профессии.

3. Доброжелательная обстановка во время занятий снижает угрозы самоуважению учащихся и поощряет их к активному участию в учебном процессе. Тревога, боязнь неудачи и неуверенность в себе негативно отражаются на мотивации к обучению.

4. Помощь в осознании общественной важности будущей профессии и привитие любви к ней.

5. Совершенствование работы в направлении патриотического и эстетического воспитания.

В рамках этого направления происходит осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими, как определяющими принципами в процессе практической деятельности. Эстетическое чувство есть основа добра и нравственности. Оно формирует творчески активную личность, способную воспринимать и оценивать прекрасное в природе и жизни. В рамках эстетического направления мы рекомендуем проводить  конкурсы молодежного творчества, организовывать посещения музеев и выставочных залов.

6. Воспитание профессионального самосознания и лидерских качеств.

Каждый учащийся должен осознать роль выбранной профессии и видеть себя в ней. Только тогда, когда профессия стала частью жизни, а  не только способом удовлетворения материальных потребностей, можно  судить о сформированном профессиональном самосознании. Профессиональное самосознание должно начинаться с изучения устава колледжа, правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся и продолжаться при изучении таких дисциплин, как «История медицины», «Этика и деонтология». Мы рекомендуем организовывать  встречи с представителями здравоохранения, выпускниками, экскурсии в медицинские организации в целях знакомства с работой медицинского персонала.

7. Поддержание здоровья является  средством активизации учебной  и воспитательной деятельности студентов колледжа. Мы рекомендуем активно привлекать учащихся к участию в мероприятиях, связанных с отказом от вредных привычек, созданию санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни, посещению спортивных секции по футболу, волейболу, баскетболу, легкой атлетике.

Выводы.

-Нами был изучен теоретический материал по проблеме исследования;

- проведено исследование мотивации учащихся Муромского медицинского колледжа – учащиеся специальности «Леч.дело» в большей степени ориентированы на достижение успеха, чем на избежание неудач по сравнению с группами «СД».

-  формирование познавательной и профессиональной мотивации более выражено у учащихся специальности «Леч.дело»;

- так же, нами были разработаны рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в медицинском колледже;

Наше исследование профессиональной мотивации доказывает, что уровень успешности напрямую зависит от уровня учебной мотивации учащихся колледжа. По нашему мнению, успешность учебной деятельности в большей степени зависит от профессиональной мотивации, чем от показателя общего интеллектуального развития. У учащихся с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения преподавателей, одногруппников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по химии на казахском языке для учащихся медицинских колледжей.

Джангалиева К.К. предлагает Вашему вниманию тесты по химии - № 5 и №6. Тесты предназначены для учащихся медицинских колледжей 1 курса....

Социально-психологическое сопровождение как путь совершенствования профессиональной адаптации учащихся медицинского колледжа

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса "вхождения" школьника в систему среднего профессионального образования.   Сегодня, когда интерес и желание у большинств...

Методика Кеттела в определении уровня мотивации и готовности поступающих в медицинский колледж к выбранной профессии

Главным условием реализации новых подходов и стандартов в обучении становится готовность учащегося к обучению, развитию и саморазвитию, а также наличие у него набора качеств, необходимых н...

Статья " Сущность мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся в колледже"

Мотивация учебно-трудовой деятельности учащихся в колледже. Принципы профориентационной работы....

Статья на тему: «Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»

Статья на тему:«Профессиональная подготовка – путь к профессиональному самоопределению»...

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании клинического мышления учащихся медицинского колледжа.

Предложения по освоению элементов топографической анатомии при формировании  клинического мышления учащихся медицинского колледжа.Преподаватели  общепрофессиональных дисциплин в среднем проф...

Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей

Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...