Методика Кеттела в определении уровня мотивации и готовности поступающих в медицинский колледж к выбранной профессии
статья на тему

  Главным условием реализации новых подходов и стандартов в обучении становится готовность учащегося к обучению, развитию и саморазвитию, а также наличие у него набора качеств, необходимых не только для овладения профессиональными компетенциями, но и для профессионального и  личностного  роста. Актуальность исследуемой темы связана с необходимостью отбирать будущих медиков, в зависимости от наличия у них необходимых личностных качеств. Биологическое, психологическое и социальное развитие, которое проходят учащиеся за период обучения, включено в формирование того специалиста практической медицины, который будет определять и качество работы и взаимоотношения в профессии в ближайшие годы и на период их практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика Кеттела в определении уровня мотивации и готовности поступающих в медицинский колледж к выбранной профессии

 Успешность современного профессионального образования определяется не только собственно компетентными  знаниями и навыками в профессии, но и умением выпускника реализовать их в своей практической  деятельности.  

Федеральный государственный стандарт профессионального образования определяет наиболее важные и значимые компетенции: умение применять и внедрять полученные знания, овладеть специальными знаниями в своей области, умение быстро осваивать и использовать новое оборудование, способность быстро достигать результатов. Одним из необходимых условий для реализации стандартов нового поколения выступает понимание сущности и социальной значимости своей предстоящей профессии, проявление к ней устойчивого интереса и сопричастности. Следует учитывать тот факт, что к моменту профессионального самоопределения уже сформированы те или иные особенности, которые подсознательно или сознательно диктуют человеку выбор той или иной специальности и затем развиваются в определенные свойства уже под влиянием профессии.

Главным условием реализации новых подходов и стандартов в обучении становится готовность учащегося к обучению, развитию и саморазвитию, а также наличие у него набора качеств, необходимых не только для овладения профессиональными компетенциями, но и для профессионального и личностного роста. Однако педагогические коллективы средних профессиональных учреждений сталкиваются с такими проблемами как: недостаточный базовый образовательный уровень, отсутствие профессиональной ориентации, низкая самооценка, низкая мотивация на обучение и овладение выбранной специальностью. Связано это преимущественно с отсутствием вступительных испытаний при зачислении в состав студентов, что исключает возможность диагностирования уровня готовности абитуриентов к освоению выбранной специальности. Поэтому в  деле воспитания медицинского работника необходимо начинать со специального выявления одаренных к лечебной деятельности лиц, затем заботливо воспитывать лучшие свойства души, делая это в процессе профессиональной подготовки медицинского работника.

У поступающих в медицинский колледж недостаточно проверить остроту зрения и скорости различных реакций: необходимо выбрать достойных медицинской деятельности, увлеченных будущей профессией. Их личностные особенности еще будут изменяться, и развиваться в процессе обучения.

Специфика и важность этого этапа вызывает необходимость хорошего знания особенностей группы учащихся с разных позиций, включая и психологические характеристики. В литературе можно встретить большое количество информации о выборе студентами профессии, о мотивации, об исследовании самооценки студентов, но с исследованием студентов учебных заведений медицинского профиля в литературе информации практически нет. В настоящее время отсутствует характеристика как личностных, так и деловых качеств будущих медицинских работников. Между тем в медицине необходимо определять и учитывать личностные и деловые качества медицинских работников, особенно  при распределении их по различным специальностям и делать это лучше еще на этапе обучения в учебном заведении медицинского профиля.                                                                                                                            

Профессия медицинского работника предъявляет определенные требования к его личности, к характеру, эмоциональной сфере, а также морально-этическим качествам. Поэтому для развития личности будущих специалистов-медиков необходимо расширить диапазон социальных ролей студента от пассивного субъекта до субъекта общественника, личности социально активной, творчески мыслящей, проявляющей инициативу, самостоятельность, смелость в решении проблем. И для этого нужно энергичнее во все звенья учебно-воспитательного процесса вводить самостоятельную работу студентов, обучение делать проблемным, стимулировать потребность к преодолению трудностей: в учебной, научно-исследовательской деятельности, решении социальных проблем.                                                                                                                                    

Информация, в том числе и учебная, должна иметь социально значимую цель - перспективу, должна ориентировать студента на овладение ценностями. Она также должна затрагивать эмоциональную сферу личности студента.                                          

На примере студентов филиала г. Кириши «Тихвинского медицинского колледжа» было проведено исследование. Целью проведенного исследования было изучение особенностей обучающихся как важное условие повышения качества подготовки будущих специалистов. Задачами этого исследования было выявить личностные и эмоциональные качества, необходимые в медицинской профессии, на основании теоретического анализа литературы и определить присутствие степени выраженности необходимых качеств у студентов нашего колледжа.

При проведении исследования для выявления личностных особенностей учащихся использовалась методика Р.Б. Кеттелла, которая является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: интеллектуальный блок, эмоционально-волевой блок, коммуникативный блок.

Основой разработанного теста является факторный анализ личности. С помощью  этой методики  выявлялись личностные особенности студентов медицинского колледжа. Рассматривались такие личностные качества как: самооценка, общительность, смелость, степень доминирования, тревожность и эмпатия. Второй методикой, примененной в исследовании была методика исследования уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова.

Тест направлен на выявление интенсивностной характеристики эмпатийного потенциала. Он используется как диагностический инструмент для экспресс-анализа при подборе кадров на коммуникативные профессии.

Мы провели анализ уровня развития личностных особенностей учащихся, которые, на наш взгляд, наиболее важные для будущих медиков. В результате проведенного исследования мы рассмотрели коммуникативный блок, эмоционально- волевой и эмпатию.

Анализируя коммуникативный блок, развитие которого необходимо для будущих медицинских работников, мы в первую очередь рассмотрели такое качество как общительность. Студенты нашего медицинского колледжа отличаются открытостью в отношениях с людьми, хорошим уровнем общительности. Готовы к сотрудничеству, приветливые и внимательные к людям. Это и естественно – ведь основная масса учащихся, поступивших в медицинский колледж, пришли сюда по призванию, многие являются продолжением  медицинских династий.

Самооценка - имела средние показатели  (у 83% учащихся), что говорило о том, что они имеют адекватную оценку своих поступков, отличаются знанием себя и своих качеств. С лицами, имеющими неадекватную самооценку необходимо проводить психологу коррекционную работу, учитывая степень их самооценки.

Степень доминирования / подчиненности - средний уровень по этому фактору был зафиксирован у 78% учащихся. И это означает, что у испытуемых присутствуют зачатки таких личностных качеств, как: самоуверенность, твердость, серьезность, оригинальность. У 15% испытуемых эти качества развиты более сильно, что не всегда является хорошим результатом, т.к. у них проявляется неуступчивость, неподатливость. У оставшихся 7% учащихся проявляется мягкость, уступчивость, зависимость, мягкосердечие, застенчивость, но эти качества так же иногда могут мешать в работе. Поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса важно из зачатков личностных особенностей вырастить те качества, которые будут необходимы и социально полезны для последующей трудовой деятельности.

Смелость- результаты показали, что 80% испытуемых имеют средний уровень развития этого качества, это говорит о среднем уровне авантюризма, легкости знакомства с людьми, реактивности, бодрости. 10% показали высокий уровень развития этого личностного качества, что для будущего медицинского работника очень хорошо, беспокойство вызвали оставшиеся 10% учащихся, у которых эта личностная особенность имеет низкий уровень развития.  С такими студентами необходимо работать, так как для медицинского работника смелость - одно из наиважнейших качеств и необходимо его развивать.

Эмоционально-волевой блок включал в себя такие важные для будущего медицинского работника факторы, как:

Эмоциональная устойчивость - 82% обладают средним уровнем развития этого качества, еще у 8% высокие показатели по этому фактору. Это свидетельствует о том, что личность студента-медика отличается спокойствием, уверенностью, чувственным постоянством, эмоциональной устойчивостью. Однако, у 10% отмечается низкий показатель по этому фактору. Это означает, что наблюдается эмоциональная неустойчивость. Личность отличается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к озабоченности и огорчениям. Эти качества неприемлемы для медицинского работника и психологу необходимо проводить работу по повышению эмоциональной устойчивости учащихся медицинского колледжа.

Степень тревожности - У 30% учащихся отмечаются высокие значения по этому фактору. Характерны  такие качества, как: боязливость, неуверенность, тревожность, озабоченность, депрессивность, чуткость. Легко впадают в растерянность, сильное чувство долга, чрезмерная заботливость, присутствие страхов, подверженность настроению, частые плохие предчувствия.

 Что же касается исследования уровня эмпатийных тенденций, то у испытуемых  получились следующие результаты: 80 % испытуемых имеют средний уровень эмпатии, присущий подавляющему большинству людей. Это означает, что учащиеся медицинского колледжа не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях, склонны судить о других более по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Испытуемым не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем.

В процессе  работы над исследованием было проведен   теоретический анализ литературы по выявлению личностных особенностей, необходимых в медицинской профессии;  проведено исследование личностных особенностей учащихся;  выявлены основные качества для учащихся медицинских учреждений, такие как: адекватная самооценка, эмпатия, тревожность, общительность, эмоциональная стабильность, смелость (мужество).                               Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у учащихся присутствуют необходимые для медицинской профессии личностные качества, но они еще не достаточно развиты, что требует целенаправленной работы не только со стороны учащихся, но и со стороны педагогов в организации воспитательной, профориентационной  деятельности.

 Можно отметить, что необходимые личностные качества поддаются развитию, и если проводить с  учащимися коррекционную и личностно-развивающую работу, то можно добиться хороших результатов. Снизить уровень тревожности, повысить уровень эмпатии, что повлечет за собой развитие необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности качеств, нацелит их на открытое, добросердечное сотрудничество, научит помогать нуждающимся пациентам,  взрастит в них стремление к самопознанию, саморазвитию как личностному, так и профессиональному.