Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии
статья на тему

Никонова Валентина Николаевна

В статье с презентацией предложен материал по развитию познавательного интереса, профессиональной направленности  у студентов педагогического колледжа на занятиях биологии, географии и методики преподавания естествознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnogo_interesa.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Лисицына Оксана Владимировна,

преподаватель географии

Никонова Валентина Николаевна,

преподавательмедико-биологических

дисциплин

Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии

 (Из опыта работы со студентами отделений: преподавание в начальных классах, физическая культура, дошкольное образование)

Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогов. При этом под познавательным интересом мы понимаем положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющихся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом.

В настоящее время, когда ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний, особенно важно формировать интерес обучающихся к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы им быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро изменяющемся мире.

Познавательный интерес — это сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления.

В качестве диагностических критериев познавательного интереса целесообразно выделить:

1. Положительно-познавательные отношения обучающихся к учебной и внеучебной работе,

2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.

3. Чтение дополнительной литературы по предмету.

4. Эмоциональное проявление в процессе деятельности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности студента  без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения.

Поэтому на предметах естественнонаучного цикла мы используем различные формы, методы, средства и приемы активизации познавательной деятельности. Некоторые из них мы вам и предложим.

  1. Последнее время появилось довольно много электронных учебных пособий по всем предметам, которые содержат различный познавательный материал (анимации, видеоролики, фотографии), используемый на уроках. Слайды 2.
  2. Очень  часто используются  интерактивные рисунки и  схемы   на бумажном носителе. Слайды 3-4.
  3. Построение структурно-логических схем (используются преподавателями при изучении нового материала, в текущем повторении на уроках в колледже; студентами  на практике пробных уроков по ОБЖ и окружающему миру,  на занятиях в детском саду. Слайды 5-8

Используются на разных этапах урока для установления взаимосвязей между объектами в одной  теме или двух.

4. Прием классификации  требует большой аналитико-синтетической деятельности и  используется призаполнение таблиц   науроках (биологии, анатомии, географии) в колледже, на практике пробных уроков  (ОБЖ, окружающий мир). Слайды 9-10.

5. Перенос  имеющихся знаний в новую ситуацию. На уроке географии можно использовать:

   - имена известных  спортсменов мира при повторении (закреплении)  материала о крупнейших народах мира. Слайд 11

- детские стихи, где описаны особенности природы, экономическая специализация, культурные традиции стран, которые иллюстрируются наглядными материалами, по которым нужно определить страну (одновременно используется как профессиональная направленность. Слайды 12.

  - материал для определения страны (известные растения и животные, памятники архитектуры и природы, писатели, спортсмены, музыканты, блюда национальной кухни, культурные традиции и т.д.). Слайды 13-16.

Студенты применяют данный прием в практике пробных уроков по окружающему миру во 2 классе, где изучаются страны, материки, части света.

6.Игровые элементы. На занятии по краеведению игра «Как меня зовут?» по разным географическим объектам (растения, животные, вулканы, памятники природы). Слайд 17-18.

        На уроке географии по аналогии с игрой «Пентагон», проходит игра «Узнайте (назовите) страну» по её описанию. Признаки построены таким образом, что каждый последующий все точнее локализует ответ. Для правильного ответа предлагаются четыре подсказки. Многие студенты с удовольствием включаются в создание таких мини-презентаций «Узнай страну». Работа требует умения отбирать наиболее важные, значимые, узнаваемые признаки о стране. Слайды 19-20

7. Кроссворды. Их используют на уроках для лучшего усвоения номенклатуры и  терминологии. Используются на этапах проверки знаний, закрепления,  постановки проблемного вопроса. Широко используются студентами в начальной школе  на практике пробных уроков.  Слайды 21-22.

8. Приём «Найди лишнее».Используются на этапах проверки знаний, закрепления,  постановки проблемного вопроса. Требует пояснений. Так же широко используются студентами в начальной школе на практике пробных уроков. Слайды 23-24

9. Игры для студентов всех отделений. По окончанию изучения географии для студентов 1 курса проводится игра «Умники и умницы». Вопросы составлены с учетом профессиональной направленности (будущие учителя физкультуры, начальной школы, воспитатели детского сада). По описанию определите вид  спорта, детскую сказку, её автора и страну. Слайд 25.

В колледже стало традиций проводить неделю здоровья для всех групп студентов. В рамках недели проходит экспресс-игра для 1 курсов «Ты и твоё здоровье», которая включает станции: «Дополняйка», «Узнавайка», «Всезнайка», «Угадайка», «Нарисуйка», «Чёрный ящик». На каждой станции студенты получают задания, которые необходимо выполнить за определенное время. Ответы оценивают студенты старших курсов. Слайды 26.

Такие игры учат работать в команде, умению выбирать верный ответ из нескольких вариантов, отстаивать свою точку зрения.

10. Конкурсы. Показать своё умение создавать презентации на разные темы помогают конкурсы среди студентов СПО. Слайды 27-28.

Выступление сопровождается показом слайдов презентации.

Литература

Аквилёва Г.Н. и др. Методика преподавания естествознания в начальной школе.-М.: Владос, 2001.

Блаженов В. А.Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. - М.: Дрофа, 2006.

Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: беседы с будущим учителем. - М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"

Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"

Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...

Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях

Лакунова Е.А. преподаватель математикиГБОУ СПО МО «Подольский колледж». Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях....

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Эссе - размышление о методике развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ...

Условия становления и развития познавательных интересов школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов школьников ………………………………………………………………...…….….6 1.1....