"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
материал на тему

Аверина Елена Петровна

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_averinoy_e.p.k_pedsovetu.noyabr_2014_g.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ  И  ПРИЁМЫ  РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  ИНТЕРЕСОВ  ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИЯМ

В  ГАПОУ СО «СКИПО ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ»

Методист    Аверина Е.П.

Ноябрь 2014 г.

Структура доклада

1. Интерес и его связь с активизацией обучения

2. Формирование и развитие познавательного интереса на уроках специальных  предметов

2.1 Содержание учебного материала как источник познавательного интереса.

2.2 Методы и методические приемы формирования познавательного интереса.

3. Рекомендации

Список литературы

 «Каждому человеку свойственно желание быть  умнее, лучше и догадливей».    

                                                                                      (Д.И. Писарев)

1. Интерес и его связь с активизацией обучения.

Личность обучающегося, его учебная деятельность, мотивы учения не случайно привлекают в последние время все больше внимание педагогов и психологов. Перед педагогами комплекс-интерната стоит важная задача: как сформировать человека, который отвечал бы потребностям современного общества.

 Для этого процесс обучения в комплекс-интернате направлен на максимальную  активизацию познавательной деятельности обучающихся, чтобы сам процесс современного обучения инвалидов стал развивающим.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер,  выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью обучающегося к обучению. Проблема формирования познавательного  интереса - одна из важнейших задач, которая перед нами стоит, чтобы впоследствии выпустить хороших конкурентоспособных специалистов.

Интерес тесно связан с активизацией обучения, развитием самостоятельности обучающихся, он направлен на формирование их потребности к самообразованию, углублению и творческому применению знаний. Познавательный интерес на уроках  в комплекс - интернате не только помогает обучающимся успешно учиться и осваивать свою профессию, но, самое главное, влияет на развитие личности. Именно интерес положительно воздействует на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, интеллектуальной активности. Поэтому большое значение имеет умение педагогов комплекса-интерната активизировать, побуждать, стимулировать, направлять своих учеников.

Познание невозможно без активной мысли.

В познавательном интересе находит выражение       мысль – воля,

                                                                                          мысль – участие

                                                                   мысль – переживание                                                                                                                                  (Рубинштейн)

Познавательный интерес активизирует всю познавательную  деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.  Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная  и логическая память, интенсивней работает  воображение. Именно интерес двигает поиском, догадкой.

Под влиянием познавательного интереса деятельность обучающихся  комплекса-интерната становится продуктивней.

Познавательная деятельность:

  • вооружает знаниями, умениями, навыками;
  • содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств обучающихся;
  • развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес;
  • выявляет и реализует потенциальные возможности обучающихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные обучающиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность ученика ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Практика свидетельствует, что нельзя добиться глубоких и прочных знаний, выработать умения применять их на практике, если не воспитывать постоянно у обучающихся познавательный интерес. В процессе обучения нужно не только сформировать интерес, но и удержать его. Различают эпизодический и стойкий (постоянный) интерес.

 Эпизодический интерес возникает и сохраняется лишь в процессе конкретной деятельности; после ее прекращения угасает и он.

 Стойкий интерес становится чертой личности и побуждает человека к деятельности в интересующей его области, даже если условия для этого не совсем благоприятны. Он играет основную роль в развитии познавательной активности. Является важным принципом и стимулом развития таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие. Но для возникновения и развития стойкого интереса нужна систематическая целенаправленная работа всех педагогов комплекса-интерната.

       Опираясь на  перечисленные ранее выступления педагогов комплекса-интерната с учётом результатов проведенных открытых уроков можно конкретно определить пути формирования познавательного интереса на уроках.

2. Пути формирования и развития познавательного интереса на уроках теоретического обучения в комплекс-интернате

2.1 Содержание учебного материала как источник познавательного интереса.

Особенное значение имеет развитие познавательного интереса на уроках теоретического обучения. Предметы специальных дисциплин содержат в основном новый для обучающихся, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и прикладной, фактический материал, который раскрывает вопросы техники, технологии производства, особенности сырья и материалов, производимых и применяемых при выполнении работ, организации и экономики производства. Наряду с усвоением значительного объема разнообразных знаний, обучающиеся комплекса-интерната приобретают определенные умения непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Но   нужно учитывать и другую особенность содержания этих предметов - органическую связь с производственным обучением. Поэтому формирование познавательных интересов является во многом и формированием профессиональных интересов обучающихся.

Первоначально каждым педагогом при составлении перспективно- тематических планов, планов уроков проводится анализ всех тем курса  с целью дальнейшей реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материала.

Таким образом, специальные предметы, занимая важное место в подготовке квалифицированных специалистов, имеют свои специфические особенности, что требует применения на уроках разнообразных форм, методов и средств обучения. Наряду с реализацией  учебно-воспитательных задач на уроках, в первую очередь,  стоит  вызвать и развить у учащихся стойкий познавательный интерес. Для этого преподаватели комплекс-интерната широко используют различные методы и методические приемы.

2.2. Методы и методические приемы формирования познавательного интереса, применяемые в комплекс-интернате.

К основным методам и методическим приемам формирования познавательного интереса на уроках в комплекс - интернате можно отнести следующие:

-метод эмоционального стимулирования;

-создание ситуации успеха в учении;

- Метод познавательных игр;

-метод анализа реальных производственных и жизненных ситуаций;

- метод создания ситуации познавательного спора

 - технология развития критического мышления;

- метод межпредметных связей;

- технология разноуровневого обучения.

  • Прием эмоционального стимулирования

Это и приём создания ситуации нравственных переживаний (эмоциональный, яркий рассказ) использование ситуации занимательности, чтение стихов, необычных наглядных пособий; фрагментов кинофильмов. (Применение данного метода мы наблюдали на уроках теоретического обучения преподавателей Малахиной Н.В., Гергель С.А., Саньковой А.Б.)

  • Создание ситуации успеха в учении

Урок является важным стимулом возникновения и развития познавательного интереса. Стремление к успеху характерно для каждого обучающегося, независимо от того, как он учится. Использование успеха для стимуляции познавательного интереса, требует психологического настроя преподавателя на положительное результаты работы с учащимися. Следует иметь в виду, что, проектируя учебную деятельность обучающихся, обеспечивающих успех, наши педагоги учитывают реальные уровень знаний и умений обучающихся, их индивидуальное особенности и возможности в зависимости от конкретного заболевания и уровня подготовки каждого ученика. Это ярко проявилось на уроке преподавателя Саньковой А.Б. в группе по профессии «Оператор ЭВ и ВМ». Именно на данном занятии отмечена важность  психологической подготовки обучающихся к тому, что их деятельности будет успешной, создан настрой на положительный результат учения. Достигается это различными приемами: поддержкой стремления к успеху, похвалой в процессе работы на уроке, показом положительных итогов деятельности обучающихся как группе, так и  родителям.

Большое значение имеет создание успеха для слабоуспевающих обучающихся. Для этого используются разнообразные методические приемы. Например, преподаватель Санькова А.Б., контролируя поэтапно  работу учеников, старается выбрать такой момент, когда она уверена в положительном результате деятельности обучающегося.

  • Технология разноуровневого обучения.

 В системе разработанных педагогом Саньковой А.Б. разноуровневых заданий, предлагаемых этой разным категориям обучающихся, определенное место занимают задания, подобные которым ранее выполнялись учеником. Их выполнение вызывает у обучающихся чувство удовлетворения от того, что он сам сумел сделать успешно и без помощи педагога справился с учебным заданием.

Работая по данной методике преподаватель Санькова А.Б. добивается наиболее полного усвоения учебного материала каждым учащимся  с учётом его индивидуальных особенностей. При этом используется уровневая дифференциация, основной особенностью которой является самостоятельное право выбора обучающимся того уровня усвоения, на который он способен.

Источником наиболее сильной стимуляции учения в глазах обучающихся является не только содержание обучения и процесс учебной деятельности, сколько социальные стимулы. Наши педагоги должны быть предельно внимательными к интересам и увлечениям обучающихся, по возможности реализовывать их на уроках, разнообразить индивидуальные задания с учетом знаний, умений обучающихся, их интересов и индивидуальных особенностей каждого ученика.

Для того чтобы внушить веру ученику в свои силы, укрепить волю, желание преодолеть трудности, преподаватели комплекса-интерната часто используют авансирование доверием: подготавливают таблицы, карточки, схемы, опорные конспекты, индивидуальные папки с наглядным материалом к уроку, подбирают наглядные пособия, слайды, видеоматериал. Это педагоги комплекса-интерната воочию  наблюдали на открытых уроках педагогов Гергель С.А., Малахиной Н.В., Саньковой А.Б.,   В развитии интересов обучающихся немаловажную роль играет правильный, основанный на уважении и требовательности, спокойный, доверительный, но и уважительный тон преподавателя.

  • Метод познавательных игр. 

Игра уже давно используется как средство возбуждения интереса к учению. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет усвоить значительный объем информации, углубить, в сравнительно небольшое время, систематизировать знания, но непременным условием при этом является органическая связь игры с содержанием материала урока.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении педагоги применяют различные виды игр:

1) познавательные  игры, которые   заставляют действовать  учеников в воображаемой  обстановке, приучают привносить в нее свой опыт и знания,  неуклонно извлекать знания из самостоятельно отыскиваемых источников. Игра  является для них удачной формой приобретения знаний, так как главный мотив- познавательный        

2) Интеллектуальные игры:

рассказ – задача;  

игры – загадки;

викторины;

кроссворды.

При организации игр наши педагоги чётко представляют себе их достоинства и недостатки.

К достоинствам относят: приобретение учащимся навыков принятия профессионально значимых решений в обстановке, приближенной к реальной. Обучением может предотвратить реальные ошибки ; возможность имитации многолетнего опыта решения какого-либо вопроса, в очень короткий промежуток времени; приобретение знаний без прямого вмешательства или помощи преподавателя ; игра- мощное средство побуждения интереса к содержанию, к познавательной деятельности, к активной учебной деятельности учащихся ; перевод теоретических знаний на язык практических действий; возможность реализации таких необходимых для рабочего любой профессии умений, как умение видеть производственную ситуацию в целом, выделять в ней главное, цель, задачу; оценивать и обобщать полученные результаты, доказывать аргументировано правильность своего решения;

К недостаткам, ограничивающим применение игр, относится: большая значимость хода игры, и ее успеха от личности преподавателя, являющегося координатором игры; большая психологическая нагрузка на преподавателя как организатора игры; достаточно длительная ее подготовка. Кроме того, иногда более желательным является не проведение производственной игры, а обучение учащихся на реальных объектах; зачастую обучающиеся увлекаются игрой ради игры и при этом страдает познавательная сторона их действий; потребность в информации в процессе игры слишком легко удовлетворяется по сравнению с теми затруднениями и усилиями, которые требуются в реальном деле для получения аналогичной информации; применяемые в игре система оценок в достаточной степени условна.

  • Метод анализа реальных производственных и жизненных ситуаций

Вооружение познавательными умениями способствует развитию и укреплению интереса, если планируется не только подлежащий изучению материал, но и способы учебной деятельности, которыми учащиеся должен овладеть, и объяснятся, значимость для учащегося формируются умения: если учащиеся систематически совершенствуют свои умения. Отработка и закрепление их происходит во фронтальной и индивидуально-групповой работе. Одним из способов побуждения учащихся к познанию учебного материала является создание определенных приемов психического состояния, при котором у учащихся возникает интерес к информации, сообщаемой преподавателем, ввести учащихся в такое состояние интеллектуального напряжения, вызывающее потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу- значить создать проблемную ситуацию. Эффективен с точки зрения формирования интереса прием постановок перед обучающимся проблемных вопросов - метод проблемного обучения, который мы наблюдали на уроке Гергель С.А., Малахиной Н.В., Саньковой А.Б. При этом для решения проблемы обучающимся просто  необходимо использовать определенные знания теории.

Большое значение для развития интереса имеет коллективная учебно-познавательная деятельность. Практика показывает, что, преподаватели разрабатывая планы уроков, ориентируются в основном на «среднего» ученика. При этом теряют интерес к занятиям «слабые» обучающиеся, которые не успевают за общим передвижением группы, и «сильные» которые попросту скучают. Анализируя проведенные нашими преподавателями открытые уроки, приходим к выводу, что  именно в процессе коллективной учебно-познавательной деятельности формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность, умения и навыки учебного труда. При этом коллективная работа воспитывает у обучающихся социальные мотивы учения, чувство ответственности и коллективизм. Творческое отношение к делу, коллективная деятельность обучающихся на открытых уроках наших педагогов были разнообразными:  одновременная работа всех обучающихся, направленная на достижение общей цели, работа в парах, групповая и межгрупповая работа, фронтально-коллективная деятельность.

Наибольший интерес вызывают задачи и упражнения творческого характера, лабораторно- практические работы с элементами исследования, различные самостоятельные работы, причем от урока к уроку, от темы к теме характер самостоятельных работ обязательно усложняется. Педагоги комплекса-интерната применяют на уроках упражнения и задания производственного характера, развивающие сообразительность учащихся, смекалку, требующие самостоятельности мысли, творческого подхода.

К методам стимулирования и мотивации учения относят также

  • Метод создания ситуации познавательного спора. 

Учебная дискуссия –обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания обучающихся к обсуждаемым проблемам. Это метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Дискуссия - прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний обучающихся, формирования у них интереса, она дает ученикам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других.  Конкретно это мы проследили на открытых  уроках наших педагогов Саньковой А.Б., Малахиной Н.В., Гергель С.А.

  • Технология развития критического мышления

 Ярким примером применения этой технологии явился урок теоретического обучения преподавателя Гергель С.А в группе обувщиков 1 курса.

     Формы урока в данном случае отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидели пассивно, слушая преподавателя, а становились главными действующими лицами урока. Они думали и вспоминали про себя и вслух, делились рассуждениями друг с другом, читали, писали, рисовали, работали  с опорными конспектами и индивидуальными папками с заданиями, обсуждали лекционный материал. Полученной информации на данном открытом уроке была отведена приоритетная роль: её анализировали, интерпретировали, дискутировали по различным вопросам урока.
Роль педагога при этом была в основном координирующей.

     Большое значение при активизации познавательного процесса также имеет применение на занятиях педагогами комплекса-интерната информационно-коммуникационных технологий.

Рассмотрев различные методы обучения и проведения уроков нашими педагогами, следует отметить, что практически все педагоги применяют на уроках ИКТ.

      Проведение занятий с использованием ИКТ в комплексе-интернате направлено на повышение качества обучения обучающихся инвалидов, что способствует усилению  их сознательности, активности и самостоятельности, то есть усилению их познавательной деятельности

      Анализ уроков, проводимых в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет выработать ряд конкретных рекомендаций как педагогам комплекса-интерната, так и  педагогическим учреждениям, обучающим инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Метод межпредметных связей

     Более устойчивым будет внимание учащихся и их интерес, если преподаватель раскрывает важность изучения темы или сообщает новое, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся, расширяя и углубляя их, перенося в новые условия и ситуации. Поэтому показ новизны изучаемого материала, расширение и углубление обучающимися знаний, рассмотрение уже известного материала с другой точки зрения, осуществление внутрипредметных связей представляет несомненный интерес для учащихся. Учащиеся новую информацию в большом объеме получают, слушая радио читая газеты узнавая новости по телевидению. Таким образом, для формирования и развития познавательных интересов обучающихся, осознавая ими необходимости изучения всех предметов учебного плана и связи знаний, полученных при изучении разных дисциплин. Необходимо постоянная реализация межпредметных связей. Предметное построение учебного плана создает опасность изоляции в сознании учащегося знаний одного предмета от знаний другого, умений (в том числе общеучебных) получаемых на уроках различных предметов.

     На открытом уроке преподавателя Малахиной Н.В. были задействованы межпредметные связи и, анализируя полученные обучающимися на уроке  теоретические знания, которыми ученики овладевали на данном уроке, позволяет отследить прямую связь различных дисциплин и производственного обучения между собой. Именно эти знания являются базой для роста профессионального мастерства обучающихся-инвалидов.

:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

 Для преодоления пассивности обучающихся, их рассеянности и незаинтересованности из-за сложности либо трудности восприятия нового материала

  • использовать игровые ситуации;
  • применять на уроке различные виды наглядности;
  • проектировать урок с элементами занимательности;
  • опираться на жизненные наблюдения обучающихся и конкретные примеры;
  • избегать однообразия уроков;
  • исключить множественные задания репродуктивного характера;
  • опираться строго на индивидуальные особенности каждого обучающегося;
  • изменить стиль общения с обучающимися на уроке;
  • настроить обучающихся на восприятие материала;
  • обеспечить возникновение положительных эмоций к учебной деятельности;
  • создавать на уроках доброжелательную обстановку и благоприятную

            эмоциональную атмосферу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА  

НА  ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

  • рассмотрение на уроках достижений и перспектив развития науки, техники, технологии;
  • развитие практической, научной, социальной значимости изучаемого учебного материала профессиональной направленности содержания;
  • показ новизны изучаемого материала;
  •  расширение и углубление ранее усвоенных обучающимся знаний;
  •  осуществление внутрипредметных связей;
  •  реализация межпредметных связей;
  •  использование сведений научно-технической и справочной литературы;
  •  использование исторического и занимательного материала;
  •  обязательное использование на уроках ИКТ

Таким образом, различные виды урочной деятельности, самостоятельная работа обучающихся на уроке, а также применение педагогами ИКТ способствуют активизации активно-познавательной деятельности обучаемых инвалидов, включению каждого в работу на протяжении всего урока, а,  говоря другими словами,  формирует коммуникативную компетентность, которая просто необходима для становления профессионально компетентной личности обучаемого.

Список использованной литературы:

  1. Антипова Л.Г. Дидактическая система формирования профессиональных интересов у учащихся « М, 1986.
  2. Щукина Г.И.Актуальные вопросы формирования  интереса в обучении.М. 1984г
  3. Кузнецов В.В. Применение активных методов в процессе профессионального обучения учащихся средних профтехучилищ. М. 1985 г.
  4. Молчан Л.Л. Формирование умений самостоятельной работы с учебно-технической литературой у учащихся средних профтехучилищ- М,1984 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение  активных методов обучения  в коррекционных группах.  Развитие современног...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"

Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...

Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения"

Развитие творческого  потенциала обучаемых можно отнести  к одной из наиболее актуальных задач  педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

Тема самообразования: «Развитие познавательных способностей обучающихся на уроках истории».

На уроках истории осуществляется познавательная деятельность обучающихся с помощью различных видов работы с историческими источниками, которые были представлены мною в данной методической разработке. ...