Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ
статья на тему

Гнездилова Олеся Юрьевна

Эссе - размышление о методике развития познавательного интереса учащихся в курсе ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика развития познавательного интереса у учащихся в курсе ОРКСЭ

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – Курс «ОДНКНР») предназначен для преподавания в 4-5 классах (младший школьный возраст). Я считаю, что в этот период особое внимание необходимо уделить развитию личности младшего школьника и формирования у него внутренней позиции по отношению к ситуациям, происходящим в его жизни. На развитие вышеперечисленных качеств характер в младшем школьном возрасте основное влияние оказывает учебная деятельность и воспитание родителей. В младшем школьном возрасте особенно важно развить в ребенке умение не только руководствоваться задачами, которые ставит перед ним учитель или родитель, но и умение формулировать и ставить такие задачи и цели самостоятельно. Только после этого ребенок научиться сам организовывать и контролировать свою умственную деятельность и поведение. Знания, полученные учащимися в процессе изучения Курса «ОДНКНР» несомненно, помогут ребенку в формировании всех вышеописанных качеств.

Для эффективного преподавания дисциплины «ОДНКНР» необходимо развить у учащихся познавательный интерес к изучению данного предмета. Для развития интереса учащихся к Курсу «ОДНКНР» необходимо организовать ряд мероприятий:

  1. осуществлять преподавание Курса «ОДНКНР» близким учащимся языком и понятными терминами;
  2. организовывать ролевые игры с участием детей в процессе урока (“Запомни термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”, “Нарисуй ответ“);
  3. организовывать в школе театральные постановки по темам, фигурирующим в Курсе «ОДНКНР»;
  4. создание клуба «Юных ученых»;
  5. задействовать Microsoft PowerPoint при преподавании Курс «ОДНКНР».

Все эти мероприятия позволят увеличить познавательный интерес детей к Курсу «ОДНКНР», что поможет им приобрести особую активность, расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Теперь подробнее рассмотрим каждое из перечисленных мною мероприятий.

Первое мероприятие, осуществлять преподавание Курса «ОДНКНР» близким учащимся языком и понятными терминами, направлено на снятие барьера между учителем и учеником. Не секрет, что если люди говорят на разных языках, используют разные слова для обозначения одного и того же предмета, то им тяжело понять друг друга. Когда учитель рассказывает и ведет урок на сложном языке, изобилующим множеством терминов и сложными предложениями, ученики не всегда понимают суть предмета, что вызывает скуку и отсутствие интереса к предмету. Учитель и ученики относятся к разному поколению людей, нередко и к разным социальным группам, что приводит к разным мнениям и взглядам на одну и ту же ситуацию, событие. Задача учителя понять интересы учеников, посмотреть на мир глазами учеников и преподнести материал Курса «ОДНКНР» на более простом, литературном языке, используя понятные примеры, образы и сравнения.

Второе мероприятие, организовывать ролевые игры с участием детей в процессе урока (“Запомни термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее слово”, “Нарисуй ответ“), направлено на привнесение в урок элемента игры. Учащиеся младшего школьного возраста всегда активно принимают, участие в различных играх и мини соревнованиях, что вызывает у них повышенный интерес и внимание. Уроки больше не кажутся скучным временем, что стимулирует детей к более ответственному отношению к уроку. Также данное мероприятие развивает воображение, память, мышление. Данное мероприятие включает игры, которые имеют разную организационную структуру, т.е. письменные, логические, подвижные, игры с элементами рисования и так далее. Это позволяет задействовать и раскрыть всю многогранность ребенка:

- логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное мышление и абстрактное (творческое) мышление;

- зрительную, моторную, звуковую, образную и эмоциональную память.

Второе мероприятие вносит в процесс обучения положительные заряды и превращает обучение в увлекательные процесс, который несет ученикам, как радость, так и знания.

Третье мероприятие, организовывать в школе театральные постановки по темам, фигурирующим в Курсе «ОДНКНР», направлено стимулирование самостоятельной работы учеников. Театральные постановки в любой школе занимают особое место. Данные постановки позволяют ученикам раскрыть в себе таланты и качества, которые не всегда можно использовать на уроке. Ну, какая девочка не мечтала стать актрисой, певицей или танцовщицей. Да и мальчики не прочь попробовать себя в роли покорителя сцены. Участие в спектаклях не только позволяет реализовать свои мечты, но и ведет к повышению уверенности в ребенке. Он становиться раскрепощенное, не боится выражать свое мнение, делает его более уверенным в себе.

 При подготовке к спектаклю ученики читаю сценарий, учат роли, и читаю дополнительную литературу, ищут новую информацию, способную помочь им успешнее сыграть свою роль и сделать спектакль интереснее. Тем самым мы вовлекаем ученика в процесс обучения таким образом, что он уже сам, без принуждения изучает и старается понять как можно лучше всю информацию, относящуюся к теме спектакля. Курс «ОДНКНР» дает просто огромный простор для воображения и предлагает массу интересных тем и событий, на основании которых можно поставить не один спектакль.

Четвертое мероприятие, создание клуба «Юных ученых», направлено на обучение учеников ведении дискуссий и диалогов. Клуб «Юных ученых» должен состоять из всех детей, желающих участвовать в более детальном изучении материалов курса «ОДНКНР». Участники клуба устраивают собрания, на которых они выслушивают доклады других членов клуба, обсуждают их, выбирают лучшего докладчика по конкретной теме. Успехи и работа всех членов клуба учитывается, после чего лучшим и самым заметным участникам вручаются грамоты. Также может быть рассмотрен вопрос о добавлении балла итоговой оценки по курсу «ОДНКНР» для лучших участников клуба «Юных ученых».

Пятое мероприятие, задействовать Microsoft PowerPoint при преподавании Курс «ОДНКНР», направлено на увеличение наглядности и красочности урока. Ученики младших классов с особым восторгом принимают материал, когда он предстает перед ними в интересной форме, что позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения, увеличить интерес к изучаемому предмету. Устойчивый интерес – залог положительного и ответственного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

В заключении необходимо отметить, что список вышеперечисленных мероприятий не является исчерпывающим. В процессе преподавания курса «ОДНКНР» учителю необходимо выбирать мероприятия в зависимости от склонности и личных качеств детей. Дети должны полюбить уроки и ждать их с нетерпением, ведь каждый урок для них – открытие нового, еще не опознанного. Учитель должен стремиться к созданию условий, способствующих успеху ребенка в учебной работе, ребенок должен испытывать радость в процессе обучения и воспринимать каждый новый урок как путь от незнания к знанию, к открытию чего-то очень важного и нужного, что, несомненно, сделает его жизнь ярче и интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"

Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии

В статье с презентацией предложен материал по развитию познавательного интереса, профессиональной направленности  у студентов педагогического колледжа на занятиях биологии, географии и методики п...

«Систематизация методов и приёмов развития познавательных интересов обучающихся в период освоения профессии"

Проблема профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Именно профессиональная подготовка позволяет данным лицам наиболее полно раскрыть свои в...

Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях

Лакунова Е.А. преподаватель математикиГБОУ СПО МО «Подольский колледж». Использование математических закономерностей для развития познавательного интереса на занятиях....

Шиляева Лидия Николаевна «Формирование исследовательской деятельности как средство развития познавательного интереса учащихся»

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологи...