Статья " Сущность мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся в колледже"
статья

Ячникова Елена Витальевна

Мотивация учебно-трудовой деятельности учащихся в колледже. Принципы профориентационной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yachnikova_e.v.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ячникова Елена Витальевна

   Брянский строительный колледж

 им. профессора  Н.Е. Жуковского,

отделение ПКРиС

Сущность мотивации учебно-трудовой  деятельности учащихся колледжа.

      Деятельность человека всегда не только объективно, но и субъективно обусловлена мотивацией, целеполаганием, волей и т.д., поэтому от того, какие цели ставят перед собой учащиеся, какие у них сформированы потребности и мотивы, зависит во многом  эффективность учебно-воспитательного процесса. Поэтому воспитание у учащихся желания учиться, развитие у них положительного отношения к труду должно занять в работе каждого преподавателя, всего педагогического коллектива одно из важнейших мест.

Особенности мотивации  учащихся колледжа.

Отчего одним интересно учиться, а другим – нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие – нет? Подобные вопросы часто задаёт себе каждый преподаватель. Для того чтобы найти эффективные педагогические средства воспитания у учащихся  желания учиться, интереса к профессии, необходимо предварительно уяснить, что собой представляют мотивы, мотивация учения и труда, каковы закономерности её развития.

Слово « мотив» ( французское “motif”) означает “двигаю”, оно выражает направленность активности человека.  В психологии термин “ мотив” означает осознанное побуждение человека к деятельности. Говоря о мотивах учения, имеют в виду осознанное побуждение учащегося к учению, его стремление, желание овладевать знаниями и способами познавательной деятельности. Мотивы являются причиной определённого отношения к учёбе. Мотивы связаны с  совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни.

     Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Плодотворная учебная деятельность всегда целенаправленна, поэтому у учащихся должны быть сформированы не только мотивы учения, но и умения самостоятельно ставить цели учения, стремление к достижению своих целей.

     Но будет ли учащийся ставить цели, что-то делать, к чему-то стремиться, не испытывая при этом нужды в знаниях? Нет. Чтобы учащийся активно приступил к работе, к выполнению учебного задания, он должен осознать значение предстоящей деятельности, как необходимой, нужной для него. Точнее говоря, он должен испытывать потребность в ней.

    Можно сказать, что активным в учении будет тот учащийся, который осознаёт потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Всё это составляет мотивацию учебной деятельности.

    Что же представляет собой мотивация учащегося колледжа? По своему социальному статусу он уже не школьник, но ещё и не рабочий. В отличие от школьника и рабочего у него две взаимосвязанные ведущие деятельности: учение и производительный труд. Назначение учебной деятельности – обеспечить эффективную профессиональную подготовку и общее развитие учащегося. Главное же назначение производительного труда в колледже не только в получении материального продукта труда, но и в том, чтобы в процессе труда учащийся формировал новые и развивал имеющиеся профессиональные способности, качества личности, присущие современному рабочему. Эти две деятельности объективно слиты в едином учебно-воспитательном процессе колледжа.

     Мотивация учащегося колледжа – это не сумма мотиваций школьника и рабочего, это качественно иной тип мотивации, обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которые побуждают учащегося активно овладевать общими  и профессиональными  компетенциями, стремиться  как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой мотивацией проявляет интерес, как к учебной, так и к трудовой деятельности.

     На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой  выпадает из поля зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию мотивации учебной и трудовой деятельности и преподаватели,  и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития мотивации учебной деятельности, как в теоретическом обучении, так и в производственном.

  Итак, сущность мотивации заключена, прежде всего, в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в колледже состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания родителей, опекунов, преподавателей, мастеров производственного обучения, четвёртые наоборот увлечены учением, стремятся стать высококвалифицированными рабочими. Таким образом, характер мотивации зависит от сознательно поставленной учащимися цели.

     Формирование мотивации следует начинать с определения исходного состояния мотивации у большинства учащихся группы, что является необходимым условием правильной организации её воспитания. Преподаватель и мастер должны всегда стремиться узнать своих воспитанников, характер связей в коллективе группы.  Большую работу в этой области проводит психолого - педагогическая служба колледжа. Установить  уровень развития мотивации, возможности учащихся, желание учиться, желание получать профессию.   В отделении  колледжа педагог-психолог в начале учебного года проводит анкетирование учащихся  по нескольким методикам:  1.методика « Пиктограмма», которая позволяет получить представление о различных психических процессах: мышления, смысловой памяти, воображения, об уровне организации действий, о личностных и эмоциональных особенностях человека; 2. методика «Несуществующее животное» - направлена на выявление  личностных особенностей характера.  В процессе этой работы выявляется мотивация к обучению, способности, возможности учащихся.  По результатам исследования педагог-психолог даёт рекомендации  преподавателям и мастерам производственного обучения применять те или иные методики обучения, на основании которых педагоги могут разработать  индивидуальные задания для учащихся, а также дифференцированный подход как в учебное , так и во внеурочное время, так как многие учащиеся  колледжа имеют отклонения психического развития, слабослышащие, слабовидящие.

  В течении многих лет  для выявления мотивации учащихся и для набора учащихся в группы для дальнейшего обучения , преподавателями и мастерами нашего колледжа проводится профориентационная  работа с выездом в школы-интернаты вместе с педагогом-психологом. Преподаватели рассказывают учащимся о профессии, опрашивают детей, кто желает получить данную профессию. Педагог-психолог проводит тестирование  для выявления наклонностей к той или иной профессии. Учащиеся с большим интересом участвуют в тестировании, и это помогает сомневающимся определиться в выбором профессии. И если ребёнок идёт с желанием учиться, то и в дальнейшем мотивация  даёт свои положительные результаты.  Если в группе  много учащихся мотивированных на получение  данной профессии, то результат по успеваемости и качеству обучения очень высокий. Когда преподаватели и мастера производственного обучения видят отдачу от своей работы, то  и работать  с такой группой одно удовольствие.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции"

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции" опубликована в Академии управления МВД России на кафедре педаг...

Проблемы формирования мотивации учебной деятельности у студентов колледжей.

Аннотация: В статье анализируются  основные мотивации обучающихся в колледже студентов, дается классификация побудительных мотивов к учебной деятельности. Предлагаются рекомендации по формировани...

Доклад по теме: "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития" выступление на школьном МО

Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития.Автор: Исакова Валентина МихайловнаЭта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения...

Статья на тему: "Профессиональная мотивация и академическая успеваемость учащихся медицинских колледжей"

Данная статья содержит материал исследовательской работы, в ходе которой были использованы специально разработанные психологические методики для исследования уровня учебной мотивации у учащихся....

Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей

Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...

Статья по теме: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Статья посвящена теме активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики....