Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции"
статья по теме

Николаева Ольга Викторовна

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции" опубликована в Академии управления МВД России на кафедре педагогики и психологии в 2010 году..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции

                                                                                            Старший инспектор научного центра      

                                                                                            О.В. Николаева  

В свете требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке выпускников. В соответствии с этой Концепцией главная задача российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства… Основной целью профессионального образования, как указывается в Концепции, является «… подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда…»[1]. Рыночные отношения требуют подготовки нового типа сотрудника органов внутренних дел, обладающего не только профессиональными знаниями, но и способного к творческой деятельности, самовоспитанию, профессиональному и нравственному росту. Фундаментом, на котором строится профессиональное самоопределение  человека, является его внутреннее культурное пространство, которое осуществляется на основе выбора ценностей, целей, смысла жизни, развития духовных потребностей в познании, самопознании, рефлексии. Воспитание - основной путь формирования человека, его духовности, таланта, нравственности. Нравственность является высшим выражением культуры человека. Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение, обусловленное значительными переменами в области политики, экономики, культуры, общественной и личной жизни людей.

Исследователь проблем формирования нравственной устойчивости личности В.Э. Чудновский писал: «Среди ответственных задач нравственного воспитания задача формирования у подрастающего поколения нравственной устойчивости личности – одна из наиболее важных и трудных»[2].

Нравственная устойчивость – свойство личности, которое выражается в постоянной потребности человека в нравственном росте и моральном совершенствовании, глубоком и прочном усвоении нравственных ценностей,  понятий, знаний о морали и нравственности, силе воли и высокой морально-волевой активности,  развитых умениях и навыках реализации личных убеждений в делах и поступках независимо от внешних условий в ситуациях сложного нравственного выбора.

Сформировать нравственную устойчивость у учащегося милицейского лицея, колледжа  - это значит воспитать у него способность ориентировать свое поведение не на сиюминутные воздействия, а на определенные профессионально-нравственные нормы и образцы. Усваиваемая форма поведения становится устойчивой в том случае, если личность не только овладевает необходимыми способами поведения, но и испытывает внутреннее побуждение вести себя соответствующим образом, испытывает удовлетворение от нравственного поведения и поступков.

В формировании нравственной устойчивости  учащихся милицейских колледжей (лицеев)особое значение приобретают педагогические коллективы данных учебных заведений, воспитательная работа преподавателей и командиров взводов- офицеров-воспитателей.

Тесное общение учащихся колледжа (лицея) с офицерами- преподавателями, офицерами-воспитателями, более ранняя (по сравнению со старшими школьниками) профессиональная ориентация на дальнейшую службу в органах внутренних дел определяют особенности данной части молодежи, своеобразие условий ее воспитания, формирования личностных качеств, в том числе нравственных.

Основными направлениями в работе по воспитанию нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей являются:  развитие у учащихся потребности в духовно-нравственном росте, самовоспитании и самосовершенствовании; организация овладения ими глубокими и прочными знаниями требований морали, нравственных норм и перевод их в личные установки и убеждения; формирование нравственной Я-концепции; накопление опыта устойчивого нравственного поведения учащихся на основе развитой нравственно-волевой активности и выработанных умений и навыков утверждения собственных нравственных убеждений в различных  ситуациях сложного нравственного  выбора; осознание общественной и  личной значимости подготовки к поступлению в высшие учебные заведения МВД России и дальнейшей службе в органах внутренних дел.

В 2008-2010 г.г. автором организована и проводится  исследовательская  работа по изучению факторов, влияющих на воспитание нравственной устойчивости учащихся колледжей (лицеев) милиции. Особый интерес представляет изучение деятельности командиров взводов по воспитанию нравственной устойчивости учащихся. Было проведено анкетирование командиров взводов колледжей милиции № 1 и № 2 ГУВД по г. Москве.

Данное анкетирование показало доля мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств, нравственной устойчивости учащихся в общем объеме воспитательной работы командиров взводов составляет в среднем  65%.

71% респондентов отмечают, что причин (факторов) отвлекающих командиров взводов от воспитательных  задач,  нет. В тоже время 29% отметили большую загруженность другой работой.

 Основными условиями для планомерной и целеустремленной деятельности по  воспитанию нравственной устойчивости учащихся командиры взводов называют:  авторитет (71%), опыт работы по формированию профессионально-нравственных качеств личности (65%), доверие старшего начальника (41%), общая благоприятная обстановка в учебной группе (77%), полное взаимопонимание и четкое взаимодействие с руководством колледжа (лицея)(35%), традиции колледжа (лицея)(35%).

 Командиры взводов в своей работе  характерными мероприятиями по воспитанию нравственной устойчивости учащихся  называют: беседы (100%), тематические классные часы (59%), лекции (35%), диспуты (30%), викторины (18%), конкурсы(18%), встречи с сотрудниками органов внутренних дел (59%), встречи с ветеранами органов внутренних дел и ВОВ (82%), индивидуальная работа с учащимся (100%), литературно-музыкальные вечера (24%), экскурсии (53%).

53% мероприятий по воспитанию нравственной устойчивости учащихся  организуют и проводят  руководство колледжа, 77% -командир курса, 82%- командир взвода (офицер-воспитатель) и лишь 12% мероприятий проводит  командир взвода совместно с учащимися.

88% командиров взводов основным временем проведения мероприятий по воспитанию нравственной устойчивости учащихся выбирают  время после учебных занятий, 47% -во время учебных занятий, 24% -в выходные дни.

По результатам опроса общее количество часов, выделяемых на мероприятия по воспитанию нравственной устойчивости учащихся составляет в неделю 6 часов, в месяц -24 часа .

Командиры взводов ставят перед собой следующие цели и задачи  по воспитанию нравственной устойчивости учащихся:  формирование глубоких, прочных знаний  о морали и нравственности (65%), воспитание потребности в нравственном росте и моральном совершенствовании(53%), воспитание силы воли (77%), воспитание высокой морально-волевой активности (35%), развитие умений и навыков реализации личных убеждений в делах и поступках (24%), формировать способность учащегося ориентировать свое поведение на определенные профессионально-нравственные нормы и образцы (77%), воспитание профессиональной культуры будущего сотрудника милиции (100%), формирование межличностных отношений и создание благоприятного психологического климата  во взводе (82%), воспитание общей культуры и навыков культуры поведения в обществе (77%), формирование потребности в самообразовании и самовоспитании (65%), изучение личности учащихся и условий воспитания их в семье (59%), воспитание потребности в здоровом образе жизни и освоении прикладных видов спорта (самбо, огневая подготовка) (65%) опрошенных.

 При воспитании у учащихся нравственных качеств опрошенные применяют следующие принципы: воспитательной целеустремленности(35%), духовности, связи с жизнью и деятельностью (16%), содержательной преемственности и непрерывности воспитания (12%), единства  воспитания,  самовоспитания и педагогического сотрудничества (53%), единства воспитывающей среды и деятельности (47%), согласованности воспитательных воздействий (53%),  гуманного подхода (41%), личного примера и авторитета воспитателя (94%), сознательности и активности (18%), оптимизма (30%), воспитывающей деятельности (41%), воспитывающего коллектива (47%), гибкого сочетания методов и такта в воспитании (41%).

Методы, применяемые командирами взводов при воспитании у учащихся нравственных качеств

-разъяснение  

100%

-одобрение

71%

-групповой контроль

24%

-словесное убеждение

65%

-осуждение

59%

-коллективное мнение

30%

-сравнение

53%

-критика

47%

-мажорное настроение в коллективе

24%

-увещевание

0%

-правила  поведения

53%

-создание воспитательных ситуаций

24%

-ответы на вопросы

53%

-режим

35%

-общественно полезная деятельность

35%

-этические беседы

59%

-моральный кодекс

47%

-общественные поручения

35%

-внушение

47%

-принуждение

18%

-упражнение в правильном поступке

18%

-показ перспектив

65%

-подражание образцу

24%

-совместный поиск путей решения проблем

41%

-обсуждение

65%

-участие в совместной работе в коллективе

41%

-психолого-педагогическое тестирование

18%

-дискуссия

53%

-собрания

30%

-поощрение

71%

-диспут

0%

-обсуждение и оценка достигнутого

41%

 -наказание

65%

-авансирование доверия

18%

-помощь и поддержка товарищей

71%

-иное

-

-оценка

65%

-побуждение к нравственным поступкам

30%

-разбор

65%

-соревнование индивидуальное и групп

6%

С учащимися, нарушившими профессионально-этические нормы, командиры взводов проводят воспитательную работу в форме: воспитательной беседы (100%),  внушения (47%), разбора ситуации (94%), принуждения (12%), увещевания (6%), словесного убеждения (59%), разъяснения (94%),  осуждения (24%), наказания (65%),  совместного поиска путей решения проблем (59%),  коллективного мнения (12%), группового контроля (24%), запрещения (59%),  предупреждения (94%), приказов (47%), угроз (0%).

65% опрошенных командиров взводов обращаются за помощью и советом к психологу колледжа (лицея). 35 % дали на данный вопрос отрицательный ответ.

Использует  воспитательные возможности коллектива учебной группы 77% командиров взводов.

Объясняют провинившемуся и всему личному составу группы необходимость наказания 94% опрошенных командиров взводов. При этом 77% командиров взводов сопровождают наказание другими методами воспитания.

На вопрос «Случаются ли ошибки в порядке (алгоритме) работы  при воздействии на учащихся, совершивших серьезные проступки или нарушения нравственно-этических норм?» 94% респондентов дают отрицательный ответ.

Изучают учащихся группы, их социально-психологические особенности, качества личности, способности и интересы 94% командиров взводов, принявших участие в опросе.

 Нравственно неустойчивое поведение учащихся командиры взводов объясняют: педагогической запущенностью учащихся (12%), нежеланием подчиняться дисциплине (82%), слабыми знаниями о морали и нравственности 24%),  слабой силой воли (71%), а также подчеркивают слабый контроль со стороны родителей учащихся колледжа.

Все командиры взводов уделяют достаточно внимания   поддержанию благоприятного морально-психологического климата в коллективе учащихся. Благоприятный морально-психологический климат в коллективе учащихся командиры поддерживают: требовательностью (71%), лояльностью(12%), доверием к подчиненным (41%),  сочетанием требовательности и доверия к подчиненным (94%).

 Оценивая результаты деятельности и поведения учащихся, реагируют только на нарушения (41%), поощряют положительно отличившихся (94%), стараются не показывать учащимся своей реакции на их поступки (6%) опрошенных командиров взводов.

 Советуются с младшими командирами, активом группы при выборе приемов и средств воздействия на учащихся 59% командиров.

100% опрошенных командиров на вопрос: «Влияет ли личная дисциплинированность командира взвода на формирование нравственной устойчивости учащихся колледжа (лицея)?» ответили положительно.

Также все (100%) командиры взводов считают, что на формирование нравственной устойчивости учащихся колледжа (лицея) влияют культура общения командира взвода, характер общения в формальных и неформальных условиях, умение устанавливать доверительные формы общения командира с учащимися.

В колледжах командиры взводов ведут служебную документацию по профессионально-нравственному воспитанию: педагогический дневник (12%), карточки поощрений и взысканий (53%),  карточки  индивидуальной воспитательной работы (100%), план индивидуально-воспитательной работы (100%).

На вопрос о путях и способах повышения эффективности своей деятельности по формированию нравственной устойчивости учащихся 82% опрошенных ответить затруднились.  Отметили недостаточность знаний по педагогике и психологии, по организации воспитательной работы и высказали необходимость целенаправленного обучения 18% респондентов.  

                Таким образом, по результатам проведенного анкетирования, можно сделать вывод о том, что командиры взводов колледжей милиции  проводят постоянную, плановую и планомерную работу с учащимися по воспитанию нравственной устойчивости учащихся милицейских колледжей. В заключение необходимо отметить, что, воспитывая нравственную устойчивость и духовно-нравственную культуру учащихся лицеев, колледжей милиции, мы воспитываем основу профессионализма будущих сотрудников милиции, без чего об эффективности работы органов внутренних дел говорить невозможно[3].  Писатель Борис Васильев писал о профессии сотрудника милиции: «Милиционер – профессия нравственная…». Невозможно не согласиться с этим утверждением,  ибо в воспитании нравственно-устойчивой  личности будущих сотрудников органов внутренних дел залог кадровой стабильности и нравственного здоровья правоохранительных органов.


[1] Приказ министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

[2] Чудновский

[3]Щеглов А., Пылев С. Разговор о нравственных и духовных истоках милицейской профессии. //Журнал «Милиция», 2008 №10.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПО ПРОБЛЕМЕ «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» студентов Брюховецкого аграрного колледжа Краснодарского края

Исследование нравственно-патриотического воспитания в настоящее время приоб­ретает огромное значение. Эта проблема исходит из самой общественно-политической системы. Неверие людей в благополучие...

Статья "Воспитание нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей".

Статья "Воспитание нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев,  колледжей" опубликована в журнале Академии управления МВД России в 2009 году....

Педагог дополнительного образования как организатор нравственного развития учащихся

Статья посвящена проблеме нравственноговоспитания учащихся средствами дополнительного образования...

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

В статье предпринята первая попытка обобщить собственные изыскания и опыт работы классного руководителя в проектной деятельности с позиции воспитателя. Статья будет интересна кураторам педагогических ...

Проект "Воспитание нравственных чувств и этического сознания"

Цель пректа: Создание условий для воспитания у обучающихся духовно-нравственной гражданственности, социально активной, гуманной личности...

Методическая разработка на тему: "Совместная деятельность центра, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся"

Выступление на Педагогический Совет. Содержание патриотического и духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности.Информация о видах деятельности и формах организации деятельности...