Программа социально-психологического сопровождения обучающихся
рабочая программа на тему

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей  и представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по вопросу сопровождения процесса взросления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sps.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.nsgorod.ru/images/articles/2566_300.jpg

П Р О Г Р А М М А

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ

 

Паспорт Программы

Наименование Программы

 Программа социально-психологического сопровождения обучающихся

Авторы –составители Программы

Социальный педагог Борисова Т.В.

Педагог-психолог Ермакова Л.А.

Исполнители программы

Педагогический коллектив ГБПОУ МО «Наро-Фоминский политехнический техникум»

Основные цели Программы

  1. Разработка и внедрение процедуры комлексного социально-психологического сопровождения, оказания помощи и поддержки несовершеннолетним обучающимся
  2. Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации подростка, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире.
  3. Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации подростков через организацию социально-педагогической поддержки.
  4. Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.
  5. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные целевые направления Программы

  1. Социально-психологическое  исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
  2. Социально-психологическая  защита прав ребёнка.
  3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности обучающегося.
  4. Социально-психологическое  консультирование.
  5.  Социально-педагогическая профилактика.
  6.  Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков.

Целевая аудитория Программы

Обучающиеся ГБПОУ МО «НФПТ»

Задачи Программы

  1. Изучение личностных особенностей и черт характера подростков;
  2. Осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной помощи и поддержки обучающегося (в случае возникновения проблем и нахождения подростка в трудной жизненной ситуации;

  1. Проведение профилактических мероприятий с обучающимися, направленных на предотвращение совершения правонарушений и преступлений, недопущения совершения повторных правонарушений со стороны несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете; системы мероприятий, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения, алкоголя;

  1. Предупреждение и снятие психологического дискомфорта, связанного с процессом обучения.

  1. Формирование социальной активности подростков, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии.

  1. Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений.

  1. Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.

8. Повышение учебной мотивации и образовательного уровня обучающихся

Функции Программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно-обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно-преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка обучающихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
  • профилактическая.

Законодательная база  Программы

 

  1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
  2. Декларация ООН о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благосостояния детей;
  3. Резолюция 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. о передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях;
  4. Семейный Кодекс Российской Федерации;
  5. Административный Кодекс российской Федерации;
  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
  7. Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации;
  8. Федеральный закон от 24 июля 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  9. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  10. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Создание благоприятного климата, способствующего

уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям в подростковой среде.

  • Формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

  • Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.
  • Получение первоначального представления об огра-

ничениях, затруднениях и проблемах подростков.

  • Выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы подростка.
  • Высокий уровень самореализации и социальной адаптации подростка.
  • Предотвращение отчуждения подростка от социальных институтов (семьи, ученического коллектива, социума).
  • Снижение количества обучающихся, состоящих на внутриннем контроле. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  • Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – воспитанников.
  • Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.

Оценка эффективности Программы

Критерии оценки эффективности программы

Показатели эффективности программы

Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития учащихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям

Уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних  «группы риска».

 Создание «базы данных» (картотека личных дел) на несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создание «базы данных» на несовершеннолетних, имеющих трудности в обучении и поведении.

Полный охват числа обучающихся, нуждающихся в социально-психологической поддержке.

Активное сотрудничество родителей в воспитательной и общественной жизни техникума.

Хорошая посещаемость родительских собраний, лектория для родителей.

Совместное участие родителей и обучающихся в  мероприятиях техникума.

Хорошая адаптация подростков в ученической среде

Низкий процент прогулов,  уменьшение числа конфликтов среди обучающихся.

Творческая активность обучающихся

Активное участие обучающихся в кружках, спортивных секциях, общественной жизни техникума.

Обеспечение комплексного взаимодействия между преподавателем и  обучающимся  при организации способов обучения

Высокий процент качества знаний обучающихся

Пояснительная записка

Осуществление социально-психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности ГБПОУ МО «НФПТ» в настоящий момент является достаточно актуальным процессом. Ввиду того, что подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека, подросток остро нуждается в принятии поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняет процесс адекватного развития личности подростка. С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям и проявляют отклоняющееся поведение (употребление алкоголя, табакокурение, употребление наркотических средств, лживость, скверно-словие, совершение правонарушений, преступлений и т.д.).

 Кроме того, специфика процесса адаптации в техникуме определяется различием в методах обучения и его организации в средней школе, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер, который проявляется в том, что первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации первокурсников является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения.

Таким образом, появилась необходимость создания программы социально-психологического сопровождения подростков.

Данная программа разработана для подростков с учетом их психофизиологических особенностей  представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога с ребенком и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.

Комплекс мероприятий по реализации Программы.

Информационно-методический и дидактический комплекс (ИМДК).

      С целью совершенствования содержания программы социально-психологического сопровождения обучающихся на всех этапах обучения, а также с целью накопления и систематизации современных технологий сопровождения, информационного обеспечения обучающихся, педагогов и родителей, диагностического обеспечения участников образовательного процесса был разработан и систематически пополняется информационно-методический и диагностический комплекс (ИМДК).

Структура ИМДК:

  • информационный блок (инфотека);
  • диагностический блок;
  • библиотека;
  • методический блок;
  • инструментарий;

Инфотека ППС – это информация:

  • о службах социальной помощи;
  • кризисных центрах, службах «Доверие» и т.д.;
  • о центрах досуга и отдыха;

Тестотека

представляет собой систематизированную подборку различных тестов.

Необходимо отметить, что диагностика чаще проводится по плану или запросу. Обычно специалисты работают по схеме:

  • наблюдение за подростком;
  • обсуждение проблемы;
  • решение вопроса: нужно ли тестирование?
  • если да, выбор инструмента.

Библиотека содержит литературу и статьи по педагогике, психологии, социальной работе и др. смежным дисциплинам. Выделены специальные подборки:

  • «Родителям»;
  • «Классному руководителю»;
  • «Для тебя» (подростку).

Методический блок
содержит технологии, программы и методические разработки по СПС

Инструментарий

  • карта индивидуального  социально-психологического сопровождения;
  • паспорт группы;
  • карты, бланки СПС

Механизм реализации Программы.

Программа представляет собой систему социально-психологических действий, реализующихся в создании условий для профилактики и снижении девиантного поведения у обучающихся, мониторинга процесса адаптации в ГБПОУ МО «НФПТ».

Ответственными лицами за реализацию Программы являются социальный педагог и педагог-психолог.

       Программа реализуется через организацию таких видов деятельности,    как    психологическая и социальная диагностика, коррекция и развитие, психоконсультирование, психопросвещение, профилактика, методическая и внеклассная работа с обучающимися, их родителями, классными руководителями, мастерами производственного обучения.

      В процессе реализации Программы участвуют обучающиеся, которые имеют в своем поведении частые нарушения правил поведения, повышенную агрессивность, враждебность и конфликтность, употребляют алкоголь, наркотические средства, были замечены в «дурных» компаниях и др.

Для реализации Программы предполагается сотрудничество с инспекторами ОДН МВД РФ по Наро-Фоминскому району, сотрудниками КДН и ЗП, родителями обучающихся, их педагогами-предметниками, классными руководителями, мастерами производственного обучения.

Содержание программы

Программа содержит 5 блоков: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями, работа с педагогическим коллективом.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление ком-плекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркома-нии, токсикомании, осуществление систематической работы с обучающимися, имеющими трудности в обучении и поведении (т.н. «детьми группы риска»), с детьми-сиротами, ведение личных дел несовершеннолетних.

Диагностическая работа предполагает создание банка данных о личности обучающихся «группы риска» и особенностей семейного воспитания, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавате-лями техникума, организация мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность, индивидуальную работу с подростками, имеющими трудности в обучении. Данная деятельность осуществляется через систему классных часов,  мероприятий, проводимых в техникуме, проведения индивидуальных бесед.

Профилактическая работа с родителями предполагает вызов законных представителей в образовательное учреждение, проведение индивидуальных бесед, участие в родительских собраниях, лекториях; в случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей направляется информация в КДН и ЗП администрации по Наро-Фоминскому  району. Нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия техникума с семьей, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, работу Совета обучающихся. Программу реализует администрация  ГБПУ МО «НФПТ», классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, активные родители. В целях профилактики правонарушений в техникуме работают разнообразные кружки и секции.

   Работа с педагогическим коллективом включает в себя информирование руководителей групп и администрации об обучающихся, нуждающихся в социальной помощи, индивидуальное консультирование педагогов по вопросам социализации обучающихся, правовое и психологическое просвещение.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

№ П/П

МЕРПРИЯТИЯ

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

I

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

1.

Сбор индивидуальных данных об обучающихся, их семьях, условиях проживания

Сентябрь, октябрь

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

2.

Составление социальных паспортов групп и социального паспорта  техникума

сентябрь

Социальный педагог Борисова Т.В.,

3.

Составление социальных карт на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

сентябрь

Социальный педагог Борисова Т.В.,

4

Проведение обследования социально-бытовых условий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а так же обучающихся склонных к правонарушениям

2 раза в год,

По мере необходимости

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,

руководители групп

5

Составление планов  проведения диагностических  профилактических мероприятий

сентябрь

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

6

Подбор диагностического материала

сентябрь

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

7

Организация взаимодействия с ОДН , КДН и ЗП, составление совместных планов работы.

Сентябрь,

По мере необходимости

Социальный педагог Борисова Т.В.,

8

Организация работы по профилактике личной безопасности, предупреждению травматизма.

Планирование и реализация основ безопасного поведения на дорогах, предупреждения бытового и уличного травматизма, поведения в экстремальных ситуациях.

постоянно

Преподаватель ОБЖ, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,

руководители групп

9

Обеспечение защиты прав обучающихся при реализации прав на получение социальной стипендии, сухого пайка, на выплату пособий на питание, одежду, канцтовары, проезд

II

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

1

 Фронтальное  обследование состояния высших психических функций

Сентябрь, октябрь

Педагог- психолог

Ермакова Л.А.

2

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Сентябрь, октябрь

Педагог- психолог

Ермакова Л.А.

3

Диагностика характерологических особенностей

Сентябрь, октябрь

Педагог- психолог

Ермакова Л.А.

4

Диагностика формирования ценностных ориентаций

Сентябрь, октябрь

Педагог- психолог

Ермакова Л.А.

5

Диагностика межличностных отношений

Сентябрь, октябрь

Педагог- психолог

Ермакова Л.А.

6

Проведение процедуры социометрического исследования групп обучающихся на предмет определения внутригрупповых взаимоотношений и определения внутригрупповых взаимоотношений и определения социометрического статуса

2 раза в год

Социальный педагог Борисова Т.В.

7

Проведение социально-педагогической диагностики ближайшего окружения обучающихся из категории детей-сирот, детей, имеющих трудности в обучении

( патронажи, беседы, с детьми, родителями, изучение характеристик с прежнего места учебы и т.д.)

постоянно

Социальный педагог Борисова Т.В.,

8

Составление карт социально-психологического сопровождения

Сентябрь,

 по мере  необходимости

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

9

Промежуточная диагностика результатов реализации программы

2 раза в год

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

III

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Профилактическая работа включает в себя организацию и проведение мероприятий по профилактике через психокоррекционную работу.

1

Изучение личных дел и медицинских документов с целью выявления детей нуждающихся в психологической помощи, а также детей, находящихся в социально опасном положении

Сентябрь,

по мере  необходимости

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

2

Составление банка данных детей «группы риска».

Сентябрь, октябрь

по мере  необходимости

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,

руководители групп

3

Проведение дополнительной индивидуальной психодиагности

В течении года

По мере необходимости

Педагог-психолог

Ермакова Л.А.

4

Проведение мониторинга с целью выявления % склонности  к употреблению ПАВ

Октябрь, ноябрь

Социальный педагог Борисова Т.В.,педагог- психолог Ермакова Л.А.

4

Выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ

постоянно

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,

Руководители групп

5

Организация участия в добровольном тестировании

март

Администрация , социальный педагог, психолог

6

Осуществление мониторинга посещаемости и успеваемости обучающихся ГБПОУ МО «НФПТ»

ежедневно

Зам.директора по УВР, зав. отделением

7

Совместный патронаж инспектора ОДН с представителями Совета по профилактике, мастерами п/о в семьи несовершеннолетних, состоящих на внутреннем контроле и других видах учета

По плану СП

Совет профилактики, руководители групп

8

Проведение плановых заседаний Совета профилактике с приглашением обучающихся, родителей, инспектора ОДН.

По плану СП

Совет профилактики, руководители групп

10

Проведение занятий, воспитательных часов по правовым вопросам, рассмотрение основ уголовного, гражданского законодательства РФ

В течение года

Преподаватель ОБЖ, социальный педагог   Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.,

руководители групп, преподаватели права

9

Проведение воспитательных часов, бесед, тематических недель, круглых столов

В течение года

Мастера п/о, классные руководители, педагоги

10

Индивидуально-групповая и коррекционная работа

Согласно плану работы психолога

Педагог-психолог

 Ермакова Л.А.

11

Занятия по профилактической образовательная программа «Мой выбор»

В течение года

Педагог-психолог

 Ермакова Л.А.

12

Занятия по профилактической образовательная программа   « Твое здоровье»

В течение года

Педагог-психолог

 Ермакова Л.А.

13

Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся

По требованию

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

14

Проведение тематических  мероприятий по профилактике ПАВ с участием представителей ФСКН, врачей наркодиспансера г. Наро-Фоминск

октябрь

Социальный педагог Борисова Т.В.,

15.

Проведение акций «Твое здоровье»

1 раз в месяц

Социальный педагог Борисова Т.В.,

руководитель физвоспитания, мастера п/О

16

Работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении (консультирование, беседы, обследование ЖБУ)

В течение года

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

Зам. директора по УР

17

Привлечение детей «группы риска» для участия в общественных мероприятиях, кружках, спортивных секциях.

В течение года

Руководители групп, педагог-организатор, Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А

18

Организация посещения музеев, выставок, планетария.

В течение года

Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог                Ермакова Л.А.

IV

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Причинами, вызывающими нарушения у подростков, являются наследственность и семейное неблагополучие. Эти факторы неблагоприятно сказываются на развитии, образе жизни подростка и на его поведение. Отклонения в поведении это нарушение нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом, является девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается "система проступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением"

Основой профилактики безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних является работа с семьей, поскольку именно семья есть точка отчета в воспитании ребенка.

1

Проведение общих родительских собраний  и групповых

2 раза в год, по плану мастеров п/о

Зам.директора по УВР, руководители групп

2

Ознакомить обучающихся и их родителей с правами  и обязанностями обучающихся, заложенных в законодательных актах: Международной конвенцией о правах ребенка, Конституции РФ, семейном кодексе. Уставе техникума.

3

Посещение семей, проведение тестирование с целью выявления семейных взаимоотношений и стиля семейного воспитания

Регулярно

Социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А.

4

Проведение лектория для родителей

Октябрь, январь, март

психолог Ермакова Л.А.

5

Индивидуальные консультации и беседы для родителей

В течение года

Социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А.

6

Привлечение родителей для участия в работе Совета профилактики и общественных мероприятиях

В течение года

Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., педагог-сихолог          Ермакова Л.А.

7

Организация отдыха детей в каникулярное время

Руководители групп, педагог-организатор, социальный педагог Борисова Т.В., психолог Ермакова Л.А.

v

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

1

Информировать педагогический  коллектив о положении дел в работе с детьми из группы риска, находящимися под опекой, с детьми из неблагополучных семей на пед. совещаниях, на семинарах кл. руководителей.

В течение года

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.

2

Поддерживать связь и оказывать помощь мастерам производственного обучения в работе с детьми и семьями из группы риска.

В течение года

Социальный педагог Борисова Т.В.,педагог- психолог Ермакова Л.А.

3

Индивидуальные беседы и консультации педагогов

В течение года

Социальный педагог Борисова Т.В., педагог-психолог Ермакова Л.А.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда

  Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....

Социально-психологическое сопровождение профориентационной работы в коррекционной школе-интернате.

Для того чтобы обучающиеся могли изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор специальности, по...

Программа "Социально – психологическая адаптация первокурсников в колледже"

Адаптация студентов первого курса-задача учебно-воспитательного процесса....

Программа «Социально – психологическая адаптация студентов первого курса колледжа»

Цель программы:  Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций....

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Содержание и формы работы  детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физич...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ...