ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебно-методический материал

Брычка Нина Александровна

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_adaptatsii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

2020

I. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Целью педагогического процесса является создание социально-психологических условий для формирования гармонично-развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.

Большое значение для нашего коллектива имеет процесс адаптации студентов в техникуме.

Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т.д.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.

Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость внедрения данной программы.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся и студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.

        Задачи:

  • Подготовка студентов к новым условиям обучения;
  • Формирование позитивных учебных мотивов;
  • Установление и поддержание социального статуса обучающихся,  студентов в новом коллективе;
  • Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
  • Предупреждение и снятие у обучающихся и студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения обучающихся и студентов в техникуме осуществляется в 3 этапа.

Сроки

реализации

Задачи

I этап (сентябрь, октябрь)

  • Оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме;
  • Оказать социально-психологическую поддержку вхождения обучающихся в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап (ноябрь, декабрь)

  • Выявить основные проблемы адаптации обучающихся и студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения;
  • Определить способы устранения имеющихся противоречий в учебе и общении;
  • Внести коррективы в организации учебно-воспитательного процесса.

III  этап (январь, июнь)

  • Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе;
  • Организовать коррекционно-просветительскую работу с обучающимися и  студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам;
  • Проводить консультации и просвещение родителей студентов, неадаптировавшихся к работе в новой среде.

Психологическая диагностика:

-оказание помощи обучающимся и студентам в процессе адаптации;

-выявление внутригруппового статуса и социальной роли студентов;

-изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости студентов;

-выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации студентов.

Психологическая профилактика:

-оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей и других специалистов;

-оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Психологическая коррекция;

-психологическое консультирование обучающихся и студентов нового набора в образовательном процессе;

-консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития студентов;

-консультирование студентов по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

IV. МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА

Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся и студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

        Задачи модели:

1.Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.

2.Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.

3.Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

        Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели.

1.Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формирования новых установок.

2.Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.

3.Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.

4.Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.

Задачи

Механизм решения задач

Ответственные

1. Психологическая адаптация (мое Я)

1.Помочь обучающимся и студентам раскрыть своеобразие своей личности.

2.Воспитывать потребность в  самопознании  и самооценке.

3.Диагностировать индивидуальные особенности личности студентов.

1.Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры, занятия с элементами тренинга.

 2.Индивидуальная работа со студентами:

  • Обсуждение индивидуальных трудностей;
  • Выработка позитивного отношения к временным неудачам.

Соц. педагог

Педагог-психолог

Кураторы

Преподаватели

2.Социальная адаптация

  • Я и коллектив Я и социум

1.Организовать изучение социально-психологического климата в учебных группах нового набора.

2.Помочь раскрыть каждому обучающемуся своеобразие и богатство своей личности.

3.Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора.

4.Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.

5.Способствовать адаптации студентов к жизни в общежитии.

6.Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.

7.Вовлечение студентов в работу городских, областных молодежных объединений.

1.Включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп.

2.Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития.

3.Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений и др.) освещающего жизнедеятельность техникума.

4.Групповые и общие родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

Педагог-психолог

Кураторы

Преподаватели

3. Педагогическая адаптация

  • Я и учебное заведение Я и учеба

1.Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

2.Провести вводный инструктаж по ТБ.

3.Определить степень сформированности у студентов общеучебных умений и навыков.

4.Взаимодействовать с предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе студентов нового набора.

5.Способствовать выработке сознания студентов на необходимость ведения здорового образа жизни.

1.Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.

2.Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.

3.Выявление степени занятости студентов во внеурочное время.

4.Рекомендации (памятки) педагогам-предметникам по учету индивидуальных особенностей первокурсников.

5.Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.

Заместитель директора по УВР

Преподаватели Педагог-психолог

кураторы

4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)

1.Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

1.Овладение дисциплиной «Введение в специальность».

2.Встреча с выпускниками.

3.Анкетирование, беседы.

Преподаватели Педагог-психолог

кураторы

V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Содержание работы

Сроки

Ответственные

I. Аналитико-диагностическое направление.

1.Знакомство с личными делами вновь поступивших студентов, изучение медико-педагогических особенностей детей-сирот. Выявление детей с ослабленным здоровьем.

 2.Анкетирование.  

Диагностика учебной, социально-психологической адаптации.

  • Определение мотивации обучения.
  • Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.

Сентябрь

Декабрь–январь

Май-июнь

Педагог-психолог,

кураторы

II.Взаимодействие с педагогами, родителями.

1.Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся и студентов к новым условиям обучения.

2.Индивидуальные и групповые консультации преподавателей, классных руководителей по результатам диагностирования процессов адаптации студентов к обучению в новых условиях с методическими рекомендациями.

3.Родительские собрания (групповые, общие).

В течение года

Педагог-психолог

куратор

Заместитель директора по УВР

III.Мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии.

1.Ознакомление с правилами и нормами проживания в общежитии.

2. Контроль за соблюдением правил проживания в общежитии.

Сентябрь-октябрь

В течение года

Воспитатель общежития

Комендант

Соц.педагог

Педагог-психолог

IV.Социально-психологическое сопровождение студентов

1.Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации.

2.Проведение занятий по программам «Психология общения», «Я – личность», «Путь к успеху», «Основы психологии здоровья».

3. Работа психологического клуба «Путь к успеху»

В течение года

Педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора

Актуальные проблемы адаптации нового контингента обучающихся...

Адаптация обучающихся на производственной практике у социальных партнеров.

Адаптация обучающихся на производственной практике у  социальных партнеров. Важной целью современного образовательного учреждения профессионального образования является подготовка конкуренто...

« Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»

Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже  является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека...

Статья "Социализация и адаптация обучающихся техникума в процессе получения профессии"

В статье говорится о адаптации обучающихся ГБОУ РХ СПО ЧМТТ за 2013-2014 учебный год....

Учебная презентация к рабочей программе по дисциплине "Социальная адаптация обучающихся"

Данная учебная презентация предполагается как информационно-теоретико-практическое сопровождение занятия лекционно-практической направленности по теме "Переговоры как средство разрешения конфликта"...

Рабочая программа учебной дисциплины "Социальная адаптация обучающихся" (СПО)

Рабочая программа (специальность 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, специальность 35.02.03 Технология деревообработки)предназ...

Адаптация обучающихся

Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям....