методическая разработка " Влияние стресса на организм человека"
методическая разработка

Дмитриева Марина Владимировна

В данной работе описывается влияние стресса на организм человека, в частности подростков. Так же рассмотрены разновидности стресса и методы борьбы с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_1_vliyanie_stressa_na_organizm.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Влияние стресса на организм человека»

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования– выяснить влияние стресса на организм человека и проинформировать ровесников о возможных способах избежать его негативное влияние.

Задачи:

-дать определение понятию «стресс»;

-выяснить причины появления стресса;

- найти информацию и описать симптомы стресса;

- проанализировать положительное и отрицательное влияние стресса;

- определить способы борьбы с негативным проявлением стресса;

- провести анкетирование

Объект исследования:стресс в жизни человека

Предмет исследования:влияние стресса на организм человека

Гипотеза

Жизнь без стресса невозможна.

Актуальность

Ком в горле, дрожь, лёгкая тошнота, холодные конечности, потные ладони – всем известные симптомы. Трудно найти человека, который за свою жизнь ни разу не нервничал и не испытывал подобных ощущений. Стресс – одна из реакций организма человека. Чаще люди отмечают негативное влияние стресса на организм, но возможно у стресса есть и положительные стороны. Если жизнь без стресса невозможна, в этом процессе нужно научиться разбираться.Понимая причины и сам механизм стресса у человека, легче бороться с его негативными последствиями.

Состояние нервного напряжения, тревога, волнение - всё это относится к одному общему понятию - стресс, который своим действием призван сигнализировать о неблагоприятных для жизни условиях. Все люди по-разному переживают те или иные жизненные ситуации, но излишне сильные переживания порой оказывают губительное воздействие на организм.

Термин «стресс» ввел, а точнее позаимствовал из науки о сопротивлении материалов в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Изначально это был технический термин, обозначающий напряжение, нажим и давление. Ганс Селье решил, что это применимо и к человеку. Тогда стресс рассматривали как приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях (высокие температуры, болезни, травмы и т. д.). Сегодня проблема стресса рассматривается шире, в список стрессогенных факторов входят социально-психологические элементы, например, конфликты, неожиданности.

Стресс – особая форма переживания чувств и эмоций. По психологическим характеристикам стресс близок к аффекту, а по длительности к настроению. Это психическое состояние, ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к личности. С английского слово «стресс» переводится как «напряжение». В психологии стресс принято рассматривать как период адаптации человека.

В зависимости от того, как человек оценивает сложившиеся условия, стресс оказывает дезорганизующее или мобилизующее влияние. Однако в любом случае сохраняется опасность истощения организма, так как в момент стресса все системы работают на пределе. Вот как это происходит:

1. Повышается адреналин, это стимулирует выработку кортизола, за счет чего накапливается дополнительная энергия, повышается сила и выносливость. Человек испытывает прилив энергии. (Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.)

2. Чем дольше длится первая стадия возбуждения, тем больше накапливается адреналина и кортизола. Постепенно они заменяют сератонин и дофамин, а эти гормоны отвечают за хорошее настроение, радость и уверенность в себе (спокойствие). Соответственно, ухудшается настроение, отмечается тревога. Кроме того, избыток кортизола провоцирует снижение иммунитета и развитие заболеваний. Человек часто болеет.(Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.)

3. Постепенно снижается внимание, накапливается усталость и раздражение. Гормональный баланс настолько нарушен, что из себя выводит каждая мелочь. Стрессоустойчивость окончательно падает.(Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Разновидности стресса

По мнению автора учебника для студентов медицинских институтовЕ.Б.Бабского«Физиология человека» стрессы делятся на:

Физиологический

связан с прямыми воздействиями на организм, болью от различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки). Сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, мышцы напрягаются и работают более интенсивно, запасы энергии в организме заканчиваются.

Психологический

Вызывают факторы, действующие как сигнал: обман, обида, угроза, опасность. Формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания.

Информационный

Возникает при большом количестве информации за маленький промежуток времени, задач, которые нужно выполнить, когда человек, не успевает принимать верные решения, когда от него это требуют. Появляются негативные эмоции, развитие чувства тревоги.

Эмоциональный положительный стресс (эустресс)

появляется при радостных событиях, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, повышают устойчивость организма к заболеваниям. чаще всего после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.

Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)

появляется из-за угрозы безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни. Возникает Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.

Острый (кратковременный)

происходит быстро и неожиданно, не причиняет вред, крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта. Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство.

Долговременный (хронический)

появляется из-за незначительных, но часто повторяющихся факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.) Возникает боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение, аутоиммунные заболевания.

По сферам возникновения выделяют следующие виды стресса:

Внутриличностный стресс (несбывшиеся ожидания, бессмысленность и бесцельность поступков, нереализованные потребности, болезненные воспоминания и т. д.);

межличностный стресс (проблемы во взаимоотношениях с людьми, критика и оценка, конфликты);

Финансовый стресс (невозможность оплатить квартплату, задержка зарплаты, нехватка средств и т. д.);

Личностный стресс (трудности, связанные с выполнением социальных ролей, соблюдением и несоблюдением обязанностей);

Семейный стресс (все трудности, связанные с семьей, взаимоотношения поколений, кризисы и конфликты в семье, выполнение супружеских ролей и т. д.);

Экологический стресс (неблагоприятные природные условия);

общественный стресс (проблемы, касающиеся всего общества или категории людей, к которой себя относит личность);

Рабочий стресс (проблемы в трудовой сфере).

Причины стресса

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

  1. Психологическая травма или кризисная ситуация;
  2. Мелкие ежедневные неурядицы;
  3. Конфликты, либо общение с неприятными людьми;
  4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;
  5. Ощущение постоянного давления;
  6. Шум;
  7. Монотонная работа;
  8. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;
  9. Напряжённая работа;
  10. Финансовые трудности;
  11. Сильные позитивные эмоции;
  12. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Воздействие стресса на организм

Положительное влияние на организм человека оказывает кратковременный стресс:

  • Момент сильного напряжения происходит активация нервных клеток, поэтому мозг начинает работать на максимуме. Улучшается рабочая память. На экзамене студент может рассказать материал, который, на его взгляд, он никогда не учил.
  • Повышается уровень окситоцина, гормона нежности и доверия. Он способствует устранению конфликтных ситуаций, налаживанию доверительных контактов.
  • Активируются резервные запасы энергии, появляются силы и мотивация для достижения поставленных целей.
  • Преодолевая трудности, повышается выносливость организма.
  • Активируется иммунная система, улучшаются биологические показатели.
  • Обостряются все анализаторы, помогая сконцентрироваться на решении проблемы.

Отрицательное влияние на организм человека оказывает хронический стресс:

  • Головные боли, не имеющие характерной локализации;
  • Хронические недосыпания и бессонница;
  • Функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы: брадикардия, артериальная гипертензия, инфаркт миокарда;
  • Нарушение концентрации внимания, повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • Нарушения желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва, диспепсии невротического генеза;
  • Обостряются онкологические проблемы;
  • Снижение иммунитета, вследствие чего организм может подвергнуться вирусной инфекции;
  • Нарушение нейроэндокринной регуляции, нерегулярная выработка гормонов, приводит к развитию остеопороза, сахарного диабета или к другим обменным заболеваниям;
  • Дистрофия тканей мозга, мышечная ригидность или атония;
  • Может появиться алкогольная или наркотическая зависимость;
  • Истощение душевных сил приводит к неврозам, депрессии и другим психическим заболеваниям;
  • Потеря интереса к жизни, отсутствие каких-либо желаний;
  • Нарушения режимов сна и бодрствования;
  • Эмоциональная неустойчивость: приступы агрессии, вспышки гнева, раздражительность;
  • Внутреннее ощущение тревоги.

Системы органов, на которые влияет стресс

#1057;истема кровообращения. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее чем обычно и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.

#1052;ышцы и кости. В результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.

#1046;елудочно-кишечная система. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ, вследствие чего ворсинки для всасывания питательных веществ изнашиваются.

#1048;ммунная система. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ.

Стресс у школьников

Самые распространенные причины стресса у подростков

Стресс от учебы

От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.

Социальный стресс

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации. Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса. Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний. В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

Разногласия в семье

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговыйбуллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.

События в мире

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков. Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки. Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

Травматические события

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка. Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях.

Перемены в жизни

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.

Симптомы стресса в подростковом возрасте

Эмоциональные «качели»: ребенок может казаться возбужденным, взволнованным, и/или подавленным.

Телесные изменения: будучи в стрессе подростки склонны чаще заболевать, жаловаться на головные и зубные боли, аномальные боли и дискомфорт.

Изменения в привычках: смена пищевых привычек пищи и режима сна, поведенческие изменения в повседневной деятельности.

Когнитивные (умственные) изменения: ухудшение концентрации внимания, забывчивость и/или невнимательность.

Практическая часть

Чтобы убедиться в правильности гипотезы, провела опрос ровесников.

Испытывал(а) ли ты состояние стресса?

ответ

%

нет

0

крайне редко

40

еженедельно

40

каждый день

20

Вывод: 100% респондентов испытывают стресс, причем большинство (60%) каждый день или еженедельно, т.е. очень часто.

Наиболее частые причины стресса

учеба

30

занятия спортом

10

ситуация в семье

15

общение со сверстниками

30

события в мире

15

Вывод:наиболее частыми причинами стрессаотмечены учеба и общение со сверстниками (по 30%), ситуации в семье и события в мире (по 15%), всего 10% - занятия спортом.

Какие последствия стресса ты испытывал(а)?

нарушение сна

45

желание «заесть» стресс

10

потеря аппетита

10

ухудшение концентрации внимания

5

подавленность

10

тревожность

20

Вывод: наиболее часто встречаемым последствием стресса у респондентов отмечено нарушение сна (45%), 20% отметили ощущение тревожности, также присутствует желание «заесть стресс», потеря аппетита и подавленность (по 10%). Небольшой процент ребят (5%) отметили ухудшение концентрации внимания.

Подолгу ли ты переживаешь неприятности?

нет

25

скорее нет, чем да

5

скорее да, чем нет

50

да

20

Вывод: 75% респондентов подолгу переживают неприятности.

Как справляешься с неприятностями, вызванным ими стрессом?

вообще не переживаю

0

стараюсь не зацикливаться

20

ем что-нибудь вкусненькое

20

долго думаю, почему это произошло

20

делюсь проблемами с близкими

20

снимаю напряжение физическими нагрузками

20

Вывод: среди опрошенный не было подростков, кто вообще не переживает и не испытывает стресс, ребята пытаются найти наиболее эффективный именно для них способ выйти из состояния стресса.

Вывод по практической части: Итоги анкетирования свидетельствуют о том, что все опрошенные мной ровесники (100%) испытывают стресс, 60% - очень часто, но многие, не понимая негативное влияние стресса, порой неправильно ведут себя в создавшейся ситуации, подолгу переживая неприятности. Всем подросткам будет полезно узнать, как правильно вести себя в состоянии стресса, чтобы избежать его негативных последствий.

Последствия стресса для подростков

Стресс и адаптация к нему важны для выживания в окружающей среде, но хроническая стрессовая ситуация действует как пусковой механизм возникновения и прогрессирования многих заболеваний и патологических состояний.

Развившееся психическое перенапряжение повышает сверхконтроль, бодрствование и, как следствие, вызывает:

  • нарушения сна (инсомнии);
  • когнитивные расстройства (расстройства внимания и памяти);
  • эмоциональную лабильность;
  • повышенную тревожность и фобии.

Такие дети постоянно взвинчены и пребывают на грани срыва. Стресс влияет на функционирование центральной и периферической нервных систем, гормональную регуляцию организма. При стрессовых расстройствах значительно увеличивается риск сердечно-сосудистой патологии.

Эмоциональный стресс подростков ухудшает их самоконтроль, а импульсивное поведение часто списывается на дефицит внимания и гиперактивность.

Напряженная работа надпочечников, вегетативная дисфункция, повышенная утомляемость приводят к развитию новых или обострению хронических заболеваний у 25 % детей.

Профилактика стресса у подростков

Специалисты рекомендуют обращать внимание и следовать следующим правилам:

  • соблюдение режима сна;
  • регулярная физическая активность;
  • правильное и сбалансированное питание;
  • профилактика дефицита магния.

Ребенку, как и взрослому, необходим полноценный отдых и непрерывный сон, обеспечить которые помогает правильная гигиена сна.

Важную роль в профилактике подросткового стресса играют регулярные физические нагрузки не менее пяти раз в неделю в утреннее или дневное время. Они помогают снять напряжение и улучшить адаптационные способности организма.

Потребность детского организма в необходимых микро- и макроэлементах гораздо выше, чем у взрослых. Особое влияние на стрессоустойчивость оказывает содержание магния. Любое стрессовое состояние оказывает воздействие на состояние ребенка, что в будущем повышает риски развития множества хронических заболеваний уже во взрослом возрасте.

Оборачиваем факторы стресса на пользу

Люди должны внимательнее относиться друг к другу и к самим себе. Давление на работе, в школе или любом другом коллективе — наиболее распространенные факторы, становящиеся причиной стресса в обществе. Не стоит скрывать свои проблемы, копить негативные эмоции. Факторы стресса не должны брать верх над человеком. Следует стараться получать как можно больше положительных эмоций, меньше обращать внимание на неприятности, вести активный и здоровый образ жизни, ведь недаром говорят - в здоровом теле здоровый дух!

По мнениюсоздателя теории стрессаГансаСелье: «Создание правильного отношения может превратить отрицательный стресс в положительный. Убивает не стресс, а наша реакция на него».

Для того чтобы создать правильное отношение к стрессу, не следует делать следующего:

  • зацикливаться на случившейся неприятности;
  • вовсе игнорировать симптомы стресса;
  • подавлять симптомы стресса.

Итак, что же делать, если нельзя ни игнорировать стресс, ни зацикливаться на нем? Ответ прост — им нужно научиться управлять, а именно:

  • при возникновении стрессовой ситуации, ее необходимо устранить. Даже если действия не приносят положительных результатов, следует менять средства и действовать;
  • важно своевременно убирать последствия негативного воздействия, заниматься восстановлением физического и психологического здоровья. Для этого подойдут сеансы психолога, расслабляющий массаж, занятия физкультурой, спа процедуры, медитация и даже общение в кругу друзей.

Важно не падать духом, понимая, что каждая ситуация в нашей жизни — это лишь промежуточный этап. А активный, здоровый и позитивный образ жизни — лучшее средство профилактики неприятностей и большинства недугов.

Как быстро успокоиться? Пять дыхательных техник

Всем нам необходимо беречь здоровье, хотя учеба, занятия спортом и самые различные жизненные ситуации не оставляют шанса быть спокойным всегда и при любых обстоятельствах. Как успокоиться прямо во время урока? Как замедлить сердце, готовое выпрыгнуть из груди? Учимся приходить в себя быстро и эффективно: 5 простых дыхательных техник.

Прежде всего следует помнить: мы все переживаем и расстраиваемся время от времени. Это нормальная часть жизни. Главное — не сдавать позиций и уметь быстро успокаиваться, чтобы не наносить вред своему здоровью.

«Дыхание — это самый эффективный метод быстрого снижения гнева и тревоги», — говорят врачи. Когда вы беспокоитесь или злитесь, вы, как правило, делаете короткие, неглубокие вдохи. Врачи поясняют, что такое поведение лишь усиливает состояние стресса, то самое «бей или беги». Страх вызывает быстрое дыхание, которое усиливает страх. Вот почему долгие и глубокие успокаивающие вдохи разрушают эту зависимость и помогают вам успокоиться.

Существуют различные методы дыхания, которые помогут успокоиться, вот 5 основных.

  1. Ровное дыхание

Убедитесь, что ваши вдохи и выдохи соответствуют друг другу по длине. Как правило, вдохи и выдохи продолжительностью 3-5 секунд помогают справиться со стрессом лучше всего и удаются даже новичкам.

Небольшое дополнение: обязательно закройте глаза, чтобы расслабиться. Продолжайте 30 секунд – минуту.

  1. Диафрагмальное дыхание

Диафрагмальное дыхание является основой всех дыхательных практик. Эта техника включает в себя полное вдыхание через нос и «в живот», чтобы он расширялся наружу, а затем медленное выдыхание изо рта, пока ваш живот «спускается». Хотя это может показаться простым, в большинстве случаев люди вместо описанного делают неглубокие вдохи «в грудь». Это привычный способ дыхания, но он не помогает уменьшить стресс. Вдыхание в грудь фактически удерживает ваше тело в режиме боя, не переводя в режим отдыха.

  1. Альтернативное дыхание через ноздрю

Переменное дыхание через ноздрю требует немного больших усилий, но, будьте уверены, эта техника того стоит. Такой способ дыхания снижает частоту сердечных сокращений, уменьшает напряжение в теле и снимает стресс.

Итак, используйте большой палец правой руки, чтобы мягко закрыть правую ноздрю. Медленно вдохните через левую ноздрю, закройте ее безымянным пальцем и сделайте паузу. Затем осторожно откройте и выдохните через правую ноздрю. Теперь медленно вдохните через правую ноздрю и затем закройте ее большим пальцем. Сделайте паузу перед выдохом через левую ноздрю. Повторите эту процедуру пять-десять раз, чтобы достичь результата — спокойствия и замедления сердечного ритма.

  1. Техника дыхания 4-7-8

Эта техника является не только эффективным способом снять стресс, но и полезным приемом, если у вас возникли проблемы с ночным сном. «Дыхание 4-7-8» — естественный транквилизатор для нервной системы, который переводит тело в состояние спокойствия и расслабления», — сказал доктор Эндрю Вейль, врач из Гарварда. Чтобы правильно практиковать эту технику, и не важно — лежите ли вы в кровати или стоите— начните с полного выдоха через рот. Затем, закрыв рот, медленно вдохните через нос на счет четыре. Задержите дыхание на счет семь. Затем выдохните полностью через рот на счет восемь. Повторите цикл три раза, чтобы эффект был заметен.

  1. Сжатое губное дыхание

Такая техника не только успокаивает, но и облегчает симптомы хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) или одышки. Расслабьте плечи и шею и медленно вдыхайте через нос, считая до двух, держа рот закрытым. Затем сожмите губы так, как будто вы собираетесь свистеть, и медленно выдыхайте через них до счета четыре. Повторите минимум 15 раз.

Вывод

Стресс – это неотъемлемая часть жизни каждого. От него невозможно избавиться, можно только научиться управлять им.

Американский психолог Келли Макгонигал в своей книге «Хороший стресс как способ стать сильней и лучше» писала, что не нужно пытаться сбежать от стресса, нужно научиться его принимать и использовать в своих целях. И она, безусловно, права.

С помощью стресса человек становится сильнее, он набирается больше опыта и знает, что ему делать в той или иной ситуации. Каждый, независимо от своего темперамента, мышления, отношения к жизни – способен справиться с ним, нужно лишь найти подход.

Таким образом, цель проекта выполнена. Поняв, что из себя представляет стресс, разобравшись, что в этот момент происходит в нашем организме, нам проще на основе предложенных правил выработать свое проведение, чтобы избежать негативное влияние стресса.

Список информационных источников

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Учебник. 7-е изд. – Москва, 2019. – 400 с.

2. Макгонигал К. Хороший стресс как способ стать сильней и лучше. – Москва, 2017 – 302 с.

3.

4. #anchor_5

5.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Влияние вибрации на организм человека". Охрана труда.

Данная презентация используется при изучении темы "Защита от шума и вибрации."На уроке мы знакомимся с классификацией вибраций, источниками вибрации: транспортной, транспортно-технологической и технол...

Влияние табакокурения на организм человека

«Влияние табакокурения на организм человека»Если человек, закурив, продолжает курить и это становится постоянным фактором, начинает формироваться никотиновый синдром, или никотиновая токсикомания. Выд...

Влияние массажа на организм человека

Данная работа повысит уровень знаний школьников, студентов и их родителей о массаже его видах, показаниях и противопоказаниях. В данной работе также кратко описано воздействие массажа на организм чело...

Влияние шума на организм человека

Данная презентация используется при изучении темы "Защита от шума и вибрации. На уроке мы знакомимся: источники шумка, уровни шума в разных условиях, влияние шума на организм человека, профилакти...

Презентация "Вредное влияние компьютера на организм человека".

Вредное влияние компьютера на организм человека в виде презентации....

Влияние курения на организм человека

Методическая разработка посвящена теме "Влияние курения на организм человека"...